Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде
Учитель начальных классов МБОУ « Белокурихинская сош №2» Сургина Виктория Викторовна
Технология подготовки учащихся начальной школы
к олимпиаде
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованной.
Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Сегодня одаренными детьми называют:
детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.
С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету.
С точки зрения одаренных детей– это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.
Целями работы являются:
Развитие познавательной активности учащихся
Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла
Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла
Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления
Формирование творческой активности обучающихся
Развитие способности к нахождению аналогий
Учить работать командой (группой)
Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.
Однако, одаренность учащегося в рамках школы, как бы мы того не хотели, сужается в рамки предметной. Решение проблемы заключается, на мой взгляд, в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении школьников.
На подготовительном этапе работы надо приготовить задания и дать информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий.
Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.
Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.
Одной из форм подготовок к олимпиадам нужно использовать исследовательскую работу учащихся, принимая участие в различных конкурсах. Основную цель исследовательской деятельности учащихся в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.
Система подготовки участников олимпиад:
— базовая школьная подготовка по предмету;
— подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
— самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
— целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года
элективные курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения
использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы)
уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через
— наблюдения в ходе уроков;
— организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
— оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
— реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
— уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
— Работать по принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)
3.Планируем работу.
— при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
— оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
— предусмотреть возможность отдыха, релаксации
— не превращать работу группы в пустое времяпровождение
— наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
— основной формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы
4.Расширяем кругозор:
— читаем книги, журналы
— работаем в Интернете
— общаемся дистанционно
5. Решаем задачи.
— нужно стремиться дать каждому члену группы свободу выбора, индивидуальную образовательную траекторию
— создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
6. И не останавливаемся.
Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?
— зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)
— зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.
— целевое изучение литературы
— создание опорных схем, таблиц и т.д.
С олимпиадниками работать и сложно и интересно. Интересно потому что это как правило, мотивированные учащиеся, которым не надо объяснять «зачем мы здесь сегодня собрались» и есть возможность более детально рассмотреть вопросы, занимательные факты, решить задачи и кроссворды, отработать умения и навыки, пообщаться, порассуждать на исторические и обществоведческие темы. Сложно потому, что наступает такой момент, когда твои ученики по каким-то вопросам знают уже больше тебя и тогда «олимпиадником» приходится становиться тебе, чтобы «держать планку».
Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.
Методы и средства обучения
базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:
— Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;
— На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;
— Учащийся становится субъектом своего собственного развития;
— Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.
Ведущие методы творческого характера:
- проблемные;
- поисковые;
- эвристические;
- исследовательские;
- проектные
в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Выработан пошаговый алгоритм, по которому и происходит подготовка к следующим конкурсам, олимпиадам. Он помог нам грамотно распределить свои силы.
1 шаг – первичный анализ. Ребята, просмотрев работу, отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно.
2 шаг – поиск справочного материала. Дети, подбирают необходимый книги, журналы, пособия в школьной библиотеке и сети Интернет.
3 шаг – отбор информации. Под моим руководством и при помощи родителей происходит отбор необходимого материала.
4 шаг – построение ответов. Если олимпиада тестовая, то выбираем верный ответ из предложенных. Если олимпиада требует полного ответа – корректируем готовый ответ.
5 шаг – оформление работы.
6 шаг – сдача работы.
Этот алгоритм помог достичь определенных результатов
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
— осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
— создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
— признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
— Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
— Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:
Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
— Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
— Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
— Умение координировать свои действия с действиями родителей.
— Умение консультировать родителей и учащихся.
— Профессиональная зрелость.
— Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
— Эмоциональная стабильность.
— Способность к самоанализу.
— Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
— Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
— Учителю-предметнику в работе необходимо:
— Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка .
— Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
— Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Диагностика успешности обучения – обязательное условие работы учителя сегодня
необходимо сместить акценты с контроля соответствия знаний, умений, навыков учащихся на контроль индивидуальной динамики продвижения каждого ученика;
контроль должен быть совместной деятельностью учителя и ученика, учащиеся должны быть полноправными субъектами контролирующей деятельности. Одним из проявлений такой деятельности должно быть самооценивание продвижения по предмету;
необходимо существенно усилить диагностическую функцию контроля, использовать результаты контроля как основу дифференцированной работы по предмету.
Подготовка к олимпиаде не должна быть разовым мероприятием.
подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося;
участие в дистанционных олимпиадах всероссийского и международного уровня
Далее приведу примеры заданий, которые я использую при подготовке к олимпиаде
Олимпиадные задания с ответами по русскому языку для 1-4 классов
Олимпиада по русскому языку 1 класс
Тестовые задания 1. Экономный – это значит:
А) Бережливый Б) Щедрый В) Жадный
2. Что обозначают слова: прыгать, бегать, смеяться, веселиться?
А) предмет Б) действие В) признак
3. Определи, в каких словах ударение падает на первый слог
А) посуда Б) волосы В) лисица Г) рояль
4. В каком варианте все буквы расположены в алфавитном порядке
А) З И К Й Б) Л М Н О П В) Г Д К И Г) Б Д В Е
5. Когда буквы Я.Е,Ю,Ё не обозначают 2 звука
А) после согласных Б) после гласных В) После Ь и Ъ Г) В начале слова
6. Выбери слово, которое начинается на звук а:
А) облако Б) очки В) остров
7. Значение какого слова меняется в зависимости от того, на какой слог падает ударение:
А) магазин Б) торты В) стрелки
8. Укажите верный вариант деления слов на слоги:
А) земл-я Б) за-йка В) яб-ло-ня Г) ти-гр
9. В какой строчке все согласные звуки в словах твердые:
А) дом, прут, пять, садик Б) стол, цапля, жираф, астра
В) шалаш, пруд, трава, отдых Г) рука, река, рыба, работа
10. Выберите верное утверждение:
А) согласный звук образует слог
Б) сколько в слове гласных, столько и слогов
В) гласный звук не образует слог
Открытые вопросы1.Назови предмет, про который можно сказать:
А) белый, сладкий, твёрдый
Б) продолговатый, зелёный, твёрдый, съедобный2.Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый согласный………………………………………………………………3.Зачеркни слово, которое не является однокоренным с остальными словами. В однокоренных словах выдели корень:лесник, лесок, лисица, лесной.4.Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука.
Лилия, оазис, фойе, поёт, сауна……………………………………………………5.В слове кот и в слове мяу по 3 звука. Одинаково ли количество слогов?.......
Творческие задания1.Из данных предложений составь рассказ. Запиши его.
1) Она собрала тонкие веточки.
2) Настя шла из школы домой.
3) В школьном саду обрезали деревья.
4) Скоро заблестели зеленые листочки.
5) Дома девочка поставила их в воду.2.Составь «лесенку» слов на букву М, чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего.
М _
М _ _
М _ _ _
М _ _ _ _
М _ _ _ _ _3.Буква заблудилась! Какие буквы в словах нужно заменить, чтобы предложения приобрели правильный смысл?
А) Принцесса над цветком склонилась,
Корова с головы её свалилась
Б) На весёлом карнавале
Дети в мисках танцевали4.Добавь к слову один или два слога, чтобы получилось новое слово:
А) кар… Б) вес… В) бук…5.Запиши названия предметов из трех букв, следуя подсказкам ниже
С «с» я рыба,
С «к» бесформенная глыба,
С «л» помог колоть я лед,
С «д» народ во мне живет.
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | А | Б | Б | Б | А |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | Б | В | В | В | Б |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1: А — сахар, Б — огурец
Ответ на вопрос 2: март, август
Ответ на вопрос 3: лисица — лишнее слово, лес — общий корень
Ответ на вопрос 4: оазис, сауна
Ответ на вопрос 5: Нет. Кот — один слог, мяу — два слога.
Ответы на творческие задания
Пример ответа на творческое задание №1:2, 3, 1, 5, 4
Пример ответа на творческое задание №2Мы, мир, март, маска, Москва
Пример ответа на творческое задание №3А — корова-корона, Б — мисках-масках
Пример ответа на творческое задание №4А — карта, карман, Карлсон, Б — весло, весна, В — букварь, букашка, буксир.
Пример ответа на творческое задание №5Сом, ком, лом, дом.
Олимпиада по русскому языку 2 класс
1. Найди слова, в которых количество букв и звуков неравное, подчеркни их:
ёлка, берёза, листок, корень, полью, теннис.
2. Вы выполняли фонетический разбор слова ЕЛЬНИК. В какой строке разбор выполнен правильно? Обведи букву правильного варианта ответа.
А. Ельник – 2 слога, 6 букв, 7 звуков.
Б. Ельник – 2 слога, 6 букв, 6 звуков.
В. Ельник – 2 слога, 6 букв, 5 звуков
3. Поставь ударение в словах:
свекла, алфавит, звонит, щавель, портфель, ворота, документ.
