Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника
«Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»
Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание, обеспечивающее коммуникативную функцию речи.
Развитие связной речи происходит:
-во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;
-в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов ;
-в самостоятельной деятельности детей;
-в семье.
Задача воспитателя: поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Для решения поставленных задач и дальнейшего развития связной речи у дошкольников в ДОУ должна быть создана речевая среда.
Речевая развивающая среда – это рационально организованная естественная обстановка, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами (предметное окружение, система дидактических игр, игрушки, книги, предметы, обучающие зоны), способствующими обогащению, закреплению, становлению речи.
При создании речевой развивающей среды необходимо учитывать:
1.Особенности детей конкретной возрастной группы;
2.Уровень речевого развития каждого ребенка;
3.Интересы и способности детей.
В качестве основных составляющих речевой среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующее:
правильная речь взрослых;
обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
участие родителей в речевом воспитании детей.
Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность.
Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.
Вторая составляющая речевой среды организуется по основной модели.
Модель предметной речевой среды: центр театрализации, оборудование и атрибуты для сюжетно – ролевых игр, книжный центр, центр речевой активности.
В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, мы, педагоги группы, думали в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группа оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
В группе оформлен центр речевой активности, где созданы условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, художественная литература разнообразные дидактические, настольно – печатные игры, материалы для рассказывания,: предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы.
Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется еженедельно, в зависимости от изучаемого на занятиях материала, в соответствии с планированием.
Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый.
При подборе дидактического материала учитываются:
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления.
В группе оформлен центр театрализации , в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный, теневой, ложковый театры, театр на фланелеграфе, театр « Топотушки» способствуют развитию диалогической речи детей.
Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Аптека»,
«Почта» и т. д., которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому созданы все необходимые условия для проведения подобных игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр хранится в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями.
В своей группе я работаю над развитием связной речи как во всех образовательных областях, так и в совместной деятельности воспитателя и детей. Не забываю при этом о самостоятельной художественно-речевой деятельности, опытно – экспериментальной деятельности, для которых создаю необходимые условия в развивающей речевой среде.
Наиболее успешно мы используем такие формы как игры – занятия, индивидуальные занятия. К каждому занятию подходим творчески, тщательно его подготавливаем, используем много наглядного материала, используем много игр и игровых упражнений, элементы двигательной активности, драматизации.
Общение со сверстниками занимает центральное место в повышении речевой активности. Совместные игры и другая разнообразная деятельность побуждает к развитию словарного запаса, способствуют овладению внеситуативными формами общения, умению вступать в диалог.
Организация работы с родителям также направлена на организацию развивающей речевой среды в группе и в семье. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития в приемной группы оформлен уголок для родителей. В рубрике «Мама поиграй со мной» в течение года указывается перечень игр по познавательно – речевому развитию детей дома Проведены консультации «Познавательно – речевое развитие детей» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль игрушки в познавательно – речевом развитии ребенка». Создана библиотека для родителей, куда вошли периодические методические и познавательные издания. Совместно с родителями занимаемся изготовлением и приобретением игр и пособий по познавательно – речевому развитию, готовим костюмы к театрализованным праздникам. Совместно с родителями были разработаны: развлечение «Мир сказки», подготовила консультации: «Учимся рассказывать», «Приёмы обучения детей рассказыванию», старалась привлекать родителей принимать участие в организации развивающей среды.
Работа по развитию связной речи в тесной связи с родителями принесла положительные результаты.
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды создаёт благоприятные условия для формирования связной речи детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной детской деятельности, и в естественной обстановке живой разговорной речи.
Список литературы:
Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду : /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С.32 – 34.
Новоселова С. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении : автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. - М., 2000. - 18 с.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений : /Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.