Статья на тему «Опыт разработки и реализации программы мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов МАОУ "СОШ №13" города Череповца»

5
0
Материал опубликован 30 March 2021

ОПЫТ  РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ МАОУ «СОШ №13» ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА

Беляева Ольга Сергеевна, заместитель директора,

учитель истории, обществознания и права

Петуховская Наталья Геннадьевна, педагог-психолог,

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №13», г.Череповец

 

Аннотация. В статье представлен опыт разработки и реализации программы мониторинга УУД учащихся основного общего образования, раскрыты основные вопросы методического и психолого-педагогического сопровождения процесса формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС ООО.

Ключевые слова.  методическое и психолого-педагогическое сопровождение, универсальные учебные действия, ФГОС ООО.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования и ориентирует нас на достижение предметных, метапредметных, личностных результатов обучения и формирование системы универсальных учебных действий. Для успешного достижения качественных результатов необходима чёткая диагностическая система изучения уровней сформированности УУД, что послужило стимулом для разработки программы мониторинга уровня сформированности УУД у учащихся 5-9 классов. Результаты психолого-педагогической диагностики служат основанием как для определения индивидуальной динамики развития обучающегося, так и для планирования деятельности педагога, направленной на коррекцию выбора эффективной педагогической технологии, позволяющей формировать УУД учащихся на уроке.

Цель разработки программы мониторинга - организация системной деятельности службы методического и психолого-педагогического сопровождения для получения объективной информации о состоянии уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена и использование полученных данных для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Разрабатывая программу, мы ставили следующие задачи:

1. Выявить и проанализировать передовые технологии, способствующие формированию УУД;

2.Сформировать банк диагностических методик для проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;

3.Обобщить и транслировать опыт педагогов школы по использованию данных психолого-педагогической диагностики в процессе образовательной деятельности.

Приступив к реализации данной программы, мы определили основные направления своей работы: организационное, методическое, практическое.

I. Организационное направление

Психолого-педагогическая диагностика включает в себя подготовку диагностических материалов, непосредственное выполнение заданий учащимися, обработку результатов, составление аналитических справок, разработку рекомендаций для осуществления учителями необходимой коррекции, обобщение и трансляция педагогического опыта учителей школы по использованию результатов мониторингов в процессе преподавания различных учебных дисциплин. Поэтому к реализации программы мониторинга привлечено значительное количество учителей школы.

В школе пять лет функционирует возглавляемый заместителем директора Координационный Совет по введению и реализации ФГОС ООО, на базе которого были созданы:

- рабочая группа по организации, проведению и обработке результатов психолого - педагогической диагностики;

- творческая группа из числа учителей школы для разработки сборников методических рекомендаций по использованию результатов психолого-педагогической диагностики в процессе преподавания учебных дисциплин.

Деятельность рабочей группы курируется заместителем директора. Педагог – психолог проводит регулярные занятия – практикумы, где разъясняет технологию проведения мониторинга и обработки результатов. Составление аналитических справок и разработка рекомендаций для осуществления коррекции также находятся в компетенции педагога - психолога.

II. Методическое направление

Важнейшей составляющей данного направления является сама «Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий, учащихся на уровне основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13» (далее Программа), к реализации которой мы приступили в 2015-2016 учебном году.

Данная программа предусматривает проведение диагностики два раза в год (октябрь/апрель), на основании результатов которых педагог-психолог разрабатывает методические рекомендации для учителей-предметников, позволяющие осуществлять необходимую коррекцию уровня сформированности УУД, обеспечить его положительную динамику. Естественно, для этого учитель должен обладать необходимыми компетенциями в области современных педагогических технологий деятельностного типа. Поэтому, методическая тема нашей школы сформулирована следующим образом: «Использование современных педагогических технологий, повышающих эффективность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС».

