Организация поисково- познавательной деятельности со старшими дошкольниками
Ребенок – дошкольник, как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы общее развитие изначально происходило в процессе элементарной исследовательской деятельности.
Что же такое поисковая деятельность?
Поисковая деятельность – это совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе познавательной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, то есть в процессе познания окружающего мира. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций, возникающих в деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, в процессе познания мира. Эта деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания. Исследовательская практика ребенка – дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира.
Увидеть проблему можно путем наблюдения и элементарного анализа действительности. Проблемами для исследований могут стать такие вопросы, как «Почему качаются ветви деревьев?», «Почему светит солнце?», «Почему осенью растения увядают, теряют листья, желтеют?». По мнению Ф. Ницше, великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока наконец один не поднимет его. Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу ее дети решить не могут. Чтобы устранить проблему, требуются определенные умственные действия, исследование всего, что связано с данной проблемой. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые известные и неизвестные данные. Дети выдвигают свои предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Таким образом, у детей возникает интерес к исследуемому явлению.
Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.
Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.
Поисковая деятельность обеспечивает возможность саморазвития воспитанника, так как он свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам. Освоение ребёнком разнообразных видов деятельности способствует развитию самостоятельности, которая, по мнению современной теории личности, рассматривается как стержневое, интегральное личностное качество. Через самостоятельную активность совершенствуются способности и умения детей, основы которых закладываются в первых двух блоках.
Функция воспитателя в свободной самостоятельной поисковой деятельности – создать разнообразную предметную среду, обеспечивающую ребёнку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер.
Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности.
Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
Создания условий необходимых для саморазвития воспитанников должно быть направлено на сосредоточение усилий всего педагогического коллектива на оборудовании развивающих зон, каждая из которых содержит свой комплекс задач воспитания и развития детей.
В старшей группе – могут выполнять некоторые опыты самостоятельно после совместного экспериментирования с педагогом. В помощь дошкольникам должны быть подобраны карточки-схемы, на которых картинки и символы передают последовательность действий..
Деятельность дошкольников в центре экспериментирования расширяет кругозор детей, развивает у них познавательные процессы и мыслительные операции и способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности воспитанников. А также решает задачи речевого, социально-нравственного направления, потому что экспериментирование сопровождается у детей проговариванием и выдвижением гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты (дети учатся выстраивать сложные предложения, делать выводы). Многократное повторение одних и тех же опытов вырабатывает у дошкольников определённый алгоритм действий, чёткость выполнения отдельных действий, аккуратность в работе.
Для поддержания интереса к экспериментированию воспитатель использует:
Внешние стимулы (новизна, необычность объекта): необычные материалы, приборы для исследования;
Тайна, сюрприз;
Мотив помощи;
Познавательный мотив;
Проблемные ситуации. Предлагая детям самостоятельно решить проблему, воспитатель следит за ходом эксперимента, но не заменяет деятельность ребёнка своей. Помощь взрослого заключается в организации условий и обсуждении выводов эксперимента, фиксации его результатов.
Приёмы косвенного руководства (совет, напоминание, организация условий эксперимента, обсуждение выводов эксперимента, наводящие вопросы: «Как это можно узнать?», «С помощью чего можно проверить это предположение?»);
Для организации и поддержания интереса к экспериментированию педагоги используют чтение с детьми научно-познавательной литературы.
Решение познавательных задач можно осуществлять и через работу по ознакомлению детей с таким социальным понятием как «семья». Знакомство с семьями воспитанников можно проводить через оформленные дома альбомы, на материале которых воспитатель проводит не только занятия, но и беседы на различную тематику.
Познавательное развитие тесно связано с математическим образованием. Организации самостоятельной деятельности в этом направлении помогает математическая игротека. Ребёнок, принося из дома математическую игру, сам обучает своих товарищей играть в неё. Теперь именно дошкольник выступает в роли «носителя знаний». Что, в свою очередь, развивает у него объяснительную речь, умение общаться, усидчивость, проявление бережного отношения к играм, умение выслушивать товарища, произвольность поведения.
Также в математических уголках можно использовать разнообразные виды конструкторов, с помощью деталей которых ребёнок каждый раз создаёт, собирает новые постройки, конструкции, используя при этом схемы, модели, фотографии, зарисовывает свои конструкции. Дети рассматривают работы, при этом каждый рассказывает о своём рисунке. Для обучения дошкольников действовать в центре математики воспитатель использует следующие приёмы:
Воспитатель сам собирает картинку по тем образцам, которые прилагаются к пособию. Ребёнок называет, что и где изображено.
