12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Еремина Елена Владимировна35
Россия, Свердловская обл., Красноуфимск

Еремина Е.В

учитель-логопед

МАДОУ ЦРР - детский сад

городской округ Красноуфимск

Картинно-графические планы в развитии связной речи дошкольников

«Прежде всего, следует упражнять память у детей,

 потому что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают

большое влияние не только на ученость,

но и на все дела практической жизни,

потому что память о прошедшем делает

нас умнее для будущего»

Плутарх

Проблема развития связной речи остается актуальной в современной дидактике. Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.

Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании.

Однако у некоторых детей 6-7 лет отмечается специфическое своеобразие связной речи: затруднения передачи логической последовательности, «застревания» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по несколько раз. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют короткие, малоинформативные предложения. Затруднено участие в коллективном разговоре, недостаточно сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответы.

Дети часто не могут: последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, серии картин с фабульным развитием действия.

В работах многих авторов (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) приводятся методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.

С 2014 года, в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ ЦРР - детский сад использую наглядно-дидактическое пособие «Обучение связной речи детей 4-7 лет. Картинно-графические планы рассказов», авторы Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Данный материал применяю и для проведения отдельного занятия по развитию речи детей, как дополнительный материал к занятию, и как закрепление материала. С помощью данного пособия дошкольники учатся анализировать предложение из двух, трех и более слов; осознают предлог как отдельное слово; формируется умение составлять алгоритм рассказа, значительно расширяется словарный запас. Логопедическое занятие с применением картинно-графических планов дополняется предметными и сюжетными картинками, артикуляционными и пальчиковыми тренингами, мнемотаблицами, графическими схемами предложений.

Темы занятий данного методического пособия мною систематизированы в соответствии с изучаемым лексическим материалом, и внесены в рабочую программу учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Для обучения детей связной речи, планированию собственного высказывания задания, картинно-графические планы, тексты и речевые упражнения расположены в порядке возрастающей сложности, и проводятся в несколько этапов:

1. Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические планы.

2. Пересказ рассказа с использованием картинно-графических планов без опоры на сюжетную картинку.

3. Составление рассказа по серии картинок с фабульным (последовательным) развитием действия.

4. Пересказ прочитанного рассказа.

Данная технология имеет:

Теоретическую основу. Она базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры человека, тем самым она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания стихотворного текста, прозы, пересказа прослушанного рассказа.

Мнемоника – совокупность правил и приемов, помогающих запоминать нужные сведения (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).

Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию.

Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Практическое использование картинно-графических планов в работе с дошкольниками является важным способом развития связной речи. В результате ежегодной итоговой диагностики речевых навыков мы наблюдаем, что у дошкольников совершенствуется умение пересказывать сказку, составлять рассказ по серии картин, рассказ-описание, творческий рассказ. А также, формируется одна из ключевых компетенций – владение устной коммуникацией (контактность, умение вести диалог, отвечать на вопросы и задавать их), которая так необходима для адаптации в современном информационном обществе.

Литература:

1.Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Обучение связной речи детей 6-7 лет». Картинно-графические планы рассказов. Москва. «Скрипторий 2003» 3013г.

2.Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции 14-15 сентября 2017г. Статья Пастуховой С.А. «Моделирование связной речи у детей с ЗПР приемами мнемотехники».

3. Т.А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи».

4. С.И Ожегов «Толковый словарь русского языка».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.