Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной и внеурочной деятельности
Федеральный государственный образовательный стандарт образования ориентирован на становление личностных характеристик школьника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки является актуальным.
Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту.
В системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.
Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля.
Самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что проверяется, контролируется. Самоконтроль предполагает наличие эталона, т. е. того, что должно быть в идеале.
При формировании самоконтроля и самооценки использую различные приёмы, которые могут быть в различных формах: словесные, графические, письменные.
Основные функции самоконтроля и самооценки:
- обучающая функция - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет пройденную тему, выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном;
- констатирующая - на основе самоконтроля, ученик оценивает, что из изученного материала знает хорошо, а что недостаточно; - стимулирующая функция - стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно; - мотивационная функция - обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий; - воспитывающая и развивающая функции - связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно; - аналитическая функция - связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов, трудностей в изученном материале. Главная задача - научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика.
В своей работе использую следующие приемы самоконтроля и самооценки:
Приемы по формированию самоконтроля и самооценки |
Обоснование выбора приема |
Результативность применения |
1. Словесные |
Для развития самоконтроля и самооценки. В конце уроков задаются следующие вопросы: Что ты узнал на уроке? Чему научился? За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания показались трудными? Достиг ли ты поставленную в начале урока цель? |
- осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний; - повышение уровня ответственности за учебную деятельность; - в поступках учащихся чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, умеют прогнозировать последствия; - учащиеся проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания; - уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта. |
Для оценивания своих достижений за урок задаются следующие вопросы: Сегодня на уроке я … Мне удалось… Я могу похвалить… Я недостаточно… Я старался… |
||
Для анализа и самоанализа работы за четверть, за период обучения отдельной главы или раздела по биологии, экологии. Использую следующие вопросы: Что удалось в этой четверти, по данной главе, разделу? Что не получилось? В чем причина? Какую цель поставишь в следующей четверти, при изучении следующей главы? Какими результатами можешь гордиться? Над чем еще необходимо поработать? По каким вопросам возникали затруднения? В чем причина? Какую цель поставишь на следующую четверть, при изучении следующей главы? |
||
2. Графические |
||
2.1.«Говорящие рисунки» |
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
или выбери из предложенных карточек
|
Формирование самоконтроля и самооценки. |
2.2.«Лесенка успеха» |
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям.
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился; 2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки; 4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. |
Формирование самоконтроля и самооценки. |
2.3. «Карточка сомнений» |
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям.
|
Формирование самоконтроля и самооценки. |
3. Письменные |
||
3.1. Сверка с написанным образцом; проверка по инструкции; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка |
Происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество. |
Формирование самоконтроля и самооценки. |
3.2. Выполнение задания по алгоритму и оформление оценочного листа. |
Оценочный лист для учителя: - показывает картину успешности учащихся усвоения темы; - позволяет определить уровень усвоения материала каждым учеником и скорректировать дальнейшую деятельность. Оценочный лист для учащихся: - позволяет повысить мотивацию, видеть изучаемую тему целостно и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. |
Учиться ставить цели; планировать свою деятельность; выдвигать собственные идеи и анализировать идеи других. |
3.3. «Оцените самостоятельно» (задания в рабочих тетрадях) |
Для самостоятельного оценивания, после завершения изученной главы использую задания в рабочих тетрадях (см Рабочая тетрадь. Биология, 5 класс, Москва, издательский центр «Вентана – Граф»). |
Формирование самоконтроля и самооценки. |
3.4. Тестирование |
Тесты - это удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний. Экономит время и позволяет объективно оценить знания. Обеспечивает учащимся необходимый уровень усвоения основных биологических понятий, включенных в минимум биологического образования. |
Формируют навыки учащихся по работе с учебным материалом, извлечению информации. Формируют практический опыт учащихся по работе с контрольно - измерительными материалами для ЕГЭ. Повышает плотность опроса и накопляемость оценок в журнале. Помогает учителю варьировать методику и технологию проведения урока в соответствии с задачами контроля, сложности изучаемого материала, психологических и возрастных особенностей учащихся. |
Применение тестов на уроках.
