Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся»
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС СОО в ЛГМАОУ«СОШ №4»
| Ковбель Марина Ивановна – учитель биологии высшей категории Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная |
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к обучающемуся приоритетной целью образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения.
В учебном плане у старшеклассников предусмотрено выполнение индивидуальных проектов (п. 18.3.1 ФГОС СОО).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. В учебных планах всех профилей предлагается изучение элективного курса «Индивидуальный проект».
В ЛГМАОУ «СОШ №4» на сегодняшний день создана система методической работы. К элементам этой системы можно отнести деятельность администрации по организации учебно-воспитательного процесса, кураторство проектно-исследовательской деятельности со стороны окружных ВУЗов, работа методических объединений педагогов, работа с родителями, педагогический совет школы. В школе имеется своя база практики по использованию проектной деятельности в образовательном процессе, специфика работы в этом направлении, наработки, в соответствии с новым образовательным стандартом и с учётом определенных профилей.
В сентябре 2021г. в школе было утверждено Положение о проектно-исследовательской деятельности (об итоговом индивидуальном проекте), предусматривающее, что проектно-исследовательская деятельность учащихся – это неотъемлемая часть учебного процесса.
Второй шаг - это составление педагогами рабочих программ элективного курса «Индивидуальный проект». Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования с опорой на примерные программы среднего общего образования.
Через рабочие программы педагоги осуществляют формирование УУД. Такие как: уметь находить проблему, формулировать научную гипотезу, ставить цель и задачи, ориентироваться в интернет-пространстве, находить различные источники, анализировать проблему, находить пути решения, оценивать дальнейшее развитие своего проекта.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с особенностями проектной деятельности, с характеристиками и отличительными чертами разных по типологии проектов, учит отличать проектную деятельность от исследовательской, знакомит с особенностями оформления паспорта проекта, работой с информацией (литературой), электронным каталогом библиотеки, алгоритмом работы с ресурсами Интернета, особенностями публичного выступления, дает представление о том, как презентовать достигнутые результаты, адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта, позволяет научиться видеть возможные варианты применения результатов.
Каждым педагогом утвержден план-график работы над проектом, график консультаций.
У обучающегося - обязательно наличие рабочей тетради, в которой записаны теоретические аспекты работы над проектом, план – график работы над проектом, рекомендации по выполнению работы, показатели и критерии оценки проекта, подробное знакомство с правилами защиты проекта или исследовательской работы.
Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
Защита проекта включает предзащиту, которая проходит в марте и непосредственно творческий отчет в мае. Защита в нашей школе проходит по секциям «Предметы гуманитарного цикла», «Естественнонаучного цикла», «Физико-математического цикла» в присутствии членов комиссии из 4-5 человек – это представители администрации школы, учителя-предметники, которые, по заранее разработанным критериям, выставляют отметку и дают оценку проекта. Проекты, выполняемые обучающимися нашей школы, могут быть отнесены к одному из трех типов: исследовательский; информационно-поисковый; практико-ориентированный.
Материал курса «Индивидуальный проект» позволяет обучающимся подготовить паспорт проекта, презентацию выступления, разобраться в терминологии проектной деятельности, но не предусматривает индивидуальные консультации по теме проекта, помощь в подборе материала и корректности изложения материала в проекте. Эта функция возлагается на учителя проекта под руководством, которого ученик выполняет свою работу.
Каждый обучающийся в нашей школе сам выбирает тему своего проекта и определяет тьютора.
Наиболее интересными и успешными проектами этого года стали исследовательские проекты: Создания экологического маршрута «Беличий след» на территориях, прилегающих к реке Ватинский Еган.
Целью работы является создание проекта экологического маршрута на территориях, прилегающих к реке Ватинский Еган.
Исследовательская работа «Изучения состояния кедровых насаждений на примере Ватинского припоселкового кедровника».
Цель исследования: изучение состояния кедровых насаждений в Ватинском припоселковом кедровнике.
Еще одна исследовательская работа Пластиковирус.
Цель исследовательской работы: изучение вредного влияния пластика на окружающую среду.
Рефлексия проектов в проектных группах.
Отбор проектов для участия в конкурсных проектных работах.
Хотелось бы отметить еще одну важную сторону данного образовательного процесса это организация работы с родителями в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности школьников.
Как показали опросы, мнение родителей по вопросам реализации проектно-исследовательской деятельности, в режиме обязательного элемента образовательной деятельности не всегда положительно воспринимаются родителями обучающихся. Среди аргументов «против» чаще всего озвучивается увеличение количества учебной нагрузки на детей, многие родители отмечают, что проектная работа будет хорошо развиваться, если детям будут помогать родители. Некоторые родители видят недостатки идеи проектной деятельности в том, что зачастую большую часть работы по проекту делают учителя, ребенок заучивает готовый текст.
Для повышения эффективности работы с родителями с этого года на сайте школы будет размещена отдельная страница, посвященная проектно-исследовательской деятельности, где можно найти необходимый теоретический материал, памятки, примеры работ учащихся. Материалами этой страницы могут пользоваться все участники образовательного процесса.
Важно подчеркнуть, что индивидуальный проект, как отметили сами обучающиеся, выполняет важную профориентационную функцию.
Учащиеся, выступая на защите проекта, отмечали, что, определяясь с выбором темы проекта, руководствовались, прежде всего, своими личными предпочтениями и выбирали ту сферу научных знаний, с которой в дальнейшем планируют связать свою жизнь, а работая над проектом, они приобрели опыт практической деятельности в выбранной области, осуществили профессиональные пробы и каждый из них имел возможность непосредственно оценить привлекательность различных направлений дальнейшего профессионального образования. При этом двое учащихся отметили, что работа над проектом помогла им осознать, что они поспешили с выбором профессии и что они рады, что это случилось в десятом классе, а не по окончании ВУЗа.
Результаты проекта становятся ключевым элементами портфолио, ведь именно в проектной деятельности наиболее ярко проявляются способности учащихся. Проект ценен еще и тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.
Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области школьного предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.