12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кошеляева Елена Александровна736
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
3

Организация деятельности учителя по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся начальных классов

Организация деятельности учителя по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся начальных классов

Е.А. Кошеляева

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Здоровье - это состояние, которое позволяет вести активную, полноценную жизнь: иметь хорошие душевные, физические качества, материальное и социальное благополучие.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в ФГОС в виде взаимосвязанных блоков:

создание здоровьесберегающей инфраструктуры,

рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.

В младшем школьном возрасте закладываются основные принципы здорового образа жизни, которыми ребенок будет руководствоваться впоследствии. Начальная школа — это тот период детства, когда формируются очень важные психические новообразования, такие как: рефлексия и внутренний план действий.

Анализ механизмов включения новообразований в процесс развития личности младшего школьника дает педагогу инструментарий для построения обучения и воспитания школьников в вопросах здорового рационального питания. Результатом обучения (в отношении вопроса культуры здорового питания) в соответствии с ФГОС в начальной школе является: понимание учащимися необходимости ЗОЖ, наличие знаний о строении человека, о сохранении и укреплении здоровья, формирование правил рационального питания, личной гигиены и правил безопасного поведения. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии ребенка. Однако следует обратить внимание на то, что формирование поведенческих реакций, особенно культуры здорового питания, связано с теми пищевыми привычками, которые сложились в семье. Воспитание у учащихся правил здорового образа жизни на одних лишь уроках окружающего мира и физической культуры не могут привести к формированию устойчивого поведения, так как всегда необходимо учитывать семейный контекст, в рамках которого осуществляется большая часть жизни ребенка. Таким образом, к процессу формирования ЗОЖ необходимо активно привлекать самих родителей. Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Рассмотрим такую совместную деятельность учащихся и их родителей в реализации сетевого проекта.

На основе программы внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» был разработан сетевой проект для обучающихся начальных классов «Здоров будешь - все добудешь! Нужно было организовать такую деятельность детей, чтобы способствовать “формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни” (ФГОС),  пробудить желание заботиться о своём здоровье.

Принимая во внимание состояние проблемы сохранения здоровья детей в процессе воспитания и обучения на современном этапе, была сформирована цель проекта:

формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.

Цель была реализована через решение следующих задач:

расширить знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;

сформировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;

способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия.

Исходя из результатов анкетирования, возник основополагающий вопрос: Едим, чтобы жить или живем, чтобы есть?

Из которого вытекают следующие проблемные вопросы:

1. Почему нужно питаться правильно?

2. Все ли полезно, что мы пьем и едим?

В результате самостоятельных исследований обучающимся предстояло ответить на следующие учебные вопросы:

1.1. Из каких компонентов состоит пища? Какую роль играет каждый компонент в нашем организме?

1.2. Что такое консерванты? Какое влияние они оказывают на здоровье человека?

2.1. Какие продукты полезны для здоровья?

2.2. Можно ли приготовить блюдо только из полезных для здоровья продуктов?

2.3. Почему употребление сладкой газированной воды вредно для организма человека?

Перед началом работы над проектом до сведения родителей была доведена информация о проектном методе обучения, о целях и задачах данного учебного проекта; рассмотрены правила поведения детей в сети Интернет, получено разрешение родителей на работу детей в Интернете; проведен инструктаж по теме «Безопасность в Интернете».

Работа над проектом началась с того, что в ходе презентации учителя были выявлены недостаточные знания учащихся по данной теме. Учитывая требования стандарта, были составлены критерии оценивания будущих работ учащихся, по которым проходил контроль и самоконтроль в группах. Перед началом работы учащиеся познакомились с данными критериями. Все дети поделились на 5 групп.

Врачидиетологи изучили теоретический материал о сбалансированном питании, о роли белков, жиров, углеводов, витаминов в рационе человека, полученную информацию оформили в виде ментальной карты (Ментальная карта «Основные компоненты питания» https://disk.yandex.ru/i/DcKel3fuOzcnZQ).

