Проект по организации времени

2
0
Материал опубликован 8 July 2016 в группе

«Культура времени» (организация времени)

Не стоит гордиться тем,

что нет свободного времени. Это плохой знак

(С. Резник)

Обоснование проекта

В современном мире вопрос времени приобрел настолько важное значение, что в научной среде говорят об интегрированной дисциплине под названием таймменеджмент (ТМ) и лайф-менеджмент (ЛМ). Наука управления рабочим временем основана на двух «китах» — умелом планировании времени и привычке в деталях исполнять запланированное. А над этими «китами» главная цель — получение конкретных результатов работы. Результаты — это высший критерий эффективности труда, в том числе и рационально потраченного времени. Из нашего непонимания механизмов времени и неумения не только правильно с ним обращаться, а даже просто понимать их, происходит множество неприятных событий или даже процессов в жизни.

Термины «управление временем» или «организация времени» достаточно условны, так как в реальности управлять временем человек не может. Под управлением временем следует понимать исключительно управление собственной деятельностью, организацию выполнения задач и распределения ресурсов.

Современный тайм-менеджмент — это не просто набор приемов из области «как успевать укладываться в сроки» или «как правильно проводить совещания в будущем». Это — комплексная система управления собой и своей деятельностью, которая состоит из нескольких элементов (тем, в формулировке Г. Архангельского) (см. схему).

Первая тема (нижняя ступенька лестницы) = тема эффективности + тема успеха — это тайм-менеджмент в привычном смысле слова. Образно выражаясь, это «как лучше идти, чтобы дойти, куда нужно вовремя и не очень устать». Это ответ на вопрос: «Что делать, когда я одолею всех поглотителей времени, изыщу все резервы и т.д., а успевать больше все равно не хочется?»

Вторая тема, содержащая ответ на вопрос первой, — тема технологий («Какие технологии позволяют принимать наиболее сильные решения?»). Это, например, бизнес — ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), MBTI (индикатор типов Майерс-Бриггс), НЛП (нейролингвистическое программирование) и т.п. Кроме того, к технологиям можно условно отнести полезные способы повышения личной эффективности типа десятипальцевой слепой печати, навыков эффективной работы с офисными программными продуктами и т.п.

Третья тема — стратегия. Если технологии можно сравнить с ответом на вопрос «на чем ехать?» (качественный скачок по сравнению с вопросом «как идти?»), то стратегия — это ответ на вопрос «куда ехать?». Основными элементами стратегии управления временем являются:

    анализ реальной ситуации с использованием времени и временных потерь (набор операций и действий: различного рода исследования, тестирование, сопоставление, консультации);

    планирование использования времени (постановка целей, разработка плана использования времени и доведение его до исполнителей);

    реализация плана (принятия решения);

    организация контроля, учета, анализа, оперативного корректирования хода выполнения планов.

Тема четвертая — тема философии. В контексте тайм-менеджмента слово «философия» означает ответ на вопрос «зачем?». Зачем ставить именно такие цели, а не другие? Как осознать свои жизненные ценности? Как найти смысл жизни и нужно ли его вообще искать? Чего ради заниматься тем или другим?

Таким образом, современный тайм-менеджмент — это не только технологии, но и мировоззрение, способ взглянуть на свою жизнь с точки зрения личной стратегии, глобальных жизненных планов, базовых жизненных ценностей.

Актуальность проекта:

Неумение организовать собственное время, «некультурное» отношение к времени других людей, которые приводят к нарушению взаимоотношения друг с другом, утомляемость и раздражительность вследствие неправильного распределения учебного и досугового времени говорят об актуальности и необходимости своевременного введения этого проекта в воспитательную систему лицея.

Цель проекта:

Научиться организовывать свое время, рационально сочетая учебную, дополнительную и досуговую деятельность.

Задачи проекта:

    определить собственное отношение к времени на основе диагностирующих методик;

    познакомиться с системой научной организации труда в историческом плане и сегодняшними теориями и практиками;

    освоить технологии рационального планирования времени, помогающими в планировании и постановке целей;

    научиться избегать «ловушки времени» и вести дневниковые записи (хронометрирования);

    освоить «золотые правила» планирования времени и применять их в практической деятельности.

Полезность проекта:

для учащихся: умение планировать свое время, рационально организовывать образовательную и досуговую деятельность;

для школы: повышение образованности выпускников за счет рациональной организации труда, наличие благоприятного психологического климата (отсутствие стрессовых ситуаций, вызываемых учебной перегрузкой, нехватка времени на дополнительную деятельность и пр.);

для социума: наличие свободных, активных, здоровых психически и физически оптимистически настроенных людей, умеющих распоряжаться своим временем и экономить время других; возможность использовать составленные лицеем экспресс-курсы по организации времени.

Возможные мероприятия по реализации проекта

Мероприятия

1.

Проведение предварительную диагностику отношения обучающихся к времени

2.

Создание программы экспресс-курса «Я и мое время» для старшеклассников и ее апробация

3.

Конкурс эссе на тему «Мое время в моих руках»

4.

Неделя хронометрирования собственного времени

5.

Изучение опыта известных личностей

Предполагаемые результаты внедрения проекта:

    формирование бережного отношения к времени других и собственному времени;

    программа экспресс-курса «Я и мое время»;

    блок учебно-методических материалов в помощь старшеклассникам

Комментарии
Комментариев пока нет.