Статья «Организация исследовательской и проектной деятельности средствами географического кружка»

1
0
Материал опубликован 2 February 2019 в группе

Организация исследовательской и проектной деятельности средствами географического кружка.

 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирует педагогов на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков проведения учебного исследования, направленного на решение предметной, личностно или социально значимой проблемы, получения результатов и их общественной презентации.

 Включение учебно-исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения является важным инструментом развития познавательной сферы, приобретения социального опыта, возможностей саморазвития, повышение интереса к предмету изучения и процессу умственного труда. Основными задачами в процессе учебно- исследовательского и проектного обучения является развитие у ученика определенного базиса знаний и развития умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно- следственные связи.

 Проведение исследований и реализацияпроектов осуществляется и на уроках географии и во внеурочной деятельности. Если урочные занятия проводятся по нормативным учебным программам и нацелены на реализацию программы, то содержание внеурочной работы выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить их знания.

 Кружок «Наблюдения и опыты по географии» объединяет учащихся ЛГ МАОУ «СОШ №» в возрасте 13- 15 лет, стремящихся к углублению знаний, как по географии, так и   в области смежных с нею наук, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня. Целью кружка является, изучение природных объектов в их целостности и взаимосвязи с окружающей средой, проведение исследований экологической направленностей.

 Программа кружка была составлена на основе примерной внеурочной программы социального творчества школьников авторов Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова. Содержание программы:

Введение (2ч)

Методы географических исследований

Изучение форм поверхности, рельефа местности (12ч)

Макро-, мезо- и микроформы рельефа. Экспозиции и крутизны склонов. План изучения и описания рельефа местности.

Практические занятия. 1.Измерение высоты склона с помощью самодельного нивелира 2.Определение крутизну склона с помощью самодельного эклиметра. 3.Изучение и описания обнажения, холма, оврага.

Географическая карта (12 ч)

Стороны горизонта. Классификация географических карт. Изображение рельефа на карте.

Практические занятия. 1.Определение сторон горизонта на местности, в плане, на географической карте.2. Градусная сетка. Географические координаты.3. Масштабы. Работа с масштабами. 4. Определение расстояний с помощью градусной сетки. 5.Определение высот и глубин.6 Работа с климатическими картами.

Метеорологические наблюдения (22ч) Приборы и инструменты для метеорологического наблюдения. Шкала Бофорта для определения скорости ветра. Признаки погоды. Предсказание погоды. Изменение высоты Солнца над горизонтом. Годовые изменения средних температур и высоты Солнца над горизонтом. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Практические занятия. 1.Составление графика изменения температур (за день, неделю, месяц) 2.Построение «розы ветров» и диаграммы облачности.3. Выяснение взаимозависимости между климатическими факторам. 4. Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. 5. Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы. 6.Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

Изучение водоемов(18ч)

Реки ХМАО. Гидрологический режим реки. Химико-органолептические характеристики воды. Хозяйственное использование реки и водоохранные мероприятия. Озера и болота ХМАО.

Практические занятия 1. Описание географическое положение реки и ее бассейна.

2. Определение падения и уклона реки. 3. Изучение речного русла (ширина, глубина, площадь живого сечения, форма русла, характер дна и берегов). 4. Основные характеристики стока (определение скорость течения и расхода реки).5. Характер прибрежной и водной растительности.

Изучение растительности (4ч.)

Практические занятия 1.Изучение видового разнообразия растительности парка. 2.Описание растительности парка. 3. Изучение видового разнообразия животных и птиц парка. 4 .Наблюдения за сезонными изменениями состояния растительности и водоемов.

Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие метапредметные умения,как:

организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;

работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные);

ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

 Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д

 Программа кружка предусматривает изучение форм поверхности, рельефа местности, работу с картами, метеорологические наблюдения, изучение водоемов, растительности и животного мира.Очень важным и принципиальным моментом является то, что ученик сам выбирает из предлагаемого перечня, чем ему заниматься. Он также имеет право поменять специализацию на следующий год, что совсем неплохо, так как у подростков еще есть возможность попробовать себя в разных направлениях.

 В 2017-2018 учебном году группа обучающихся занималась метеорологическими наблюдениями и их анализом: определение угла падения солнечных лучей в дни весеннего, осеннего равноденствия, дни зимнего и летнего солнцестояния по формуле и с помощью самодельного гнемона, построение графиков температур, работой с климатодиаграммами.

Вторая группа занималась изучением животного и растительного мира по следующему плану:

Выбор опытного участка: парковая зона в районе лыжной трассы, улица Парковая, парк Лангепаса. Наблюдения проводились по воскресеньям в утренние часы. При наблюдении использовался фотоаппарат.

Составление плана участка наблюдений. Проведение маршрутной съемки местности с помощью компаса. Выполнение чертежа плана участка. Сверка его с космическим снимком местности. Выполнение корректировки плана.

Изучение природных условий на опытном участке. Водоёмы и водотоки оказывают огромное влияние на все характеристики территории, на жизнь животных и растений в этом месте. В нашем случаи - это протока Каюковская. В связи с этим, есть вероятность встретить водоплавающих птиц: уток, куликов. По состоянию и количеству растений ряски в водоёме делается вывод о степени его загрязнения.

Изучение состояния атмосферы. Погодные условия постоянно меняются, и эти изменения влияют на численность, повадки птиц, сроки прилета и отлета. Учащиеся находят ответы на интересные для них вопросы. Например, «Откуда птицы узнают, когда им улетать в теплые края?». Для этого проводятся постоянные фенологические наблюдения.

Изучение растительности опытного участка. Самое интересное в описании окружающей среды – это составление словесного портрета растительности. Видовой состав леса описывают по ярусам. Древесный ярус характеризуют по общему характеру древостоя (растут ли деревья по всей площади равномерно пли пятнами); по составу древостоя (какие деревья преобладают). Указывают степень сомкнутости крон каждой породы. Для каждой породы отмечают высоту, диаметр ствола, возраст, состояние. Деревья не старше 20-30-летнего возраста составляют подрост. В описании подроста выделяется название породы, обилие, средняя высота, происхождение, состояние.

 Второй - кустарниковый ярус: орешник, ивы, сирень, желтая акация, смородина, малина, жимолость, волчье лыко и другие. Дают описание каждого вида, его состояние, обилие, указывают среднюю высоту.

 Третий ярус - травянистый и кустарничковый. В описании выделяют общий вид, пестроту или яркость красок, как распределяются цвета (равномерно, пятнами, мозаично и т. п.). Степень задернённости почвы (на глаз), высота растений, какие виды образуют первый, какие - второй подъярусы. В видовом составе указывают для каждого вида номер подъяруса, обилие, состояние, фенологическую фазу (не цвело, цветет, плодоносит, обсеменяет, отмирает).

 Четвертый ярус - мохово-лишайниковый. Определяется место в общем растительном облике, распределение мхов по площади.

Изучение видового разнообразия птиц. Изучение начинается с ознакомлением видовыми особенностями птиц. В музее природы и человека города Ханты – Мансийска представлены 3D модели птиц на виртуальной выставке« Предметы биологической коллекции (в съемке 3D) http://www.hmao-museums.ru/museum/ugramuseum/gallery/1145/#ci7341 . На этом же ресурсе можно поиграть в игру «Пары птиц»http://www.hmao-museums.ru/museum/ugramuseum/game/1235/, что позволит лучше их заполнить. Сайт «Птицы Сибири»http://sibirds.ru/index.php?l=ru

ознакомить учащихся с классификацией птиц, фотографиями птиц.

С методикой проведения сезонных наблюдений за птицами можно ознакомиться на сайте «Птицы» по ссылкеhttp://bird.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st008.shtml

Показателями эффективности работы кружка являются:

стабильность состава занимающихся;

динамика прироста индивидуальных показателей по уровню усвоения умений и отработки навыков по географии;

участие в школьном, муниципальном турах всероссийской олимпиады школьников по географии;

участие с проектом в школьном Фестивале проектов «Проектируем настоящее и будущее»;

участие в городской научной конференции молодых исследователей с проектом «Альбом «Природа родного края»;

 участие в региональном конкурсе «Моя Югра», с проектом «Птицы окрестностей города Лангепас».

 Работа кружка позволяет учащимся сделать множество неожиданных для себя наблюдений и открытий; провести интересные эксперименты и исследования, изучая окружающую среду.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации