Организация самостоятельной работы учащихся по классу домра
Министерство культуры Республики Тыва
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств пгт. Каа-Хем
Доклад
На тему: « Организация самостоятельной работы учащихся по классу домра»
Преподаватель; Кенден Шончалай Орлановны
Пгт.Каа-Хем
Доклад: «Организация самостоятельной работы учащихся по классу домра»
Исполнителю-домристу, как и любому музыканту-инструменталисты, нужен постоянный контакт с инструментом: необходимость постоянных ежедневных занятий диктуется спецификой игры на домре. Любому домристу хорошо известно, что при отсутствии мозолей на пальцах левой руки полноценная игра совершенно невозможно. Поэтому содержание пальцев в постоянной готовности к игре составляет основную заботу домриста. Для этой цели нужны постоянные ежедневные занятие ( в том числе и в период летних каникул). В течение учебного периода ежедневная порция занятий может составлять любое разумное количество времени: определение времени зависит от объема находящегося в работе материала и может колебаться от нескольких десятков минут в день до нескольких часов. Что это значит? Если в какой-либо из дней невозможно выделить время для работы с инструментом, тогда лучше поддерживать игровую форму, 20-30 минут в день, чем совсем пропустить.
Но домристу следует помнить и о том, что постоянные многочасовые занятие на домре могут привести к образованию слишком твердых мозолей на пальцах левой руки ,а это, в свою очередь создаст ненужные шумовые призвуки в процессе игры.
В предконцертный период подготовки продолжительность ежедневных занятий лучше оставить без изменений, т.к их сокращение или увеличение по времени может спровоцировать появление излишней нервозности, а в некоторых случаях даже вызвать панику.
Планирование работы:
Перед тем как сесть за инструмент, необходимо составить план и наметить порядок предстоящей работы. Начальная стадия работы над текстом музыкального произведения включает в себя определения жанра, характера, формы. Нелишне составить на листе бумаги своеобразную схему: расположение частей произведения, указать тональный план, динамику и темпа. Встречающиеся иностранные термины и обозначения нужно обязательно расшифровать.
Определив игровые примы, расставив аппликатуру, можно приступать к озвучиванию. Основная задача на этом этапе - добиться максимальной чистоты интонирования ( под чистым интонированием на домре подразумевается извлечение звука заданной высоты без шумовых призвуков, возникающих от трения медиатора о струны, при неточном выборе места прижатия струны к металлическому порожке в левой руке) и четкости произношения.
Следующий этап-работа над возведением метроритмического фундамента. Здесь нужно обеспечить пульсацию сильных долей в такте, установить меру динамического уровня ударных и безударных звуков. Такая работа особенно необходимо при наличии сложных ритмических группировок, при соединении разных ритмических групп.
Следующие виды работы: установка динамических уровней в фразах, предложениях, частях; установка цезур-дыханий, обеспечение соответствующего типа движений пальцев левой руки в связи с характером произведения: в кантилене- тянущиеся, « ползущие», в пассажах- энергичные, пружинистые короткие броски.
О роли сознания:
Всякий раз перед началом игры нужно мысленно обозначить конкретные задачи для каждой руки. Для правой руки- расположение медиатора на струне ( или у струны), плавное или резкое нажатие на струну; если предстоит игра приемом тремоло- постепенный или быстрый набор скорости чередования импульсов.
Задачи левой руки - расположение пальцев близко к струнам, выбор точки прижатия струны к металлическому порожку. Приступая к озвучиванию домристу следует помнить о степени напряжения мышц рук в связи с выполняемыми функциям. В тихой динамике пальцы левой руки прижимают струну с достаточной силой, пальцы правой минимальным усилием удерживают медиатор в равновесии; в громкой динамике мышцы обеих рук в достаточной степени напряжены.
В ежедневные занятия обязательно включать упражнения. Каждый домрист выбирает необходимые на данном этапе разновидности упражнений: быстрые или умеренно быстрые пассажи в виде гамм, арпеджио, созвучий, аккордов, упражнения в приемом тремоло и т.д.
Для оперативного решения технических проблем необходимо научиться конструировать упражнения из фрагментов, извлекаемых из разучиваемых музыкальных произведений.
О предконцертном режиме занятий.
В преддверии концертного выступления нужно выстроить соответствующую стратегию занятий. Фрагментарная работа должна быть заменена на проигрывании программы целиком. Произойти это должно за 2-3 недели до выступления. К этому моменту нужно научиться играть каждое произведения программы целиком, без ошибок и остановок. Для этого можно применить метод репетиций-тренировок. Дать самому себе задание исполнить каждое произведение 2-3 раза с небольшими остановками между очередными повторениями. В каждом исполнении- проигрывании необходимо ставить исполнительские задачи самому себе: сыграть максимально законченно, в необходимых темпах и с соответствующим эмоциональным настроем. Такие двух-трехразовые проигрывании по 3-4 раза в течение 5-6 дней.
Концертную программу можно готовить таким же методом. В течение 10-14 дней всякий раз перед проигрыванием желательно создать концертную обстановку: настроиться на выступления, одеться в концертный костюм, прорепетировать выход на сцену, поклон, исполнить все произведения концертной программы в соответствующем порядке. После краткого отдыха еще раз исполнить всю программу. Такие репетиции-проигрывании можно выполнить 2-3 раза в день. В оставшиеся 5-6 дней перед выступлением количество повторений можно уменьшить до одного двух в день.
Почему рекомендуется именно такой метод подготовки? Навык безошибочного, законченного исполнения концертной программы необходимо воспитывать и тренировать так же, как и другие игровые навыки- методом повторения. В результате таких репетиций у ученика воспитывается физическая выносливость, вырабатывается привычка настраиваться на нужный характер каждого последующего произведения исполняемой программы, появляется и формируется уверенность в успешном выступлении на сцене.