Статья «Формы и методы организации самостоятельной работы учащихся: проблемы, подходы, решения»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Формы и методы организации самостоятельной работы учащихся: проблемы, подходы, решения».
Автор: Булгакова Влада Павловна
МБОУ КР ОО «Гуторовская средняя общеобразовательная школа имени Куренцова А.И.»
«Формы и методы организации самостоятельной работы учащихся: проблемы, подходы, решения»
Сформировать компетенции учащихся на разных этапах процесса обучения - одна из основных задач учителя. Модель самостоятельного обучения может быть традиционной, когда в специально отведенное время ученик должен самостоятельно выполнить задание преподавателя, либо инновационная - когда учитель координирует творческий процесс и следит за действиями учащегося, который самостоятельно контролирует, анализирует, оценивает свои действия, организовывает и регулирует работу.
Актуальность работы обусловлена тем, что правильно выбранные форма и метод организации самостоятельной работы ученика на начальных этапах, могут положительно отразиться на формировании его компетентности. В результате у учащихся будет развиваться креативное мышление, видение проблемы, самоценности, возможность самостоятельно принимать решения, способность к активной умственной деятельности.
Теоретическая значимость состоит в том, что исследование форм и методов организации самостоятельной работы поможет выявить проблемы, которые вероятнее всего возникнут при внедрении их в процесс обучения, а также выявить пути их решения.
Практическая значимость работы данной статьи заключается в том, что приведенные ниже формы самостоятельной работы могут быть использованы в процессе обучения учеников разных возрастов и уровней развития.
Важно понимать, что выбор модели зависит от возраста и уровня развития ребёнка. И процесс этот включает в себя несколько блоков и этапов, которые постепенно будут формировать навыки самостоятельной деятельности.
Если сравнивать три категории учащихся: начальная школа, средняя и старшая, то мы должны понимать, что формирование навыков самостоятельности происходит на первой ступени образования - в начальной школе.
Учитель в данном случае выступает в роли опекуна, который со временем превращается в наставника. На этом этапе образования учитель внедряет базовые навыки самостоятельности, такие, как поиск информации, заучивание стихов и отвечает на вопросы, основываясь на полученные знания.
Задача учителя в средней школе научить анализу, сравнению, обобщению, умению делать выводы и мыслить. Роль учителя - партнёр.
И наконец в старшей школе повышается интеллектуальный уровень. У старшеклассников на этом этапе умственная целенаправленная познавательная деятельность приобретает активный, творчески-познавательный и исследовательский характер. Учитель должен помочь формированию научного стиля мышления как необходимого компонента самообразования, умения самостоятельно добывать знания.
Ссылка на источник: https://myslide.ru/presentation/razvitie-navykov-samostoyatelnoj-raboty-vo-vremya-vypolneniya-domashnego-zadaniya
Выделяют несколько форм организации самостоятельных работ: индивидуальные, групповые и фронтальные.
При формировании групповых форм организации самостоятельной работы важно учитывать возможности каждого ученика. При необдуманном комплектовании групп, некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. А также могут возникнуть конфликтные ситуации. Поэтому изначально важно проводить тестирование, чтобы выявить сильные и слабые стороны учеников, которые в дальнейшем будут ориентиром для преподавателя во время организации учебного процесса.
Индивидуальную форму организации самостоятельной работы учеников, можно рассматривать как один из психологических механизмов усвоения школьниками знаний, умений и навыков. При формировании учебного процесса во время индивидуальных форм обучения преподавателю также нужно ориентироваться на уровень знаний учеников и не перегружать дополнительными задачами.
Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет учителю легче решать некоторые организационные вопросы, так как во время урока все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты. Однако стоит понимать, что при такой форме взаимодействия ориентир идет на «среднего» ученика с низкими учебными возможностями. Поэтому нужно построить процесс обучения таким образом, чтобы сильные ученики подавали примеры слабым.
Таким образом, во время обучения ученик должен получить высокий уровень самостоятельности, который поможет ему справиться с различными заданиями в процессе его развития.
Существует несколько проблем, которые могут замедлить процесс формирования методов организации самостоятельной работы учащихся: темперамент ученика, характер восприятия обучающего материала, тип памяти, неблагоприятная обстановка в семье или в классе. Важно понимать, что перегрузки также плохо влияют на усвоение изученного материала и может возникнуть внутренний блок на обучение. Поэтому важно вырабатывать самостоятельность учеников на начальном и среднем этапах через творческую составляющую и организацию разных уровней контроля. Например, контролировать себя или быть под контролем учителя, следить за работами других учеников, что способствует формированию здоровой конкуренции и желанию достичь результатов, не ниже, чем у сверстников. Так, ученик сможет оценивать свои результаты и результаты одноклассников. Самостоятельно давать сравнительную характеристику и выявлять сильные или слабые стороны.
Что касается старших классов, если на начальном и среднем этапах не был сформирован блок самостоятельности, то анкетирование поможет определить, какая модель формирования самостоятельной организации лучше подойдет ученику.
Подводя итоги вышесказанного, мы делаем выводы, что каждый этап организации самостоятельного обучения - это взаимосвязанные действия, которые формируются ещё на начальном уровне образования. Однако, сходство их в том, что в каждое из действий - это элемент творческой составляющей, которая помогает ученикам составлять навыки практического характера.
Список используемой литературы:
1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках – М.: Учпедгиз, 1961
2. Зимняя А.И. Основы педагогической психологии – М., 1980
3. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся – М., 1998
4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении - М., 1980