В рамках данной темы проводились методические семинары и педагогические советы, создающие условия для совершенствования профессиональных компетенций учителей, роста их педагогического мастерства: «Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения: выбор педагогических технологий и проектирование урока», «Опыт организации педагогами контроля качества знаний и уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся ", «Формирование УУД как необходимое условие повышения успеваемости учащихся в условиях реализации ФГОС» и др. Опыт педагогов школы был обобщён и опубликован в сборниках:

-2017 год - «Формирование навыков смыслового чтения (из опыта работы)»,

-2018 год- «Методические разработки уроков»

-2019 год- «Мастер-класс (из опыта работы)»

Ежегодно в школе проводятся конкурсы педагогического мастерства, где учителя представляют опыт формирования УУД в процессе образовательной деятельности.

III.Диагностическое направление

Для диагностики учащихся создан банк методик, позволяющих оценить уровень сформированности УУД учащихся на разном возрастном этапе.

Таблица 1

Виды

УУД

Название методики

Категория

учащихся

Регулятивные УУД

1. «Оценка УУД школьников» Э.М. Александровская и Ст. Громбах (модифицированная Еськиной Е.С, Больбот Т.Л.)

5-9 классы

Коммуникативные УУД

«Оценка УУД школьников» Э.М. Александровская и Ст. Громбах (модифицированная Еськиной Е.С, Больбот Т.Л.)

5-9 классы

Познавательные УУД

1.«Оценка сформированности навыков чтения» из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой. )

2. «Оценка сформированности навыков чтения» Эббингауз

3. «Определение уровня развития словесно-логического мышления»

Л. Переслени, Т.Фотекова

4. «ШТУР» школьный тест умственного развития (13-15 лет) К.М.Гуревич и др.

5-6 классы

 

 

7-9 классы

 

5-7 классы

 

 

7-9 классы

Личностные УУД

1.«Методика самооценки и уровня притязаний» Дембо-Рубинштейн

2.«Школьная мотивация» (Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)

3. «Мотивация ученика и эмоционального отношения к обучению» Спилбергера Ч.Д, в модификации А.М.Прихожан

4. «Шкала тревожности» Е.И.Рогов

5-9 классы

 

5-7 классы

 

8-9 классы

 

5-9 классы

Результаты всех исследований оформляются в виде аналитической справки, где представлены как групповые результаты (всего класса), так и индивидуальные. Каждый классный руководитель получает протоколы диагностики и в тесном сотрудничестве с учителями-предметниками вырабатывает стратегию коррекции имеющихся затруднений. Данная информация в обобщённом виде доводится до сведения родителей (законных представителей) на родительском собрании, проводятся индивидуальные консультации для родителей и детей.

В качестве наглядной демонстрации успешной реализации программы хотим представить положительную динамику формирования познавательных и регулятивных УУД (далее ПУУД, РУУД) учащихся за период 2015-2020 гг.

Таблица №2

Учебный год

 

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Высокий уровень (%)

Уровень выше среднего (%)

Средний уровень (%)

Низкий уровень (%)

Высокий уровень (%)

Уровень выше среднего (%)

Средний уровень (%)

Низкий уровень (%)

2015-2016

0

21

44

35

2

13

41

44

2016-2017

3

24

56

17

8

36

24

32

2017-2018

9

33

47

11

8

21

47

23

2018-2019

17

42

34

7

21

24

29

26

2019-2020

21

56

18

5

22

30

33

15

 

Из таблицы видим, что за период обучения с 5 по 9 класс у обучающихся отмечена положительная динамика в развитии РУУД, ПУУД. Школьники успешно выполняют задания на восстановление деформированного текста, составление планов, конспектов, анализ информации и другие. Снизилось количество ошибок в построении предложений, нарушении логических связей, использования падежных окончаний.

Реализация данной программы имеет положительный результат в решении проблемы развития и формирования УУД учащихся, повышения профессиональных компетенций педагогов.

Источники:

https://www.yandex.ru/search/?lr=968&text=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%8F%D1%81%D1%8E%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&clid=2196598&from=chromesearch

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации