Статья «Организация внеурочной деятельности с детьми из неблагополучных семей»
Организация внеурочной деятельности с детьми из неблагополучных семей.
Дети из неблагополучных семей требуют к себе особого подхода и особого отношения. Порой с ними трудно наладить контакт, потому что они боятся рассказать о том, что происходит в их доме. Особенно это относится к детям среднего и старшего школьного возраста. Малыши и дети младшего школьного возраста более доверчивы и открыты, они больше надеются на помощь взрослых. Дети 11-13 лет воспринимают особенно остро неблагополучие в своей семье, потому что они боятся, что их не поймут, будут над ними смеяться. Но опытный учитель, хорошо знающий психологию детей подросткового возраста, всегда найдет правильную форму общения с детьми, сможет стать ребенку помощником в решении наболевших для него вопросов.
Очень важно, чтобы такой ребенок был включен в деятельность класса, притом не только в образовательную, а в первую очередь во внеурочную. Желательно, чтобы ребенок не ушел « на улицу», так как порой ему нечем дома заняться, его никто не ждет и по вечерам он предоставлен сам себе.
Детей из неблагополучных семей необходимо учитывать при распределении (выборе) ролей (активисты, затейники, журналисты, политинформаторы, отвечающие за трудовой сектор, спортивный, редакторы газет и тд.) для самоуправления в классе, нужно, чтобы такой ребенок не остался не задействован. Учитель всегда имеет право внести предложение, и если учащиеся не заметили этого ученика и ничего ему не поручили, то ,необходимо тактично, не обидев при этом ни актив класса , ни самого ребенка предложить его кандидатуру, в зависимости от способностей ребенка, его таланта . Для ребенка из неблагополучной семьи важно чувствовать себя кому-то нужным, важно ,чтобы ему доверяли.
В настоящее время обучающиеся получают дополнительное образование в различных школах искусства, в кружках, студиях, которые требуют оплаты, а у детей из неблагополучных семей таких возможностей чаще всего нет.
Поэтому многое зависит от классного руководителя.
Разработанная мною программа внеурочной деятельности - факультативный курс « Мир православных праздников на страницах русской литературы 19-20вв» дает большие возможности вовлечения детей во внеурочную деятельность: программа курса предусматривает проведение литературных композиций, литературных гостиных, ярмарок, театрализованных представлений , творческих проектов, заседаний клубов и других мероприятий творческого характера, где ребята могут проявить свои организаторские, творческие способности. Разработанные совместно с детьми сценарии можно реализовать в выступления перед различными аудиториями ( младшие школьники, подшефные классы, родители, бабушки и дедушки)
Предлагаю для примера один из сценариев- проектов, реализованных совместно с участниками факультатива.
Ярмарка(творческий проект)
Ярмарку возможно провести 14 октября. В этот день на Руси отмечался праздник Покров Пресвятой Богородицы.
К Покрову обычно кончалась тяжелая деревенская страда, заканчивался сбор последних плодов и, освободясь от тяжкого труда, народ мог вздохнуть, поехать на базар поторговаться, купить обновы, принарядиться к празднику.
Ярмарку в школе можно провести, используя поделки самих ребят, приготовленные в кружках, на уроках труда, девочки могут испечь различные сладости и т.д.
Если ярмарка проходит в школе, то возможно украсить коридоры, рекреации вывесками, красочными иллюстрациями, подготовленными ребятами.
Например: Приспевай, товарищ, к Покрову
Празднично одетые «коробейники» могут продавать с лотков поделки ребят.
Заклички и выкрики для торгующих:
-
Вот орешки!
Хорошие орешки,
Вкусные, на меду,
Давай в шапку накладу!
-
Кому пирожки,
Горячие пирожки?
С пылу, с жару –
Гривенник за пару!
Нажарила, напекла
Акулина для Петра!
Давай – наскакивай!
-
Ай да квас!
С медком,
С ледком!
И густой,
И забористый!
-
Ай да сбитень-сбитенёк!
Кушай, девки, паренек!
Кушайте и пейте, денег не жалейте!