4. Перед тобой три слова: ДЕВОЧКА, КАРЕТА, КОЛОВОРОТ. Собери из слогов этих слов новое слово: из первого слова возьми первый слог, из второго – второй слог, а из третьего – третий слог. Запиши полученное слово в ответе. Ответ: ______________
5. Прочитай стихотворение. Сколько раз в нём встречается звук [ш] ?
Подчеркни слова, в которых произносится этот звук.
- Ты скажи мне, милый ёж, - Тем он, лисонька, хорош,
Чем ежиный мех хорош ? Что зубами не возьмёшь.
6. Выбери и обведи то слово, которое НЕЛЬЗЯ употребить со словом ГЛАЗА.
А. умные Б. карие В. удивлённые Г. густые
7. Допиши названия животных в выражения :
1) Голоден как ... 2) Труслив как... 3) Хитёр как...
4) Упрям как... 5) Нем как... 6) Драчлив как ...
8 .В каждой группе слов найди одно лишнее, подчеркни его:
1) Пётр, Катя, Серёжа, Егоров
2) мяч, кукла, скакалка, шахматы, играет
3) вода, водичка, подводный, водитель, водолаз
4 ) жираф, ножик, шишки, коршун, кожица
9. Вы изучаете правописание имён собственных. Все, кроме одного слова в списке, можно писать как с заглавной буквы, так и с прописной. Какое слово можно писать только с заглавной буквы, иначе оно будет бессмысленным?
Обведи букву такого слова:
А. Виктория Б. Роза В. Дарья Г. Надежда
10. В слове РОСТ поставь последнюю букву в начало, а затем прочитай получившееся слово наоборот. Какое слово получилось при чтении наоборот?Ответ:_______________________________
11. Найди общее начало к каждому слову. Запиши общее начало в ответе.
АБЛЬ
( . . . ) ЖИК
ЗИНА
ТИКОтвет: ____________________
Ответы
1 ёлка, берёза, листок, корень, полью, теннис. 3 балла
2 Б. Ельник – 2 слога, 6 букв, 6 звуков. 1балл 3. Поставь ударение в словах: 7 баллов
свекла, алфавит, звонит, щавель, портфель, ворота, документ.
4. Ответ: дерево 1 балл
5. - Ты скажи мне, милый ёж, - Тем он, лисонька, хорош,
Чем ежиный мех хорош ? Что зубами не возьмёшь. 5 баллов
6. Г. густые 1 балл
7. 1) Голоден как ... волк 2) Труслив как... заяц 3) Хитёр как...лис
4) Упрям как... осел 5) Нем как... рыба 6) Драчлив как ..петух 6 баллов
8 . 1) Пётр, Катя, Серёжа, Егоров
2) мяч, кукла, скакалка, шахматы, играет
3) вода, водичка, подводный, водитель, водолаз
4 ) жираф, ножик, шишки, коршун, кожица 4 балла
9. В. Дарья 2 балла
10. Ответ: СОРТ 2 балла
11. Ответ: КОР- 2 балла
Всего: 34 балла
Олимпиада по русскому языку 2 класс
1. Поставь ударение. Статуя, километр, щавель, столяр, доска, арбуз.
2. В каких словах число букв и звуков совпадает? Поют, июнь, яма, мельница, подъезд, морковь, группа.
3. Какие безударные гласные пропущены? На п..лянке л..сной З..мляника под с..сной. Накл..няйся, не л..нись, З..мляничкой уг..стись.
4. Какие парные согласные пропущены? Бабу..ка теплые варе..ки вяжет. Бабу..ка вечером ска..ку расскажет. О ры..ке золотой и о домике с трубой. О волшебном клу..ке и горячем пиро..ке.
5. Найди правильно вариант записи слова. Аннтена, анттена, аннтенна, антенна, анттенна, аннтенна.
6. Какое из данных слов проверочное. Тяжелый, тяжело, потяжелеть, тяжеловесный, тяжесть, тяжеленный.
7. Где приставка, а где предлог?(Вы) шел козленок (на) луг (по) гулять. (По) травке зеленой решил (по) скакать.
8. Какие слова следует писать с большой буквы?(м)арина огурцы (м)ариновала, (м)ила (м)алину перебирала, (м)алина (м)анила (м)арину и (м)илу, (М)арине и (м)иле (м)алина (м)ила.
9. Как будет во множественном числе?Стул – Чудо – Человек – Ухо – Ребенок –
10. В выделенных словах указать части речи. Овес РОС медленно из-за прохладных утренних РОС.
11. Сколько в словах слогов? Ягоды, читаю, осень, дождь, трамвай, герои.
Ответы:1. Ста´туя, киломе´тр, щаве´ль, столя´р, доска´, арбу´з. 2. Июнь, подъезд. 3. На пОлянке, лЕсной, зЕмляника, сОсной, наклОняйся, не лЕнись, зЕмляничкой, угОстись. 4. БабуШка, вареЖки, скаЗку, о рыБке, клуБке, пироЖке. 5. Антенна. 6. Тяжесть. 7. Вышел, на луг, погулять, по травке, поскакать. 8. Марина, мариновала, Мила, малину, малина, манила, Марину, Милу, Марине, Миле, малина, мила. 9. Стулья, чудеса, люди, уши, дети. 10. Овес рос – глагол, утренних рос – имя существительное. 11. Ягоды — 3, читаю — 3, осень — 2, дождь — 1, трамвай — 2, герои — 3.
Олимпиада по русскому языку3 класс
Ф. И., класс _____________________________________________
Из данных слов составь известную пословицу и запиши ее.
Труд, без, рыбка, и, вытянешь, из, пруд,не.
Подбери и напиши слова с противоположным смыслом.
Любить- ______________________
Дружба- _______________________
Строить- _______________________
Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
Мать встретила Катю.
Мать встретила Катя.
Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.
Ловить, рыба -_____________________
Пешком, ходить -____________________
Лес, рубить -________________________
Вставь пропущенные буквы.
Прим…рять соседей – прим…рять костюм.
Пол..скать рот- пол..скать котёнка.
Отв…рить дверь – отв…рить картофель.
Допиши слова в предложении и определи род существительного карусель.
Закружи__ карусель(________),
Загуде___ , точно шмель.
Подчеркните пары слов, являющиеся однокоренными.
Смешить - смешать
Парный – паровой
Лев – львиный
Носатый – носильщик
Слеза – слезинка
Есть в яблоке и сливе, а в саду нет; есть в луке и в салате, а в огороде нет. Что это? Напиши ответ.
Ответ:___________
Ответы
1.Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. 1 балл
2.Любить – ненавидетьДружба – враждаСтроить – ломать3 балла
3.Мать встретила Катю.
Мать встретила Катя. 2балла
4.Рыболов, пешеход, лесоруб 3 балла
5.Примирять соседей – примерять костюм.
Полоскать рот – поласкать котёнка.
Отворить дверь – отварить картофель. по 0,5 б . за правильный ответ
6.Закружила карусель(ж.р.),
Загудела, точно шмель. 1 балл
7.Лев – львиный
Слеза- -слезинка 2 балла
8.Ответ: буква л. 2 балла
Всего: 17 баллов
Олимпиадные задания по русскому языку 3 класс
1. Подчеркни линией те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв: Маяк, объём, грустный, юг, поют, якорь, рассказ.
2. Запиши множественное число имён существительных: стол — ……….. стул —……. ухо —…… ребёнок — ……человек — ……. чудо — ……….
3. Подчеркни линией слова, которые имеют два корня. Снеговик, землекоп, земляника, парник, теплоход, островок, корнеплод.
4. Подчеркни линией слова, у которых нет приставки. Спор, осмотр, повар, запах, порог, поход, сторож.
5. Напиши, что обозначают данные слова. Конфетти — …………………. Серпантин — ……………………….
6. Подчеркни слово, близкое по значению к слову «журить». Искать, обманывать, перебивать, оценивать, бранить, жульничать.
7. Подчеркни однокоренные слова к слову «стол». Столовая, столешница, столетник, столяр, престол, застолье, столько, столкновение.
8. Подчеркни в предложении подлежащее и сказуемое. Высокий дуб метель занесла снегом.
9. Подчеркни глагол двумя линиями. Он без кистей и белил Скверы города белил.
10. Замени одним словом. И след простыл — …………………………. Кот наплакал —……………………… Клевать носом — ………………… Ни зги не видно — ……………………
11. Исправь ошибки. Одеяло убижало, улитела прастыня, И падужка, как лигушка, ускокала ат меня.
12. Допиши по одному слову. Хитёр как _____ . Надут как _____. Упрям как ______. Увёртлив как______ . Нем как______ . Здоров как_______ .
