Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История»

0
0
Материал опубликован 30 May 2017

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краевой политехнический колледж»

СБОРНИК ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

Методические рекомендации

для студентов СПО очной формы обучения

Чернушка – 2014

Зарипова И.Х.

Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История». Методические рекомендации для студентов СПО очной формы обучения / И.Х. Зарипова – г.Чернушка, ГБОУ СПО «КПК», 2014. – 87 с.

Рецензенты:

С.А. Дианов, д.и.н., заведующий кафедрой Социальных и гуманитарных дисциплин Пермского института (ф) РГТЭУ

Г.Ф. Шкляева, преподаватель высшей квалификационной категории зав. офисным отделением ГБОУ СПО «Чайковский медицинский колледж»

Методические рекомендации по самостоятельной работе предназначены для студентов очной формы обучения, изучающих дисциплину «История», подготовлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

В сборнике представлены разнообразные задания, предназначенные для углубления и закрепления знаний студентов, для отработки практических умений – анализ источников литературы, группировка информации, составление кроссвордов и др. Вопросы и задания на самостоятельную работу определяются преподавателем и охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях.

Печатается по решению Совета директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования Пермского края и Краевого методического объединения преподавателей обществоведческих дисциплин

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫ­ПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМО­СТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

10

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ВИДАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

13

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМО­СТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

35

Самостоятельная работа № 1 по теме «История Древнего мира»

35

Самостоятельная работа № 2 по теме «Древняя Русь»

36

Самостоятельная работа № 3 по теме «История стран Азии и Африки в средние века»

38

Самостоятельная работа № 4 по теме «История Росии с древнейших времен до конца ХVII века»

40

Самостоятельная работа № 5 по теме «История России с древнейших времен до конца ХХ века»

44

Самостоятельная работа № 6 по теме «Эпоха дворцовых переворотов»

62

Самостоятельная работа № 7 по теме «Отечественная война 1812 года»

63

Самостоятельная работа № 8 по теме «Страны востока в новое время»

64

Самостоятельная работа № 9 по теме «Росия и мир в ХХ веке»

66

Самостоятельная работа № 10 по теме «История России в ХХ веке»

68

Самостоятельная работа № 11 по теме «История России в ХХ веке»

69

Самостоятельная работа № 12 по теме «История России в ХХ ввеке»

73

Самостоятельная работа № 13 по теме «Советский союз в годы второй мировой и Великой Отечественной войны»

76

Самостоятельная работа № 14 «История России в начале XX века»

79

Список рекомендуемой литературы

87


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Введение

В современном динамично развивающемся обществе существует потребность в инициативных, самостоятельных людях, легко адаптирующихся к новым условиям. Повышаются требования не только к качеству подготовки студентов, как высоко квалифицированных специалистов, но и к развитию их интеллектуальных и творческих способностей, позволяющих им свободно владеть своей профессией, развивать способность критически мыслить, выражать и защищать свою точку зрения, свои позиции, успешно находить выход из сложившихся, зачастую, нестандартных ситуаций.

Этого можно достичь путем систематического включения студента в самостоятельную деятельность, которая в учебной деятельности выражается в самостоятельной работе и приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Данные методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального обучения и предназначены для студентов среднего профессионального образования очной формы обучения. Стандарты третьего поколения объединили учебную и самостоятельную деятельность. Многообразие используемых форм обучения, содержательная работа, направленная на развитие общих компетенций обучающихся, должна быть направлена на обеспечение баланса знаний, навыков и способностей. Следовательно, эффективная организация самостоятельной деятельности является важной составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации в рамках ФГОС СПО.

Внеаудиторная самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Внеаудиторная самостоятельная работа производится с целью:

- Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений учащихся;

- Углубления и расширения теоретических знаний;

- Формирования умений использовать нормативную, правовую, научно-популярную, справочную документацию и специальную литературу;

- Развития познавательной способности и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

- Формирования самостоятельного мышления, способностей к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации;

- Развития исследовательских умений и навыков.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы учащегося являются:

уровень освоения учебного материала;

умение использовать теоретические знания и умения при выполнении практических задач;

уровень сформированности ключевых компетенций.

Самостоятельная работа обучающегося в соответствии с ФГОС при очной форме обучения должна составлять не мене 50% времени от обязательной учебной нагрузки, что составляет 59 часов для специальности среднего профессионального образования. В связи с этим возрастает роль организационно-педагогических условий и средств, способствующих организации самостоятельной деятельности учащихся.

В ходе изучения курса истории предлагаются следующие формы и виды самостоятельной работы студентов:

1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.

2. Работа со словарем, справочником.

3. Поиск необходимой информации в сети Интернет.

4. Конспектирование источников.

5. Реферирование источников.

6. Составление и разработка словаря (глоссария).

7. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету).

8. Выполнение домашних контрольных работ.

9. Самостоятельное выполнение практических заданий (ответы на вопросы, задачи).

10. Выполнение творческих заданий.

11. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.

12. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.

13. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

В помощь студенту представлены характеристики всех типов заданий, используемых в сборнике, алгоритм работы студента, критерии оценки.

Указания к выполнению ВСР

ВСР нужно выполнять в отдельной тетради в клетку

Необходимо оставлять поля шириной 5 клеточек для замечаний преподавателя.

Оформлять работу следует подробно и аккуратно.

После получения проверенной преподавателем работы студент должен в этой же тетради исправить все отмеченные ошибки и недочеты. Вносить исправления в сам текст работы после ее проверки запрещается.

Оценивание индивидуальных образовательных достижений по результатам выполнения ВСР производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Таблица – Критерии оценивания

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

 

Алгоритм работы студента:

Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности;

Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно;

Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели;

Выберите наилучший вариант, взвесив все условия;

Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа;

Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь с преподавателем;

По окончании работы проанализируйте ее результаты, оцените степень их совпадения с поставленной целью.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ВИДАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами;

Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; составление электронной презентации; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками, компьютерной техники и Интернета и др.;

Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов и др.

2.1 Памятка студенту по конспектированию текста

Конспект должен быть легко обозримым и легко читаемым. Для этого надо выполнить несложные правила оформления:

заголовок пишется цветной пастой;

левая треть листа отводится под поле для отметок студента, 2/3 справа предназначены для конспектирования;

подзаголовки пишутся темной пастой и подчеркиваются цветной;

в тексте конспекта высота строчных букв 2 мм (бумага в клетку, записи в каждой строке);

абзацы текста отделяются друг от друга пробельной строкой, чтобы облегчить чтение записей;

в каждом абзаце ключевое слово подчеркивается цветной пастой;

в конце изучаемой темы оставляется чистая страница для построения структурно-логической схемы или сжатой информации иного типа.

2.2 Памятка студенту по вдумчивому чтению и реферированию источника

На этапе общего знакомства с книгой:

Познакомьтесь с титульным листом. Знакома ли вам фамилия автора, о чем она вам говорит? Какие произведения этого автора вам известны?

Проанализируйте заглавие. Все ли слова в нем понятны? Определите по заглавию, о чем пойдет речь в тексте, вспомните все, что вы уже знаете по теме, обозначенной в заглавии.

Обратите внимание на классификационную характеристику книги в подзаголовке (учебник, учебное пособие, словарь - справочник, монография и т. д.) Определите, для кого она предназначена.

Обратите внимание на год издания книги. Если она выпущена давно, то не исключено, что приведенные в ней сведения могли устареть. В этом случае вам потребуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вас вопросу.

Прочитайте оглавление книги, если есть - аннотацию, предисловие и послесловие к ней. Опираясь на них, представьте себе в общих чертах содержание книги, ее проблематику, главные положения работы. На основании этого оцените важность книги для разработки вашей темы.

