Статья на тему «Опыт разработки и реализации программы мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов МАОУ "СОШ №13" города Череповца»
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ МАОУ «СОШ №13» ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА
Беляева Ольга Сергеевна, заместитель директора,
учитель истории, обществознания и права
Петуховская Наталья Геннадьевна, педагог-психолог,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13», г.Череповец
Аннотация. В статье представлен опыт разработки и реализации программы мониторинга УУД учащихся основного общего образования, раскрыты основные вопросы методического и психолого-педагогического сопровождения процесса формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС ООО.
Ключевые слова. методическое и психолого-педагогическое сопровождение, универсальные учебные действия, ФГОС ООО.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования и ориентирует нас на достижение предметных, метапредметных, личностных результатов обучения и формирование системы универсальных учебных действий. Для успешного достижения качественных результатов необходима чёткая диагностическая система изучения уровней сформированности УУД, что послужило стимулом для разработки программы мониторинга уровня сформированности УУД у учащихся 5-9 классов. Результаты психолого-педагогической диагностики служат основанием как для определения индивидуальной динамики развития обучающегося, так и для планирования деятельности педагога, направленной на коррекцию выбора эффективной педагогической технологии, позволяющей формировать УУД учащихся на уроке.
Цель разработки программы мониторинга - организация системной деятельности службы методического и психолого-педагогического сопровождения для получения объективной информации о состоянии уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена и использование полученных данных для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Разрабатывая программу, мы ставили следующие задачи:
1. Выявить и проанализировать передовые технологии, способствующие формированию УУД;
2.Сформировать банк диагностических методик для проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;
3.Обобщить и транслировать опыт педагогов школы по использованию данных психолого-педагогической диагностики в процессе образовательной деятельности.
Приступив к реализации данной программы, мы определили основные направления своей работы: организационное, методическое, практическое.
I. Организационное направление
Психолого-педагогическая диагностика включает в себя подготовку диагностических материалов, непосредственное выполнение заданий учащимися, обработку результатов, составление аналитических справок, разработку рекомендаций для осуществления учителями необходимой коррекции, обобщение и трансляция педагогического опыта учителей школы по использованию результатов мониторингов в процессе преподавания различных учебных дисциплин. Поэтому к реализации программы мониторинга привлечено значительное количество учителей школы.
В школе пять лет функционирует возглавляемый заместителем директора Координационный Совет по введению и реализации ФГОС ООО, на базе которого были созданы:
- рабочая группа по организации, проведению и обработке результатов психолого - педагогической диагностики;
- творческая группа из числа учителей школы для разработки сборников методических рекомендаций по использованию результатов психолого-педагогической диагностики в процессе преподавания учебных дисциплин.
Деятельность рабочей группы курируется заместителем директора. Педагог – психолог проводит регулярные занятия – практикумы, где разъясняет технологию проведения мониторинга и обработки результатов. Составление аналитических справок и разработка рекомендаций для осуществления коррекции также находятся в компетенции педагога - психолога.
II. Методическое направление
Важнейшей составляющей данного направления является сама «Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий, учащихся на уровне основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13» (далее Программа), к реализации которой мы приступили в 2015-2016 учебном году.
Данная программа предусматривает проведение диагностики два раза в год (октябрь/апрель), на основании результатов которых педагог-психолог разрабатывает методические рекомендации для учителей-предметников, позволяющие осуществлять необходимую коррекцию уровня сформированности УУД, обеспечить его положительную динамику. Естественно, для этого учитель должен обладать необходимыми компетенциями в области современных педагогических технологий деятельностного типа. Поэтому, методическая тема нашей школы сформулирована следующим образом: «Использование современных педагогических технологий, повышающих эффективность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС».
В рамках данной темы проводились методические семинары и педагогические советы, создающие условия для совершенствования профессиональных компетенций учителей, роста их педагогического мастерства: «Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения: выбор педагогических технологий и проектирование урока», «Опыт организации педагогами контроля качества знаний и уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся ", «Формирование УУД как необходимое условие повышения успеваемости учащихся в условиях реализации ФГОС» и др. Опыт педагогов школы был обобщён и опубликован в сборниках:
-2017 год - «Формирование навыков смыслового чтения (из опыта работы)»,
-2018 год- «Методические разработки уроков»
-2019 год- «Мастер-класс (из опыта работы)»
Ежегодно в школе проводятся конкурсы педагогического мастерства, где учителя представляют опыт формирования УУД в процессе образовательной деятельности.
III.Диагностическое направление
Для диагностики учащихся создан банк методик, позволяющих оценить уровень сформированности УУД учащихся на разном возрастном этапе.
Таблица 1
Виды УУД |
Название методики |
Категория учащихся |
Регулятивные УУД |
1. «Оценка УУД школьников» Э.М. Александровская и Ст. Громбах (модифицированная Еськиной Е.С, Больбот Т.Л.) |
5-9 классы |
Коммуникативные УУД |
«Оценка УУД школьников» Э.М. Александровская и Ст. Громбах (модифицированная Еськиной Е.С, Больбот Т.Л.) |
5-9 классы |
Познавательные УУД |
1.«Оценка сформированности навыков чтения» из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой. ) 2. «Оценка сформированности навыков чтения» Эббингауз 3. «Определение уровня развития словесно-логического мышления» Л. Переслени, Т.Фотекова 4. «ШТУР» школьный тест умственного развития (13-15 лет) К.М.Гуревич и др. |
5-6 классы
7-9 классы
5-7 классы
7-9 классы |
Личностные УУД |
1.«Методика самооценки и уровня притязаний» Дембо-Рубинштейн 2.«Школьная мотивация» (Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой) 3. «Мотивация ученика и эмоционального отношения к обучению» Спилбергера Ч.Д, в модификации А.М.Прихожан 4. «Шкала тревожности» Е.И.Рогов |
5-9 классы
5-7 классы
8-9 классы
5-9 классы |
Результаты всех исследований оформляются в виде аналитической справки, где представлены как групповые результаты (всего класса), так и индивидуальные. Каждый классный руководитель получает протоколы диагностики и в тесном сотрудничестве с учителями-предметниками вырабатывает стратегию коррекции имеющихся затруднений. Данная информация в обобщённом виде доводится до сведения родителей (законных представителей) на родительском собрании, проводятся индивидуальные консультации для родителей и детей.
В качестве наглядной демонстрации успешной реализации программы хотим представить положительную динамику формирования познавательных и регулятивных УУД (далее ПУУД, РУУД) учащихся за период 2015-2020 гг.
Таблица №2
Учебный год
|
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
||||||
Высокий уровень (%) |
Уровень выше среднего (%) |
Средний уровень (%) |
Низкий уровень (%) |
Высокий уровень (%) |
Уровень выше среднего (%) |
Средний уровень (%) |
Низкий уровень (%) |
|
2015-2016 |
0 |
21 |
44 |
35 |
2 |
13 |
41 |
44 |
2016-2017 |
3 |
24 |
56 |
17 |
8 |
36 |
24 |
32 |
2017-2018 |
9 |
33 |
47 |
11 |
8 |
21 |
47 |
23 |
2018-2019 |
17 |
42 |
34 |
7 |
21 |
24 |
29 |
26 |
2019-2020 |
21 |
56 |
18 |
5 |
22 |
30 |
33 |
15 |
Из таблицы видим, что за период обучения с 5 по 9 класс у обучающихся отмечена положительная динамика в развитии РУУД, ПУУД. Школьники успешно выполняют задания на восстановление деформированного текста, составление планов, конспектов, анализ информации и другие. Снизилось количество ошибок в построении предложений, нарушении логических связей, использования падежных окончаний.
Реализация данной программы имеет положительный результат в решении проблемы развития и формирования УУД учащихся, повышения профессиональных компетенций педагогов.
Источники: