Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ

2
0
Материал опубликован 30 August 2022

Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ
PPTX / 73.85 Мб

/data/files/h1661839243.pptx (Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ)Из опыта работы учителя изобразительного искусства

Сладченко Оксаны Игоревны

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Новолялинского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 2»




Организация внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.



В современном понимании ребенок с особыми образовательными потребностями – это ребенок, нуждающийся в специальных условиях обучения и воспитания для его максимально возможного развития и образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом подходе со стороны образовательной организации. Урочная и внеурочная деятельность детей с особыми образовательными потребностями являются основами, которые способствует развитию и социальному становлению ребенка.

Согласно ФГОС внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного и учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени для всех категорий детей. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить каждого учащегося, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Ответы на вопросы по организации внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья можно найти в следующих нормативных документах:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;

- СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1589 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

В нашей образовательной организации внеурочная деятельность организуется по направлениям:

- спортивно-оздоровительное;- научно – познавательное; - общественно – полезное; - гражданско - патриотическое; - общеинтеллектуальное;- общекультурное.

На сегодняшний день в школе функционируют 37 творческих объединений, в которых занимаются 97 % обучающихся.

В образовательной организации обучаются 35 детей с ограниченными возможностями здоровья, 83 % обучающиеся с ОВЗ посещают внеурочную деятельность при школе.

Я так же являюсь руководителем творческих объединений: «Волшебный карандаш» и «Палитра».

Более подробно остановлюсь на объединении «Волшебный карандаш». Возникло оно по моей инициативе. Работая с детьми начальной школы, я столкнулась с проблемой , учащиеся с ОВЗ, а точнее с интеллектуальными нарушениями и дети с ЗПР 2 варианта испытывают трудности на уроках изобразительного искусства. В классах инклюзии такая категория детей требует к себе особого внимания. Как правило эти учащиеся из – за своих психологических особенностей очень часто с работай не справляются, причина: неловкость движений, низкий темп, часто отвлекаются, рассеянное внимание, а некоторые страдают повышенной возбудимостью. Неудачи отражаются на их настроении и самочувствии. Поэтому я решила создать творческое объединение для этой категории детей, группа получилась небольшая. Срок реализации программы 3 года, проводится одно занятие в неделю.

За основу совей программы я взяла авторскую программу по изобразительному искусству 1 – 4 классы реализующая адаптированные общеобразовательные программы под редакцией М.Ю. Рау – М.: Просвещение, 2016.

Были поставлены цели и задачи творческого объединения.

Цель: создание условий для оптимизации общего личностного и интеллектуального развития детей с ОВЗ.

Задачи образовательные:

- реабилитация детей с ОВЗ средствами изобразительного искусства;

- формирование потребности художественного самовыражения;

- овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для

формирования основ самостоятельной деятельности в сфере искусств.

Задачи развивающие:

- развитие зрительного восприятия;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие воображения. внимания, памяти

- развитие творческой активности.

Задачи воспитательные:

- воспитание эстетического вкуса, чувство прекрасного;

- формирование общей культуры обучающихся.

В ходе реализации данной программы я руководствуюсь следующими принципами:

1. Принцип доброжелательности.

2. Принцип динамичности: от простого к сложному;

3. Принцип наглядности, так как у детей с ОВЗ более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая;

4. Принцип доступности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.

Программа творческого объединения «Волшебный карандаш» представлена 3 разделами. Рисование, аппликация и лепка способствуют развитию мелкой моторики, синхронизирует работу обеих рук, способствуют совершенствованию координации движения и зрительной координации.

Каждое занятие начинается с налаживание психологического контакта, с приветствия, где используются одобрительные высказывания доброжелательная мимика, игровые моменты.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка, поэтому на своих занятиях я отвожу время на пальчиковые игры. “Пальчиковая гимнастика” знакомит детей с ОВЗ с комплексами упражнений, которые дают пальчикам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ребенку снять напряжение.

Так же для развития мелкой моторики, мышления, памяти, воображения на своих занятиях использую различные предметы.