На этапе чтения текста:

Обращайте внимание на все непонятные слова и выражения. Отыскивайте их толкование в словарях или справочниках.

Подумайте, что вам непонятно в самом содержании текста. Попробуйте разобрать конкретные примеры - возможно, станет понятнее текст.

По ходу чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предложения о дальнейшем его содержании.

Проверяйте верность выдвинутых вами предложений при чтении последующих частей текста.

Спорьте с автором, выдавайте свои контрдоводы.

Старайтесь все время выделять в тексте главное, существенное. Подчеркивайте важную информацию, делайте выписки основных идей, положений. Обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом, так как именно они выражают понятия и мысли.

Особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, к которым потом «привязываются» все другие мысли, входящие в этот абзац.

После прочтения текста:

Постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его основные положения (тезисы).

Прочитайте повторно трудные для вас части текста, проверьте правильность их понимания, обращайтесь за советом к преподавателю.

Выработайте собственное отношение к предмету речи, придумайте аргументы в обоснование своей точки зрения.

Постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме, определить сходства и расхождения.

Обобщая полученные сведения, сформулируйте собственные выводы на основе прочитанного.

Как отделять главное от второстепенного:

Одним из основных для реферирования является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса. К ней относятся определения научных понятий, формулировки законов, правил, перечисление принципов, основные мысли (положения, утверждения) автора, его выводы, классификация явлений, фактов.

Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явления, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных отрывков из произведений художественной литературы. После этого необходимо ознакомиться с сильными позициями в учебном и научном тексте это: 1) заглавие, 2) зачин (введение), 3) концовка (заключение).

Сильные позиции есть не только во всем тексте, но и в его частях. В абзаце наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, то есть основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. В отдельном предложении более информативной является, как правило, вторая его часть, то есть предикат, который отражает новое.

Главная информация в тексте отражается не только позиционно, но и графически (курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием и другими способами).

Главную информацию нужно воспроизвести в реферате полностью, без каких-либо существенных сокращений, порой в буквальном смысле - дословно. Второстепенная же информация же должна быть подвергнута смысловой переработке и сжатию.

2.3 Памятка студенту по приемам сжатия текста

В науке известны три способа сжатия текста.

1 Исключение подробностей, деталей, конкрет­ных предметов, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т. п.

Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись. Смысл предложения не из­менится, и оно только выиграет от сжатия.

2 Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае студент должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем переформулиро­вать мысль своими словами.

3 Сочетание исключения и обобщения. Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста.

2.4 Памятка студенту по составлению реферата

Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада со­держания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности. Реферат не предполагает изложения самостоятельных результатов. Его задача - обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы.

Структура реферата

Титульный лист

Содержание (оглавление)

Введение

Основной текст

Заключение (или выводы)

Список использованной литературы

Приложения (по усмотрению автора)

Оглавление (содержание) включает перечень всех частей и рубрик работы студента, а также номера соответствующих им страниц текста.

Во введении должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате, а также должно быть указано, с использованием каких материалов выполнена работа - дается краткая характеристика использованной литературы с точки зрения полноты освещения в ней избранной темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы.

Основной текст. В этой части излагается содержание темы.

В заключении обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Делая выводы, необходимо учитывать опубликованные в литературе различные точки зрения на изложенную в работе проблему, сопоставить их и отметить, какая из них больше импонирует автору реферата. Во всей работе, особенно во введении и заключении, должно присутствовать личное отношение автора к раскрываемым вопросам. Заключение по объему, как правило, не должно превышать введения.

Составление списка использованной литературы и источников. Сведения об использованных источниках приводятся в соответствии с требованием ГОСТа. Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием и нумеруется. В списке литературы для каждого источника приводятся: фамилии и инициалы автора, полное название, место издания (город), издательство, год издания.

Содержание и оформление приложений. В приложения рекомендуется включать материал, который по разным причинам не приведен в основном тексте работы: заимствованные из литературы или самостоятельно составленные автором реферата таблицы, схемы, графики, словарь терминов, фотографии, ксерокопии, рисунки. Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию реферата. Само приложение нумеруется арабскими цифрами, чтобы на него можно было сослаться в конце соответствующей фразы текста.

2.5 Памятка студенту по решению

практических задач

При решении практической задачи текст задания не приводится. Ответ на задачу должен содержать ссылки на нормативные правовые источники или литературу, на основании которых выработано то или иное решение. Список использованных источников должен включать научную литературу, которые использовал студент в ходе выполнения контрольной работы. Список литературы составляется по значимости использованных источников и в алфавитном порядке.

  1. Памятка студенту по написанию эссе

Как написать хорошее эссе?

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывания — планирования — написания — проверки — совершенствования написанного.

1. Подготовительный этап

1.1. Качество любого эссе (аналитического очерка) зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких, как:

исходный материал, который вы собираетесь использовать (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, ваши собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

- аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в вашем эссе проблемами).

1.2. Конспектирование. При конспектировании вы обращаете внимание на те моменты, которые являются ключевыми. Конспектируя, вы отбираете соответствующий материал и развиваете ваше понимание теоретических положений и/или эмпирических аргументов (т.е. факты какого рода или подтверждают определенное положение, или опровергают его).

Предлагаем вашему вниманию следующий метод конспектирования: разделите ваш блокнот на две колонки. В левой вы делаете конспект того материала, который читаете, а в правой (в то же время или позже) вы осуществляете сравнительный анализ содержания данного конспекта с другими фактами, о которых вы ранее читали, слышали (на лекциях), которые обсуждали на уроках, а также с вашими собственными комментариями и критическими замечаниями по тексту, который вы читаете.

1.3. Что читать? Сколько читать?

Существует некое условное соотношение между качеством и количеством материала для чтения: как вы читаете и как много вы читаете. Это означает, что очень важным моментом является выбор материала для чтения: по каждой конкретной теме вам следует сначала прочитать две или три ключевые статьи или главы книг, в которых, например, даются ясные концептуальные рамки или теоретическая аргументация, и/или в них приводятся всесторонние эмпирические данные (и, насколько это возможно, самые последние данные), и/или рассматривается и оценивается широкий крут литературы по данной теме. Такое стратегическое чтение положит начало формированию некоторых ключевых ориентиров по теме (включая различные интерпретации и обсуждения), которые послужат некоторым фундаментом для направления и развития вашего дальнейшего чтения.

В зависимости от тематики очень важно включить в список для чтения одно или два тематических исследования, имеющих противоположную точку зрения. Эффективное использование тематических материалов и данных помогут вам избежать типичной ошибки, заключающейся в чрезмерном обобщении материала в вашем эссе.

1.4. Подготовка к написанию эссе

Обычно вопросы и задания, ставящиеся перед вами в процессе написания эссе, требуют аналитических ответов, т.е. поиска объяснения: почему что-то происходит (по какой причине) и как это происходит (процессы, механизмы), причем ответ требует не простого описания фактов или обобщения того, что сказано другими. Естественно, факты наряду с имеющимися точками зрения по данной проблеме представляют чрезвычайно важное значение. Тем не менее, все это — лишь часть исходного материала, который используется вами при ответе, но не является ответом на сам поставленный вопрос.

При выборе вами вопроса по какой-либо тематике, прежде чем составлять план вашего ответа, убедитесь в том, что вы внимательно прочитали и правильно поняли его, поскольку он может быть интерпретирован по-разному, а чтобы его осветить существует несколько подходов: следовательно, вам необходимо будет выбрать вариант интерпретации или подхода, которому вы будете следовать, а также иметь возможность обосновать ваш вариант. При этом содержание вопроса может охватывать широкий спектр проблем, требующих привлечения большого объема литературы. В этом случае вы можете принять решение, согласно которому будете освещать и иллюстрировать только определенные аспекты этого вопроса. У вас не возникнет никаких проблем, если вы не будете выходить за рамки очерченного круга, а ваш выбор будет вполне обоснован и вы сможете подкрепить его соответствующими доказательствами.

