12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Широбокова Лариса Владимировна46
0

Статья «Организация профессиональных проб и практик с учащимися 10 классов в летнее время»

Организация профессиональных проб и практик

с учащимися 10-х классов в летнее время

Широбокова Л.В. учитель английского языка

МБОУ «Менделеевская СОШ

Профессиональное самоопределение – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Особо значимой является проблема приобретения обучающимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного их развития, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.

Ориентация на профессиональный труд и профессионального самоопределения обучающихся выступает как неотъемлемая часть всего образовательного процесса на всех ступенях образования при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.

Согласно Концепции профильного обучения старшая школа должна способствовать формированию у выпускников школы готовности к определению собственных образовательных потребностей и интересов, накоплению у них первоначального опыта учебно-познавательной деятельности по отдельным профиле-образующим областям знаний.

Основой системы профориентационной и предпрофильной подготовки является ориентация подростков на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, творческой, социальной, межличностной, личностной, что приведет к формированию универсальных компетенций.

Среди разнообразных форм работы по профильной ориентации старшеклассников в последнее время наибольшую актуальность приобрела профессиональная проба. Однако, эта форма очень редко используется учителями на практике, непосредственно в школе, несмотря на то, что в ней заложен большой воспитательный и обучающий потенциал. Данная работа особенно актуальна сейчас в период становления старшей профильной школы.

Одной из задач профессиональных проб является осознанный выбор старшеклассником профиля обучения, выявление интересов, склонностей, способностей, направленных на развитие определенных умственных операций для овладения профилирующими учебными дисциплинами.

Профпроба отличается мобильностью, вариативностью (содержание пробы может быть легко изменено в соответствии с познавательными запросами учебной аудитории), в ней может быть задействовано разное количество учащихся. Поскольку реализация профпробы приближена к реальной профессиональной деятельности, школьники получают первые впечатления о результативности собственных действий в той или иной профессионально ориентированной ситуации за более короткий промежуток времени. К тому же, данная форма ориентации в полной мере соответствует современным методическим требованиям к организации учебного труда: ситуативность и диалогичность обучения, использование проблемного способа изложения материала, наличие возможностей для самопроявления участников образовательного процесса (командные и индивидуальные виды работы, проектные и исследовательские формы деятельности ).

Методисты советуют рассматривать профиль обучения на старшей ступени обучения, как комплекс образовательных ресурсов внеурочной деятельности, в т.ч. в зависимости от специальности в рамках профиля и общепрофильной направленности. Например, деловые игры, семинары –практикумы, форумы, «встречи без галстука».Наряду с ними мероприятия профессионального самоопределения, обеспечивающие выбор специальности, в т.ч. компетентностные пробы.

Принимая во внимание перечисленные выше преимущества, уточним особенности построения профессиональных проб, позволяющих приобрести допрофессиональный опыт деятельности в областях, связанных с профессиями «Человек-Человек», которые раскрывают суть гуманитарного образования.

В группу компетенций гуманитарного профиля входят коммуникативная, в т.ч. эмоциональный интеллект, управление, проектная, исследовательская, ИКТ (поиск, предъявление информации),смысловое чтение, саморегуляция.

В прошедшем учебном году мы поставили перед собой цель - организовать профессиональные пробы обучающихся старшей школы - десятиклассников в период школьного летнего лагеря для «проб сил» в выбранной ими профессии. Мы выбрали коммуникацию как основание для деятельностного самоопределения учащихся.

Эффективным способом реализации системы деятельностного самоопределения на основе коммуникации, на наш взгляд, являются коммуникативно-деятельностные пробы (КДП).

В КДП моделируется профессиональная ситуация, в которой решается та или иная коммуникативная задача. Учащийся данную задачу пытается решить (не теоретически на бумаге, а практически). Его действия оцениваются, критерии оценки предъявляются заранее.

Данные пробы обеспечивают подготовку учащихся к освоению тех видов деятельности, которые будут для него ведущими, когда он выберет себе профессию. В ходе проб формируется свой индивидуальный опыт построения общения с людьми (клиентами, пациентами).

