Интегрированный урок физики «Дисперсия. Оптические явления в природе» (11 класс)

6
5
Материал опубликован 28 April 2016 в группе

«Во всем подслушать жизнь стремясь, «Во всем подслушать жизнь стремясь, Спешат явленья обездушить, Забыв, что если в них нарушить Одушевляющую связь, То больше нечего и слушать…» И.Гёте, «Фауст»

Оптические явления в природе Шубина Ольга Владимировна Учитель физики МКОУСОШ №2 г.Орлов

ВОСХОД СОЛНЦА ВОСХОД СОЛНЦА Загорелась зорька красная В небе темно-голубом, Полоса явилась ясная В своем блеске золотом. Лучи солнышка высоко Отразили в небе свет. И рассыпались далеко От них новые в ответ. Лучи ярко-золотые Осветили землю вдруг. Небеса уж голубые Расстилаются вокруг. (Сергей Есенин)

Разложение белого света в спектр с помощью призмы Исаак Ньютон 1666 год

Ход монохроматических лучей в призме Почему белый свет, проходя сквозь призму, разлагается в цветной спектр? Какие цвета и в какой последовательности наблюдаются в спектре?

Преломление – явление … Преломление объясняется … Коэффициент преломления … А В Преломление лучей О

Световые пучки различных цветов различаются по степени преломляемости. Красный свет имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и разлагает белый свет. Ход монохроматических лучей в призме

dispersion (лат.) – рассеяние, развеивание Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны) Что такое дисперсия? Попытайтесь сформулировать. Дисперсия

Выводы: Дисперсия – явление разложения белого света в спектр. Белый свет – сложный, состоит из монохроматических цветов. Показатель преломления среды зависит от цвета света (фиол., красн.) Показатель преломления света в среде зависит от его частоты.

Каждому цвету соответствует своя длина и частота волны. Каждому цвету соответствует своя длина и частота волны. 760 – 620 нм 620 – 590 нм 590 – 560 нм 560 – 500 нм 500 – 480 нм 480 – 450 нм 450 – 380 нм Монохроматический свет – световые колебания одной частоты

Схема опыта по рассеиванию света Дж. Тиндаль 1869 г

И.И. Шишкин Полдень. Окрестности Москвы.

А.К. Саврасов Рожь

А.К. Саврасов Летний пейзаж с мельницами

И.И. Левитан Исаак-озеро. Русь.

И.К. Айвазовский Девятый вал

И.К. Айвазовский Буря

Схема образования радуги 1) сферическая капля, 2) внутреннее отражение, 3) первичная радуга, 4) преломление, 5) вторичная радуга, 6) входящий луч света, 7) ход лучей при формировании первичной радуги, 8) ход лучей при формировании вторичной радуги, 9) наблюдатель, 10-12) область формирования радуги.

Рубенс Радуга

А.К. Саврасов Радуга

И.К. Айвазовский Радуга

Реакция фотосинтеза Реакция фотосинтеза

В мураве колеи утопают, А за ними с обеих сторон В сизых ржах васильки зацветают, Бирюзовый виднеется лен. Серебрится ячмень колосистый, Зеленеют привольно овсы, И в колосьях бриллианты росы Ветерок зажигает душистый … И.А.Бунин

Унылая пора! Очей очарованье! Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… А.С. Пушкин

«Во всем подслушать жизнь стремясь, «Во всем подслушать жизнь стремясь, Спешат явленья обездушить, Забыв, что если в них нарушить Одушевляющую связь, То больше нечего и слушать…» И.Гёте, «Фауст»

мираж

Северное сияние

Зелёный луч

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Ольга Владимировна. мне кажется, что на уроке хорошо провести фронтальный эксперимент. Плоско-параллельные пластины имеют углы, которые можно использовать как призмы. Появившуюся радужную кайму у тел при их рассмотрении сопоставить с опытом Ньютона, подчеркнуть зависимость увиденного от диаметра светового пучка и его формы (круглое отверстие, узкая щель). Сам фронтальный эксперимент может стать "затравкой" выдвигаемых гипотез. Больше активных форм работы.

11 May 2016

Спасибо за совет.

12 May 2016

Ольга Владимировна, мне понравилась разработка вашего урока. в ней продуманно подобран материал. А класс какой - средний, сильный?

12 May 2016

Наталья Николаевна, этот урок подготовила несколько лет назад, поэтому провела на разных классах. Рассказать по теме хочется много. Иногда успеваю, иногда нет. Бывает ребята развивают тему, добавляют свое - хорошо, но опять же что-то остается за пределами урока. Экспериментальную часть сейчас еще добавлю Вашим предложением.

12 May 2016

Я то же правлю планы уроков с учетом класса. Каждый год дети разные.

13 May 2016