Мастер-класс «Совместное применение технологии интерактивного обучения и метода практических работ на уроках физики»
Мастер-класс
«Совместное применение технологии интерактивного
обучения и метода практических работ на уроках физики
на примере темы 7 класса «Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел »»
Рыжкова Александра Андреевна
учитель физики
Мастер-класс
«Совместное применение технологии интерактивного
обучения и метода практических работ на уроках физики
на примере темы 7 класса «Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел »»
Задачи мастер-класса:
- Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя.
-Мотивация слушателей на освоение технологии интерактивного обучения и применение практических методов.
- Освоение приемов и методов, используемых в данной технологии и методе.
Этапы мастер-класса:
Представление педагогической концепции технологии.
Моделирование занятия на основе данной технологии.
Имитация урока.
Рефлексия (дискуссия по результатам деятельности)
Сегодня девизом нашего мастер-класса является китайская пословица.
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Но почему именно она вы догадаетесь немного позже сами.
В образовании используют три метода обучения: пассивный, активный и интерактивный. Я считаю, что наиболее результативным является интерактивный, поскольку он обеспечивает активное взаимодействие всех учащихся.
Но если интерактивный метод использовать совместно с методом практических работ, можно добиться еще более высоких результатов. Ведь таким образом повышается активная деятельность учащихся.
Такое совместный прием может использоваться не только на уроках физики, но и, например, на уроках химии и биологии
Основные методы интерактивного обучения
Групповые дискуссии ( круглый стол, дебаты)
Упражнения
Работа в группах, парах
Ролевая (деловая) игра
Синквейн
Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.
Я хочу показать возможность совместного применения технологии интерактивного обучения и метода практических работ на уроках физики на примере конкретного урока.
Структура моего урока бывает составлена в соответствии с требованиями ФГОС и целью урока является выяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел. Данную тему считаю очень актуальной, поскольку в век развивающихся технологий свойства трех агрегатных состояний веществ получают широкое применение. Так же данная тема упоминается в заданиях ВПР 7 класса и ОГЭ.
Развивающей целью урока является развитие умения применять знания в новой ситуации.
Воспитательной- мотивация в учении, развитие культуры умственного труда.
Поставленные цели урока достигаются благодаря выполнению практических заданий в парах. При использовании таких технологий учащиеся лучше воспринимают полученную информацию, поскольку взаимодействие бывает не только у учителя с учащимися, но и между самими учащимися.
Во время урока я предлагаю самим учащимся выполнить все эксперименты и опытным путем доказать свойства трех агрегатных состояний и полученные результаты занести в таблицу. Для детального рассмотрения поставленных вопросов к практическим заданиям прилагается инструкция по выполнению.
Давайте более детально разберем данные практические задания.
Задание 1: «Исследование свойств газов».
Оборудование: воздушный шарик, медицинский шприц
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
1. Надуйте шарик. Какую часть шарика заполняет воздух? Какова форма газа? Развяжите нить. Что произошло?
2. Сожмите шарик рукой (измените его форму). Сохранился ли объём воздуха? Сохранилась ли его форма?
3. Легко ли сжать газ, которым заполнен шприц?
Выполнение работы
1.Выясним, какими свойствами обладают газы. Опыт с резиновым шариком: перевязывают шарик посредине ниткой, надувают одну половину воздухом, затем разрезают нить. Воздух занимает весь шарик.
Итак, газы занимают весь предоставленный объем. Теперь пробуем сжать шарик. Это нам легко удалось.
2.Заполните шприц воздухом, вытягивая поршень. Закройте отверстие пальцем и попробуйте его сжать. Легко ли сжать газ?
Что можем сказать о свойствах газов?
Вывод: Газ занимает весь предоставленный ему объем и легко сжимаем. (Запись вывода в таблицу) Не сохраняют форму и объём
Задание 2: «Исследование свойств жидкостей».
Оборудование: стакан с водой, мензурка, медицинский шприц.
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
1. Наберите небольшой объём жидкости с помощью шприца .Что происходит с формой жидкости?
2. Перелейте воду в мензурку. Какую часть сосуда заполняет жидкость? Сохраняет ли жидкость свою форму?
3. Измерьте объём жидкости при помощи мензурки. Изменился ли её объём?
4. Заполните шприц водой. Легко ли сжать жидкость?
Выполнение работы
Теперь определим свойства жидкостей
1. Наберите небольшой объём жидкости с помощью шприца. Что происходит с формой жидкости? (она меняется)
2. Перелейте воду в мензурку. Какую часть сосуда заполняет жидкость? Сохраняет ли жидкость свою форму? (принимает форму сосуда)
3. Вновь измерьте объём жидкости при помощи мензурки. Изменился ли её объём? (нет)
4. Заполните шприц водой. Закройте отверстие пальцем и попробуйте её сжать. Легко ли сжать жидкость?
