Организация подготовки учащихся начальной школы к предметным олимпиадам и конкурсам

1
0
Материал опубликован 14 November 2021

Нестеренко Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 19

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Черногорск.

Тема выступления: «Организация подготовки учащихся начальной школы к предметным олимпиадам и конкурсам».

     Повышение современных требований к организации обучения школьников нацеливают учителя на развитие социально-активной личности, выявление познавательных интересов и потребностей учащихся, активизацию их самостоятельности. Одной из приоритетных задач указывает на необходимость индивидуальной работы с одарёнными учащимися. В этом процессе особое место конкурсы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, ориентированных на интеллектуальное развитие, конкретно, предметные олимпиады и интеллектуальные игры.

   Олимпиада, как правило, выявляет лучших из учащихся, но каждый может попробовать свои силы в проверке логического мышления и кругозоре. Предметная олимпиада служит развитию инициативы учащихся, при этом способствует определению наиболее распространённых ошибок и трудностей, из-за которых школьники не могут справиться с заданиями.

В большинстве случаев задания, которые предлагаются на олимпиадах, бывают трёх видов:

Вопросы, требующие письменного ответа.

Тестовые задания, из которых необходимо выбрать один из вариантов ответа.

Творческие задания.

При этом нужно отметить, что основная масса олимпиад комбинирует разные типы заданий.

При подготовке учащихся к олимпиаде нужно обращать внимание на такие принципиальные особенности:

1. Максимальная самостоятельность, т.к. самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями. Данный принцип предполагает тактичный контроль со стороны учителя.

2. Активное применение знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний.

3. Опережающий уровень сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, не учтенные в предыдущей деятельности.

5. Напутственное слово учителя. Например, «не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы; все находятся в равных условиях; результат зависит только от тебя».

Система подготовки к олимпиаде:
1. Базовая школьная подготовка по предмету.

2. Подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (в моем классе занятия по внеурочной деятельности);

3. Самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.)
Значимую роль в развитии ребенка и получение им углубленных знаний на базе школьной программы играет участие семьи.

Особого эффекта не принесут и единичные консультации перед олимпиадами, поскольку дети в этот период крайне перегружены. Поэтому потребуется создание особой подготовки к предметным олимпиадам. 

Процесс подготовки включает следующие этапы:

1.Определение контингента учащихся, имеющих высокую мотивацию к изучению предмета.

Ученику ваш предмет должен быть интересен, иначе вся работа будет бесполезной. Это могут быть не самые сильные ученики, но интересующиеся определённой областью знаний.

2.Создание для учащихся развивающей среды, которая включает их работу на курсах внеурочной деятельности, кружках, учебных сайтах, использование ЭОР.

3.Систематическая работа с банком олимпиадных заданий.

Задания собираются в течение многих лет, классифицируются по уровню сложности. Важно не только решать олимпиадный материал, но и анализировать все данные детям работы. Каждая ошибка должна быть понятна ребёнку и не должна повториться в будущем.

4. Активная работа по опережающему обучению.

Поскольку в олимпиадах много заданий высокого уровня сложности, которые невозможно разбирать на уроках, нужно продолжать работу на внеурочных занятиях.

5. Развитие навыков активной самостоятельной работы учащихся с пособиями, научной литературой, сайтами для подготовки к олимпиадам. В этом случае учитель выступает как тьютор, определяя для учащихся наиболее эффективные пути подготовки. Это очень сложный этап, так как без дополнительных знаний участие в олимпиадах не имеет смысла, а самостоятельная подготовка к ним требует от учащихся организованности, самодисциплины и сильной мотивации.

6. Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся, определение траектории его движения к знаниям, подбор нужной сложности заданий, определяющих его активное развитие.

7. Принцип «активность знаний». Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

8.Использование полученных знаний в жизни, практико-ориентированный подход. Дети активно запоминают полученные знания, если находят им применение в своей жизни. Для этого максимально используется их жизненный опыт, а так же лабораторные экспонаты, муляжи, коллекции, гербарии и другие средства наглядности.

9. Подготовка к олимпиадам должна учитывать личностные интересы учащихся, их требования при подготовке в определённое учебное заведение, развитие интереса к будущей профессии.

10.Использование принципа «от простого к сложному».

Задача учителя сделать для ученика понятным даже самый сложный материал, а для этого развивать у учащихся способности структурировать, обобщать материал в виде опорных схем, рисунков, иллюстраций.

Комплексное сочетание перечисленных методов обеспечивает кумулятивный эффект: мотивирует ученика к активной подготовке к олимпиаде, обеспечивает вариативное повторение и углубление учебного материала, формирует большинство учебных навыков, в том числе исследовательских и творческих, помогает организовывать самостоятельную деятельность одаренных школьников.

Подготовка к олимпиаде - дело ответственное, поэтому нужно готовиться основательно, постепенно, не за неделю и не за месяц.
Конечно, подготовка начинается с работы на уроке. В содержание практически каждого урока включаются логические задачи, интересные задания, упражнения на сообразительность.
Далее работа продолжается на занятиях по внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такие занятия начинаются с разминки, на которой предлагаются задания в виде загадок, задач в стихах, интересных вопросов, ребусов, проблемных ситуаций.
Для закрепления проводятся тематические занятия. Все проводимые виды работ способствуют развитию способностей, развитию интереса к предмету, памяти и внимания; логического мышления; воображения, речи.

Рекомендации участнику олимпиады:

1. Внимательно изучи текст задания (инструкцию).

2. Приступай к решению того задания, которое кажется тебе более доступным.

3. Помни: на олимпиаде «лёгких» заданий не бывает. Ищи «изюминку»!

4. Решил задачу - сразу оформляйте её решение. Это поможет проверить логику и освободить мысли для других задач.

5. Если сложно и не получается, оставь на время и переходи к другому.

Олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на первой ступени обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и, как будто, незначительные, но в них – ростки будущего интереса к предмету. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом, они служат развитию творческой инициативы ребёнка.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.