12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Граф Анна Родионовна2348
Работаю преподавателем русского языка и литературы в ГАПОУ ИО АТОПТ (Ангарский техникум общественного питания и торговли)
Россия, Иркутская обл., Ангарск

Альтернативные технологии обучения в системе среднего профессионального образования: теория и практика

Граф Анна Родионовна,

ГАПОУ ИО АТОПТ

Альтернатива – необходимость

выбора одного из возможных решений.

Альтернатива тлению – горение.

Не рассказ о предмете, а показ его.

Цицерон

Бесспорно, что стремление овладеть суммой знаний, как ранее представлялось в образовании, - не главное сегодня, когда основным богатством после здоровья становится информация. Главное же в наше время для педагога – отход от умения транслировать и формировать программный материал – к умению формировать многомерное сознание ученика, решать творческие задачи, развивать способности к самореализации.

Поэтому учитель становится уже не просто предметником, а педагогом нового типа обучения и воспитания. Он должен иметь представление о смысло-поисковом способе познания внутренних источников, связей, механизмов развития, сути явлений. Внутренние факторы (сознание и его личностные структуры, такие как рефлексия, критичность, мотивирование и др.) определяют интерес, целеустремлённость, волю к самореализации и самоутверждению личности. Содержание образования становится важнейшим средством формирования культуры мышления согласно алгоритму решения ключевых задач познания.

В нашей стране всегда отводилась особая роль воспитанию, становлению личности, её нравственного облика, но сегодня это нужно вдвойне. Целью обучения становится развитие заложенных в личности активно-творческих возможностей, её интеллектуально-нравственной свободы. Необходима адаптация к социально-экономическим условиям образования, выпускники должны быть вооружены базовыми навыками учения, которые обеспечат вхождение в мировое образовательное пространство, подготовят к дальнейшей жизнедеятельности в быстро меняющемся мире.

Для более эффективной реализации содержания образования нужна та или иная технология, т.е. совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение знания для решения практических задач. Существует достаточно педагогических технологий (технология разноуровневого обучения, критического мышления, рейтинговая технология, технология листов опорных сигналов, развития рефлексивного мышления, игровая технология, проблемно-модульного обучения, технология исследовательской направленности и др.).

Технология нужна для более эффективной реализации содержания образования, должна применяться как система. Она не заменяет традиционную предметную методику, применяется наряду с методами обучения, являясь частью методики.

В своей деятельности отдаю предпочтение технологии критического мышления и технологии творческого развития (в последнее время меня больше интересует технология творческого развития, хотелось бы совершенствоваться в профессии, используя инструменты этой технологии).

При организации работы с различными источниками информации, индивидуальной, парной и коллективной самостоятельной работы на уроке логично применение технологии критического мышления: это позволяет обучить каждого в зоне ближайшего развития. Преимущества технологии в том, что она ориентирована на реальную практику преподавателя, так как чтение и письмо обязательны в каждом предмете, это интегративный способ обучения, обеспечивающий сочетание групповой и самостоятельной работы с текстом. В двустороннем процессе сотрудничают и развиваются и учитель, и ученик.

Алгоритм работы:

Ввод в проблему – стадия вызова

Актуализация жизненного опыта и первоначальных знаний

Осмысление ситуационной задачи и недостаточность знаний для полного представления по изучаемой теме

Самостоятельная работа с основной информацией

Осмысление содержания: отчёт каждой группы. Оформление рабочих записей в тетради. Вывод по изучению основного материала. Работа с обобщающей схемой.

Рефлексия: анализ записи в тетради (чему научились?), анализ использованных приёмов (как учились?)

В качестве примера приведу часть урока по литературе по теме «Современный литературный процесс». Студенты имеют представление об относительной свободе творчества современных писателей. На вопрос: «Чем бы вы смогли заинтересовать и удивить современников, если были писателями?» немного ответов. Я кратко рассказываю о французском писателе Бернаре Вербере и его книге «Новая энциклопедия Относительного и Абсолютного знания», подвожу к мысли о том, что абсолютных истин не так уж и много, что великие открытия совершались людьми, умеющими мыслить самостоятельно, оригинально и критически. Затем даю задание группам придумать и записать текст, который был бы познавательным, интересным и по возможности оригинальным.

Что получилось? Вот один из самых интересных ответов, полученных еще во время работы в вечерней школе и ставший образцом нестандартного мышления. «Известно, что очень важно человеку иметь цель в жизни. Целеустремлённых людей обычно уважают, с них берут пример. Так было в жизни Рэя Дугласа Брэдбери, который уже с двенадцати лет готовил себя к профессии писателя. Мы очень уважаем и помним жизненный пример Михаила Ломоносова, Алексея Маресьева и многих других знаменитых и не очень людей. Но очень необычно поступил замечательный литовский спортсмен-триатлонист Видмантас Урбонас, который покорил озеро Титикака и Йеллоустонское озеро, а также пять больших рек мира, летом же 2011 года первым в истории переплыл наш Байкал! Никому ещё не удавалось проплыть в ледяной воде 53 километра! На вопрос о том, как ему удалось покорить легендарное море, спортсмен отвечал, что он не ставил цели сразиться с Байкалом, а стал его частью, представил себя водой, и грозный Байкал принял его. Получается, что цель в жизни очень важна, но бывает и так…цель маленького человека для природы ничего не значит».

Технология критического мышления способна вызвать активную познавательную деятельность, особо востребованную в современном мире. Достаточно долгая деятельность в той или иной сфере непременно приводит нас к результатам, мотивированной позиции. Деятельность учителя в любом проявлении творческая, т.к. не бывает одинаковых учеников, одинаковых уроков, одинаковых ситуаций наконец.