Рисование по точкам вырабатывают навыки ориентировки на листе, способствуют развитию глазомера, образного и пространственного мышления. Штриховка автоматизирует двигательные навыки ребенка.

В своей работе с детьми с ОВЗ использую Графические диктанты. Эти упражнения:

- Тренирует мелкую моторику рук

- Учит ребенка сосредотачиваться на конкретном задании.

- Тренирует внимание. Задействует связь фонетического восприятия с визуальным и графическим.

- Учит ребенка ориентироваться на плоскости и запоминать понятия «лево» и «право».

-Тренирует абстрактное мышление и воображение.

Задания, где необходимо дорисовать картинку, развивает креативное мышление. Такая работа выполняется как индивидуально, так и в парах.

На своих занятиях я использую нетрадиционные техники рисования. В процессе творчества у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Дети рисуют с помощью губки, ватных палочек, мятой бумагой, восковой свечой и т.д.

В своей работе я использую инновационную технологию – арт - терапия, которая выражается в заботе об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье воспитанников.

Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. Организуя такую работу, я заметила, что вовремя изобразительной деятельности у детей снижается импульсивность, тревожность, агрессивность, неадекватное поведение.

Изо - терапия — это не просто занятия по  рисованию, а свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность.

Одно из любимых занятий детей нашего творческого объединения - это рисование на мольбертах. Эту работу можно выполнять индивидуально и в парах. Рисование в парах помогает исследовать межличностные отношения, конфликты. Каждый ребёнок выбирает себе партнёра, пара совместно рисует на определенную тему.

После окончания рисования я выхожу на беседу о работах. При этом анализируется не художественные достоинства произведений, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у детей, и их отношения друг к другу в процессе работы.

Иногда в моей практике возникают такие моменты, когда необходимы дополнительные индивидуальные занятия с ребенком. Это зависит от сложности работы, от индивидуальных особенностей ребенка. Тогда мы встречаемся два раза в неделю, если конечно ребенок желает сам.

Дети с ОВЗ очень быстро утомляются, при этом испытывая нервное напряжение, тогда я использую игры или упражнения на релаксацию. Упражнения на релаксацию можно проводить в процессе творческой деятельности и в форме небольшой игры. Каждое упражнение представляет собой рифмованный текст, понятный детям и легко запоминающийся.

Каждый ребенок посещающий творческое объединение «Волшебный карандаш» ждет похвалу и одобрение. Результатом их деятельности является законченная работа, которая в дальнейшем попадает на выставку в школьную галерею

Творческое объединение «Волшебный карандаш» является первой ступенью для детей с ОВЗ, которые занимаются изобразительной деятельностью.

Следующей ступенью внеурочной деятельности детей с ОВЗ является творческое объединение «Палитра» для учащихся 5 – 8 классов. Занятия проходят в инклюзивных группах, два раза в неделю. Здесь продолжается работа по развитию личностного и интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

На протяжении 10 лет творческое объединение «Палитра» показывает свои результаты в школьной выставке, куда входят работы ребят с ОВЗ.

Так же в школе организовываются различные тематические выставки, посвященные знаменательным датам и праздникам.

В нашей образовательной организации, дети с ограниченными возможностями здоровья успешно защищают творческие проекты на школьном мероприятии «Калейдаскоп проектов» и представляют свои работы на окружных конкурсах исследовательских и творческих проектов.

Дети с ОВЗ, посещающие творческие объединения «Волшебный карандаш» и «Палитра», принимают активное участие в конкурсах школьного уровня, муниципального, окружного, областного, всероссийского.

Участвуя в конкурсах различного уровня дети с ограниченными возможностями здоровья награждаются грамотами и благодарственными письмами за участие. Так же имеют дипломы 3, 2, и 1 степени.

Работая с детьми с ОВЗ и наблюдая за ними, я вижу, как ребенок радуется своим результатам, а это значит, что моя работа не проходит в пустую и меня это стимулирует находить новые идеи при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Всем творческих успехов. Спасибо за внимание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.