Организация предметно-пространственной образовательной среды в группах детского сада с помощью многофункциональных ширм

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Предметно-пространственная развивающая среда должна быть: содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной, безопасной. Один из принципов построения развивающей среды в ДОУ согласно ФГОС – принцип гибкого зонирования: «Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности».
Чтобы предметно-пространственная образовательная среда выступала как развивающая и соответствовала вышесказанному, мы пришли к решению разработать и создать многофункциональные ширмы.
Многофункциональные ширмы помогают решить следующие задачи:
·Развивать познавательные способности детей и интегративные качества; а также интеллекта в целом – на основе практических действий при задействовании сенсорных эталонов.
·Ширмы предоставляют детям возможность самостоятельно менять игровую среду по интересам и увлечениям ребят.
·Реализовывать принцип индивидуализации, т.е. процесса создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
·Способствовать развитию творческой активности и самостоятельности в театрализованной и сюжетно-ролевой игре, ролевого поведения и взаимодействия с детьми.
·Совершенствовать двигательные навыки.
·Помогают осуществлять интеграцию образовательных областей и обеспечить психологический комфорт для детей.
Многофункциональные ширмы можно использовать в разновозрастных группах. Они состоят из трех и четырёх частей. К каркасу крепятся сменяющиеся баннеры из ткани и фетра, они являются съемными, т. к. закрепляются на резинках, лентах, липучках, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна. Ширмы лёгкие, мобильные, многофункциональные, яркие и привлекательные. Они устойчиво стоят на полу. Дети без труда могут поставить ширму в удобное для них место и организовать свою деятельность там, где им удобно.
На каждой створке ширмы «Сказочная страна» разная тематика. На 1ой – дерево, которое меняет наряд в зависимости от времени года и тучки, из которых идёт то снег, то дождь. Детали съёмные. Листочки и снежинки можно посчитать, сложить узоры – прямо перед створкой, с помощью листочков закрепить цвет. А если обратите внимание на капельки дождя, то увидите, что это капельки - доминошки, можно снять и поиграть в домино. А потом немного потрудиться и одеть на пуговички тучек. На 2ой створке – с помощью съёмной полянки продолжаем считать, закреплять или знакомить с цветом, а солнышко напомнит о геометрических фигурах. А давайте поиграем и определим: чего больше геометрических фигур или цветочков с помощью счета (со старшими детьми), или наложения (приложения) – с малышами. На 3ей створке – ельник, где растут грибочки, их можно сравнить по количеству, определить больше, меньше или равно. На 4ой створке – под звёздным небом озеро с рыбками. Данная створка познакомит с понятием «луна и месяц», с помощью звёзд усовершенствуется понятие «величина», рыбки напомнят о цифрах. Так как материал съёмный - можно придумать самые разнообразные игровые задания для индивидуальной работы и совместной деятельности. Благодаря разной тематике створок у ширмы ребята (в старшем возрасте) или педагог (с младшими дошкольниками), при постановке сказок или показа театра, могут выбрать нужный фон. Ну а если ширму предложить для самостоятельной деятельности, уж ребята точно смогут реализовать свои творческие способности.
Баннеры ширмы «Физкультурница» тканевые красного, синего, желтого и зеленого цветов с прорезями в форме геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат). Используются для развития двигательных навыков с целью совершенствования метания, перебрасывание мяча большого диаметра друг другу через ширму способами снизу, из-за головы. Подлезание под подвешенными ленточками разными способами (правым и левым боком, головой, спиной вперед), стараясь не задеть их, а также для дыхательных упражнений. Способствует развитию ловкости, точности, четкости, гибкости, координации движений, ориентации в пространстве, быстроте реакции, зрительно-моторной координации.
Ширма «Мой край родной!» используется для развития познавательных интересов и способностей в области знания природы родного края, что является актуальной темой современных образовательных задач. Ширма состоит из 4-х окошек разного цвета, которым соответствуют природные зоны Волгоградской области. Синий означает водные ресурсы (главные реки, водоемы), а также флору и фауну, населяющую данную зону. Желтый обозначает степи, пустыни и полупустыни и соответствующую флору, и фауну. Зеленый – обозначает лесные массивы, лесостепи и также флору и фауну. Красный обозначает охраняемые природные парки Волгоградские области, а также флора и фауна, занесенные в красную книгу. Информация представлена в виде карточек с иллюстрациями на соответствующую тему, карточки крепятся к ширме при помощи липучки, легко меняются. Материал разнообразен, эстетичен, практичен.
Ширма «Собери меня!» представлена съемными баннерами, которые сложены в контейнер (уголок природы, окошко для театра, баннер для метания и баннер для развития мелкой моторики, а также баннер с наклеенными липучками и разные предметы из фетра и картона). Каркас данной ширмы всегда пуст с целью стимулирования детей к самостоятельному оформлению её створок и развития творчества.
Благодаря имеющимся кармашкам-органайзерам (с обратной стороны) у каждой ширмы, несущие функцию хранения, дети самостоятельно могут воспользоваться их наполнением.
Способы организации деятельности при работе с ширмами: групповой, подгрупповой, парный, в индивидуальной работе и в совместной деятельности с детьми.
Варианты использования ширм:
·При организации образовательной деятельности они являются обучающим пособием с интересными элементами, позволяющими решать обучающие развивающие и воспитательные задачи.
·В самостоятельной или совместной деятельности воспитателя и детей при организации игровой деятельности, благодаря разнообразию меняющихся баннеров, ширмы помогают организовать пространство для сюжетно- ролевых, театрализованных игр, показа разных видов театра.
·Соединив створки ширмы можно создать такой уголок уединения, где дети могут отдохнуть, посмотреть книги, портфолио, побыть наедине с самим с собой.
·Многофункциональная ширма – весьма интересный и яркий интерьерный предмет детского сада, который служит украшением и могут служить фотозонами.
Таким образом, результат использования многофукциональных ширм заключается в следующем. Ширмы внесли новизну в предметно-пространственную образовательную среду. Они позволяют долгое время держать внимание детей (это достигается посредством смены заданий и функций), что имеет большое значение в дошкольном возрасте. Дети с удовольствием включаются в любой вид деятельности с использованием ширм, а благодаря их полифункциональности каждый находит задание по душе. Дети любознательны, активны, проявляют творчество и самостоятельность. Систематическая работа с детьми в игровой форме с использованием авторских ширм позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольных учреждений.
Социально-игровой опыт, который ребёнок приобретает благодаря правильному моделированию предметно-пространственной образовательной среды оказывает существенное влияние на становление эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребёнка. Поэтому многофункциональные ширмы являются неотъемлемым и современным элементом в развивающей среде группы, решающие многие задачи, поставленные перед дошкольным учреждение ФГОС.
Шуткова Татьяна Михайловна