Статья «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении»
«Организация инклюзивного образования в ОУ»
С введением ФГОС НОО ОВЗ, инклюзивное обучение тесно вошло в жизнь образовательных учреждений, в том числе и нашей школы.
Инклюзи́вное образова́ние (англ. inclusion — включение, включающее образование, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план и адаптированные программы, специальные УМК, изменения в критериях оценки и отметках обучающихся и др.
С 2017-2018 учебного года учителя начальных классов реализуют ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС НОО с УО (интеллектуальными нарушениями).
На протяжении четырех лет (с 1 по 4 класс) я работала в классе, где из 25 учащихся четверо были дети с ОВЗ. Эти дети обучались по адаптированным программам 5.1( ТНР), 6.3 ( НОДА), 8.3 ( РАС).
Для родителей и детей, начиная с 1 класса проводились родительские собрания в виде игр (например, «Секрет семейного счастья»), часов общений, гостиных, квестов.
Участвуя в квест-игре «Мы разные, но мы вместе», родители и дети выполняли разные задания, прошли все этапы игры и, таким образом, познакомились друг с другом. Родители узнавали особенности детей, которые учились в одном классе. Некоторые родители впервые общались с детьми, у которых особые возможности здоровья.
Особенностью урочной деятельности учащихся было формирование умения организовывать и проводить групповую работу на уроке. Для этого, начиная с 1 класса, большая часть урочного времени отводилась для формирования умений работать в парах, тройках, четверках. Учащиеся учились правилам групповой работы, разрабатывали критерии для проверки качества выполненной работы и оценивание собственных и совместных достижений. Только в этом случаи можно было бы реализовывать одновременно разные программы на уроке: дети обучались по УМК «Школа России» и УМК для детей с интеллектуальными нарушениями.
Учитель в течение учебного занятия работает с одной группой детей по изучаемому материалу: ставит проблемные вопросы, проводит «мозговые штурмы», определяет цель и планирует работу вместе с учащимися, создает группы и предлагает время для выполнения совместной работы. В это же время, другая группа обучающихся, (дети с ОВЗ), работают в паре или группе (с тьютором). Эти дети обобщают ранее изученный материал, проводят актуализацию знаний, тестирование, анкетирование, просмотр видеосюжетов.
Далее часть класса, которая работа с учителем приступает к самостоятельной работе в группе, а учитель в это время приступает к проверке выполненного материала детьми с ОВЗ, разбирает с ними новый материал или закрепляет ранее изученный.
Технологическая карта урока учителя представляет собой такой план, чтобы у учителя была возможность работать с разными программами, для этого для каждого этапа продумывается не только объем работы, но используемые методы и приемы работы.
В конце урока дети подводят итоги своей деятельности, оценивают собственные достижения и достижения групповой работы.
А вот, во внеклассных мероприятиях участвовали все. Каждому давалась такая роль, чтобы ребенок мог с нею справиться, чтобы испытал радость оттого, что от его действий зависит общий результат. Наш класс становился победителем среди начальных классов в Дне Здоровья, Смотре строя и песни. Мы организовывали праздники для начальных классов «Масленица», «В гостях у королевы Осени», проводили классные праздники «Новогодний Мандарин-шоу», «Наши мамы разные – все они прекрасные», проводили флешмобы. Праздники проводились для родителей и, совместно с ними, участвовали в проектах, акциях, исследованиях, конкурсах.
Главным девизов деятельности в жизни нашего класса был и остается девиз: «Мы - разные, но мы – вместе!!!»
Использованные источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Инклюзивное_образование
Приложение 1
«Секрет семейного счастья»
Цели и задачи: способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации; способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум»; формировать нравственные качества у учащихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.
Планируемые результаты:
- формирование ответственного отношения к близким людям в семье;
- бережного отношения к семейным традициям стремление к семейному счастью и семейному благополучию
- создание семейных традиций для объединения семьи,
- приобщение детей к обсуждению вопросов семейной жизни.