Исходя из вашего решения о том, как вы будете отвечать на вопрос, вы должны составить план/структуру вашего ответа. Структура письменной работы, как правило, состоит из таких компонентов, как:

- Введение: суть и обоснование выбора данной темы;

Развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала (идеи, модели и данные):

Заключение: обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.

Хорошо проверенный (и для большинства из нас — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что вы предполагаете сделать (и убедиться в том, хорош ли ваш замысел). Такой подход поможет вам следовать точно определенной вами цели в данном исследовании, а не ходить вокруг да около. Эффективное использование подзаголовков — не только обозначение основных пунктов, которые вы хотите осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

2. Написание эссе

2.1. Введение

Должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Очень полезно осветить и то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), а также дать краткие определения ключевых терминов, например: "Под термином отечественная война я подразумеваю следующее..." Однако постарайтесь свести к минимуму число определений (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения).

Если в вашем эссе даются исследования и оценки того, как учеными используются ключевые термины для различного обозначения понятий или придаются им различные значения, тогда вам необходимо отразить эти моменты во введении. Собственные же суждения следует привести в основной части эссе (например, дать это под отдельным подзаголовком).

2.2. Содержание основной части эссе

Данная часть предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание вашего эссе, и это представляет собой главную трудность: именно в этих целях важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование вашей аргументации; именно здесь вы должны обосновывать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую вами аргументацию/анализ.

2.3. Требования к фактическим данным и другим источникам

При написании эссе (или другого типа письменной работы) для того, чтобы оно было выполнено на хорошем уровне, чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения).

Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, убедитесь в том, что они соответствуют необходимому для ваших исследований времени и месту.

При написании эссе порой возникают трудности из-за незнания того, как должным образом использовать литературу, имеющуюся по данной теме. Вы можете избежать этих проблем, помня некоторые правила (отправные пункты): при цитировании (используя чьи-то слова) всегда берите текст в кавычки и давайте точную отсылку к источнику (включая номер страницы). Если вы не будете делать этого, т.е. будете выдавать чужие мысли за свои, то это будет считаться плагиатом (одной из форм обмана); даже в том случае, когда вы передаете текст своими словами (приводите краткое его содержание или перефразируете) не забудьте дать отсылку к источнику. Например: "В этом параграфе/разделе я пользуюсь преимущественно работами Dreze and Sen (1991, Ch. 1)... и т.д." (невыполнение этого требования может также рассматриваться как плагиат).

Не ссылайтесь на работы, которые не читали сами; единственным исключением из этого правила может быть случай, если вы ссылаетесь на автора, цитирующего другого автора, тогда вы можете сказать: «Как пишет Сен» (1983. С. 26, пит. по: Nolan, 1993. С. 104)

2.4. Заключительная часть эссе может включать краткое изложение ваших основных аргументов, но постарайтесь, чтобы оно было очень кратким.

3. Проверка эссе

Огромное значение при написании эссе имеет проверка первой его версии. При написании черновика ваша главная задача заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, сопровождая их иллюстративными материалами или вспомогательными данными и т.д. Написав первый вариант, дать ему день или два отлежаться, а затем вернуться к работе по проверке и улучшению, на "свежую голову".

При проверке, прежде всего, обратите внимание на силу вашей аргументации. Совпадает ли написанное вами эссе с вашими намерениями в области структуры работы и анализа? Связно ли оно и убедительно? Дос­таточно ли использовано данных? соответствующих данных? эффективно ли они использованы? и т.д.

Затем (последний шаг) проверьте стилистику (проверка орфографии, пунктуации и т.д.) и согласо­ванность (содержательность) по заголовкам и подзаго­ловкам, формат.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Самостоятельная работа № 1

по теме «История Древнего мира»

Цель: расширение словарного запаса, формирование умений использовать учебную и энциклопедическую литературу.

Задание. Дать определения понятиям по теме «История древнего мира»:

Античный, Атеизм, Внутренняя политика, Деспотия, Династия, Догматы, Домен, Ересь, Иерарх, Иерархия, Империя, Индульгенция, Ирригация, Канон, Колонизация, Миграция, Полис, Присваивающее хозяйство, Сеньор, Сословия, Традиция, Феод, Феодал, Феодальная раздробленность, Халифат, Цивилизация, Эллинизм, Культура, Буддизм, Конфуцианство, Иудаизм, Зороастризм, Христианство, Полис, Право, Обряд, Обычай, Ритуал, Мировоззрение, Колония, Метрополия, Антисфен, Солон, Сократ, Плутарх, Платон, Аристотель, Ликург, Александр Македонский, Октавиан Август, Цезарь, Юстиниан I, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Фалес Милетский, Архилох, Протагор, Мирон, Аникей, Фидий, Софокл, Эпикур, Зенон, Еврипид

Основные требования к результатам работы:

Оформление работ в соответствии с требованиями.

Объем работы не ограничен.

В работе должны быть раскрыты определения всех понятий.

Форма контроля: Проверка наличия работ у студентов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ»

Цель: расширение и повторение теоретических знаний; формирование умений использовать учебную литературу.

Задание: Составить кроссворд на тему «Древняя Русь»

Методические рекомендации

Общие требования при составлении кроссвордов:

1. Не допускается наличие незаполненных клеток в сетке кроссворда.

2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересе­чения.

3. Загаданные слова должны быть именами существи­тельными в именительном падеже единственного числа.

4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

6. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокраще­ния (санчасть и др.).

7. Не рекомендуется большое количество двухбуквен­ных слов.

8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, жела­тельно отпечатаны.

9. Ответы на кроссворд публикуются отдельно.

Основные требования к результатам работы:

  1. Допускается выполнение кроссворда от руки на от­дельном листе А4 или в электронном виде, выпол­ненный в текстовом редакторе Word. В кроссворде обязательно:

•  наличие сетки;

•  наличие нумерации;

•  наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду;

•  наглядное оформление и расположение кроссворда на странице.

  1. В кроссворде должны быть указаны основные моменты следующих тем:

правление Рюрика

правление Игоря

правление Ольги

правление Святослава

правление Владимира Святого

правление Ярослава Мудрого

правление Владимира Мономаха

Форма контроля: проверка наличия кроссвордов.

Самостоятельная работа №3

по теме «История стран Азии и Африки в средние века»

Цель: расширение словарного запаса, формирование умений использовать учебную и энциклопедическую литературу.

Задание. Дать определения понятиям по теме «История стран Азии и Африки в средние века»:

Аббас Великий, Акбар, Али, Ардашир, Бабур, Бичурин, Правление Надир-шаха и Керим-хана, Вишну, Кастовая система, Гарун аль-Рашид, Ибн Хальдун, Казембек, Керим-хан, Конрад Н.И., Мани, Империя Гуптов в Индии, Мехмед II, Мухаммед, Надир-шах, Омар Хайям, Осман, Саади, Шива, Буддизм, Военно-ленная система, Даосизм, Зороастризм, Индуизм, Ислам, Конфуцианство, Медресе, Надельная система, Община, Самурайство, Сегунат, Синтоизм, Суфизм, Халифат, Чань-буддизм, Шиизм, Экзотизм, Держава Сасанидов в Иране, Возникновение ислама, Дамасский халифат, Багдадский халифат, Держава Сефевидов в Иране, Государство турок-сельджуков, Османская держава, Взятие Константинополя, Империи Тан, Сун, Мин и Юань в Китае, Переворот Тайка в Японии, Система японских сегунатов, Держава Харши в Индии, Империя Великих Моголов, Тадж-Махал, Хидэёси, Харша, Фирдоуси, Янычары, Рашид ад-Дин

Основные требования к результатам работы:

Оформление работ в соответствии с требованиями.

Объем работы не ограничен.

В работе должны быть раскрыты определения всех понятий.

Форма контроля: Проверка наличия работ у студентов.

Самостоятельная работа № 4

по теме «История России с древнейших времен до конца XVII века»

Цель: формирование умений использовать учебную и энциклопедическую литературу при изучении темы, развитие познавательных способностей.

Задание. Написать реферат и подготовить сообщение к уроку по теме «История России с древнейших времен до конца ХVII в»

Основные требования к результатам работы:

Объем работы 4-6 страниц печатного текста.

Выбор темы контрольной работы производится в зависимости от первой буквы фамилии студента. Из предложенных на данную букву тем следует выбрать одну.

A, Д, Х, Ф - 4, 9, 17, 28, 36, 44

Б, Е, Ц, С - 1, 8, 20, 29, 37, 45

B, Ж, Ч, У -2, 6, 22, 30, 38, 46

Г, З, Ш, Т – 3, 10,13, 18, 31, 39, 47

И, Н, Э - 5, 19, 26, 32, 40

К, О, Ю- 7, 21,27, 33, 41

Л, П, Я - 11, 15, 23, 25, 34, 42

М,Р,Щ- 12,14,16,24, 35, 43

Рекомендуемый список тем для написания рефератов:

1. Происхождение и ранняя история восточного славянства.

2. Образование древнерусского государства.

3. Древняя Русь Х-начала ХII вв.

4. Принятия христианства и начало становления российской православной цивилизации.

5. Государственная раздробленность Древней Руси.

6. Культура Древней Руси.

7. Борьба народов Руси за независимость в XIII в.

8. Объединение русских земель и образование Московского государства.

9. Русская культура середины XIII-ХV вв.

10. Социально-экономическое развитие России в первой половине ХVI в.

11. Социально-политическое развитие России в ХVI в.

12. Закрепощение крестьян в России

13. Русская культура в конце XV-XVI вв.

14. Социально-политическое развитие России в начале ХVII в.

15. Социально-экономическое развитие России в ХVII в.

16. Социально-политическое развитие России в ХVII в.

17. Внешняя политика России в ХVII в.

18. Русская культура в ХVII в.

19. Религиозные верования славян.

20. Владимир – Ясное Солнышко – государственный деятель и русский святой.

21. Жизнь и житие Бориса и Глеба.

22. Жизнь и житие Ярослава Мудрого.

23. Жизнь и житие Александра Невского.

24. Ливонский рыцарский орден.

25. Чингисхан.

26. Евпатий Коловрат. Разорение Рязани.

27. Владимир Мономах.

28. Славянские Апостолы Кирилл и Мефодий.

29. Русское ремесленное искусство Х – ХШ вв.

30. Жизнь и жития Сергия Радонежского.

31. Творчество Андрея Рублева. Искусство русской иконописи.

32. Особенности русской архитектуры Х –ХШ вв.

33. Жизнь и жития князя Дмитрия Донского.

34. Творчество Феофана Грека. Византийские традиции в русской иконописи.

35. Творчество Дионисия Великого.

36. Иван Федоров и книгопечатание на Руси.

37. Подвижничество юродивых на Руси.

38. Андрей Дубенской. Основание Красноярска.

39. Коренное население Сибири до прихода русских.

40. Ерофей Хабаров. Освоение Дальнего Востока.

41. Гражданин Минин и князь Пожарский подвиг ради Отечества.

42. Иван Сусанин. Подвиг гражданина.

43. Движение раскольников на Руси.

44. Степан Разин.

45. Быт и нравы русской деревни XVII в.

46. Александр Суворов. Его яркие победы.

47. Адмирал Ушаков – пример воинской доблести.

Форма контроля: Проверка наличия работ и опрос студентов на занятии.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5

ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА ХХ ВЕКА»

Цель: формирование умений использовать учебную и энциклопедическую литературу при изучении темы, развитие познавательных способностей.

Задание 1. Написать реферат и подготовить сообщение к уроку по теме «История России с древнейший времен до конца ХХ века».

Задание 2. Решить предложенную задачу.

Методические рекомендации: Выбор темы контрольной работы производится в зависимости от первой буквы фамилии студента. Из предложенных на данную букву тем следует выбрать одну. При написании реферата руководствуйтесь примерным планом.

A, Д, Х, Ф - 4, 9, 17

Б, Е, Ц, С - 1, 8, 20

B, Ж, Ч, У -2, 6

Г, З, Ш, Т – 3, 10, 13

И, Н, Э - 5, 19

К, О, Ю- 7, 18

Л, П, Я - 11, 15,

М,Р,Щ- 12,14,16

Вариант 1

  1. Правовое положение церкви в XV- XVI вв.

Примерный план:

1. Церковная юрисдикция.

2. Сфера церковного права. Брачно-семейное право.

3. Уголовно-правовая юрисдикция церкви.

2. Задача

Окольничий Семен Никитич Салтыков владел родовой вотчиной сельцом Настасьиным в московском уезде и купленной вотчиной сельцом Труфановым в Костромском уезде. В духовной грамоте он завещал по смерти своей раздать эти вотчины в равных долях сыну от первой жены Павлу, третьей жене Фетинье и ее сыну Афанасию.

Используя текст Соборного уложения 1649 г., ответьте на вопрос: правильно ли составлено завещание?

Вариант 2

1.Влияние византийского законодательства на становление права в Древней Руси.

Примерный план:

1. Особенности Византийского законодательства

2. Развитие права в Древней Руси

3. Влияние византийского законодательства на становление права в Древней Руси.

2. Задача

Два солдата поменялись друг с другом шинелями. При этом один доплатил другому определенную сумму денег. Какие артикулы регламентировали подобные взаимоотношения?

Вариант 3

Русская Правда в оценке В.О. Ключевского.

Примерный план:

1. Русская правда как источник права

2. Структура и основные положения Русской правды

3. В.О.Ключевский о Русской правде

2. Задача

Стряпчий Михайло Третьяк Никифоров сын Пушечников владел родовой вотчиной сельцом Хилковым в Пусторжевском уезде. Он имел двух сыновей от жены Соломониды: старшего - Петра, который родился за два месяца до венчания и младшего - Ивана, родившегося на три года позже. В своей духовной грамоте Михайло Пушечников завещал вотчину сыну Ивану. Но после смерти отца, Петр потребовал выделить ему жеребей из этой вотчины. Используя текст Соборного уложения 1649 г., ответьте на вопрос: обоснованы ли требования Петра?

Вариант 4

Преступления и наказание по Соборному уложению 1649 г.

Примерный план:

1. Субъекты преступления.

2. Объекты и система преступлений по Уложению 1649г.

3. Система и виды наказаний по Уложению 1649г.

2. Задача

По дороге в Астрахань ярославский купеческий караван был разграблен татарами. Купец вернулся в Ярославль без денег и без товара. Вскоре "кредиторы" неудачника потребовали вернуть долг, о чем заявили в суд. Каким будет решение суда в этом деле? (По Судебнику 1497 г.)

Вариант 5

Соборное Уложение 1649 года

Примерный план:

1. Разработка, принятие, структура Соборного уложения.

2. Правовое положение крестьян и посадского населения. Ликвидация “белых слобод”.
3. Понятие преступления. Виды преступлений и наказаний.

2. Задача

Княжеский дружинник Ратибор в ответ на тяжкое оскорбление действием ударил своего обидчика мечом. Используя текст Пространной редакции Русской Правды, ответьте на вопрос: какое наказание назначит Ратибору судья?

Вариант 6

Суд и процесс в первой четверти XVIII века.

Примерный план:

1. Судебная система и принципы организации суда

2. Судебный процесс. Стадии.

3. Судебные доказательства. Приговор.

2. Задача

Жилец московский Иван Антонов сын Еникеев владел родовой вотчиной - деревней Фатеевой в Волоколамском уезде. В духовной грамоте он завещал треть вотчины своему сыну Фоме от второй жены, треть - сыну Ивану Большому от третьей жены и треть - сыну Ивану Меньшому от четвертой жены. Используя текст Соборного уложения 1649 г., ответьте на вопрос: будет ли завещание признано действительным?

Вариант 7

Высшие органы власти во второй половине XVIII века.

Примерный план:

1. Сенат и Верховный Тайный совет.

2. Кабинет министров.

3. Императорский Совет, Совет при дворе и Государственный Совет.

2. Задача

Купец заказал писцу несколько рукописных книг. Заказ был выполнен, но вскоре к купцу пришли с обыском государевы люди и конфисковали рукописи, объяснив свои действия решением Собора 1551 г. Какой закон нарушил купец?

Вариант 8

Полицейские реформы XVIII века

Примерный план:

1. Создание полиции.

2. Полицейское управление. Места заключения.

3. Устав благочиния.

2. Задача

Греческий купец приехал в Москву с рабом - русским по происхождению. Раб в Москве сбежал, купец подал иск в суд. Какое решение принял суд? (По Судебнику 1550 г.)

Вариант 9

Кодификация права в первой половине XIX века.

Примерный план:

1. М.М.Сперанский - как талантливый законодатель

2. Подготовка Свода законов.

3. Полное собрание законов.

2. Задача

По донесению боярского холопа выходило, что его хозяин (известный воевода) вошел в сговор с "литовскими" властями и пропускал "литовских" купцов в Россию без оформления "проезжих грамот". Эти сведения подтвердились. Выяснилось также, что о "деяниях" воеводы знала его супруга и старшие сыновья, а приказчики воеводы даже готовили заговор против царя. Реконструируйте процесс следствия и суда по этому делу по Соборному Уложению 1649 г.

Вариант 10

Судебная реформа 1864 г.

Примерный план:

1. Подготовка и характеристика реформы.

2. Две судебные системы и новые принципы суда.

3. Мировые суды. Присяжные заседатели. Судебные палаты

2. Задача

Турецкий посредник предложил Посольскому приказу выкупить пленных русских: стрельца за 7 рублей, казака за три рубля, двух посадских людей по двадцать рублей и двух крестьян по пятнадцать рублей. Молодой подъячий приказа посчитал это предложение выгодным, но более опытный дьяк решил согласовать вопрос с другим приказом. С каким приказом решил согласовать действия дьяк и почему?

Прокомментируйте статьи Соборного Уложения и ответьте также на вопрос: из каких денег выкупались пленные - из государственной казны или на средства родственников пленного?

Вариант 11

Буржуазное право России (конец XIX - начало XX в.)

Примерный план:

1. Гражданское право: вещное, обязательственное, наследственное, семейное, авторское, промышленное

2. Уголовное право.

3. Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право.

2. Задача

Вдова (с двумя малолетними детьми) приютила у себя в доме беглого холопа, выходила его. Вскоре вдова и беглец поженились, обзавелись еще двумя детьми и даже разбогатели. Спустя 10 лет (совершенно случайно) холоп был опознан и его хозяин приехал забирать себе свое имущество: холопа, его жену, четырех детей, все движимое и недвижимое имущество. Но старший сын (пасынок) заступился за отчима, заявив, что сам знает законы и по "указным летам" царя Михаила Федоровича записано, что отчим бежал из плена, а потому он свободен. Во время спора завязалась драка, в ходе которой старший сын получил увечья. Вскоре состоялся суд, на котором сын заявил, что является "государевым человеком", (стрельцом) и требует возмещения нанесенного ему вреда. Каким будет решение суда?

Вариант 12

Уголовное право и процесс в конце XIX - начале XX века.

Примерный план:

1. Понятие и система преступлений.

2. Элементы состава преступления.

3. Система наказаний.

2. Задача

Молодой человек поступил на службу стрельцом. За это ему было пожаловано в Московском уезде 50 четвертей земли. Вскоре его повысили в должности, пожаловав служить "по прибору" в городе. Став дворянином, он получил еще 70 четвертей земли. За активное участие и доблесть в подавлении восстания Степана Разина он был пожалован чином Московского дворянина и должностью стольника. За это ему полагалось еще 100 четвертей земли. Затем "наш стрелец" стал думным дьяком, присовокупив еще 150 четвертей земли. Уже в старости "за многолетнюю службу" ему было пожаловано боярство и 200 четвертей земли. В различных уездах страны у этого боярина оказалось 570 четвертей, из них 250 в Подмосковье. И тогда задумал боярин объединить свои наделы в один земельный клин. Выбрал он для этого Московский уезд, заключил меновые грамоты и прибыл с ними в Поместный приказ, но ему зарегистрировали только 200 четвертей. Проанализируйте и прокомментируйте данную ситуацию.

Вариант 13

Правовые основы дуалистической монархии в России (начало XX в.)

Примерный план:

1. Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа и 11 декабря 1905 г. (отличие законов).

2. Состав, устройство, компетенция Государственной Думы по закону от 20 февраля 1906 г.

3. Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.: общая характеристика. Реформа Государственного совета.

2. Задача

В поместье сына боярского дворового Никиты Томилова сына Чиркина крестьянин Осташко Пятаков прожил шесть лет. Ввиду того, что его двор находился в 15 верстах от ближайшего леса, Осташко решил перейти в другую волость в вотчину боярина князя Петра Ивановича Воротынского, где лес был поближе. Используя текст Судебника 1550 г., ответьте на вопрос: каков размер пожилого, который Осташка должен уплатить помещику Чиркину?


Вариант 14

Изменения в государственном аппарате страны в годы Первой мировой войны.

Примерный план:

1. Основные изменения в государственном аппарате

2. 4 Государственная дума и ее решения

3. Причины неудач кадровых перестановок

2. Задача

Крестьянин Игнатко Анкудинов был уличен в краже гуся. На суде выяснилось, что преступление было совершено им впервые. Игнатко раскаялся в содеянном и полностью возместил предъявленный к нему иск.

Используя текст Судебника 1550 г., ответьте на вопрос: какие еще меры должен применить судья по отношению к Игнатке?

Вариант 15

Октябрьский переворот 1917 г. и II Всероссийский съезд Советов.

Примерный план:

1. Октябрьский переворот 1917 г.

2. Организационные решения II Всероссийского Съезда.

3. Декреты о мире и о земле.

2. Задача

Вотчинник Иван Костянтинов сын Голенищев-Кутузов продал доставшуюся ему от отца вотчину боярину Морозову. Свидетелями при оформлении сделки купли-продажи выступали братья Ивана - Михайло и Никифор Костянтиновичи. Через 25 лет к дочери боярина Морозова одновременно обратились внук Ивана Костянтинича - Петр и его дядя Тимофей Никифорович Голенищев-Кутузов. Используя текст Судебника 1550 г., ответьте на вопрос: кто из Голенищевых_Кутузовых обладает правом родового выкупа?

Вариант 16

Конституция РСФСР 1918 г

Примерный план:

1. Конституция РСФСР 1918 г.: основные правовые принципы.

2. Высшие и местные органы власти и управления.

3. Права и свободы граждан.