Сбитень сладкий, на меду,
На-ка, меду подкладу!
А как буду-то варить,
Его все будут хвалить!
-
Ай да птичка!
Сама летит,
Сама свищет,
Сама и покупателя ищет!
Сама клюет,
Сама питается,
Сама и с деточками забавляется!
-
Ай да мяч!
Прыгает, скачет!
Упадет – не плачет!
-
Есть ниточки!
Есть катушечки!
Подходите покупать,
Девки-душечки!
-
Иголки не ломки,
Нитки, тесемки,
Румяна, помада!
Кому чего надо?!
-
Булавки, иголки!
Стальные приколки!
За один пучок
Плати пятачок!
-
У дядюшки Якова
Товару хватит всякого!
Тары-бары, растабары!
Расторговываем товары!
Здесь же расположены ярмарочные балаганчики.
Б а л а г а н ч и к загадок.
1) За стеной 2) Маленький, кругленький,
Костяной А до неба докинешь!
Соловейко, спой! (Глаз)
(Язык)
Полон хлевец 4) Между двух светил
Белых овец. Я в середине один.
(Зубы) (Нос)
5) Всех наградила, всё загубила. (Осень)
6) В поле тычинка –
Золотая вершинка.
(Рожь)
7) Летают, кружатся,
На землю ложатся,
С земли не встают,
И тут пропадут.
(Листья дерева)
8) Платье потерялось, а пуговицы остались. (Рябина)
9) С земли встала – избой стала,
И хозяин есть, да дома не живет.
(Стог)
10) Стоит лепешка
На одной ножке,
Кто мимо пройдет,
Всяк поклонится.
(Гриб)
11) И комковато,
И ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей. (Хлеб)
2. Б а л а г а н ч и к Частушек.
-
Плясать пойду,
Головой тряхну –
Своими серыми глазами
Завлекать начну.
-
Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана, и творог.
-
Ой, топни, нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет.
-
Кабы, кабы да кабы,
На носу росли грибы,
Сами бы варилися
Да и в рот катилися.
-
Чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила –
Накухарничала.
-
Мы с миленочком гуляли
Возле нашего пруда,
Нас лягушки напугали –
Не пойдем больше туда!
-
На дворе по лужку
Бегают утята.
А я с печки босиком,
Думала: ребята!
-
Пойду плясать –
Дома нечего кусать:
Сухари да корки,
На ногах – опорки.
-
Ох, кошка, брысь!
На порог не садись:
А то миленький пойдет,
Спотыкнется – упадет.
10) У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи.
3. Ба л а г а н ч и к «Шут - перешут»
-
Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А маленькие козленочки
Муку выгребают,
А барашки, крутые рожки,
В дудочку играют,
А сороки - белобоки
Пошли танцевать,
А вороны стережены
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,
Ногами топчет,
Головой вертит.
-
Трое прохожих пообедали на постоялом дворе и отправились в путь. «А что, ребята, ведь мы, кажется, дорого за обед заплатили?» – «Ну, я хоть и дорого заплатил, – сказал один, – зато недаром!» – «А что?» – «А разве вы не приметили? Только хозяин засмотрится, я сейчас схвачу из солоницы горсть соли, да в рот, да в рот!»
Прибили одного дурня ночью и стали ему на другой день смеяться.
«Ну, – говорит он, – молите Бога, что ночь была светлая, а то выкинул бы вам шутку!» – «Какую, скажи, пожалуй!» – «Я бы спрятался!»
4. Б а л а г а н ч и к театральный.
Заканчивается ярмарка показом драматической сценки «Петрушка».
Действующие лица: Петрушка, Цыган, Доктор, Немец, Капрал, Мухтарка, Музыкант.
См. текст в кн. «Русский фольклор». М.Х.Л. 1986 г.
Литература
1. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – СПб, 1899.
2. Чистова К., Чистов Б. Русская народная поэзия. – Ленинград: Художественная литература. – 1984. – 526 с.
3. Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб.: Респекс. – 1996. – 560. с.
4.