Проблемы воспитания при дистанционном обучении

2
0
Материал опубликован 22 July 2021 в группе

Проблемы воспитания при дистанционном обучении

​​​​​​​ Воспитание понимается как «формирование гармонично и всесторонне развитой личности, подготовленной к инициативной, социальной и профессиональной деятельности в обществе, личности, способной разделять и преумножать его ценности». При этом к критериям воспитанности человека включаются полнота овладения общечеловеческими гуманистическими доминантами, овладение этическими нормами и эстетическими ценностями, уровень и иерархия качеств личности, приобретенных в процессе воспитания. Выделяются такие направления воспитания, как умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Воспитание можно трактовать также как целесообразное, произвольно направленное взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения. Это - реализуемая в общении возрастных когорт и поколений целенаправленная активность тех субъектов, осознанное бытие которых формирует данное пространство. Воспитание представляет собой одно из необходимых условий развития культурных потребностей и творческих способностей, оно «ориентировано на формирование автономной личности, способной к кооперации и сотрудничеству с другими». Зрелый интеллект автономной личности «необходимо сопровождается высшим уровнем морального развития - антиэгоистической ориентаций на взаимопомощь, сотрудничество и справедливость».

Таким образом, воспитание непосредственно связывается с сотрудничеством, с взаимодействием людей, что предусматривает наличие у человека опыта межличностного общения. Существуют и иные подходы к данной проблеме. Однако при наличии определенных различий в подходах к определению процесса воспитания, особый акцент в них усматривается в признании незаменимой роли межличностного общения и взаимодействия в ходе формирования и развития личности. Стало быть, воспитание представляет собой общественное явление, находящееся в тесной связи со всеми факторами данного социума. Это - целенаправленный процесс по всестороннему развитию человека, по его социализации, формированию его личных возможностей для успешной жизнедеятельности в современных условиях. Особое внимание при этом уделяется обеспечению гармоничного сочетания интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы личности.

Объективные закономерности воспитания приводят к дидактическим принципам - основополагающим требованиям к практической организации процесса образования человека. Обучение и воспитание представляют собой тесно взаимосвязанные процессы: любое обучение одновременно воспитывает и наоборот - воспитание обучает человека. Поэтому в перечне дидактических принципов находят свое место и такие, как принцип единства группового и индивидуального обучения, а также принцип воспитательной направленности обучения, принцип общественной направленности воспитания и другие. В процессе воспитания необходимо реализовать органическое сочетание уважительного отношения к воспитаннику с высокой требовательностью к нему, к его качествам ответственности и дисциплинированности. Следует помнить, что в воспитательной деятельности отсутствует «универсальный ключ», т.е. не существует такого метода воспитания, использование которого гарантировало бы успех в любых случаях воспитания, с любым составом воспитанников.

Очевидно, те или иные находки теоретиков-исследователей или практиков не могут служить универсальным правилом воспитания. Не могут служить подобным с всеобъемлющим ключом также и новомодные веяния. Все новые методы и средства, формы и виды лишь в определенной степени обогащают опыт организации воспитательной деятельности. В указанном смысле они имеют значение и заслуживают внимания, а также обоснованного, продуманного внедрения в практику, но не могут претендовать на полное и окончательно решение проблем воспитания, такого разнопланового и особо значимого процесса в жизни каждого человека. Даже самовоспитание, являющееся центральным компонентом формирования и развития человека, не может в полной мере заменить весь процесс воспитания, связанный с живым общением людей.

Образование играет особую роль в жизни каждого человека, как и его равноценные компоненты: воспитание, обучение, развитие. В современных публикациях по проблемам воспитания нередко выражается озабоченность педагогической и родительской общественности уровнем приспособленности детей к жизни в среде людей, тенденцией снижения желания детей учиться и общаться со своими сверстниками. При этом указывается общий ряд факторов, препятствующих развитию детей: недостаток общения, технологии, изобилие благ, отсутствие дисциплины, несамостоятельность.

В самом деле, живое общение издавна считалось (и считается!) необходимым и действенным средством воспитания. Именно в процессе живого общения ребенок получает первые представления о коммуникативной культуре, которая формируется и развивается в процессе взаимодействия человека с другими людьми в различных ситуациях жизнедеятельности. В настоящее время заметно сокращается время живого общения человека: нередко ребенку вручают некое устройство с компьютерными играми, что освобождает родителей от непосредственных забот о развивающемся человеке. Период его взросления также связан с живым общением в меньшей степени, чем у его предшественников. Благо, наличие всевозможных устройств позволяет взрослому населению «успешно» освободиться от необходимости активного участия в формировании личностных качеств этого человека. Если еще принять во внимание динамичность и сверхзавлекательность видеоигр, то следует признать, что учебные занятия непременно будут лишены таких свойств хотя бы потому, что учеба - это труд и требует приложения необходимых трудовых усилий. Наличие значительного количества техники освобождает любого человека от необходимости умственного труда - развития памяти, внимания и т.д. Стало быть, приверженность к компьютерам и к видеоиграм будет вызывать падение интереса обучающегося к содержанию образования.

Кроме того подавляющее большинство компьютерных игр проникло в постсоветское пространство из зарубежья, где нравственные ценности и традиционные установки моральных требований не могут быть полностью идентичными подобным установкам в любой точке мира. Некоторые исследователи при этом стараются сослаться на общечеловеческие ценности. Однако никакие ценности (ни ценности данного социума, ни нравственные устои данной этнической нации, ни даже общечеловеческие ценности не являются врожденными, а формируются только лишь в процессе живого общения, целенаправленного воспитания и практического участия человека в различных ситуациях жизнедеятельности. Взять, к примеру, такую общепризнанную ценность, как уважение к жизни любого человека. Если ребенок с самого раннего детства пристрастился к так называемым «стрелялкам», где не имеет никакого значения жизнь виртуального существа на экране, то едва ли можно рассчитывать, что из него вырастет человеколюбивая личность, трепетно относящаяся к жизни конкретного человека. Для того, чтобы он стал гуманистом, потребуется приложение значительных сил в его воспитании, необходимо его трудовое взаимодействие с другими людьми.

Складывается впечатление, что условия жизни, а также действия любвеобильных родителей формируют у подрастающего поколения в постсоветском пространстве слишком небрежное отношение к материальным ценностям. Изобилие благ и их приобретение при малейшем выражении желания без приложения никаких стараний и сил создает у ребенка впечатление о всеобщей доступности этих благ, что снижает способность человека установить ценностное отношение ко всему тому, что создается людьми. При дальнейшем развитии и включении человека в трудовую жизнь ему трудно воспринимать простейшую истину о том, что все создаваемые объекты материального мира суть результат затрат человеческого труда. Именно те люди, которые с детства привыкли получать всевозможные блага без затрат труда и вы росли на играх с безжалостным уничтожением живой природы, чаще всего оказываются героями со временных криминальных историй. Издержки воспитания с раннего детства проявляются затем во взрослой жизни человека.

Немало исследователей обращает внимание на то, что можно указать недостатки в формировании дисциплинированности и самостоятельности у детей. Значительную часть будущих граждан не приучают отложить собственные потребности на второй план, что в дальнейшем проявляется в эгоизме, в нарциссизме, создавая дополнительные трудности не только для этого человека, но и для его окружения. Чрезвычайная родительская опека и стремление оградить ребенка от всех невзгод формируют у воспитанника инфантильность, препятствуют формированию умения и способности отвечать за свое поведение, за свои действия.

Вышеуказанные негативные явления нередко связывают с чрезмерным увлечением детей компьютер ной техникой и внедрением дистанционной формы обучения. Не считая дистанционную форму корнем зла в процессе воспитания, тем не менее приходится признавать, что в силу своих некоторых свойств подобное обучение не способствует решению воспитательных задач.

Дистанционным называют процесс обучения, реализуемый на основе взаимодействия преподавателя и обучающегося независимо от места или времени обучения с помощью информационно - коммуникационных технологий. Проще говоря, дистанционное обучение суть удаленное (по времени и пространству) обучение с применением компьютерной и иной техники. В последнее время подобная форма организации обучении привлекает все большее внимание как исследователей, так и практических работников образования. В существующих работах рассматриваются плюсы и минусы использования дистанционного обучения, особый акцент делается на его относительной дешевизне и доступности. На фоне коронавирусной пандемии дистанционное обучение для некоторых лиц представляется универсальным средством повышения уровня образования населения: именно карантинные требования вынудили систему образования перейти на удаленный формат обучения.

В то же время дистанционное обучение в принципе представляет собой то же самое заочное обучение, которое проводится на базе современной техники (прежде всего, компьютерной), с использованием современных возможностей осуществления контроля за учебными результатами обучающегося.

Вызывает обоснованное недоверие уверенность некоторых авторов в том, что дистанционное обучение - это то же самое очное обучение, обеспечивающее полное усвоение знаний. Справедливо подчеркивается, одним из недостатков дистанционного обучения является минимальный личный контакт с преподавателем и другими студентами, поэтому такое обучение приемлемо не для всех лиц в силу различия их индивидуальных особенностей. Не приемлемо оно и в некоторых иных случаях. К примеру, «для того, чтобы учиться дистанционно, у студента должны быть жесткая самодисциплина и самоконтроль, иначе должного эффекта не будет». Все это нивелируют приравнивание дистанционного обучения к очному обучению.

Стало быть, дистанционное обучение представляет собой одну из форм обучения и не может претендовать на роль единственной, наиболее результативной формы. Но чрезмерное восхищение этой «новой» формой и ее рекламирование нередко приводят к необоснованной, завышенной оценке и приписыванию несвойственных ей тех или иных свойств.

Обычно рассматриваются лишь учебные аспекты дистанционного обучения, исключается важнейшая сторона образования, а именно воспитание личности, т.е. ее формирование и развитие. К примеру, указывается, что основными целями использования дистанционных технологий являются реализация компетентностного подхода и повышение качества образования, повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся очной и заочной форм обучения, повышение степени использования научного, учебно-методического и технического потенциала. При этом задача современного преподавателя чаще всего определяется как подготовка обучаемых к переходу в информационное общество. Таким образом, ни в целях дистанционного обучения, ни в задачах преподавателя не предусматривается решение воспитательных задач. Считается, что изменятся привычные функции педагога, который будет выступать лишь как исследователь, организатор, консультант. Следовательно, для будущего информационного общества потребуются лишь безгласные работники-рабы, уровень развития личности которых будет соответствовать уровню роботов и технических приспособлений.

В подобных работах прослеживается также увлечение менеджментом, уверенность, что менеджер-организатор может решить проблемы в любой отрасли деятельности. Опорой подобных взглядов служат действия властных структур: стало модным избавляться от специалистов-профессионалов и руль управления передавать менеджерам. Это явление процветает и поныне, несмотря на неудачи и провалы в отраслях, где исчезли специалисты. Подобная мода подбирается и к системе образования, ведь уже введено понятие «образовательные услуги», что негативно отражается прежде всего в сфере воспитания.

Вынужденный перевод обучения из-за пандемии на дистанционную форму привел к известному падению уровня обученности школьников и студентов. Озабоченные родители обратились к властям с петицией «За традиционные очные школы». Министр образования и науки подтвердил, что никто не собирается отменять очное образование, но при различных ситуациях появляется необходимость опираться на дистанционную форму. Подобные ситуации могут возникнуть, к примеру, когда дети вынуждены обучаться на дому из-за морозов в зимнее время. Сегодня уже понятно, считает Министр, что «очень эффективным и удобным является очное обучение в традиционном формате. Здесь не нужно ничего придумывать. Образовательный процесс - это не только передача информации. Если бы это было так, давно это бы все трансформировалось. Но там речь идет о таких важных вопросах, как социализация, взаимодействие и взаимоотношения между детьми, общение, воспитательный процесс».

Следовательно, на высоком уровне официально заявлено, что проблемы воспитания решаются при традиционном, очном обучении, а дистанционное обучение может быть подспорьем в передаче учебной информации в определенных случаях. Однако стремление определенной группы работников образования и чиновничества скорее заявить о себе может привести на практике к насильственному и необоснованному переводу обучения на дистанционную форму повсеместно и во всех звеньях образования. Подобные попытки могут вызвать непоправимые ошибки. Если своевременно и на должном, необходимом уровне не сформировать те или иные личностные качества у подрастающего поколения, то на «выходе» страна получит некое ущербное поколение. Оно может оказаться неспособным своевременно и успешно решать гуманистические и иные задачи именно потому, что погоня за модной дистанционной формой некогда приводило к выпадению воспитательного компонента образования.

В заключении подчеркнем, что дистанционная форма обучения не может в полной мере обеспечить те условия, которые способствовали бы успешному формированию личности. Здесь отсутствует живое общение с педагогом, что непосредственно отражается на формировании и развитии личности. Здесь невозможно обеспечить живое общение детей между собой, их совместную деятельность и взаимодействие в групповой работе. При дистанционном обучении с использованием тестового контроля исключается формирование у ребенка способности связно и достаточно объемно высказывать свои мысли, аргументировать их и добиваться понимания слушателей. Дистанционное обучение не рассчитано на привитие умений и навыков совместной работы.

Стало быть, дистанционное обучение не может и не должно в полной мере замещать традиционное образование при живом общении воспитанника с педагогом. В то же время могут возникать такие ситуации, когда на протяжении определенного времени приходится переходить на дистанционную форму обучения. При этом ни дистанционная форма, ни компьютерная техника не способны заменить живого учителя в деле формирования и развития личности.


Литература:

1. Столяренко Л.Д. и др. Психология и педагогика высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. -620 с.;

2. Воспитание. Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https:// iphlib. ru/li-brary/collection/newphilenc/document/ HASH362f188c5 da035680 b8c36;

3. Переход на дистанционное обучение с 1 сентября [Электронный ресурс]. URL: www.zakon.kz / 5023413-perehod-na-distantsionnoe-obuchenie-s-1.htm;

4. Проблемы воспитания современного ребенка. [Электронный ресурс]. URL: https://amakids.ru/about_us/blog/vospitanie-detej/problemy-vospitaniya-sovremennogo-rebenka;

5. Что такое дистанционное обучение и почему его нельзя путать с заочным? [Электронный ресурс]. URL: https://informburo.kz/cards/chto-takoe-distancionnoe-obuchenie-i-pochemu-ego-nelzya-putat-s-zaochnym.html.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Теги публикации
Комментарии
Комментариев пока нет.