Ученые изучили влияние консервантов на здоровье человека, свою информацию оформили в виде презентации. (Презентация «Правильное питание – залог здоровья» https://disk.yandex.ru/i/jTvvfawnU94guw)

Артисты подготовили инсценировку стихотворения Н. Семенова «Спор овощей» («Спор овощей» https://disk.yandex.ru/d/GLYmiDzdAwjo6w )

Поварята нашли интересный витаминный рецепт и вместе с родителями приготовили своё блюдо. Сфотографировали его и  оформили совместную презентацию "Книга витаминных рецептов". Подготовили презентацию о пользе овощей на грядках.

(Книга витаминных продуктов https://disk.yandex.ru/d/96Yr9peFFC8skQ.

Презентация «Там, на неведомых грядках…» https://disk.yandex.ru/d/IcGlyXNd8Yip0A

Исследователи изучили влияние газированных напитков на организм человека, проделали несколько опытов с газированной водой, полученную информацию оформили в виде исследовательской работы.

(Исследовательская работа «Влияние газированных напитков на организм человека» https://disk.yandex.ru/d/XcqhzayW3Q6Wgw)

Каждая группа вела свой рабочий лист. В ходе работы группы обсуждали полученные результаты, сверяли полученные результаты с критериями. После завершения работы заполнялись листы самооценки работы группы.

Мероприятия:

1 этап (мотивационный) – формирование мотивационного и познавательного интереса обучающихся с помощью стартовой презентации, анкетирование обучающихся, определение тем исследований, создание положительного эмоционального настроя, знакомство с критериями оценки проекта, формирование творческих групп.

2 этап (планирующий) – составление плана реализации проекта в каждой группе, заполнение рабочего листа группы, поиск и накопление обучающимися необходимых материалов по теме исследования, обсуждение источников информации.

3 этап (информационно-аналитический) – сбор материала, работа с Интернет-ресурсами, консультационная работа учителя.

4 этап (технологический) – создание творческих работ проекта, подготовка выступления группы на открытой защите, составление плана выступления.

5 этап (рефлексивно-оценочный) завершение работы над проектом, оценка и самооценка проведённой работы, обсуждение итогов проекта, рефлексия.

Был проведен урок-конференция «Цветок Здоровья», на котором заслушивались выступления учащихся с итогами своей работы. В завершении конференции коллективно обсуждались выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта.

Главными итогами реализации проекта стало:

углубление знаний и представлений обучающихся о продуктах питания, их влиянии на организм человека;

повышение педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах организации правильного питания и воспитания здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста;

объединение усилий учителя и родителей в здоровом образе жизни детей, создание благоприятных условий для сохранения нравственного и физического здоровья;

получение возможности отразить свои представления о правильном питании в разных видах деятельности;

приобретение навыка поисково-исследовательской работы и умения представить продукты проектной деятельности;

повышение компьютерной грамотности и ИКТ-компетентность обучающихся.

Данный проект стал настоящим погружением в проблему. В течение нескольких месяцев ребята были заняты делом, способствующим осознанию важности правильного питания. Участие в проекте способствовало формированию метапредметных умений: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации. Это умение активно формировалось в проекте.

Ребята учились распределять роли, договариваться друг с другом, оценивать продукт своего творчества и другой команды, выполняя взаимооценивание. Участники проекта с большим удовольствием представили результаты перед одноклассниками, родителями. Ребята пополнили свои знания о правилах здорового питания. Ведь такое погружение в одну тему значительно эффективнее ежедневных напоминаний о необходимости правильно питаться.  

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.


Список источников

1.Безруких М.М., Макеева А.Г. «Разговор о здоровье и правильном питании» /Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
2.Безруких М.М., Макеева А.Г. «Разговор о здоровье и правильном питании»/ Методическое пособие для учителя. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако.  2004.

4.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.  М.: АПК ПРО. 2002.



Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.