12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Краснова Марина Николаевна10

Большое воспитательное значение имеет коллективный труд детей, в ходе которого они переживают радость сотрудничества, у них появляется чувство ответственности за выполняемую работу, возникает желание работать сообща.

Педагоги перед собой поставили  задачу: научить детей трудиться коллективно, помогая друг другу.
Чтобы работа приняла целенаправленный, систематический характер, воспитатель наметила перспективный план, в котором предусмотрела следующие виды коллективного труда:

  1. Уборка в игровом уголке.
  2. Мытье игрушек.
  3. Мастерская Доктора Айболита (ремонт книг для малышей).
  4. Украшение групповой комнаты к новогоднему празднику.
  5. Уборка в спальной комнате (совместный труд со взрослыми)

6.   Уборка групповой площадки, веранды.
7. Посев семян овощей на огороде.

8. Прополка огорода и цветника.
9. Полив растений на огороде и в цветнике,

10.  Сбор овощей, ягод, семян, цветов и лекарственных растений.

11, Уборка участка во время листопада.

12. Уборка участка во время снегопада.

13. Посев овса для обитателей уголка живой природы.

14. Подвешиваниекормушек, подкормка птиц.

15. Труд в уголке живой природы.

К коллективной форме организации труда детей воспитатель готовила детей

постепенно. Так, в младшей группедавала индивидуальные трудовые поручения (накормить рыбок в аквариуме,навести порядок в игровом хозяйстве,полить растения). Выполняя задание,дети действовали в индивидуальном темпе, что было важным для овладениянавыком, а воспитателю представляласьвозможность установить контакт с ре-

бенком, учесть его возможности. Воспитателем использовались такие приемы,как дополнительный показ, контроль затрудовым процессом, помощь, поддержка.

На этом этапе обучения педагог необъединяла детей в коллектив для выполнения общих заданий, так как ребенку еще было трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работыдругих детей.

В средней группе воспитатель, формируя у детей новые трудовые навыки, использовала ту же форму обьединения  детей - труд «рядом». При этом она не только показывала приемы работы.но и учила ребят проявлять внимание друг к другу, оказывать помощь товарищу. При выполнение поручений дети часто объединялись в небольшие коллективы (из 5-6 участников), но этого оказалось недостаточно для того, чтобы они могли самостоятельно распределять работу и согласовывать свои действия с действиями товарищей.

По мере накопления опыта участия и труде и овладения детьми трудовыми навыками педагог переходит к боле сложной задаче - обучению детей трудиться вместе, помогать друг другу.

 В организации коллективного труда в старшей группе воспитатель четко

выделяла три последовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками, выполнение детьми разных заданий, обсуждение результатов трудовой деятельности.

Распределение заданий между детьми шло в определенной последовательности. Воспитатель разъясняла детям пользу труда, насколько он нужен и важен для коллектива (убрать участок от мусора и камней, чтобы детям было удобно играть на ровной и чистой площадке), перечисляла объем предстоящего труда как одно общее задание для всех детей. Например: «Мы будем сегодня убирать нашу комнату. Что же нужно сделать? Протереть все игрушки в шкафу и поставить их на место, в игровом уголке – помыть кукольную посуду, в уголке живой природы – полить цветы, взрыхлить землю».

Если работали группами, то каждой из них давала свое задание (вымыть кукольную посуду, полить цветы). Состав детей в группах был постоянным. Это давало возможность педагогу менять содержание труда между группами. Например, первая группа вытирает листья и опрыскивает растения, вторая - моет аквариум, третья - чистит клетку для птички, В следующий раз содержание заданий менялось. Этим самым было обеспечено включение детей во все виды работ.

В период распределения работы педагог формировала у детей представление о значимости труда, который они будут выполнять; рассказывала о содержании общей работы и задания для каждой отдельной группы; показывала возможные способы распределения работы внутри группы; показывала возможные способы распределения работы внутри группы (заранее договариваются, кто какое дело будет выполнять, распределять работу справедливо, поровну, уступать друг другу, чтобы самое интересное задание выполняли по очереди, тогда никому не будет обидно)’ вводила правила, регулирующие взаимоотношения между детьми. Постепенно воспитатель меняла педагогические меры воздействия, переходя от прямых указаний, непосредственного вмешательства в действия ребят к другим приемам руководства, например обсуждению с детьми, насколько справедливы они были друг к другу в процессе распределения работы, сумели ли договориться, кто был особенно внимателен к просьбам товарищей.

