12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ряснова Людмила Григорьевна492
Россия, Ханты-Мансийский АО, Лянтор

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Формы и методы организации самостоятельной работы учащихся: проблемы, подходы, решения»

Самостоятельная работа учащихся - организованная учителем активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время:

поиск знаний, их осмысление, закрепление;

формирование и развитие умений и навыков;

обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое:

соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;

является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

-копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности;

-репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач;

-продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам;

-самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

В коллекции заданий для самостоятельной работы учащихся важно предусмотреть наличие разнообразных по уровням заданий.

ЗАДАНИЕ ПЕРВОГО УРОВНЯ

ОБРАЗЕЦ

t1666460858aa.png

Определите, тело или вещество?

Гвоздь

Железо

Монета

Медь

Золото

Кольцо

Ртуть

Капля

Кристалл

Осколок

Мел

Снежинка

ЗАДАНИЕ ВТОРОГО УРОВНЯ

ОБРАЗЕЦ

Сопоставьте формулы веществ с их названиями

t1666460858ab.png

изооктан 2) дивинил 3) кумол

4) изобутан 5) неопентан 6) 3-этилпентан


Интересно, что многие задания из копилки учителя можно трансформировать.

Вот, например, химический диктант может превратиться в игру в Шерлока…

«Тайное послание». По ходу данной игры ученику необходимо собрать определенный шифр, состоящий из 8 карточек. Две из них будут содержать одинаковое значение.

t1666460858ac.png

В ходе работы пользоваться только периодической системой химических элементов (далее ПСХЭ). Формулировки могут меняться в зависимости от цели.

Запишите символ элемента, открытого в 1879 году шведским химиком Ларсом Нильсоном и названого в честь Скандинавии (эрудиция, смекалка)

ИЛИ

Запишите символ элемента, находящегося в 4 периоде, 3Б группе (проверка умения находить элемент в ПСХЭ по «химическим» координатам)

ИЛИ

Запишите символ элемента, в ядре которого 21 протон (проверка знаний о строении атома)

ИЛИ

Запишите символ элемента, описанного Д.И.Менделеевым, как гипотетический «экабор». Его можно назвать металлом XXI века и прогнозировать резкий рост его добычи, рост цен, так, например он используется для получения сверхтвёрдых материалов.


ОН красой своей гордился,

Твердым был, но испарился.

Фиолетовый, как ночь,

Далеко умчался прочь.

О каком веществе идет речь? Запишите символ элемента, которым образовано это вещество.

Поменяйте местами буквы в символе элемента, у которого на втором энергетическом уровне в 4 раза больше электронов, чем на первом.

Запишите символ элемента, он первый в семействе лантаноидов.

Запишите символ элемента, который в алхимические времена считался отцом всех элементов

Запишите символ элемента, название которого происходит от нем. «Kobold» — домовой, гном. Соединения именно этого элемента окрашивают стекло в синий цвет — этим свойством пользовались ещё в древних Ассирии и Вавилоне.

Первая буква последней карточки – символ самого распространенного элемента на земле, вторая буква карточки – вторая буква в символе самого распространённого металла в земной коре.

t1666460858ad.png

Финал – фраза на английском языке «Наука - это здорово!»

По сути, мы превратили химический диктант в задание для самостоятельной работы ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ


ЗАДАНИЯ ЧЕТВЕРТОГО УРОВНЯ – от решений задач прикладного типа и анализа текста статьи из газеты до «изобретите прибор» - здесь нужно отметить, что подобные задания часто выходят за рамки урока. Иногда они могут быть началом проекта или исследовательской работы ученика.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.