Педагог предлагает ребёнку выложить рисунок по образцу.
С помощью собранной картинки можно поиграть в игру «Чего не стало» или «Что изменилось», каждый раз усложняя за счёт увеличения убранных деталей.
Затем педагог предлагает придумать картинку, используя только определённые фигуры.
Задание можно усложнить, предлагая ребёнку не только собрать картинку, но и придумать по ней сказку, историю.
Организация деятельности детей в математическом уголке способствует решению задач не только математического образования, но и речевого развития, социально-нравственного воспитания.
Большую помощь в организации разных видов самостоятельной деятельности воспитанников оказывают различные схемы, алгоритмы.
В детском саду необходимо систематическое обогащение предметной среды с учётом особенностей детей, возникающих образовательных ситуаций. Принимая во внимание, что развивающее пространство – это только внешние условия, педагогами должно осуществляться постоянный поиск новых, более эффективных приёмов обучения детей самостоятельной деятельности.
Таким образом, предметно-развивающая среда и целенаправленное руководство педагога при обучении детей свободной деятельности – вот те основные составляющие, необходимые для организации полноценной самостоятельной деятельности дошкольников.
Существует ряд методов организации поисково-исследовательской деятельности:наблюдение, эвристическая беседа, опыты или эксперименты, учебные исследования, проектная деятельность.
Наблюдение является непременной частью любого из способов проведения исследований, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Опыты, или эксперименты, используются для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
В пять лет ребенок все чаще начинает задавать взрослому вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы.
Дети старшего дошкольного возраста имеют ярко выраженную потребность спрашивать обо всем, что неизвестно, все чаще обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте посмотрим, что будет, если...» Дети осваивают разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование). Дети шести лет приобретают способность прогнозировать результат, умеют сравнивать объекты между собой, находить не только различия, но и сходство. Они видят два-три звена причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «почему?». В старшем дошкольном возрасте вводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. При анализе результатов нужна постоянная поддержка педагога, при которой дети формулируют выводы, составляют развернутый рассказ.
При организации опытов или экспериментов необходимо уделять большое внимание соблюдению правил безопасности детьми и взрослыми.
Правила проведения опытов и экспериментов
Объяснять правила проведения опытов нужно начиная с самого младшего возраста, тогда в будущем у детей будут сформированы устойчивые навыки безопасного поведения во время экспериментирования.
Во-первых, все они должны быть безопасными для детей и представлять то или иное явление окружающего мира наглядно и ярко.
Во-вторых, хорошо продумайте организацию опыта и прежде всего участие дошкольников. Для этого заранее дайте им инструкцию, познакомьте с последовательностью всех действий, покажите, как контролировать ход проведения опыта.
В-третьих, перед началом эксперимента обсудите с детьми его предполагаемый результат, предложите высказать различные гипотезы .
Организация среды для детского экспериментирования.
Цели и задачи:
• развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию;
• формирование бережного эмоционально-окрашенного отношения к природе и обучение основам грамотного поведения в ней.
С целью модернизации экспериментальных уголков необходимо обновить оборудование, выбрать направления, которые наиболее интересны и предпочтительны для детей каждой группы.
Исследовательскую деятельность с дошкольниками следует начинать с демонстрационных опытов, когда эксперимент проводит воспитатель. Вначале задается проблема, воспитатель спрашивает у детей, какие результаты могут получиться в итоге выполнения опыта.
Дошкольники высказывают предположения, объясняют свои догадки, выдвигают любопытные гипотезы и приводят доказательства. Очень важно выслушать всех желающих, высказать свое мнение.
Методика проведения учебного исследования со старшими дошкольниками
Подготовка исследования. Выбрав тему исследования, каждый ребенок получает «папку исследователя» и карточки – темы исследования. Папка исследователя представляет собой лист картона с наклеенными кармашками, на которых зафиксированы методы исследования. Перед ребенком стоит задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад. Дети работают самостоятельно.
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве со взрослым. Ребенок познает мир в процессе любой деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир, практикуется в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.
Трефилова Раиса Поликарповна