Постепенно дети научились самостоятельно распределять работу между собой.

Следующий этап работы – выполнение детьми трудовых заданий. Воспитатель старалась, чтобы, выполняя задания, дети рационально организовали свою деятельность (имели все необходимое для труда, предусмотрели последовательность работы).

Отвечая на вопросы воспитателя: «Что понадобится для работы?», «С чего начинать?», «Что будешь делать потом?» и т. д., дети выработали привычку продумывать работу перед ее началом по определенному плану, а затем и по более сложному способу планирования – плану - рассказу.

В процессе труда воспитатель направляла усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели (одним помыть растения в уголке живой природы, другим – навести порядок в игровом уголке, третьим постирать кукольное белье).

И, конечно же, уделяла особое внимание детям, которые затруднялись выполнить задание (показывала, как правильно стирать белье, объясняла, что строительный материал нельзя сильно мочить – он от этого портится – и т.д.).

Воспитатель учила ребят помогать друг другу советом, показом, но не делать работу за другого. Например, обращаясь к Кате: «Ты покажи Софье, как нужно тщательно стирать платье, чтобы оно было чистым», педагог добивалась того, чтобы дети понимали, как нужно осуществлять помощь, какие действия помогают товарищу научиться делать все аккуратно.

Были и такие ребята, которые выполняли работу медленно, но старательно и аккуратно. Воспитатель, чтобы не погасить у них интерес к труду, тактично разъясняла, что торопить товарищей не надо, лучше немного подождать или заняться в это время каким-либо другим делом.

В условиях совместной деятельности каждый из детей выполнял задание, входящее в общий процесс труда (один ребенок стирал, другой полоскал белье, третий тщательно выкручивал и укладывал в тазик). Однако дети часто принимали свое задание как отдельное, не осознавали зависимость своего труда от труда других. В этом случае воспитатель стремилась представить работу каждого ребенка как часть общего задания, подчеркнуть, что они вместе отвечают за результат труда. Давала совет, как наладить работу так, чтобы никто не ждал другого.

Воспитатель координировала работу между группами. Если какая-то группа задерживалась, выходы были различными, но в любом случае подчеркивалась взаимовыручка: «Вы молодцы, уже закончили свое дело и, я знаю, не откажетесь помочь товарищам». Старалась вызвать у детей радость от участия в общем труда: «Как интересно работать, когда все стараются, помогают друг другу!»

Итак, в процессе совместного труда воспитатель внимательно присматривалась к взаимоотношениям, которые складывались между детьми, регулировала возникающие недоразумения, побуждала к проявлению товарищества, ответственности.

Обсуждение результатов детского труда – последний этап в организации коллективного труда. Оценивая совместный труд, особенно на первых порах, воспитатель уточняла, кто что делал, а затем обобщала работу и подводила итог, подчеркивая, что от хорошей работы каждой группы зависело качество конечного результата («Дети старались, работали хорошо, дружно, помогали друг другу, поэтому много успели сделать.В комнате стало чисто и уютно»).

С накоплением трудового опыта к оценке деятельности подключались и непосредственные участники. Воспитатель задавала детям вопросы, нацеливающие на анализ работы, например:

- Почему удалось быстро и аккуратно подклеить книги? («Дети помогали друг другу и были внимательны во время работы», «Быстро и ровно отрезали полоски бумаги по сгибу», «старательно приглаживали бумажную полоску, чтобы она лучше приклеилась».) – В данном случае через оценку работы педагог не только напоминала детям о правильных способах действия, но и подводила их к выводу, что именно такие действия обеспечили качество результата.

В процессе коллективной деятельности воспитатель подчеркивала преимущества такого труда: «Как сегодня дружно работали дети, помогая няне заправлять постели! Дело у них спорилось, поэтому кровати аккуратно заправлены, в спальне чисто».

Проделанная работа с детьми старшейгруппы дала положительные результаты. Повысился общий уровень развития детей. Они приобрели трудовые умения и навыки, осознали жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, повысился интерес к труду. В коллективном труде они научились работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.

И еще. Хочется напомнить, что в коллективном труде объединять детей можно только после того, как они приобретут некоторый опыт работы в кругу сверстников, могут самостоятельно трудиться. А определяя содержание работы, воспитатель должен включать только те видытруда, навыками которых дети достаточно владеют.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.