Вывод: жидкость легко меняет форму, но сохраняет объем. Эти свойства жидкости применяют при изготовлении изделий из стекла.
(Запись вывода в таблицу). Сохраняют объём, но легко меняют свою форму
Твердые тела. Твердые тела сохраняют форму и объем. Это значит, что молекулы расположены на расстояниях, сравнимых с размером молекул. Молекулы расположены упорядоченно, образуя кристаллическую решётку, при этом они совершают колебания около определенной точки.
Задание 3: «Исследование свойств твердых тел».
Оборудование: твердые тела
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
1. Имеют ли твердые тела свою форму?
2. Сохраняют ли они свой объём?
3. Попробуйте сдавить тело рукой. Легко ли его сжать?
Выполнение работы
Рассмотрим несколько твердых тел.
Имеют ли твердые тела свою форму? (да имеют). Какую форму они имеют? (цилиндра, шара)
Попробуем изменить их форму: сжать или растянуть. Легко это сделать? (Нет.)
Вывод: Твердые тела сохраняют форму и имеют объем. (Запись вывода в таблицу). Сохраняют форму и объём
После выполнения практических заданий таблица полностью заполнена.
При совместном применении технологии интерактивного обучения и метода практических работ может быть использована работа группах, которая так же предусматривает рассмотрение свойств трех агрегатных состояний.
Примером таких заданий могут быть:
Задание 1: Мы исследуем три состояния вещества на примере воды. У каждой группы своя задача.
Первая группа - свойства твёрдого тела.
Вторая - свойства жидкостей.
Третья - свойства газов.
Первая группа.
(тарелка с кубиками льда)
Задание: исследовать свойства твёрдого тела.
Вопрос. | Ответ. |
Сохраняется ли форма твёрдого тела при неизменной температуре? | |
Сохраняется ли объём твёрдого тела при неизменной температуре? | |
Возможен ли переход твёрдого тела в другое агрегатное состояние ( жидкое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить? | |
Вторая группа.
(стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы)
Задание: исследовать механические свойства жидкостей.
Вопрос. | Ответ. |
Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре? | |
Сохраняется ли объём жидкого тела при неизменной температуре? | |
Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние ( твёрдое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить? | |
Третья группа.
(стакан с тёплой водой, блюдце)
Накрыть стакан блюдцем, чтобы понаблюдать конденсацию.
Задание: исследовать механические свойства газов.
Вопрос. | Ответ. |
Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре? | |
Сохраняется ли объём газообразного тела при неизменной температуре? | |
Возможен ли переход газообразного тела в другое агрегатное состояние ( жидкое )? Каким образом это можно осуществить? | |
Такое количество совместных практических способствует лучшему усвоению и закреплению материала. Что очень важно, поскольку данная тема встречается в задания КИМ ОГЭ. Задания следующего типа:
Задание 16 № 1582.
В кабинет физики принесли ватку, смоченную духами, и сосуд, в который налили раствор медного купороса (раствор голубого цвета), а поверх осторожно налили воду (рис. 1). Было замечено, что запах духов распространился по объёму всего кабинета за несколько минут, тогда как граница между двумя жидкостями в сосуде исчезла только через две недели (рис. 2).
Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.
1) Процесс диффузии можно наблюдать в газах и жидкостях.
2) Скорость диффузии зависит от температуры вещества.
3) Скорость диффузии зависит от агрегатного состояния вещества.
4) Скорость диффузии зависит от рода жидкостей.
5) В твёрдых телах скорость диффузии наименьшая.
Решение.
1) Опыт с ваткой указывает, что процесс диффузии можно наблюдать в газах. Второй опыт указывает, что процесс диффузии можно наблюдать в жидкостях.
2) Исходя из данных опытов нельзя ничего утверждать о зависимости скорости диффузии от температуры вещества.
3) Из данных опытов ясно, что диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях, то есть скорость диффузии зависит от агрегатного состояния вещества.
4) Исходя из данных опытов нельзя ничего утверждать о зависимости скорости диффузии от рода жидкостей.
5) Исходя из данных опытов нельзя ничего утверждать о скорости диффузии в твёрдых телах.
Ответ: 13.
Задание 21 № 619
Капля маслянистой жидкости попадает на поверхность воды и растекается, образуя тонкую плёнку. Обязательно ли эта плёнка закроет всю поверхность воды? Ответ поясните.
Решение.
Ответ: не обязательно. Масляная плёнка может не закрыть всю поверхность воды.
Объяснение: тонкая плёнка будет растекаться по поверхности воды только до определённых пределов, так как толщина плёнки не может быть меньше диаметра молекул масляной жидкости. Если площадь поверхности воды больше максимально возможного размера масляного пятна, то плёнка не закроет всю поверхность воды, если меньше, то закроет.