Технология творческого развития способна обеспечить непрерывное развитие и саморазвитие учеников. В быстро меняющемся мире востребованы творческие люди, умеющие преобразить ту или иную ситуацию. Принято считать, что творчество диалогично с читателем, зрителем, слушателем. А урок – это тоже диалог учителя и учащегося, сотворчество.

Принципы сотворчества:

преобладание поисково-творческого метода;

диалогичность сотворческой риторики;

принятие мнений;

поддержка открытий учеников, их ценного мышления;

признание творческих возможностей личности и ее развития.

Уроки сотворчества эстетичны и художественны. Роль педагога значима, но мало заметна. Ядро сотворческого урока – сюжетообразующий микротекст. Кульминация урока может оказаться за пределами урока, входит в систему следующих уроков. Урок заканчивается проблемой (ответ или новый вопрос, который может быть отличным внешне, но схожим своей внутренней логикой). Сотворчество не противоречит жизненным установкам учеников и их возможностям, это принципиальная диалогичность. Мастерство ученика и учителя обоюдно. Ученик сам открывает больше предложенного учителем, он делает открытия, мыслит самостоятельно, что обязательно поощряется учителем. Урок – это совместное действо, ученик стремится постигнуть предмет исходя из риторической ситуации. Учитель развивает полученные от природы данные ученика. Таким образом учитель и ученик совместно учатся делать открытия, что является главным в педагогике.

Методика такого урока существенно отличается от обычной методики учебной деятельности. Для этого требуется новая подготовка. На уроках – общая занятость, которая достигается посредством:

- нетрадиционного домашнего задания (в традиционном обычно списывается с доски);

- замены монолога учителя по объяснению материала и замены его созданием полной ориентировочной основы и усвоения общих способов мышления и действия;

- замена традиционной формы изучения материала коллективным решением задач или выполнением творческих задач;

- самоконтроль и самооценка знаний для снятия конфликтных ситуаций и обеспечения самоуправления и радости учения.

Очень важно не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взамообучение детей методом совместной групповой учебной деятельности. Право оценки своих знаний дается ученику. При оценивании надо обращать внимание на адекватность оценки, её соответствия самооценки учеников реально выполненной работе; на умение анализировать, вычленять, обсуждать и соотносить общий способ с условиями задания; на умение отражать различные стороны и компоненты своей деятельности.

Стратегия учителя на уроке может быть активной или интерактивной, в практике чаще встречается соединение ряда стратегий.

Активные стратегии

Занятия не имеют жесткой структуры, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. Формулирование тем и проблем в ходе совместного обсуждения. Роль преподавателя ключевая.

Формы реализации: дискуссии, круглые столы; «мозговые штурмы»; эвристические и др. беседы.

Условия выбора стратегии: средний уровень подготовленности учеников; вопросы представляют повышенный общественный интерес; позволяет объём материала; достаточно времени для пояснений; высокий уровень компетентности преподавателя.

Интерактивные стратегии

Преподаватель регулирует учебный процесс, занимается его общей организацией, определяет общее направление урока, контролирует время и порядок плана работы, консультирует, помогает в случае затруднений.

Важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимозависимость, результаты работ дополняли друг друга.

Формы реализации: дебаты; ролевые и деловые игры; моделирование; проект; обсуждение альтернативных решений.

Ценность альтернативного урока в том, что учитель учится вместе с учениками – почему бы и нет? Такой урок – прекрасная возможность напомнить человеку о данной только человеку способности к творчеству, о нравственном выборе, который мы постоянно делаем в своей жизни. Может быть, и наши ученики сделают свой выбор с нашей помощью. Они отличаются от той молодежи, что была раньше, но они не хуже, а просто другие.

В этом я убеждаюсь ежедневно в своей практике, убедилась и при проведении альтернативного урока по литературе (тема «Современная авторская песня»). Этот урок я представила как комбинированную форму усвоения нового материала (сочетание традиционных форм и методов с более редкими в практике, например, работа с текстом и живое исполнение авторской песни партнёром по творческому сотрудничеству; интеграция учебных предметов, в данном случае русский язык и литература, основы музыкальной культуры). Урок органично вписывался в план предметной декады по русскому языку и литературе.

Присутствие творческого человека на уроке, его активное участие в донесении знаний до студентов было интересным для людей разного возраста. Хочется верить, что ученики не только поняли, что такое авторская песня, но и задумались о самобытности России, здесь даже западный рок пережил второе рождение, трансформировался в разновидность русского, в котором на первом месте – слово, смысл, душа. Русский рок – это и эффективная прививка от «попсы», не отличающейся ни музыкой, ни содержанием. Возможно, встреча с молодым ангарским бардом Дмитрием Ерофеевым напомнит нам о высоком назначении человека, о данной ему возможности творить прекрасное, высокое.

Цели и задачи урока – как полагается, три, но лейтмотивом виделась цель научиться и научить умению слушать и слышать других, формировать гражданскую позицию у наших учеников. Моей задачей было создать атмосферу творческого сотрудничества в малых группах – знатоках и критиках авторской песни, которая, по откликам присутствующих, была выполнена. Взгляд со стороны всегда объективней, впечатление об уроке прилагается в виде газетной заметки (см. приложение к статье).

Я же хочу закончить словами о том, что гуманистическая направленность обучения и воспитания предполагает свободу творчества, совершенствования достигнутого. Высшая мечта учителя – видеть своих учеников развитыми, духовными, уважающими себя и других людьми, способными усвоить новую информацию об окружающем нас мире. Учитель же находится в постоянном поиске, как этому научиться самому и научить других…

Дата проведения: с 1 марта по 30 апреля
Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.