Статья «Теория и практика организации учебно-исследовательской деятельности гимназистов»
Е.А. Фиалкина, учитель биологии МБОУ гимназия №1
г.Красный Сулин Ростовской области
Теория и практика организации учебно - исследовательской деятельности гимназистов.
Школа наша родная,
Ты – обитель святая,
Кладезь познаний,
Смелых дерзаний,
Мыслей больших полет!
Такой девиз имеет наше гимназическое научное общество ребят (ГНОР). Инициатором деятельности ученического ГНОР стала заместитель директора по научной работе МБОУ гимназия №1Галченко Светлана Евгеньевна. В 2021 году гимназическое научное общество ребят будет отмечать 25 -летий юбилей.
В его задачи входит приобщение ребят к исследовательской деятельности. Целью такой работы является развитие творческих способностей, формирование исследовательской компетентности учащихся. Задача учителя-руководителя – пробудить любопытство, сделать его осознанным. Известно, что интерес и свойства личности вырабатываются лишь в процессе деятельности, причём развитие мышления происходит в прямой зависимости от характера познавательных задач, которые приходится решать. В связи с этим исследовательская деятельность является очень значимой и полезной.
В Уставе общества говорится, что это добровольное объединение ребят, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства и техники, развивать свой интеллект, расширять научный кругозор, приобретать умения и навыки исследовательской индивидуальной и коллективной работы под руководством специалистов. Деятельность ученического общества подчинена решению целого ряда задач, среди которых:
раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к исследовательской деятельности, создание оптимальных условий для реализации их творческого потенциала;
профессиональная ориентация учащихся, ориентация на творческую деятельность;
углубленная подготовка членов сообщества к самостоятельной исследовательской работе;
создание условий для вовлечения в коллективную поисковую деятельность учащихся;
проведение исследований, имеющих практическое значение, разработка и реализация исследовательских проектов;
пропаганда достижений науки, техники, культуры.
ГНОР участвует в организации выставок ученических работ, в проведении научных конференций и предметных конкурсов, общешкольных акций.
Члены ученического научного общества принимают участие в различных конкурсах районного, федерального, всероссийского и международного уровней.
Мы гордимся тем, что в нашей гимназии дети, стремятся к познанию и творчеству.
Ежегодно, главным событием ГНОР является районная – научно практическая конференция филиала ДАНЮИ Красносулинского района, в которой принимают участие учащиеся 1 – 11 классов (для ребят 1-6 классов, только пробующих свои силы в исследовательской деятельности, проводится конференция «Юный исследователь»). Как правило, это конференции тематические, и их тематика связана с родным краем, с людьми, которые проживают (проживали) в нашем городе, районе, области. Например, такие как «Богат наш край талантами» (Нина Михайловна Павлова – детский писатель) (2020), «История театра «Прометей» (2020), «Родословная: По фронтовым дорогам моих прадедов» (2020), «Гвардии рядовой Сережа Алешков» (2020), Почетный гражданин города Красного Сулина Чумаков Александр Федорович(2010) и другие.
Большинство работ, представляемых на конференции, носит исследовательско – поисковый, проектный характер. Ребята, под руководством преподавателей ставят задачи, цели, определяют план поисковой деятельности. Для будущего доклада учащимся нужно найти и систематизировать информацию в литературных источниках, свободно ориентироваться в глобальной сети Интернет (ведь требуется не только изучить разделы предметной области, но и гораздо глубже и полнее рассмотреть материал, чем это требует школьная программа), критически сопоставить различные гипотезы и теории, а также побеседовать с «живыми источниками», выполнить видеосъемку беседы, обработать анкеты, построить диаграммы, приготовить видео- и аудиоподтверждения тем фактам, которые будут излагаться в докладе.
Конференции становятся праздником для гимназистов. Главным достижением наши руководители считают организацию общения школьников со сверстниками, в результате которого ребята представляют хорошие работы, удовлетворяют свои потребности в исследовательской деятельности, достойно представляют свои результаты.
Творческую работу с ребятами организуют учителя-энтузиасты. Это заинтересованные в будущем творческом потенциале нашей школы, нашего района и области, нашей страны: Карнакова Т.А., И.,Скрипкина И.В., Галченко С.Е. ,Коваленко Е.А.,Гляденцева В.Е.,Семынина Н.М, Фиалкина Е.А..
Традиционно сильными являются экологические и исторические исследования, в числе которых можно привести в пример следующие работы: О. Плугова «Авария на Чернобыльской АЭС или Чернобыль», А.Кирсанова«Загрязнение рек атомными электростанциями и их вред наносимый природе», А.Романовская «Самозванство на Руси как исторический феномен», А.Черникова «Экология и здоровье.», А.Макарова «История России».
Среди работ, защищенных на конференциях, имеются немало таких, которые участвовали в различных конкурсах исследовательских работ (районный и областной «Отечество»:
В.Кривцун «История моей семьи в Великой Отечественной войне»,
Т. Пашаев «Боевой путь 47 –й гвардейской Краснознаенной, ордена Богдана Хмельницкого Нижнеднепровской стрелковой дивизии»
Е. Устинская «Мой прадедушка – герой Великой Отечественной войны
А.Чайкин «Цена Победы Советского народа в Великой Отечественной войне».
Конкурсы исследовательских работ в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и другие) получила диплом 1 степени Н.Фиалкина: «Боевой путь Шевченко Петра Климентьевича».(2004) и была напечатана в энциклопедии «Одаренные дети России».
Гимназическое научное общество ребят МБОУ гимназия №1 не собирается останавливаться на достигнутом, у руководителей и детей на будущее много планов и интересных проектов. Одно из главных мероприятий – подготовить к изданию сборник творческих работ учащихся, систематизировать летопись общества.
Анализируя деятельность ГНОР можно лишний разубедиться, что школьная жизнь – это не только уроки и домашние задания, она намного шире и разнообразнее. но и общение между учащимися, возможность заявить себя как личность
Разумеется, это благоприятно влияет на формирование у школьников научного мировоззрения