12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Медведская Ольга Александровна77

География.

Медведская Ольга Александровна.

6 класс.

Тема: Тепло в атмосфере.

Цели:

- сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности;

- научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой  солнца над горизонтом в течение суток и в течение года;

- сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха;

- продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями, расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас.

Тип урока: комбинированный.

Задачи (С позиции УУД и требований к предметным результатам ФГОС):

1. Предметные:

- давать определения терминов, понятий;

- объяснять закономерности изменения температуры с высотой, распределения тепла у поверхности Земли, изменения температуры во времени;

- устанавливать зависимость между показателями температуры и широтами точек земной поверхности, характером подстилающей поверхности;

- рассчитывать средние значения температуры воздуха, амплитуды температур;

- работать с тематическими картами.

2. Метапредметные:

- анализировать и обобщать тематическую информацию;

- строить логически обоснованные рассуждения;

- определять цель, проблему в процессе деятельности;

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы;

3. Личностные:

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него;

- формировать учебно-познавательный интерес к изучению географии;

- понимать закономерности изменения температуры во времени и пространстве, влияние температуры воздуха на человека;

- понимать и принимать процедуру расчетов показателей температуры воздуха.

Межпредметные связи: математика.

Ресурсы урока (оборудование): учебник, презентация.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

1. Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие учащихся.

 

2. Проверка домашнего задания.

Что мы знаем об атмосфере? (Слайд 1)

Продолжите предложения: (Слайд 2)

Атмосфера — это...

Атмосфера состоит из следующих слоев...

Значение атмосферы состоит в том, что...

Что за цифра?” (Слайд 3)

2000; 78; 21; 1; 18-20; 50-55;

Что за цифра? Эталон ответа:

2000 км – толщина атмосферы

78% - содержание азота

21% - содержание кислорода в составе атмосферы

1% - содержание прочих газов в составе атмосферы

18 - 20 км – мощность тропосферы над экватором

50-55м – верхняя граница стратосферы) (Слайд 4)

3. Актуализация знаний.

Какими качествами или показателями обладает воздух? (По ходу ответов учащихся на экране появляется схема). (Слайд 54)

Сегодня, мы будем рассматривать одно из самых главных свойство воздуха – а какое, нам подскажет небольшой отрывок из мультфильма...

Учитель демонстрирует видео.

Главный герой - Волк не подозревал, что при подъеме на воздушном шаре, становится холоднее. Его шар стремительно летел вверх, и чем выше он поднимался, тем становилось холоднее.

А от чего зависит температура и как распределяется солнечный свет и тепло в атмосфере нам предстоит узнать на уроке.

Ученики отвечаю на вопрос учителя.

Посмотрев видео ученики определяют, что свойство воздуха о котором сегодня пойдет речь - это температура. И называют тему урока. Определяют цели урока.

4. Изучение нового материала.

Тема нашего урока: Тепло в атмосфере. (Слайд 6)

Первый вопрос, на который нам предстоит ответить:

1. Почему воздух у поверхности Земли теплее, чем на высоте? (Слайд 7)

Для объяснения этого атмосферного явления на видео учитель предлагает обратиться к тексту учебника и объяснить сложный процесс нагревания земной поверхности солнечными лучами.

Солнечные лучи, проходя через атмосферу, почти не нагревают ее. Нагреваются лишь поверхность Земли, твердые и жидкие тела. Если бы не было атмосферы, поверхность Земли очень быстро бы отдавала тепло, полученное от Солнца. Так происходит на планетах, лишенных атмосферы: на солнечной стороне там страшная жара, а на теневой - жуткий холод. А нашу Землю защищает ее воздушная оболочка. Воздух задерживает часть тепла, уходящего от поверхности Земли, и сам при этом нагревается. А если мы поднимаемся вверх? Чем дальше от поверхности Земли, тем меньше тепла туда доходит, тем тоньше становится слой атмосферы, и он задерживает меньше тепла.

Но это не единственные изменения.

Мы все знаем, как меняется температура воздуха за сутки.

2.Так почему же утром и вечером холоднее, чем днем? (Слайд 10)

Солнечные лучи распространяются прямолинейно. Утро…Светит солнце, но температура воздуха ещё не высока, отличается от температуры в обед. Почему?

(Слайд 11)Посмотрите, под каким углом падают лучи на Землю в течение дня.. Какое это имеет значение? - найдите ответ в тексте учебника на стр.132, и изучив рис 90.

3. Но температура воздуха меняется не только в течение суток. Вы знаете, что температура воздуха разная в разных местах нашей планеты, т. е. на разных широтах. Почему?

(Слайд 13)

Вследствие разного распределения солнечного тепла на планете выделяют пояса освещенности Земли. (Слайд 17)

Почему зимой холоднее, чем летом?

Рассуждаем последовательно.

4. Что мы знаем о температуре воздуха?

Прибор для измерения? В чем измеряется температура воздуха? (Слайд 19)


 

 

После просмотра видео учащиеся в ходе работы при помощи учебника (с.129) находят ответы на следующие вопросы:

Почему на большой высоте температуры воздуха низкие?

Как температура зависит от типа подстилающей поверхности?(Слайд 8)

Как изменяется температура воздуха с высотой? (Слайд 9)

Какое существует правило понижения температуры воздуха с высотой?

Делают вывод: На поверхности суши и в горах происходят изменения температуры с высотой.


 


 


 


 


 


 

Ученики дают ответы на вопросы, исходя из собственных наблюдений:

1. Как изменяются температуры воздуха в течение суток и почему?

2. В какое время суток наблюдается самая высокая температура воздуха?

Ученики, изучая текст параграфа и рис 90, делают вывод: температура воздуха зависит от угла падения солнечных лучей.

Ответ ученики находят, работая с текстом на стр.133 учебника и (Слайд 12)

Угол падения солнечных лучей, напрямую зависит от географической широты местности. Чем выше широта, тем ниже температура. (Слайд 14,15,16)

Смена времен года - наклон земной оси и орбитальное движение Земли. (Слайд 18)

Работая с текстом учебника на с.130 и при помощи учителя выясняют:

Что такое средняя суточная температура (Слайд 20), суточная амплитуда (Слайд 21,22).

Выясняют максимальные и минимальные показатели температуры воздуха на планете (Слайд 23).

5. Закрепление.

(Слайды 24,25)

Расчет средней суточной температуры и суточной амплитуды п данным таблицы учебника на с.131

 

6. Домашнее задание.

П. 39-40 с.134 вопр. 1-6 (устно)

7-8 (письм.) - это я могу. (Слайд 26)

 

7. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно….

Мне было сложно….

 


 

Доплнительный материал к уроку:

За звание самого холодного постоянно обитаемого места на Земле спорят три места в Якутии: город Верхоянск, поселки Оймякон и Томтор.

Самый большой перепад температур — в Якутии, составляет почти 107° (от –70°С зимой до +37°С летом).

Самый большой суточный перепад температур (55,5°) наблюдался в штате Монтана(США) 24 января 1916 г.

Самым большим считается град, выпавший 22 июня 2003 года в Небраске — 17,8 см в диаметре, 47,8 см по периметру.

Рекордный по количеству выпавшего снега снегопад зафиксирован 13—19 февраля 1959 г. на горе Шаста, Калифорния, США. Тогда выпало 4,8 м снега.

А знаете ли вы... какую минимальную температуру наружного воздуха способен выдержать человек?

Это зависит от состояния его здоровья и одежды, но главное — от скорости ветра. В Якутии зимой люди часами находятся на морозе, при температуре воздуха ниже –50°С, но они при этом соответствующим образом одеты, а в условиях центральной части сибирского антициклона обычно наблюдается безветрие. В Антарктиде зимовщикам континентальных станций также довольно длительное время приходится бывать вне помещений, но там сильные морозы нередко сопровождаются сильным ветром. Минимальная температура, при которой люди кратковременно бывали на воздухе, составляет –88°С.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.