2. Задача

Военный суд рассматривал ссору двух прапорщиков (один нанес другому ножевое ранение). Во время суда выяснилось, что потерпевший дружил с поручиком (членом суда), а обвиняемый в нанесении ранения - родственник адъютанта. Используя текст Военного артикула Петра 1 ответьте на вопрос., кто из членов суда должен был обнаружить этот факт и каковы были его предложении суду?

Вариант 17

Национально-государственное строительство в 1918-1924 гг.

Примерный план:

1. Принципы национальной политики большевиков.

2. Образование первых советских республик.

3. Национально-государственное строительство в РСФСР с 1918 по 1922 г.

2. Задача

Переяславец Мирослав был ложно обвинен соседом в краже свиньи. Используя текст Пространной редакции Русской Правды, ответьте на вопрос: каким образом Мирослав может оправдаться на суде?

Вариант 18

Развитие Советского права в 1930-1941 гг.

Примерный план:

1. Конституция СССР 1936 г.: общая характеристика.

2. Изменения в судебной системе. Закон о судоустройстве 1938 г.

3. Общая характеристика развития права в 1930-1941 гг.

2. Задача

Около села Полоницы княжескими дружинниками был обнаружен труп неизвестного мужчины, личность которого установить так и не удалось. Используя текст Пространной редакции Русской Правды, ответьте на вопрос: какие санкции будут применены к сельской общине Полониц?

Вариант 19

Советское уголовное право в годы Великой Отечественной войны.

Примерный план:

1. Причины изменения в уголовном праве в годы Великой Отечественной войны

2. Основные изменения в уголовном праве в годы Великой Отечественной войны

3. Последствия изменений в уголовном праве для развития СССР в 1950-1970 гг.

2. Задача

Два дружинника повздорили. Первый ударил второго мечом плашмя. Второй дружинник не смог стерпеть обиды, выхватил меч и нанес зачинщику драки ответный удар. Используя текст Русской Правды, ответьте на вопрос: Какое решение примет суд: Если в результате драки никто серьезно не пострадал; Eсли увечье получил первый дружинник; Если увечье получили оба дружинника.

Вариант 20

1.Конституция СССР 1977 г.

Примерный план:

1. Причины принятия Конституции СССР 1977 г.

2. Общая характеристика и основные положения Конституции

3. Конституция 1977 г. как признак кризиса системы социализма

2. Задача

В 1497 году житель псковского пригорода Игнат распахал заброшенный участок. В 1507 году выяснилось, что земля уже имела хозяина, который все это время находился в Новгороде. В чью пользу будет судебное решение и почему?

Основные требования к результатам работы:

Объем реферата 6-8 страниц печатного текста.

Решение задачи должно содержать ссылку на используемые документы.

Форма контроля: Проверка наличия работ у студента.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6 ПО ТЕМЕ «ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ»

Цель: углубление и расширение знаний по теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу, формирование коммуникативной компетенции.

Задание: Подготовка сообщения по теме «Эпоха дворцовых переворотов».

Основные требования к результатам работы:

Устный доклад на 5-7 минут, в сообщении должны быть освещены внутренняя и внешняя политика императора

Список тем на выбор:

правление Екатерины I

правление Петра II

правление Анны Иоанновны

правление Ивана VI

правление Елизаветы Петровны

Правление Петра III

Форма контроля: Проверка наличия сообщений у каждого студента и устный опрос.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7 ПО ТЕМЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА»

Цель: углубление и расширение вводных знаний; формирование умений использовать специальную литературу; развитие познавательных способностей: самостоятельности, ответственности.

Задание: Написать эссе на тему «Почему война 1812 года называется отечественная, а не русско-французская?».

Основные требования к результатам работы:

Произвольный объем работы.

В эссе должны быть освещены следующие моменты: главнокомандующие и основные этапы Отечественной войны 1812 года.

Форма контроля: Проверка наличия эссе у каждого студента.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 8 ПО ТЕМЕ «СТРАНЫ ВОСТОКА В НОВОЕ ВРЕМЯ»

Цель: углубление и расширение знаний по теме; фор­мирование умений использовать специальную и допол­нительную литературу; развитие коммуникативной компетенции.

Задание: Подготовиться к семинару по теме «Страны Востока в новое время» по предложенному плану.

Основные требования к результатам работы:

Приготовить устный доклад на 5-7 минут. Быть готовыми к обсуждению следующих тем.

Тема №1. Мэйдзи Исин – основа японского рывка.

Культурно-политические процессы в токугавской Японии.

Социально-экономическая ситуация первой половины XIX в

Внешняя политика середины XIX в. Договоры 50-60 гг.

Суть реформ и их значение

Тема №2. Английское воздействие на Индию.

Методы эксплуатации Индии в конце ХУШ - первой половине XIX вв.

Цивилиэационное воздействие и его формы.

Борьба индийского общества против английского колониализма.

Ликвидация Ост-Индской компании и реформы рубежа 50-60-х гг. XIX в.

Тема №3. Сравнительный анализ революций в Китае, Иране и Турции в начале XX века.

Причины и предпосылки.

Движущие силы и особенности.

Роль внешнеполитического фактора.

Последствия, результаты, значение.

Форма контроля: Проверка наличия сообщений у каждого студента и выступление по теме семинара.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 9

ПО ТЕМЕ «РОССИЯ И МИР В ХХ ВЕКЕ»

Цель: расширение словарного запаса; формирование умений использовать учебную и энциклопедическую литературу.

Задание: Дать определения понятиям по теме «Россия и мир в ХХ веке»:

Доктрина Монро, Дипломатия доллара, Политика большой дубинки, Доктрина открытых дверей, Фашодский кризис, Марокканские кризисы, Боснийский кризис, Дипломатическая Цусима, Прыжок «Пантеры», Агадирский кризис, Триполитанская (Ливийская война), Антанта, Тройственный союз, «Панама», Сараевское убийство, Система Тэйлора, Популизм, Дело Таффской долины, Фабианство, Маккрейкеры, Буланжизм, Дрейфусиад, Аксьон Франсез, Ирредентизм, Анархо-синдикализм, Движение «фаши», Союз трех императоров, Берлинский конгресс, Бернштейнианство, Договор перестраховки, Империализм, Картель, Синдикат, Трест, Социальный реформизм, Социальный либерализм, Анархизм, «Военная тревога», «14 пунктов» Вильсона, Пангерманский союз, «Rerum novarum», Гомруль, План Шлиффена, «Работа по правилам» («итальянская забастовка»), Парижская Коммуна, Чудо на Марне, Торийская демократия, Компьенское перемирие, Казус Мильерана, Казус Биссолатти, Ютландское морское сражение, Верденская мясорубка.

Основные требования к результатам работы:

Оформление работ в соответствии с требованиями.

Объем работы не ограничен.

В работе должны быть раскрыты определения всех понятий.

Форма контроля: Проверка наличия работ у студентов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 10

ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ В ХХ ВЕКЕ»

Цель: углубление и расширение знаний по теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу; развитие коммуникативной компетенции.

Задание: Подготовиться к семинару по теме «История России в XX веке».

Основные требования к результатам работы:

Приготовить устный доклад на 5-7 минут. Быть готовыми к обсуждению следующих тем.

Тема №1. Тоталитарный режим в годы Великой Отечественной войны

Идеология и пропаганда: корректировка приоритетов на разных этапах войны.

Коммунистическая партия и ее роль:

а) на фронте (политруки, комиссары, замполиты и т.д.);

б) в тылу (партийные комитеты, парторги ЦК и т.д.).

3. Репрессии в годы войны:

а) ГУЛАГ;

б) репрессированные народы;

в) деятельность карательных органов.

Централизованное управление экономикой.

Роль тоталитарного режима в победе в войне.

Тема №2. СССР в период «оттепели" (1953-1964гг.)