Тесты можно эффективность использовать на любом этапе урока. Это зависит от целей, методики, целей контроля. Тесты обязательно должны легко зрительно восприниматься и ни в коем случае нельзя читать тесты. На слух не воспринимаются вопросы, учащиеся переспрашивают. Учитывая это, всегда использую листы с тестами. Их можно размножить в любом количестве, корректировать.
Поурочный контроль. Карточки с тестами предлагаются на этапе опроса домашнего задания. Тесты включают вопросы репродуктивного характера, а так же требующие логического мышления и применения знаний в новой ситуации. Тесты легко, быстро оцениваются учителем или учеником по ключу - ответу. Позволяет увеличить число опрошенных учеников и накопляемость оценок.
Закрепление материала. Закрепление - обязательная часть урока, так как на этом этапе в сознании учащихся происходит обобщение и систематизация информации. На данном этапе можно не оценивать знания, так как материал усвоен не в полной мере. Позволяет каждому ученику выявить свои пробелы в определенном вопросе, чтобы дома обратить на это большее внимание. Можно провести обсуждение тестов, расширить представление о предмете обсуждения. При этом для проецирования тестов можно использовать технические средства обучения.
Обучающая роль тестов. Тесты можно использовать при изучении новой темы при работе с учебником или пособием. После проработки текста в план, тезисы, схемы. Вопросы тестов при этом направляют деятельность учащихся, помогают выявить главное, обратить внимание на детали.
Например, при изучении темы «Ткани в организме человека» можно предложить карточку – задание:
Пользуясь учебником, из перечня тканей и свойств (1- 7) выберите и зашифруйте правильные ответы на вопросы ( А- Ж):
Вопросы:
А - Какие ткани имеют поперечную исчерченность и есть специальные участки, где мышечные волокна смыкаются?
Б - Какой тканью образованы потовые железы?
В - Какими тканями образована кожа?
Г - Какой тканью выстлана ротовая полость?
Д - Какие свойства характерны для нервной ткани?
Е - Какие свойства характерны для мышечных тканей?
Ж - Какая ткань состоит из звездчатых клеток?
Ответы:
1. поперечнополосатая мышечная сердечная ткань
2. эпителиальная ткань
3. мышечная ткань
4. нервная ткань
5. возбудимость и сократимость
6. возбудимость и проводимость
7. соединительная ткань
Эти карточки можно использовать в следующий раз, но уже при проверки знаний.
Тематический контроль и итоговая аттестация.
Использую тестирование как форму итоговой аттестации и тематической проверки знаний.
Недостатки тестов.
Ни один из методов не является абсолютно, универсальным. Любой метод имеет преимущества и недостатки одновременно. Поэтому использую разнообразные методы, приемы и формы. Все познается в сравнении, выбираю наиболее оптимальные для себя формы работы, руководствуясь принципами активизации и оптимизации обучения, творчески совершенствуя их по форме и содержанию.
Работая с тестами, я столкнулась и с недостатками тестов:
В связи со спецификой биологии нередко трудно дать единственно правильный ответ. Такие вопросы с не однозначным ответом лучше исключить из тестирования.
Не отражает глубокие и объективные знания учащихся, не позволяет проследить логику и способность умозаключения ученика.
В своей практике использую деятельность учащихся по самоконтролю и самооценке и во внеурочной деятельности. Перечень тем текущего контроля указаны в дополнительной общеобразовательной программе. При проведении текущего и итогового контроля использую различные приемы по формированию самоконтроля и самооценки.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Анализ результатов выявленных в ходе работы по формированию самооценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной и внеурочной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения образовательной программы.
«Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолимы, глубоко несчастен. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Без вдохновения, учение превращается для детей в тягость». В.А.Сухомлинский.