«Орлята России»: Инновации в воспитании: курс на будущее

8
0
Материал опубликован 5 September

  В современном мире, когда дети все больше времени проводят в виртуальном пространстве, важно не только давать им знания, но и формировать ценности, воспитывать патриотизм, развивать гражданскую ответственность. Именно поэтому, когда я узнала о программе "Орлята России", меня заинтересовала возможность создать для своих учеников такую образовательную среду, в которой они смогли бы раскрыть свои таланты, научиться работать в команде, почувствовать себя частью большой и дружной страны.

  Обучение на курсах повышения квалификации "Методические основы реализации программы "Орлята России" в ДФО" стало отправной точкой для нового этапа в моей педагогической деятельности. Полученные знания и навыки позволили мне не просто механически внедрить программу, а творчески адаптировать ее к особенностям моего класса, учитывая интересы и потребности каждого ученика.

  В чем я вижу инновационность своего опыта? Прежде всего, я стремлюсь к тому, чтобы программа "Орлята России" стала не просто набором мероприятий, а органичной частью всего образовательного процесса, интегрированной с учебной деятельностью. Я считаю, что каждый из треков программы – "Орлёнок-эколог", "Орлёнок-мастер", "Орлёнок-лидер", "Орлёнок-спортсмен", "Орлёнок-доброволец", "Орлёнок-хранитель исторической памяти", "Орлёнок-творец", "Орлёнок-знаток" – предоставляет уникальную возможность для развития определенных компетенций и качеств личности.

  Я стараюсь учитывать интересы каждого ребенка при выборе трека, ведь кто-то тяготеет к науке и знаниям как "Орлёнок-знаток", кто-то проявляет себя в творчестве как "Орлёнок-творец", а кто-то стремится к лидерству как "Орлёнок-лидер". Важно дать каждому возможность проявить себя в той области, которая ему ближе. Несмотря на то, что в рамках программы акцент делается на развитии определенной направленности, я стараюсь интегрировать элементы разных треков.

Например, экологический проект, соответствующий треку "Орлёнок-эколог", может включать в себя изготовление полезных вещей из вторсырья как "Орлёнок-мастер", привлечение волонтеров для уборки территории как "Орлёнок-доброволец" и проведение спортивного мероприятия, посвященного охране окружающей среды, как "Орлёнок-спортсмен". Это позволяет создать более целостный и интересный образовательный опыт.

  В моей практике "Орлёнок-экологи" проводит исследования качества воды в местных водоемах, разрабатывает проекты по энергосбережению, участвует в акциях по посадке деревьев и уборке мусора. "Орлёнок-мастер" изготавливает поделки из природных материалов, учится шить, вязать, вышивать, осваивает различные виды декоративно-прикладного искусства. "Орлёнок-лидер" учится организовывать мероприятия, проводить собрания, выступать перед аудиторией, разрешать конфликты, разрабатывать и реализовывать социальные проекты. "Орлёнок-спортсмен" участвует в спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, занимается физической культурой и спортом, ведет здоровый образ жизни. "Орлёнок-доброволец" оказывает помощь нуждающимся, участвует в благотворительных акциях, ухаживает за ветеранами, заботится о животных. "Орлёнок-хранитель исторической памяти" изучает историю своей семьи, школы, города, страны, посещает музеи и памятные места, участвует в поисковой работе, ухаживает за памятниками. "Орлёнок-творец" занимается рисованием, музыкой, танцами, театром, литературным творчеством, создает собственные произведения искусства, а "Орлёнок-знаток" участвует в олимпиадах, конкурсах, викторинах, занимается исследовательской деятельностью, изучает науку и технику.

  Программа "Орлята России" идеально подходит для реализации проектного метода обучения, где каждый трек может стать основой для создания учащимися индивидуальных и групповых проектов, направленных на решение конкретных проблем в выбранной области.

  Для вовлечения детей в активную деятельность я использую разнообразные интерактивные методы: квесты, игры, дискуссии, дебаты, ролевые игры, мастер-классы, что позволяет сделать занятия интересными, увлекательными и запоминающимися, вне зависимости от выбранного трека.

  Я активно сотрудничаю с родителями, привлекаю к участию в мероприятиях волонтеров и представителей общественных организаций, соответствующих направленности выбранных детьми треков, что позволяет расширить образовательное пространство и создать условия для социализации учащихся.

  Мною разработана система критериев оценки достижений учащихся в рамках программы "Орлята России", которая позволяет не только оценить уровень знаний и умений, но и проследить динамику развития личностных качеств, таких как патриотизм, гражданская ответственность, коммуникативность, умение работать в команде, в соответствии с целями и задачами каждого трека.

  Результатом моей работы стало то, что дети с большим энтузиазмом принимают участие в мероприятиях программы "Орлята России", проявляют инициативу и творчество. Они стали более ответственными, самостоятельными и уверенными в себе. У них появилось чувство гордости за свою школу, свой город, свою страну.

Участие в конкурсе "Орлята: Лидеры будущего" стало еще одним подтверждением эффективности моей работы. Подготовка к конкурсу позволила ребятам проявить свои таланты и способности, независимо от выбранного ими трека. Мы работали над развитием лидерских качеств, умением работать в команде, находить нестандартные решения и представлять свои идеи.

  В заключение хочу сказать, что программа "Орлята России" – это отличная платформа для развития инновационной деятельности в начальной школе. Она позволяет учителю реализовать свой творческий потенциал, создать для детей такую образовательную среду, в которой они смогут вырасти настоящими патриотами своей Родины, активными и ответственными гражданами, развивая свои способности и таланты в самых разных областях. Я уверена, что "Орлята России" – это программа будущего, и я рада быть частью этого движения.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями). – URL: https://fgos.ru

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

4. Примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций / И.В. Петрова, П.В. Степанов, С.В. Григорьев. — М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2020.

5. Методические рекомендации по реализации программы внеурочной деятельности "Орлята России". (Материалы, предоставленные в рамках курсов повышения квалификации или найденные на официальных ресурсах программы, если таковые имеются). Укажите конкретный источник, если он есть.

6. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

7. Кульневич, С.В., Тамбовцева, Т.А. Внеурочная деятельность: планируем вместе с детьми. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.

8. Щуркова, Н.Е. Новые подходы к воспитанию школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 200 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.