12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латыпова Лидия Васильевна1798
Активно занимаюсь научной деятельностью, опубликовано более 50 научных статей, авторские методические рекомендации, учебные пособия с грифом УМО, монографии, к. э.н., доцент кафедры теории и практики управления
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «Счастливое экологическое детство»
0

Организация деятельности студентов и школьников по сохранению кедровых лесов Сургутского района

Г.И. Кушникова

к.п.н., доцент кафедры медико-биологических

дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Л.В. Латыпова

к.э.н., доцент кафедры менеджмента

Сургутский государственный педагогический университет

Организация деятельности студентов и школьников по сохранению кедровых лесов Сургутского района

Кедр – символ тайги Севера западной Сибири, дающий жизнь большому разнообразию живых существ. Под его пологом развивается уникальный мир северной тайги, в лесах округа кедровые леса занимают третье место по занимаемой площади. Югра относится к тем немногочисленным регионам на земном шаре, где произрастает это дерево[1].

К сожалению, кедровых лесов в Югре становится год от года меньше. Основными причинами сокращения являются отвод лесных земель под промышленные объекты нефтегазодобычи, а также сплошные рубки с недостаточным сохранением хвойного подроста. Частые лесные пожары также наносят непоправимый урон тайге. Несмотря на уникальность и огромное хозяйственное значение, все кедровые леса округа устроены по третьему, низшему, разряду лесоустройства, доля орехово-промысловых зон составляет только 2,9% и, как следствие, организованная заготовка кедрового ореха не превышает 3 тонн в год [2].

Актуальной проблемой современного общества является коренная перестройка сложившихся стереотипов мышления, на основе кардинального изменения духовных ценностей бытия. Наличие знаний – это еще не мировоззрение. Превращение знаний в мировоззрение происходит тогда, когда они запечатлеваются в сознании человека и становятся руководящим фактором в его действиях и поступках. Экологическое мировоззрение реализуется в экологически обоснованной деятельности – идеале взаимодействия человека с окружающей средой [3].

В 2004 году была организована комплексная экспедиция по маршруту пос. Тундрино-пос. Лямино – пос. Сытомино Сургутского района. Поселок Тундрино располагается в 92 км. от г. Сургута. Тундринский кедровый бор по урожайности кедрового ореха считается уникальным созданием природы, он является самым чистым в округе по своему качественному составу. На стволах кедра растут многочисленные лишайники – биоиндикаторы чистоты воздуха в лесу. Трудно переоценить полезные свойства сибирского кедра. Он обладает сильными фитонцидными и уникальными биоэнергетическими свойствами. Тундринский кедровый бор расположен вблизи населенного пункта, в так называемой орехово-промысловой зоне, и подвергается влиянию сильной антропогенной нагрузки. На стволах кедров можно увидеть потеки смолы и следы, оставшиеся от ударов тяжелого деревянного колота заготовителей кедровых орехов, которые не дождались падения спелых шишек. Отмершие участки древесины заселяют спорами грибов, которые через раненные повреждения проникают вглубь ствола, вызывая преждевременную гибель дерева. Эта картина свидетельствует о варварском отношении людей к лесу.

Своевременной мыслью является создание в Тундринском кедровом бору экологической тропы. Такая тропа уже создана и действует на территории . Одна из станций на экологической тропе, которая находится на окраине села, называется станция «Здоровье». Эта станция стала любимым местом не только для студентов и школьников, но и для местных жителей.

Бережное отношение к природе позволяет организовать учебно-воспитательный процесс по формированию экологического мировоззрения студентов, школьников и жителей г. Сургута и Сургутского района.

В 2001 году в п. Высокий Мыс, Сургутского района была создана школа, которая целенаправленно работает по проблеме экологического образования в рамках идей устойчивого развития. В течение нескольких лет учащиеся проводят экологический мониторинг уникального Тундринского кедрового бора. Ими было установлено, что 80% кедрового леса, находящегося вблизи населенного пункта, повреждено. Выявили причины изменения лесной растительности, оказалось, что вытаптывание растительности домашними животными и местными жителями при сборе дикоросов приводит к разрушению лесной подстилки и уплотнению верхних слоев почвы. Следствием этого является нарушение поверхностного внутрипочвенного стока.

Регулярно студенты и школьники совместно с педагогами и населением проводят различные эколого-образовательные акции: «Чистый лес», Спасем кедровый бор» и др.

В мае 2008 года было организовано школьное лесничество. Его открытие состоялось в рамках V международной экологической акции «Спасти и сохранить». Работа в школьных лесничествах спланирована по интересам и звеньям. Звенья формируются с учетом возраста и уровня подготовки учащихся. В план работы включили мероприятия с разнообразными видами деятельности по сохранению и приумножению растительного и животного мира округа. В рамках программы "Кедровые леса Югры" разработан проект «Кедросад», в рамках данного проекта весной 2011года посажено 400 молодых кедров. В процессе выполнения работы проводилась работа по пропаганде бережного отношения к природе. Студенты и школьники осваивают правила поведения в природной среде и вырабатывают в себе сознательность, силу воли, ответственность, умение жить в гармонии с собой и окружающей средой.

Познавательный компонент структуры экологического мировоззрения формируется методами экологических исследований. Именно наблюдение, эксперимент, моделирование и прогнозирование позволяют развивать у учащихся любознательность, интерес, готовность и стремление находить взаимосвязи процессов и явлений в социоприродных системах, творчески перерабатывать и применять их на практике для сохранения устойчивости местной среды обитания. Показателем сформированности экологического мировоззрения является осознанная и гуманистическая деятельность студентов, школьников и населения, направленная на сохранение окружающее среды.

 

Список литературы

Кедровые леса\Инновационный портал Уральского федерального округа_ ИА ИНВУР_ Новости.mht

Кедровые леса\С заботой о кедровом лесе Югры — Парламентская газета «Тюменские известия».mht

Игнатова В.А.Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. -262с.

Опубликовано в группе «Счастливое экологическое детство»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.