13. Составь и запиши новое слово, состоящее из: Корень – из слова морской, Окончание – из слова весенний, Приставка – из слова присмотреть, Суффикс – из слова солдатский……………………………………………
14. Образуй новые слова путём перестановки букв данных слов. Автор — ………………. Коршун —………………………
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
Ф. И., класс _____________________________________________
1.Вставь пропущенные буквы.
Он буд…т хорошо учиться.
Он буд…т меня каждое утро.
2. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141. Напиши имя мальчика.
Ответ:______________________
3. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.
4.Подбери и запиши слова с противоположным значением.
Дружить -____________________
Недостаток -__________________
Уважать -_____________________
5.Выдели корни в данных словах
Отвари – отвори; спеши – спиши; поласкать – полоскать.
6.Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.
На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки._________________________________________________________
Коля написал предложение красиво как курица лапой.________________________________________________________
От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель._______________________________________________________
7. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола.____________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
Брат сварил кофе.
Кофе выпил брат.
Ответы
1. Он будет хорошо учиться.
Он будит меня каждое утро. 2балла
2.Дима. 2 балла
3.
За правильный ответ по 0,5 балла
4.Дружить- враждовать
Недостаток – достоинство
Уважать- презирать. За слово 1 балл
5.Отвари – отвори; спеши – спиши; поласкать – полоскать
За правильный ответ по 0,5 балла
6.
На субботнике наш класс хорошо работал (не покладая рук, засучив рукава)
Коля написал предложение красиво ( без сучка, без задоринки, комар носа не подточит)
От моего дома до школы очень близко, (рукой подать)
За правильный ответ 1 балл
7.Прежде чем семья опять сядет за стол, предварительно вытри со стола. 2 балла
8. Брат сварил кофе.
Кофе выпил брат. За правильный ответ 1 балл.
Всего: 20 баллов
Олимпиадные задания с ответами по окружающему миру для 1-4 классов
Олимпиада по окружающему миру 1 класс
Фамилия, имя_________________________ Количество баллов___________
1.Загадка. Нарисуй отгадку.
Белая морковка зимой растет. ______________________
2. Напиши телефоны экстренных служб:
Полиция - _______, Скорая помощь - ________, Пожарная - __________
3. Подчеркни карандашом названия планет Солнечной системы:
Меркурий, Плутон, Альдебаран, Луна, Земля, Марс, Сириус, Венера, Юпитер, Солнце, Сатурн.
4. Собери из букв названия животных:
БРУСКА - ________________ ОБКАСА - _____________________
ВЮРДЛЕБ - _________________ ЛЁЗОК - ______________________
5.Сколько ног у паука? __________
6.Какая птица подкидывает свои яйца в чужие гнезда? _______________
7. Как называется должность главы государства?_____________________
Как называется должность главы города?__________________________
8. Соедини слова из первого столбика со словами второго столбика:
Животное Жилище
Медведь Улей
Пчела Курятник
Собака Конура
Курица Муравейник
Лиса Берлога
Муравей Нора
Олимпиада по окружающему миру 2 класс
Фамилия, имя_________________________ Количество баллов____________
1. Загадка. Напиши отгадку.
Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится. ________________
2.Подчеркни карандашом объекты неживой природы: Солнце, камень, медведь, облако, изба, скала, колодец, туннель, конь, птица, самолет, молния.
3. Собери из букв названия растений:
БУНКРСИА - ______________________ АИАМЛН - ______________
ЗАРЁБЕ - _________________________ ЛЬТПАЮН - _______________
4.Что отличает рыб от других животных?
5. Как располагаются растения в лесу? Подчеркни правильный ответ:
Группами, ярусами, семьями.
6. Напиши 3 символа любого государства.______________________________
7. Кто где ночует? Муравей – в муравейнике, медведь - в берлоге,
лошади - _______________, свиньи - ________________, пчелы - ____________________, лисы - _______________, коровы - _________________, собаки - __________________.
8.Кто как голос подает? Соедини слова первого столбика с соответствием из второго.
Сорока Заливается
Филин Гогочет
Соловей Тенькает
Воробей Чирикает
Синица Стрекочет
Гусь Ухает
Олимпиада по окружающему миру 3 класс
Фамилия, имя_________________________ Количество баллов____________
1.Назови животных, в названиях которых всего 3 буквы.
2. Какого моря не существует? Подчеркни.
Красное море, Белое море, Черное море, Синее море, Желтое море.
