Статья «Использование информационных и коммуникационных технологий в организации совместной профессиональной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми с ОВЗ»
Время не стоит на месте. Все течет, все изменяется. И если совсем недавно мы использовали в своей работе наглядные пособия, развивающие и коррекционные игры, сделанные своими руками, то сейчас любой картинный материал можно найти в интернет - ресурсах, распечатать на принтере и даже сделать презентации с наглядным материалом на любые темы.
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования -это обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей [4]. Важную роль в решении этой задачи играют современные средства обучения, специализированные компьютерные программы и электронные образовательные ресурсы. Таким образом, на современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования применение информационно-коммуникационных технологий становится все более актуальным.
В процессе реализации Стратегии развития информационного общества, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. (№ Пр-212) необходимо обеспечить доступность информации для всех категорий граждан и организаций. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), формирование информационной культуры всех субъектов образовательного процесса являются одним из приоритетных направлений образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.
Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежит реализация той или иной образовательной технологии или методики, в том числе, применение современных информационных технологий.
Исследования многих авторов (Ю.Ф. Гаркуша, Е.В. Манина, Л.Р. Лизунова) позволяет сделать вывод о том, что специальные приёмы компьютерно - опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции речи и в целом содействуют гармонизации развития ребенка, так как, как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень недоразвития сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости.
Компьютерные технологии, широко применяемые в последнее время в области специального образования, как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения, нашли применение и в нашей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР разного уровня речевого развития).
ИКТ в системе своей деятельности применяем интегрированно по следующим направлениям:
· При организации коррекционно-развивающего процесса с детьми:
(использование наглядно-электронных обучающих ресурсов (DVD-диски),
интерактивных развивающих познавательно-речевых игр для детей 5-7лет; проведение углубленной диагностики и обработка данных диагностики, составление индивидуальных траекторий развития и т.д.);
· В процессе взаимодействия с родителями (оформление информационных стендов, буклетов, презентаций, мастер-классов и т.д.)
· В процессе организации методической работы с коллегами и повышения собственной профессиональной компетентности (создание презентаций для семинаров, консультаций, педсоветов; публикации, участие в интернет-конкурсах на развивающих и образовательных порталах "Одаренность", "Талантоха", "РусКонкурс","Мерсибо" "Росток"; информационный обмен опытом на различных образовательных логопедических сайтах и сообществах: "Болтунишка", "Школьный логопед", "Логопедическая школа" и др.; создание личных страничек на Всероссийских сайтах дошкольных педагогов).
Но, презентацией, позволяющей проиллюстрировать рассказ учителя-логопеда, воспитателя сегодня уже никого не удивить, да к тому же она не позволяет детям проявить в должной мере свои творческие способности.
Наибольший интерес проявляют дети к игровым заданиям на интерактивной доске в программе SMART Notebook.Сенсорная аналогово-резистивная технология, используемая при работе на доске данного типа, наиболее целесообразна при проведении занятий с дошкольниками. Так, осуществляя работу по коррекции звукопроизношения, для детей были составлены упражнения -логопедические тренажеры с анимацией: "Скачем на лошадке" (упражнение для постановки звука [Р]), "Веселые пчелка и комарик"" (дифференциация звуков [Ж ] и [ З]), "Накорми гусей" , "Муха и паучок"(автоматизация звуков [Ш], [Ж]), "Плыви, кораблик", "Поймаем мышку за хвостик" (постановка и автоматизация звука [Л]), "Приключения Колобка" (постановка и автоматизация звуков [К, Г], "Песенка водички" (автоматизация звука [С] и много других привлекательных игровых логокомплексов с учетом структуры дефекта звукопроизношения у детей и этапа постановки или автоматизации звуков.
Дети имеют возможность рисовать и дорисовывать на экране, используя разные формы кисти и цвета; передвигать объекты по экрану, группировать, классифицировать, конструировать
При формировании навыков связных речевых высказываний, особенно при обучении составлению описательных рассказов и пересказу, на интерактивной доске дети имеют возможность выбирать опорные схемы, моделировать, "шифровать" и "дешифровать" короткие рассказы.
Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область, в данной образовательной области появился еще один пункт, говорящий о необходимости формирования звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте [4, С.7]. Для работы в данном направлении использовали мультимедийное пособие, разработанное по программе С.Г. Шевченко (М., 2005), которое является одной из составляющих частей работы педагога по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»; электронные пособия, содержащие оригинальные интерактивные игры, интерактивные тренажеры, тренинговые задания и упражнения с использованием графических объектов, звуков и букв.
Положительным моментом является то, что дети могут сами в ходе работы вносить изменения в задания, выбирать цвет линий, заливки фигур, заменять или добавлять картинки, рисовать схемы, стирать изображения (исправлять ошибки), могут предлагать разные варианты классификаций. В ходе таких упражнений на интерактивной доске у детей развиваются творческие и сенсорные способности, глазомер, мелкая моторика.
Игровые задания помогают педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми, позволяют улучшить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала, делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществляя интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог.
Убедились на своем практическом опыте, что применение информационных компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями и значительно повысить эффективность коррекционной работы.
Применение информационно- коммуникационных технологий в рамках групповых и индивидуальных занятий позволяет решать следующие задачи:
· Повышение мотивации детей к логопедическим занятиям, речевую мотивацию;
· Обучение сотрудничеству и новым формам общения между ребенком, логопедом и воспитателем;
· Формирование осознанной оценки ребенком своих достижений;
· Создание и, в дальнейшем, поддержание положительного эмоционального состояния ребенка в процессе занятий;
· Обеспечение коррекции нарушений речевого развития, оказание квалифицированной помощи в освоении Программы;
· Индивидуализация и дифференциация обучения, формирование психологической готовности к обучению в школе.
Таким образом, современный педагог вооружен огромным количеством технических и программных средств. Все эти средства призваны сделать образовательный процесс эффективнее.
Реалии сегодняшнего дня предъявляют новые требования к организации педагогического процесса в целом и коррекционно-развивающей работе в частности. Считаем, что современный учитель-логопед, воспитатель должны не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
В заключении хочется отметить, что внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику- это обновление содержания нашего образования, что позволяет сделать работу с детьми с ТНР более продуктивной и эффективной, дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса. Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Китайская мудрость гласит: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».
Литература.
1.Волкова И.А., Шпарута Н.В. Современный урок с интерактивной доской ActivBoard, ГАОУ ДПО СО "ИРО"; Екатеринбург, 2014.
2.Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи//"Логопед" №5, 2010.
3.Использование информационных и коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях; авт.-сост. Волкова И.А и др.- Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО "ИРО", 2014.
3.Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях// "Логопед" №1, 2012.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Ажур, Екатеринбург, 2015.