Особенности организации самостоятельной работы у учащихся начальных классов
УДК 371.21
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Цыбиктарова Эльвира Борисовна
учитель начальных классов МБОУ «Усть-Нерская гимназия», с. Усть-Нера, Республика Саха (Якутия).
Начальная школа является фундаментом для дальнейшего развития учащихся в средних классах. Поэтому учащимся начальной школы учителю необходимо привить умение учиться. В статье описаны виды самостоятельной работы учащихся, а также возможные способы организации самостоятельной работы из опыта автора.
Ключевые слова: самостоятельная работы, учебный процесс, организация самостоятельной работы.
Роль самостоятельной работы в организации учебного процесса школьников трудно переоценить. С самого первого класса учителю необходимо приучать детей работать самостоятельно. Важно то, что мотивация у учащихся при этом должна быть внутренней, а не внешней. Стремление самостоятельно работать должно быть не по принуждению, не за оценку, а по велению воли, то есть нужно сделать так, чтобы самостоятельная работа стала потребностью ученика. От этого во многом зависит успеваемость учащихся.
При руководстве самостоятельными работами учитель должен дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Для этого учителю нужно хорошо знать индивидуальные особенности детей и уметь выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы.
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время. При этом должны осуществляться такие действия, как поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний [1].
При организации учебного процесса можно использовать такие виды самостоятельной работы учащихся, как работа с книгой, со справочной литературой, решение и составление задач, написание сочинений, эссе, наблюдения, выполнение лабораторных работ, работа с раздаточным материалом.
Так, например, при работе с книгой учащиеся отвечают на мои вопросы по содержанию текста, дают характеристику главным героям, составляют план работы, выделяют основную мысль текста, разбивают на параграфы предложенный текст.
В младшем школьном возрасте дети любят делиться впечатлениями, рассказывать истории. Поэтому с целью развития и коммуникативных навыков, и повторения орфографических правил мои ученики пишут небольшие сочинения, оформляют стенгазету на заданные темы.
Очень дети любят выполнять эксперименты своими руками. Здесь мы работаем с гербаризированным материалом, учащиеся объясняют природные явления, исходя из их жизненного опыта.
При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать соответствующие требования:
Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.
Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приёмами самостоятельной работы.
Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся.
Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе.
Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ.
Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес.
Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.
Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию.
В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.
Задания для самостоятельной работы с источниками знаний при получении новой информации и овладении приёмами учебной работы, как и все другие учебные задания, могут быть различными.
Простые вопросы (Где? Сколько? Когда? Почему? Как? Зачем? и т.п.).
Логически связанные вопросы (Что изменится, если…? Чем отличается? и т.п.).
Различные тесты (альтернативные, выбор ответа и т.п.).
Инструкции или планы.
Краткие требования (составить схему, доказать, объяснить, обосновать, извлечь из учебника и т.п.).
Задачи количественные, качественные, познавательные (поиск новых знаний, поиск новых способов получения знаний), тренировочные (закрепление знаний, закрепление способов получения знаний) [1].
Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.
Большое значение самостоятельные работы имеют и при повторении, закреплении и проверке знаний и умений.
Особенно ценные рекомендации даёт автор книги Н.Б.Истомина, посвящённые индивидуальным самостоятельным работам, которые рассматриваются не только как средство формирования знаний, умений и навыков, но и как условие, позволяющее учащимся проявить максимум инициативы и самостоятельности в процессе их выполнения. Показано, что в такие работы целесообразно включать задания, одинаковые по содержанию и различные по способу выполнения. Именно использование таких задач является эффективным в плане самостоятельного развития.
Следовательно, система образования в начальных классах должна стать тем звеном, где должен быть создан культ самостоятельной познавательной деятельности, культ формирования умений самостоятельно учиться.
Самостоятельная деятельность школьников в учебной деятельности связана с формированием у них навыков учебного труда. Самые главные из них являются планирование и самоконтроль. Умение планировать - это обученность школьников общим правилам составления плана: постановку цели, определение задач и этапов работы, распределение времени и др.
Самоконтроль предполагает умение школьников проконтролировать уровень своих знаний как в целом по теме, разделу, так и на отдельных этапах их усвоения.
Литература
1.https://infourok.ru/samostoyatelnaya_rabota__mladshih_shkolnikov.-350774.htm