Изменения в структурах власти (партия, Советы, репрессивный аппарат).

Национально-государственное строительство.

Социально-политические права граждан.

Идейно-теоретические основы преобразований.

Тема №3. Диссидентское движение в СССР

1. Ценностные ориентиры и формы деятельности: этапы эволюции.

2. А.Д.Сахаров как идеолог диссидентства.

3. Инакомыслие А.И. Солженицына.

4. Политические репрессии в период "застоя".

Форма контроля: Проверка наличия сообщений у каждого студента и выступление по теме семинара.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 11

ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ В ХХ ВЕКЕ»

Цель: углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать специальную литературу; развитие познавательных способностей, самостоятельности, ответственности.

Задание: Написать реферат и подготовить защиту выступления на тему: «История России в ХХ веке».

Основные требования к результатам работы:

Объем работы 8-10 страниц печатного текста.

Две страницы рукописного текста для устного сообщения.

Выбор темы контрольной работы производится в зависимости от первой буквы фамилии студента. Из предложенных на данную букву тем следует выбрать одну.

A, Д, Х, Ф - 4, 9, 17

Б, Е, Ц, С - 1, 8, 20

B, Ж, Ч, У -2, 6, 22

Г, З, Ш, Т – 3, 10,13, 18

И, Н, Э - 5, 19, 26

К, О, Ю- 7, 21,27

Л, П, Я - 11, 15, 23, 25,

М,Р,Щ- 12,14,16,24

1. Временный комитет Государственной Думы и его роль в Февральских событиях 1917 г.

2. Всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов (конец марта-начало апреля 1917 г.)

3. Московское Государственное совещание.

4. Демократическое совещание.

5. А.Ф. Керенский - политический портрет

6. Причины и суть июльского кризиса власти 1917 г.

7. Установление власти большевиков в Прикамье,

8. Выборы, созыв и разгон Учредительного собрали;:,

9. Антибольшевистское движение весной 1918г.

10. «Демократическая контрреволюция»: причины, суть, значение.

11. Движение Н.Махно.

12. Позиция крестьянства в годы гражданской войны.

13. Ижевско-Воткинское восстание

14. Национально-государственное строительство в годы гражданской войны.

15. Голод 1921г. и репрессии против церкви.

16. Военная реформа 1925 г.

17. Н. Бухарин и Е. Преображенский: подходы к вопросу об источниках накоплений и темпах индустриализации.

18. Борьба двух школ в планировании (вторая половина 20-х гг.)

19. Политические процессы начата 1930-х гг. («Промпартии», «Трудовой крестьянской партии» и др)

20. Голод 1932-1933 гг.: причины, ход, последствия.

21. "Большой террор": причины, масштабы, последствия.

22. Брестский мир и его значение.

23. Внешнеполитическая деятельность советского государства в годы гражданской войны.

24. Гаагская конференция.

25. Идея коллективной безопасности и попытки ее реализации.

26. А.В. Чаянов о кооперировании трудового крестьянства.

27. Л.Д. Троцкий как организатор и руководитель Красной Армии.

Форма контроля: проверка наличия рефератов; защита рефератов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 12 ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ В ХХ ВЕКЕ»

Цель: углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать специальную литературу; развитие познавательных способностей: самостоятельности, ответственности.

Задание: Написать реферат и подготовить защиту на тему: «История России в ХХ веке».

Основные требования к результатам работы:

объем работы 8-10 страниц печатного текста

две страницы рукописного текста для устного сообщения.

Выбор темы контрольной работы производится в зависимости от первой буквы фамилии студента. Из предложенных на данную букву тем следует выбрать одну:

А, Д, Х, Ф-4, 9, 17, 28

Б, К, Ц, С-1, 8, 20, 29

В, Ж, Ч, У - 2, 6, 22, 30

Г, 3, Ш, Т-3, 10, 13, 18, 31

И, Н, Э-5, 19, 26, 33

К, О, Ю-7, 21,27, 32

Л, П, Я-11, 15, 23, 25

М, Р, Щ-12, 14, 16, 24

Советско-финляндская война.

Присоединение республик Прибалтики к СССР.

Соотношение сил СССР и Германии накануне войны.

Смоленская оборонительная операция 1941 г.

Трагедия 2-й Ударной армии.

Бои за Ржевско-Вяземский выступ (1942-1943 гг.)

Поставки по ленд-лизу и их значение.

Партизанское движение.

Коллаборационизм в годы войны.

Судьба советских военнопленных.

Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции и их решения.

ГУЛАГ в годы войны.

Зарождение инакомыслия в послевоенные годы.

Создание ядерного оружия в СССР.

Л.П. Берия - политический портрет.

«Курс Г.М. Маленкова».

Освоение целины: причины, ход, итоги.

«Шестидесятничество».

Реформа управления промышленность и строительством Н.С. Хрущева.

Карибский кризис.

Экономическая реформа 1965 г.

Конституция СССР 1977 г.

Ю.В. Андропов - политический портрет.

А.Д. Сахаров - политический портрет.

Номенклатура как социальный слой.

Кампания по борьбе с пьянством и ее итоги.

Съезды народных депутатов СССР.

Программа «500 дней».

Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и ею значение.

Война в Афганистане.

Конституционный кризис 1993 г. и принятие новой Конституции Российской Федерации.

«Пермский треугольник».

«Пражская весна».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 13 ПО ТЕМЕ «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Цель: углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать дополнительную и справочную литературу; развитие самостоятельности.

Задание: Подготовить опорный конспект по теме «Советский Союз в годы второй мировой и Великой Отечественной войн».

Основные требования к результатам работы:

Конспект объемом 3-4 страницы рукописного текста.

Форма контроля: проверка наличия опорных конспектов, опрос студентов.

Перечень примерных тем:

1. Положение в мире накануне второй мировой войны. Нападение Гитлера на Польшу - начало второй мировой войны, ее характер. Захват Германией стран Западной Европы; капитуляция Франции.

  1. Советско-германский пакт о ненападении. В.М. Молотов и И. Риббентроп. Внешняя политика СССР после подписания договора с Германией. Введение частей Красной Армии в западные области Украины и Белоруссии, возвращение Бессарабии (захваченной Румынией в 1918 г.), присоединение стран Прибалтики. Война с Финляндией.

    Нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны, ее периодизация. Замыслы и цели плана "Барбаросса". Причины поражений Красной Армии в начальный период войны.

    Экономика СССР в годы войны. Перестройка страны на военный лад: централизация управления, проведение мобилизации в армию, эвакуация грузов и людей в восточные районы, перестройка народного хозяйства на нужды войны. Создание ГКО, Ставки ВГК. Директива СНК и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. для прифронтовых областей.

    Героическая оборона Ленинграда. Оборона Москвы. Значение разгрома немецких войск под Москвой. Крах планов молниеносной войны.

    Создание антигитлеровской коалиции. Помощь США Советскому Союзу по ленд-лизу. Движение Сопротивления в оккупированных странах Европы.

    Народы СССР в условиях войны: общественное сознание, единство фронта и тыла, партизанское движение. Тоталитарно-бюрократический режим в условиях войны. Репрессии против целых народов. Деятельность НКВД. Неудачные наступательные операции Красной Армии весной 1942 года. Оборона Сталинграда. Переход Красной Армии в контрнаступление. Коренной перелом в ходе войны. Победа под Сталинградом и на Курской дуге.

    Развал блока фашистских государств. Значение Тегеранской конференции глав СССР, США и Великобритании. Причины роспуска Коминтерна.

    Поворот Сталина к примирению с церковью. Освобождение временно оккупированных территорий. Восстановление экономики.

