Статья «Организация внеурочной деятельности с детьми из неблагополучных семей»

3
0
Материал опубликован 2 April 2018 в группе

Организация внеурочной деятельности с детьми из неблагополучных семей.

Дети из неблагополучных семей требуют к себе особого подхода и особого отношения. Порой с ними трудно наладить контакт, потому что они боятся рассказать о том, что происходит в их доме. Особенно это относится к детям среднего и старшего школьного возраста. Малыши и дети младшего школьного возраста более доверчивы и открыты, они больше надеются на помощь взрослых. Дети 11-13 лет воспринимают особенно остро неблагополучие в своей семье, потому что они боятся, что их не поймут, будут над ними смеяться. Но опытный учитель, хорошо знающий психологию детей подросткового возраста, всегда найдет правильную форму общения с детьми, сможет стать ребенку помощником в решении наболевших для него вопросов.

Очень важно, чтобы такой ребенок был включен в деятельность класса, притом не только в образовательную, а в первую очередь во внеурочную. Желательно, чтобы ребенок не ушел « на улицу», так как порой ему нечем дома заняться, его никто не ждет и по вечерам он предоставлен сам себе.

Детей из неблагополучных семей необходимо учитывать при распределении (выборе) ролей (активисты, затейники, журналисты, политинформаторы, отвечающие за трудовой сектор, спортивный, редакторы газет и тд.) для самоуправления в классе, нужно, чтобы такой ребенок не остался не задействован. Учитель всегда имеет право внести предложение, и если учащиеся не заметили этого ученика и ничего ему не поручили, то ,необходимо тактично, не обидев при этом ни актив класса , ни самого ребенка предложить его кандидатуру, в зависимости от способностей ребенка, его таланта . Для ребенка из неблагополучной семьи важно чувствовать себя кому-то нужным, важно ,чтобы ему доверяли.

В настоящее время обучающиеся получают дополнительное образование в различных школах искусства, в кружках, студиях, которые требуют оплаты, а у детей из неблагополучных семей таких возможностей чаще всего нет.

Поэтому многое зависит от классного руководителя.

Разработанная мною программа внеурочной деятельности - факультативный курс « Мир православных праздников на страницах русской литературы 19-20вв» дает большие возможности вовлечения детей во внеурочную деятельность: программа курса предусматривает проведение литературных композиций, литературных гостиных, ярмарок, театрализованных представлений , творческих проектов, заседаний клубов и других мероприятий творческого характера, где ребята могут проявить свои организаторские, творческие способности. Разработанные совместно с детьми сценарии можно реализовать в выступления перед различными аудиториями ( младшие школьники, подшефные классы, родители, бабушки и дедушки)

Предлагаю для примера один из сценариев- проектов, реализованных совместно с участниками факультатива.

Ярмарка

(творческий проект)

Ярмарку возможно провести 14 октября. В этот день на Руси отмечался праздник Покров Пресвятой Богородицы.

К Покрову обычно кончалась тяжелая деревенская страда, заканчивался сбор последних плодов и, освободясь от тяжкого труда, народ мог вздохнуть, поехать на базар поторговаться, купить обновы, принарядиться к празднику.

Ярмарку в школе можно провести, используя поделки самих ребят, приготовленные в кружках, на уроках труда, девочки могут испечь различные сладости и т.д.

Если ярмарка проходит в школе, то возможно украсить коридоры, рекреации вывесками, красочными иллюстрациями, подготовленными ребятами.

Например: Приспевай, товарищ, к Покрову

Празднично одетые «коробейники» могут продавать с лотков поделки ребят.

Заклички и выкрики для торгующих:

  1. Вот орешки!

Хорошие орешки,

Вкусные, на меду,

Давай в шапку накладу!

  1. Кому пирожки,

Горячие пирожки?

С пылу, с жару –

Гривенник за пару!

Нажарила, напекла

Акулина для Петра!

Давай – наскакивай!

  1. Ай да квас!

С медком,

С ледком!

И густой,

И забористый!

  1. Ай да сбитень-сбитенёк!

Кушай, девки, паренек!

Кушайте и пейте, денег не жалейте!

Сбитень сладкий, на меду,

На-ка, меду подкладу!

А как буду-то варить,

Его все будут хвалить!

  1. Ай да птичка!

Сама летит,

Сама свищет,

Сама и покупателя ищет!

Сама клюет,

Сама питается,

Сама и с деточками забавляется!

  1. Ай да мяч!

Прыгает, скачет!

Упадет – не плачет!

  1. Есть ниточки!

Есть катушечки!

Подходите покупать,

Девки-душечки!

  1. Иголки не ломки,

Нитки, тесемки,

Румяна, помада!

Кому чего надо?!

  1. Булавки, иголки!

Стальные приколки!

За один пучок

Плати пятачок!

  1. У дядюшки Якова

Товару хватит всякого!

Тары-бары, растабары!

Расторговываем товары!

Здесь же расположены ярмарочные балаганчики.

Б а л а г а н ч и к загадок.

1) За стеной 2) Маленький, кругленький,

Костяной А до неба докинешь!

Соловейко, спой! (Глаз)

(Язык)

Полон хлевец 4) Между двух светил

Белых овец. Я в середине один.

(Зубы) (Нос)

5) Всех наградила, всё загубила. (Осень)

6) В поле тычинка –

Золотая вершинка.

(Рожь)

7) Летают, кружатся,

На землю ложатся,

С земли не встают,

И тут пропадут.

(Листья дерева)

8) Платье потерялось, а пуговицы остались. (Рябина)

9) С земли встала – избой стала,

И хозяин есть, да дома не живет.

(Стог)

10) Стоит лепешка

На одной ножке,

Кто мимо пройдет,

Всяк поклонится.

(Гриб)

11) И комковато,

И ноздревато,

И мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб)

2. Б а л а г а н ч и к Частушек.

  1. Плясать пойду,

Головой тряхну –

Своими серыми глазами

Завлекать начну.

  1. Ходи, хата, ходи, хата,

Ходи, курица хохлата,

Ходи, сени и порог,

И сметана, и творог.

  1. Ой, топни, нога,

Не жалей сапога,

Тятька новые сошьет

Или эти подошьет.

  1. Кабы, кабы да кабы,

На носу росли грибы,

Сами бы варилися

Да и в рот катилися.

  1. Чай пила,

Самоварничала.

Всю посуду перебила –

Накухарничала.

  1. Мы с миленочком гуляли

Возле нашего пруда,

Нас лягушки напугали –

Не пойдем больше туда!

  1. На дворе по лужку

Бегают утята.

А я с печки босиком,

Думала: ребята!

  1. Пойду плясать –

Дома нечего кусать:

Сухари да корки,

На ногах – опорки.

  1. Ох, кошка, брысь!

На порог не садись:

А то миленький пойдет,

Спотыкнется – упадет.

10) У меня на сарафане

Косолапы петухи;

Я сама не косолапа –

Косолапы женихи.

3. Ба л а г а н ч и к «Шут - перешут»

  1. Долгоногий журавель

На мельницу ездил,

Диковинку видел:

Коза муку мелет,

Козел засыпает,

А маленькие козленочки

Муку выгребают,

А барашки, крутые рожки,

В дудочку играют,

А сороки - белобоки

Пошли танцевать,

А вороны стережены

Пошли примечати.

Сова из-за угла смотрит,

Ногами топчет,

Головой вертит.

  1. Трое прохожих пообедали на постоялом дворе и отправились в путь. «А что, ребята, ведь мы, кажется, дорого за обед заплатили?» – «Ну, я хоть и дорого заплатил, – сказал один, – зато недаром!» – «А что?» – «А разве вы не приметили? Только хозяин засмотрится, я сейчас схвачу из солоницы горсть соли, да в рот, да в рот!»

    Прибили одного дурня ночью и стали ему на другой день смеяться.

«Ну, – говорит он, – молите Бога, что ночь была светлая, а то выкинул бы вам шутку!» – «Какую, скажи, пожалуй!» – «Я бы спрятался!»

4. Б а л а г а н ч и к театральный.

Заканчивается ярмарка показом драматической сценки «Петрушка».

Действующие лица: Петрушка, Цыган, Доктор, Немец, Капрал, Мухтарка, Музыкант.

См. текст в кн. «Русский фольклор». М.Х.Л. 1986 г.

Литература

1. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – СПб, 1899.

2. Чистова К., Чистов Б. Русская народная поэзия. – Ленинград: Художественная литература. – 1984. – 526 с.

3. Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб.: Респекс. – 1996. – 560. с.

4.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.