12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сизонова Юлия Константиновна1915
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону

РЕЧЕВАЯ СРЕДА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Аннотация: в данной статье рассматривается роль речевой среды в активизации речи детей с нарушениями слуха.

Ключевые слова: речевая среда, внеурочная деятельность, учащийся, общение, коммуникативная деятельность.

​​​​​​​ Речевая среда - это не только та среда, в которой ребенок развивается и использует устную речь, общаясь с людьми. В речевой среде используется также и общение с помощью письма и чтения. Безусловно, лучшей речевой средой для ребенка, имеющего нарушение слуха, является коллектив слышащих и говорящих людей.

В речевом развитии детей большая роль отводится разнообразным видам деятельности. Таким образом, учебная деятельность ставит перед собой задачу развития речевых способностей глухих детей, изучения нового, расширения словарного запаса детей.

Внеклассная работа, являясь формой учебной деятельности, в отличие от урока, наиболее индивидуальная, наименее регламентированная. Основой внеклассной работы с детьми со слуховой патологией, исходя из принципа личностно ориентированного подхода, является ребенок. На внеклассных занятиях, и кроме того на уроках должна быть осуществлена непрерывная мотивированная речевая коммуникация с детьми, а также формирование у учащихся с нарушениями слуха необходимости в речевом общении и поддержка любых проявлений инициативной речи, вне зависимости от степени развития речи и уровня развития произносительных навыков.

Коррекционная работа, направленная на формирование речи подразумевает применение естественных и искусственно созданных ситуаций, которые требуют общения. Во внеклассное время речь весьма богата передаваемым смысловым содержанием. Это ограничивает возможность тщательной фонетической обработки речи. Развитие произносительных навыков вне урока происходит в ходе речевого общения, нежели в ходе выполнения каких-либо упражнений. Выстраивание структуры работы вне учебного времени может достигаться лишь при условии специально организованного целенаправленного педагогического процесса. Важное условие результативной работы по развитию речи – это полноценная слухоречевая среда, которая предполагает активное устное общение с учащимися на слуховизуальной основе.

К видам внеурочной деятельности относятся игровая, трудовая и познавательная деятельность, художественное творчество, досуг. В ходе такой деятельности у детей развиваются навыки выстраивания общения с людьми на разнообразные темы. Эти навыки реализуются учащимися при общении с детьми и с нормой, и со слуховыми нарушениями. Главным условием такого общения становится мотивация, создание которой достигается за счет особой организации бесед. У слабослышащих детей, исходя из их особенностей, возникает много вопросов, когда они сталкиваются с чем-то новым и неизвестным.

Во внеурочное время общение у детей часто имеет ситуативный характер и происходит в естественных ситуациях, где речевое общение возникает естественно, а затем используется для его совершенствования, или специально создается педагогом. Коммуникативная деятельность может осуществляться посредством использования вербальной и жестовой речи, дактиля, а также предметно-действенными средствами. Важно отметить, что при организации речевой деятельности педагог должен учитывать характерные особенности детей с нарушением слуха.

Подводя итог, хочется отметить, что с помощью общения ребенок данной нозологической группы усваивает нормы социального поведения, общения с окружающими. В процессе общения ребенок накапливает знания и представления об окружающем его мире, а также, что немало важно, формирует самооценку на основе отношения других людей к себе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) - М.: Педагогика, 2017. - 176 с.

Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 2017. - 143 с.

Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений / А.Г.Зикеев. - М.: Академия, 2010. - 200 с.

Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Академия, 2009. - 118 с.

Мартыненко, Ю.И. Работа с глухими школьниками по драматизации музыкальных сказок во внеклассное время / Ю.И.Мартыненко // Дефектология. - 2014. - №2. - С.43 - 48.

Никитина, М.И. Воспитание младших школьников с нарушением слуха / М.И. Никитина. - СПб.: Педагогика, 2006. - 147 с.

Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л.П. Носкова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 344 с.

Носкова, Л.П. Развитие речевой деятельности глухих дошкольников / Л.П. Носкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - №4. -С.31 - 34.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.