«Культура времени» (организация времени)
Не стоит гордиться тем,
что нет свободного времени. Это плохой знак
(С. Резник)
Обоснование проекта
В современном мире вопрос времени приобрел настолько важное значение, что в научной среде говорят об интегрированной дисциплине под названием таймменеджмент (ТМ) и лайф-менеджмент (ЛМ). Наука управления рабочим временем основана на двух «китах» — умелом планировании времени и привычке в деталях исполнять запланированное. А над этими «китами» главная цель — получение конкретных результатов работы. Результаты — это высший критерий эффективности труда, в том числе и рационально потраченного времени. Из нашего непонимания механизмов времени и неумения не только правильно с ним обращаться, а даже просто понимать их, происходит множество неприятных событий или даже процессов в жизни.
Термины «управление временем» или «организация времени» достаточно условны, так как в реальности управлять временем человек не может. Под управлением временем следует понимать исключительно управление собственной деятельностью, организацию выполнения задач и распределения ресурсов.
Современный тайм-менеджмент — это не просто набор приемов из области «как успевать укладываться в сроки» или «как правильно проводить совещания в будущем». Это — комплексная система управления собой и своей деятельностью, которая состоит из нескольких элементов (тем, в формулировке Г. Архангельского) (см. схему).
Первая тема (нижняя ступенька лестницы) = тема эффективности + тема успеха — это тайм-менеджмент в привычном смысле слова. Образно выражаясь, это «как лучше идти, чтобы дойти, куда нужно вовремя и не очень устать». Это ответ на вопрос: «Что делать, когда я одолею всех поглотителей времени, изыщу все резервы и т.д., а успевать больше все равно не хочется?»
Вторая тема, содержащая ответ на вопрос первой, — тема технологий («Какие технологии позволяют принимать наиболее сильные решения?»). Это, например, бизнес — ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), MBTI (индикатор типов Майерс-Бриггс), НЛП (нейролингвистическое программирование) и т.п. Кроме того, к технологиям можно условно отнести полезные способы повышения личной эффективности типа десятипальцевой слепой печати, навыков эффективной работы с офисными программными продуктами и т.п.
Третья тема — стратегия. Если технологии можно сравнить с ответом на вопрос «на чем ехать?» (качественный скачок по сравнению с вопросом «как идти?»), то стратегия — это ответ на вопрос «куда ехать?». Основными элементами стратегии управления временем являются:
анализ реальной ситуации с использованием времени и временных потерь (набор операций и действий: различного рода исследования, тестирование, сопоставление, консультации);
планирование использования времени (постановка целей, разработка плана использования времени и доведение его до исполнителей);
реализация плана (принятия решения);
организация контроля, учета, анализа, оперативного корректирования хода выполнения планов.
Тема четвертая — тема философии. В контексте тайм-менеджмента слово «философия» означает ответ на вопрос «зачем?». Зачем ставить именно такие цели, а не другие? Как осознать свои жизненные ценности? Как найти смысл жизни и нужно ли его вообще искать? Чего ради заниматься тем или другим?
Таким образом, современный тайм-менеджмент — это не только технологии, но и мировоззрение, способ взглянуть на свою жизнь с точки зрения личной стратегии, глобальных жизненных планов, базовых жизненных ценностей.
Актуальность проекта:
Неумение организовать собственное время, «некультурное» отношение к времени других людей, которые приводят к нарушению взаимоотношения друг с другом, утомляемость и раздражительность вследствие неправильного распределения учебного и досугового времени говорят об актуальности и необходимости своевременного введения этого проекта в воспитательную систему лицея.
Цель проекта:
Научиться организовывать свое время, рационально сочетая учебную, дополнительную и досуговую деятельность.
Задачи проекта:
определить собственное отношение к времени на основе диагностирующих методик;
познакомиться с системой научной организации труда в историческом плане и сегодняшними теориями и практиками;
освоить технологии рационального планирования времени, помогающими в планировании и постановке целей;
научиться избегать «ловушки времени» и вести дневниковые записи (хронометрирования);
освоить «золотые правила» планирования времени и применять их в практической деятельности.
Полезность проекта:
для учащихся: умение планировать свое время, рационально организовывать образовательную и досуговую деятельность;
для школы: повышение образованности выпускников за счет рациональной организации труда, наличие благоприятного психологического климата (отсутствие стрессовых ситуаций, вызываемых учебной перегрузкой, нехватка времени на дополнительную деятельность и пр.);
для социума: наличие свободных, активных, здоровых психически и физически оптимистически настроенных людей, умеющих распоряжаться своим временем и экономить время других; возможность использовать составленные лицеем экспресс-курсы по организации времени.
Возможные мероприятия по реализации проекта
Предполагаемые результаты внедрения проекта:
формирование бережного отношения к времени других и собственному времени;
программа экспресс-курса «Я и мое время»;
блок учебно-методических материалов в помощь старшеклассникам