Считаем, что цель профессиональных проб, ориентированных на гуманитарную сферу деятельности, заключается в формировании у десятиклассников первоначального опыта реализовывать свои знания и умения по гуманитарно-ориентированным предметам в практической деятельности, приближенной к будущей работе, в рамках гуманитарного профиля обучения и профессиональной сферы, взаимосвязанной с гуманитарным образованием.

Задачи, которые перед собой ставили педагоги:

1.Разработать технические задания профессиональных проб в соответствии с коммуникативными задачами.

2. Организовать и провести процедуру апробации профессиональных проб для учащихся 10-х классов.

3. Диагностировать умения участников проб с целью выявления ведущих
коммуникативных компетентностей.

4.Провести рефлексию деятельности обучающихся после проведения проб.

Все задачи успешно выполнены.

Каждый обучающийся, изъявивший желание пройти профессиональную пробу, познакомился на вводном занятии с основами профессионального общения разных специалистов : юристы, дизайнеры, педагоги, психологи (профессии выбраны в соответствии с результатами анкетирования и тестирования подростков 10 а,б классов).

Всего было охвачено пробами 10 подростков. В том числе:

«юристы»: 10 б кл. - 3 чел.

«дизайнеры»: 10 б кл.-1 чел.

«психолог»: 10а кл.- 2 чел.

«педагоги»: 10а кл.-4 чел.

Участники проб познакомились с содержанием профессиограмм данных профессий в части деловой коммуникации, применили полученные знания на практике, разрешая конкретные ситуации по оптимизации межличностного общения через технические задания. Все требования профессиограмм вышеуказанных профессий включают коммуникативную компетентность, что предполагает развитые коммуникативные качества (умение устанавливать психологический контакт с людьми, проницательность, способность прогнозировать поведение клиентов, понимать мотивы их поступков, доброжелательность к окружающим, психологический такт во взаимоотношениях с ними).

Для общения с клиентами обязательно пригодятся коммуникабельность и терпение, очень важно уметь понимать, что хочет клиент, выполнить его требования и получить заказ. Для качественного оказания услуги нужно уметь выявлять ожидания клиента, фиксировать точно его запрос. Если задача решена, то клиент испытает удовольствие. Качествами, существенно затрудняющими коммуникативное поведение, снижающими его результативность, являются замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях; легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

Поскольку успешность проведения пробы зависит от того, насколько продуманы действия учителя, необходимо придерживаться определенного алгоритма осуществления методической работы:

1) осмыслить цели и задачи профессиональной пробы как таковой, сформулировать задачи конкретной пробы (стратегическое планирование), определить задачи каждого этапа реализации профиспытания (тактическое планирование);

2) определить ожидаемые результаты работы с учениками и формы контроля уровня их достижения, обсудить критерии оценивания пробы;

3) спланировать этапы работы и способы взаимодействия с участниками профпроб;

4) провести рефлексию проведения пробы совместно с педагогами-экспертами .

Выполнение цепочки указанных действий приведёт к пониманию как общей цели проведения профпроб со школьниками, так и тех, которые ориентируют обучающихся на гуманитарный профиль.

Выделяются компетенции, которыми необходимо владеть, чтобы успешно решить задачу. Затем выделяются признаки в поведении учащегося, по которым можно определить степень сформированности того или иного умения. (Приложение№1)

Пройдя через КДП и осознав метапрофессиональный характер коммуникативных задач, учащийся оказывается в точке выбора: пойти по пути профессионального или деятельностного самоопределения. После процедуры оценивания ребятам было предложено сесть в
круг и обсудить свои ощущения и впечатления от пробы. Далее
учащимся было предложено акцентировать внимание на результате
– а именно, на сколько качественно, на их взгляд, была оказана
услуга, насколько был удовлетворен «клиент», что способствовало успешному исходу дела, а что было препятствием на пути к успешной коммуникации. После этого в рефлексии участвовали педагоги, организовавшие данную процедуру и оценивавшие ее.

Дальнейшее развитие этого вида проб мне представляется как элективное пространство с тьюторским сопровождением во время учебного процесса.

Выводы:

1.Предлагаемые коммуникативно-деятельностные пробы помогли подросткам активизировать процесс личностного, жизненного и профессионального самоопределения.

2. Дети познакомились с содержанием профессиограмм данных профессий в части деловой коммуникации, применили полученные знания на практике, разрешая конкретные ситуации по оптимизации межличностного общения.

3.В процессе выполнения пробы, моделирующей элементы конкретного вида профессиональной деятельности, учащиеся:

осознали себя субъектами трудовой деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение;

соотнесли знания о себе и об избираемой профессиональной сфере;

получили опыт соответствующей профессиональной деятельности;

уточнили свои профессиональные намерения.

4.Разработаны критерии отслеживания проведения пробы, технические задания для проб, рефлексивные листы.

5.Неоспоримым плюсом данной работы является тот факт,
что нами был усвоен алгоритм создания и проведения профессиональной пробы непосредственно в школе.

6.Очень важно, что результатом пробы был завершенный продукт : конкретная информация – консультация юриста, дизайн комнаты, дизайн одежды, конспект внеклассного мероприятия и спортивной тренировки.

7.Практическая значимость программы состоит в том, что на основе этой модели может быть выстроена система внеурочной деятельности школы по профессиональному самоопределению учащихся в соответствии с ФГОС нового поколения.

Профессиональные пробы помогают подростку сформировать такие мотивы, как стремление участвовать в профессиональном труде для собственного развития и совершенствования, определения собственной личной позиции по отношению к сверстникам, взрослым, окружающему миру, для утверждения себя как личности.

Литература.

1. Научно-методическая статья. Коммуникация как основание для деятельностного самоопределения. От профориентации к деятельностному самоопределению. Обшаров К.И., психолог, АНО "Сетевой институт ПрЭСТО"

2.Методические рекомендации по проведению профессиональной пробы. Чистякова С.Н.

3.Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования. Министерство образования и науки Р.Ф.ФГАУ «Федеральный институт развития образования».Москва, 2014г.
 

Коммуникативность как взаимодействие между людьми выступает в форме межличностных отношений, включая взаимодействие, взаимопонимание, обмен информацией.

Коммуникативная компетенция это способность и умение вести беседу, получать из общения максимум полезной информации, способность понимать и проникать во внутренний мир коммуниканта, умение убеждать его и менять точку зрения, умение изложить собственную позицию, способность владеть всеми приемами речевой коммуникации.

 

Отзывы детей о прохождении проб

Мне понравилась эта «Педагогическая» проба. Она помогла окончательно убедиться в будущей профессии. Было очень увлекательно и интересно. Я стала работать над развитием позитивных качеств, которые обеспечат мне успех в педагогической деятельности.

Артёмова Анастасия ученица 10 «А» класса

Это хорошая возможность понять, на каком ты уровне готовности к своей будущей профессиональной деятельности, какие ощущения вызывает эта деятельность, действительно ли ты хочешь этим заниматься. Конечно, я еще не прошла квалифицированную подготовку к будущей деятельности, но попробовать принять клиента было очень интересно.

Токарева Полина ученица 10 «А» класса

Мне очень понравилась проба «Прием клиента в юридической консультации», я смогла попробовать себя в своей профессии и поняла, что моя профессия мне подходит. Я узнала много нового, было весело и интересно. Я поняла, что хочу максимально реализовать свои возможности в юридической среде.

Мазунина Ульяна ученица 10 «Б» класса

Мне понравилось участвовать в этих пробах. Я попробовала себя в роли тренера спортивной школы по черлидингу и теперь я точно знаю, что я стою на правильном пути в свою профессию. В дальнейшей деятельности я хочу получить больше профессиональных знаний и практики, которые мне помогут быть профессионалом в моей жизни.

Поносова Анастасия ученица 10 «А» класса

Мы получили практический опыт в участии в пробе «Дизайнер одежды», который пригодится нам в будущем. Мы узнали новую информацию о профессии дизайнера одежды. Данная профессия нам подходит по всем параметрам. В ходе проведения пробы мы приняли двух клиентов и оформили их заказ. «Клиенты» остались довольны нашими предложениями. Мы ознакомились с профессиограммой «Профессия дизайнера одежды» и соотнесли наши желания, склонности и возможности с этой профессией. Нам это подходит! В настоящее время Яна пользуется графическим планшетом для создания цифровых работ. Евгения работает в фотошопе. Мы уже на пути в профессию дизайнера одежды.

Машутова Евгения и Нохрина Яна 8 «А» класс

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.