    Победоносное завершение Великой Отечественной войны. Ялтинская (Крымская) и Потсдамская конференции глав трех держав. Послевоенная судьба Германии. Вступление СССР в войну против Японии и ее капитуляция. Окончание второй мировой войны.

    Решающий вклад советского народа в разгром фашизма во второй мировой войне. Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны: Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, H.Ф. Ватутин, А.И. Еременко, В.И. Чуйков и др.

    Цена Победы. Итоги и уроки Великой Отечественной и второй мировой войн.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 14 ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

Цель: углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать дополнительную и справочную литературу; развитие самостоятельности.

Задание: Написать монографию по теме «История России начала ХХ века».

Содержание задания: чтение дополнительной и справочной литературы.

Основные требования к результатам работы:

объем работы 10-12 страниц рукописного текста.

Выбор темы контрольной работы производится в зависимости от первой буквы

фамилии студента. Из предложенных на данную букву тем следует выбрать одну.

A, Д, Х, Ф - 4, 9, 17, 28, 36, 44, 52, 60

Б, Е, Ц, С - 1, 8, 20, 29, 37, 45, 53, 61

B, Ж, Ч, У -2, 6, 22, 30, 38, 46, 54, 62

Г, З, Ш, Т – 3, 10,13, 18, 31, 39, 47, 55

И, Н, Э - 5, 19, 26, 32, 40, 48, 56

К, О, Ю- 7, 21,27, 33, 41, 49, 57

Л, П, Я - 11, 15, 23, 25, 34, 42, 50, 58

М,Р,Щ- 12,14,16,24, 35, 43, 51, 59

Форма контроля: проверка наличия монографии.

Список монографий:

Аврех А.Я. Столыпин и Третья Дума. М , 1968.

Аврех А.Я. Царизм и третье июньская система. М, 1966.

АврехА.Я. Царизм и IV Дума. (1912-1914) М, 1981

Аврех АЛ. Царизм накануне свержения. М., 1989

Аврех А.Я. Распад третьенюньской системы. М, 1984.

Аврех А.Я. Петр Столыпин и судьбы реформ в России. М, 1991.

Ананьич Б.В. Банкирские дома в России, 1860-1914 гг. Очерки история частного предпринимательства. Л., 1991.

Ананьич Б.В. Россия и международный капитал. 1897-1У14 Очерки истории финансовых отношений. Л., 1470.

Бестужев И.В Борьба в России по вопросам внешней политики, 1906-1910. М , 1961.

Боханов А.Н. Крупная буржуазия России. Конец XIX в. - 1914 г. М, 1992.

Боханов А.Н. Император Николай П. М., 1998

Вишневски Э. Либеральная оппозиция в России накануне первой мировой войны. М, 1994.

Гаврилов Б.И. В борьбе за свободу: восстание на броненосце «Потемкин». М., 1987.

Галили 3. Лидеры меньшевиков в русской революции. Социальные реалии и
политическая стратегия. М., 1993.

Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие п 1905 г Реформы и революция СПб..

Ганелин Р.Ш. Россия и США. Очерки истории русско-американских отношений. 1914-1917. Л„ 1969.

Городницкий Р.А. Боевая организация партии социалистов-революционеров в
1901-1911 гг. М, 1998.

Давидович A.M. Самодержавие в эпоху империализма. Классовая сущность и
эволюция абсолютизма в России. М, 1975.

Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917). Механизм функционирования. М., 1996.

Дьяков В.А. Славянский вопрос в общественной жизни дореволюционной России. М, 1993.

Дякин B.C. Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны. Л., 1967.

Дякин B.C. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. Л., 1978.

Дякин В.С, Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг. Разложение третьеиюньской системы. Л., 1988.

Емец В.А. Очерки внешней политики России в период первой мировой войны М, 1977.

Ерофеев Н. Д. Народные социалисты в первой русской революции. М, 1979.

Зырянов П.Н. Крестьянская община Европейской России, 1907-1914. М, 1992.

Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., I 9S4

Игнатьев А.В. С.Ю.Витте-дипломат. М., 1989

Игнатьев И.А. Внешняя политика России в 1905-1907 гг. М, 1986.

КавторинВ.В. Первый шаг к катастрофе. Л., 1992.

Карпачев СП. Масонская интеллигенция России конца XIX - начала XX вв. М., 1998.

Китанина Т.М Война, хлеб и революция; продовольственный вопрос в России, 1914-октябрь 1917 г. М., 1985.

Козбаненко В.Л. Партийные фракции в I и II Государственных Думах России, 1906 - 1907. М., 1996.

Колесниченко Д.А. Трудовики в период первой российской революции. М, 1985.

Королева Н.Г. Первая российская революция и царизм: Совет министров России в 1905-1907 гг. М, 1982.

Кривошеин К.А. Александр Васильевич Кривошеий Судьба российского реформатора. М., 1993.

Ксенофонтов И.Н. Георгий Гапон: вымысел и правда. М., 1996.

Леонов М.И. Партия социалистов-революционеров в 1905-1907 гг М., 1997.

Павлов Д.Б., Петров С.А. Русская разведка и контрразведка в войне 1904-1905 гг. М., 1993.

Писарев IO.A. Тайны первой мировой войны; Россия и Сербия в 1914-1915 гг. М, 1976

Полвинен Т. Держава и окраина: Н.И.Бобриков - генерал-губернатор Финляндии, 1898-1904 СПб., 1997.

Поликарпов В.Д. Военная контрреволюция в России, 1905-1917. М., 1990.

Розенталь И.С. Провокатор: Роман Малиновский. Судьба и время. М, 1996.

Ростунов И.И. Русский фронт первой мировой войны. М., 1976.

Сидельников С.М. Образование и деятельность первой Государственной Думы. М. 1962.

Старцев В. И. Русская буржуазия и самодержавие в 1905-1917 гг. М., 1977.

Степанов С.А. Черная сотня в России (1905-5914 гг.) М.. 1992.

Степанов С.А. Загадки убийства Столыпина. М., 1995.

Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в 1902-1907 гг Л., 198 1

Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в 1907-1914 гг. Л., 1990.

Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX века Л., 1973.

Тютюкин С.В. Июльский политический кризис 1906 г в России. М. 1991.

Тютюкин С.В. Война, мир, революция. Идейная борьба в рабочем движении России, 1914-1917 гг. М. 1972.

Ферро М. Николай II. М., 1991.

Шелохаев В.В Либеральная модель переустройства России. М.. 1996.

Шелохаев В.В. Партия октябристов в период первой российской революции. М. 1987.

Шелохаев В.В. Кадеты - главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М, 1983.

Шелохаев В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии. М. 1991.

Шацилло К.Ф. Россия перед первой мировой войной. (Вооруженные силы царизма в 1905-1914 гг.) М. 1974.

Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг.: организация, программы, тактика. М, 1985

Шацилло К.Ф. Русский империализм и развитие флота накануне первой мировой войны (1906-1914). М, 1968.

Шацилло К.Ф. Государство и монополии в военной промышленности России. Конец ХIХ-1914г. М., 1992.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. 2012.

Россия и мир. ХХ век: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. Учреждений / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин. 2009.

Апальков, В.С. История Отечества./ В.С.Апальков, И.М.Миняева. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2009. - 544 с.

Самыгин, П.С. История России: учебник для ссузов./П.С.Самыгин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 408 с.

Самыгин, П.С. История: учебник для ссузов/ П.С.Самыгин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006.- 408 с.

Радугин, А.А. История России (Россия в мировой цивилизации). Курс лекций: учеб. пос. для ссузов и вузов/ А.А.Радугин, - М.: Библионика, 2007. - 352 с.

Шевелев, В.Н. История для колледжей. / В.Н.Шевелев, Е.В.Шевелева. – Ростов на/Д: Феникс, 2007 – 443 с

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации