Презентация «Организация эффективной групповой деятельности школьников»
Организация эффективной групповой деятельности школьников
Распространённые стереотипы о групповой деятельности Чем больше рук, тем результативнее труд; Один и камень не поднимешь, а миром город передвинешь; Ум на ум коли наставишь - в десять раз больше достанешь; Что одному не под силу, то легко коллективу; Где большинство, там и сила; Одна голова хорошо, а две лучше; Что одному трудно дается, то коллективом легко берется; Много голов — много умов.
Групповая деятельность школьников Ученые отмечают, что групповая деятельность способствует: самоутверждению учащихся в группе; удовлетворению потребности учеников в общении; развитию навыков делового общения, повышению интереса к обучению и выработке положительного отношения к нему; интериоризации знаний; снижению числа «отверженных» и «непринятых» учеников;
Групповая деятельность школьников укреплению эмоционального, организационного и волевого единства групп ; улучшению навыков переработки информации и принятия оптимальных решений; получению комплексных и инновационных; - снижению восприимчивости членов группы к шумам почти на 30%; повышению толерантности к своим и чужим поступкам; развитию критического мышления и навыков подачи конструктивной обратной связи и адекватного реагирования на такую обратную связь, полученную от сверстников; - решению группой масштабных задач, что способствует получению большего учебного опыта и знаний, чем при индивидуальной работе;
Групповая деятельность школьников подготовки учащихся к командной работе на их будущим рабочем месте; улучшению индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей в качестве зрителей или соисполнителей (эффект социальной фасилитации); повышению энергетики и интеллектуальной активности учащихся, что приводит к тому, что групповой результат превышает сумму индивидуальных результатов (эффект синергии); активизации индивидуальных усилий, проявляющийся в тенденции прилагать работая в группе больше усилий, чем при индивидуальном выполнении задания (феномен социальной компенсации); - стремлению членов высокоразвитых групп – коллективов добиваться высоких показателей сверх необходимого задания (феномен «сверхнормативной активности»)
Групповая деятельность только положительный результат
Феномены, оказывающие отрицательное влияние на групповую работу огруппление мышления конформизм социальная ингибигия социальная леность социальная компенсация
Как можно снизить риск проявления огруппления мышления? – поощрять критическую оценку; периодически дробить группу на подгруппы; Быть открытыми для чужого мнения; прежде чем приступить к реализации принятого решения, созвать совещание «последнего шанса»
Что делать с конформизмом? «Как все - думать, говорить, одеваться, жить… Все носят джинсы — и я буду носить, у всех дома плакаты с любимыми группами — и у меня такие должны быть» Н.И. Козлов Рассказывайте ученикам про этот феномен и поощряйте их иметь и следовать своему мнению и проявлять индивидуальность.
Как превратить социальную ингибицию в социальную фасилитацию? Повышать уверенность ребенка; Тренировать различные свойства внимания; Не зацикливать детей на оценке окружающих; Тренировка публичных выступлений (с соисполнителем и одиночных).
Управление социальной леностью повышение ЦОЕ класса; научить учащихся управлять конфликтами четко обозначать задачу (задание на максимизацию или оптимизацию); обучить учащихся работе в группе; давать одной группе несколько проектных заданий.
Управление социальной леностью Предоставить ученикам возможность оценивать работу своих согруппников с целью предоставления друг другу обратной связи и редактирования работы; потратить время на то, чтобы сделать групповое задание интересным и достаточно сложным для учащихся и его нельзя было выполнить в одиночку; групповую учебную работу должно предвосхищать разъяснение учителем важности и положительных последствий группового выполнения задания и разбор возможных трудностей работы в группе; оценивать индивидуальный вклад каждого учащегося в работу
Способы оценки индивидуального вклада в групповую работу А) по заранее выработанным критериям попросить учащихся оценить степень участия своих коллег в групповой работе (в процессе и в конце работы); Б) попросить учащихся вести дневник (индивидуальный или групповой) групповой работы.
Управление социальной леностью/компенсацией кроется в знание личностных особенностей Личностные профили, выделенные Линдой Лернер 1. «Всегда правый Арти» (“Always-right-Artie”); 2. «Тихий Квентин» (“Quiet Quentin”); 3. «Сделай все сама, Дотти» (“Do-it-all-Dottie”); 4. «Нола – не могу встретиться» (“Nola No-Can-Meet”); 5. «Редко видимый Стив» (“Seldom-Seen Steve”).