3.Какое тело может быть в твердом, жидком или газообразном состоянии?__________________________
4.Почему весной охота строго запрещена? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Что для птиц зимой страшнее всего?_________________________________
6. Подумай, какие части растения употребляют в пищу:
У свеклы - ___________________, у салата - ______________________, у сливы - ____________________, у розы - ________________.
7.В горячую воду положили три ложки: железную, пластмассовую и деревянную. Через 3 минуты их захотели достать. Какая из ложек будет самая горячая? _____________________________
8. Отгадай кроссворд:
1. Предмет, помогающий определить стороны света.
2. Край виден, а дойти до него нельзя.
3.Слабовидящее животное.
4. И туча, и туман, и река, и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.
5.Лесной доктор (птица).
6.Птица, приносящая детей.
7.Зимующая птица.
1 | | | | | | | |||
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | ||||
4 | | | | | |||||
5 | | | | | | | |||
6 | | | | | | ||||
7 | | | | | | | |
Олимпиада по окружающему миру 4 класс
Фамилия, имя_________________________ Количество баллов____________
1.Назови животных, в названиях которых всего 2 буквы.
2. Установи соответствие между названиями стран и названиями столиц
* Япония | |
Рим * | * Франция |
Москва * | * Германия |
Токио * | * Россия |
Лондон * | * Италия |
Берлин * | * Англия |
3. Вспомни, какого цвета флаг ДНР, и раскрась его.
4. Разгадай ребусы:
5.В горячую воду положили три ложки: железную, пластмассовую и деревянную. Через 3 минуты их захотели достать. Какая из ложек будет самая горячая? _____________________________
6.Какая ягода бывает черной, красной и белой?_________________________
7. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:
В гостинице - ____________
В монастыре - _______________
В поликлинике - __________________
В поезде - _________________
В музее - ____________________
Ответы
Олимпиада 1 класс Окружающий мир
1. Сосулька
2. 102, 103, 101
3.Меркурий,Плутон,Земля,Марс,Венера,Юпитер,Сатурн.
4.Барсук,Верблюд,Собака,Козёл
5.8
6.Кукушка
7.Президент, Мэр
8. Медведь-берлога, пчела-улей,собака-конура,курица-курятник,лиса-нора,муравей-муравейник.
Олимпиада 2 классОкружающий мир
1. Ветер
2. Солнце,камень,облако,скала,молния.
3. Брусника, берёза, малина, тюльпан
4. Жабры, плавники, чешуя
5.Ярусами
6.Герб, флаг, гимн
7.Лошади — конюшне(в стойле), свиньи — свинарнике, пчелы — в улье, лисы — в норе, коровы — в сарае, собака — в конуре.
8.Филин ухает, гусь гогочет, соловей заливается, воробей чирикает, сорока стрекочет, синица тенькает.
Олимпиада 3 класс Окружающий мир
1.бык, ерш, сом, язь, чиж и т.д
2.синее море
3.вода
4.потому что звери выкармливают детенышей
5. голод
6. свеклы -корень, у сливы — плод, у салата — листья, у розы - цветок
7.железная
8.компас, горизонт,крот,вода,дятел,аист,снегирь
Олимпиада 4 класс Окружающий мир
1.як, уж, ёж и т.д
2.Париж -Франция, Рим — Италия, Москва — Россия, Токио — Япония, Лондон — Англия, Берлин - Германия
3.черыйсинийкрасный
4. перекрестоксветофор
5. железная
6.смородина
7.Гостиница — номер, монастырь — келья, поликлиника — кабинет, поезд — купе, музей — зал.
Литература:
Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. – М.: Аркти, 2007.
Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад. – М.: Вако, 2010.
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.
Л. В. Машевская, Л. В. Данбицкая «Творческие задачи по русскому языку», «Каро», 2003г.
Г. Т. Дьячкова « Внеклассные занятия по математике. 3-4 класс», «Учитель АСТ», 2005г.
О. В. Узорова, «Контрольные и олимпиадные работы по математике», «Астрель» г. Москва, 2000г.
Б. М. Абдрашитов, Т. М. Абдрашитов, В. Н. Шлихунов «Учитесь мыслить нестандартно», М. «Просвещение», 1996г.
Н. Винокурова, «Лучшие тесты на развитие творческих способностей», М. «АСТ – ПРЕСС», 1999г.
Н. Г. Скегина, Г. И. Колпакова, Н. Н. Авраменко «Большой справочник. Начальная школа», М. «Олимп*Астрель», 2000г.
Г. Ж. Иванова «Олимпиадные задания по основным дисциплинам. 1-4 классы», Х. «Основа» 2012г.