Оборудование: презентация, листочки с притчами, листочки с ромашками, маркеры, стикеры, листы бумаги, фломастеры.
Ход мероприятия:
Семья — это самое ёмкое слово.
В нём слышится «семя» — жизни основа.
Семь «я» — это семеро, связанных прочно,
И будущих жизней надёжный источник.
Семья — это радостный детский смех.
Семья — то, что в жизни нам дарит успех!
А. Копылова
Дорогие ребята, уважаемые родители! Приглашаю вас в увлекательное путешествие! Наше путешествие будет проходить в форме квеста.
( Возьмитесь, пожалуйста, за руки, закройте глаза, представьте, что в руке у вас теплое ласковое солнышко, которым вы хотите поделиться с рядом стоящим: мамой, папой, бабушкой или другом. А может быть с совсем незнакомым человеком или человеком, которого вы знаете, но это неродной для вас человек. Он будет очень рад, если вы подарите именно ему теплый лучик солнца.)
Сегодняшняя наша игра - квест будет посвящена семье, семейным ценностям, традициям, семейному счастью. А что такое семья? (Ответы детей и родителей)
У меня в руках цветок – ромашка. Как вы думаете, почему я выбрала этот цветок, в качестве талисмана на нашу сегодняшнюю семейную игру.
(Ромашка – цветок, на котором гадают: любит/не любит.
Ромашка – неприметный цветок, как любая семья, из тысяч семей нашей страны.
Ромашка – хоть и неприхотливый цветок, но двух одинаковых не найдешь, как не ищи.
Ромашка – очень красивый цветок, нежный, светлый, чистый.
Ромашка – символ семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране каждый год 8 июля.)
Но сегодняшний цветок непростой, это ромашка с заданиями, выполняя, которые мы будем делать выводы, а главный вопрос – в чем секрет семейного счастья?
Но прежде, чем перейти к игре, давайте послушаем представление семейных команд. Каждому предлагается за 1 минуту представить свою семью.
На лепестках ромашки – задания, выполняя которые дети приходят к выводам о главных ценностях семьи. После выполнения каждого задания на доске будут появляться слова- главные семейные ценности
Задание для мам - записать пословицы и поговорки о семье. Детям сложить пословицы и поговорки из разрезанных слов.
- Ласковое слово и кошке приятно.
- При солнышке тепло, при матушке - добро.
-В родной семье и каша гуще кипит.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Все дети гении, но пытаясь сделать из рыбки птичку, мы получаем лишь глубоко несчастную рыбку.
- Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт.
- Счастье родителей – честность и трудолюбие детей.
(МУДРОСТЬ)
Задание «Имя для мамы, имя для ребенка» Задание для детей
- Как дома вас называют родители? Почему?
– А как вы называете своих мам?
- Что в семье вы цените больше всего и почему? (ЛЮБОВЬ, ВНИМАНИЕ)
Игра «Крокодил» без звуков, слов, а только пантомимой родители должны показать детям известные детские стихи и сказки. Дети должны отгадать их названия и назвать автора произведения.
- У меня зазвонил телефон….
- Муха, муха-цокотуха….
- Наша Таня громко плачет…
- Зайку бросила хозяйка….
- У Танюши дел немало….
- Вы послушайте, ребята, я хочу вам рассказать…. (ЗАБАВЫ, ИГРЫ, ОТДЫХ)
-Ребятки, у каждой мамы много работы? Что делает ваша мама?
(Ребята называют, что делают их мамы, пытаясь расхвалить их; по очереди)
- А как ваши мамы умудряются все это делать, ведь у них только 2 руки? (Ученики высказывают свои предположения)
«Просто каждой матерью движет сила материнской любви. Именно это придает ей силу и могущество на Земле!» (ВЗАИМОПОМОЩЬ, ЗАБОТА)
Инсценирование стихотворений. Объясни слова мамы (задание для детской группы)
Разговор с дочкой. А. Барто
«Мне не хватает теплоты»,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: — Мерзнешь ты
И в летние денечки?
- Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: — Я поняла! -
И тащит одеяло.
Мать и дочь А. Люкин
- У матери моей – какое чудо!
За два часа
Уже прошла простуда.
Дров наколола, вот и руки в тесте.
Работает,
А заболели вместе.
…Не знала дочь, но крепко знала мать:
Чтоб хлеб испечь,
Кому-то надо встать.
У восточного правителя спросили о том, как ему удается сохранять в государстве спокойствие и мир. На что он ответил: «Государство подобно моей семье. Когда я гневаюсь, мои люди спокойны. Когда сердятся они, спокойствие сохраняю я. Мы успокаиваем и поддерживаем друг друга в разные периоды жизни».
- А как мирятся в вашей семье? (ЖАЛОСТЬ, ПРОЩЕНИЕ)
Конкурс «Кто назовет больше слов для примирения?»
Прослушайте стихотворение В. Юсупова (Обсуждение в группах ( дети и родители))
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
Разбил ребёнок в доме вазу…
И был немедленно наказан.
Он простоял в углу весь вечер
Лицом к стене, ссутулив плечи
И вспоминая, как сначала,
Злясь, мама на него кричала;
Как дал затрещину отец,
Сказав: «Какой же ты наглец!
Из бережливости ни разу
Цветов не ставили мы в вазу,
А ты разбил её… Назло?
Как нам с тобой не повезло!"
(Мамы пишут, что испытывал наказанный ребенок, а дети говорят, что думали родители, когда наказывали ребенка)
- Дослушайте стихотворение.
Покорно выслушав обоих,
Малыш узоры на обоях
До поздней ночи изучал,
То тихо плакал, то скучал.
Он десять раз сказать пытался,
Что просто сильно заигрался,
Что не шалил назло ни разу,
Рукой задел случайно вазу
И та со столика слетела…
Но мама слушать не хотела
И папа был так зол и строг,
Что тоже выслушать не смог.
И даже детское «прости!»
У взрослых было не в чести.
Они, кричавшие вначале,
Теперь дитя не замечали,
Они оставили его
Страдать и плакать. Одного.
В тиши. Голодного. Без света.
Сказав: «Ты заслужил всё это!»
И он (напуганный к тому же)
Решил, что никому не нужен:
Ведь как с «прости!» не лезь из кожи,
А вещь родителям дороже,
Раз не его, на самом деле,
А только вазу пожалели…
А на последнем лепестке нашей РОМАШКИ - Знаменитая китайская притча «Ладная семья» наиболее полно раскрывает суть счастливых семейных отношений.
В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом… 100 раз терпение, 100 раз прощение, 100 раз любовь»
Итог игры - квеста: Продолжи высказывания
- Для меня сегодня……
- Самое главное……..
- Больше всего ……..
- Меньше всего……..
- Понравилось…
- Хотелось бы ещё….
- Совсем не хочется…..
Семья – поистине высокое творенье.
Она – заслон надежный и причал,
Она дает признанье и рожденье,
Она для нас – основа всех начал.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
Во взрослую жизнь ты войдешь из семьи. Е.А. Мухачева
Закончим нашу сегодняшнюю встречу «Песней о семье» (караоке-исполнение).
Использованные источники:
http://fb.ru/article/136348/samyie-luchshie-pritchi-o-seme
http://fb.ru/article/136348/samyie-luchshie-pritchi-o-seme
http://fb.ru/article/136348/samyie-luchshie-pritchi-o-seme
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2014/08/28/stsenariy-prazdnika-moya-semya
http://www.stihi.ru/2016/06/13/8424
https://deti.cbs-angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/stihotvoreniya/stihotvoreniya_ko_dnyu_lyubvi_semi_i_vernosti.html