Мои инновации в обучении и воспитании
Инновационные формы работы школьной библиотеки
Линькова Ирина Геннадьевна,
педагог-библиотекарь
МОУ «СОШ №2р.п.Сенной
Вольского района
Саратовской области»
На разных исторических этапах осуществлялось понимание социального статуса, роли и значения библиотек в общественной жизни. Третье тысячелетие называют информационным. И все изменения, происходящие в настоящее время в обществе, непосредственно также сказываются на деятельности школьных библиотек.
Сегодня юный читатель - качественно новый тип читателя. Изменились предпочтения детей, их познавательные и читательские интересы, источники получаемой информации. Одним из «виновников» отлучение детей от «досугового» чтения называют компьютер, но лучше не обвинять его в вытеснении книги, а использовать в пользу чтения. Компьютер - это привлекательное для детей техническое средство и один из путей привлечения в библиотеку, средство пробуждения интереса к книге, к познанию. Ведь от найденной с помощью компьютера информации читатели затем переходят к книжным полкам. Такой своеобразный мост между виртуальным миром и реальной библиотекой способствует росту ее популярности, сочетая старые формы с новейшими информационными технологиями и превращая библиотеку в особую интеллектуальную среду. Традиционные формы работы по продвижению книги и чтения всем хорошо известны, но я хотела бы остановиться на инновационных технологиях, используемых мною в привлечении читателей в школьную библиотеку.
Актуальной на сегодняшний день является проектная деятельность, направленная на разработку новых форм и методов популяризации чтения, реализации партнерских проектов с целью раскрытия возможностей библиотеки.
В данный момент наша школьная библиотека находится на втором этапе реализации проекта программы «Современный библиотечно-информационный центр». Программа рассчитана на три года. Создание в школе БИЦ позволит повысить качество организации библиотечно - информационного обслуживания читателей, обеспечит широкий доступ обучающихся, педагогических работников и родителей к глобальным информационным ресурсам, улучшит комплектование и обеспечение библиотечных фондов, повысит читательскую компетентность у обучающихся. Все это важные слагаемые для успешного продвижения книги и чтения в школьной библиотеке.
В 2018-2019 году начат еще один интересный проект « Буккроссинг или круговорот книг». Буккроссинг-это создание и внедрение новой технологии библиотечного обслуживания пользователей, обеспечивающей удовлетворение читательских потребностей в литературе и формирование престижа книги и чтения среди обучающихся, их родителей и педагогических работников школы, укрепление связей школы и семьи. Простота главного принципа буккроссинга «прочитал – отдай другому» позволяет расширить границы чтения, объединить читателей разного возраста, разных читательских предпочтений.
В нашей школе это движение стартовало впервые. И началось оно с просветительской работы: всем участникам проекта была представлена презентация «Что такое буккроссинг?»Был разработан проект и положение о проведении буккроссинга, логотип, размещена реклама в соцсетях для жителей поселка. На каждой книге, участвующей в проекте, был прикреплен логотип. Это означало, что она запущена в книжный круговорот. Книги были размещены на «безопасных» полках, а рядом с полками находились информационные листы, на которых были сведения о правилах проведения буккроссинга и информация о его этапах.
Логотип проекта
Мы ввели небольшое новшество: на каждой книге был прикреплен маршрутный лист. Это позволило отследить популярность некоторых произведений среди читателей.
Этот проект вызвал большой интерес к чтению среди учащихся, их родителей и преподавателей школы. Каждый день к школьному круговороту книг присоединялись новые участники.
Этапы и результаты проекта можно просмотреть в блоге педагога-библиотекаря Линьковой И.Г.
Сегодня для того, чтобы дети и подростки читали, необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше и применение современных методов привлечения к чтению просто необходимо. В 2018-2019 уч. году начата работа по созданию буктрейлеров по детским книгам и по произведениям классиков. С помощью буктрейлеров можно познакомить нечитающего человека с замечательными книгами и интересными авторами. Буктрейлеры, созданные ровесниками, меняют отношение читателя к программным произведениям литературы, к выбору той или иной книги. Такой вид работы с книгой увеличивает читательскую активность, стимулирует потребность в чтении, повышает авторитет библиотеки и способствует продвижению чтения. В работе по созданию буктрейлеров в 2018-2019 уч.году участвовали члены кружка «Книжкины друзья».
В марте 2018-2019 уч. года был организован школьный фестиваль буктрейлеров. На протяжении двух месяцев шла кропотливая подготовка. Обучающимся 6-8 классов было предложено создать авторский буктрейлер( видеорекламу) книги, чей юбилей отмечается в 2018-2019 году. Ребятам предстояло прочесть заново произведение, написать сценарий, подобрать иллюстрации, видео и аудио материалы, обработать их с помощью компьютерной программы и только тогда маленький трёхминутный ролик увидел свет. Авторы представленных буктрейлеров проходили по красной дорожке, и все это создавало ощущение настоящего кинофестиваля.
Перед демонстрацией каждого буктрейлера зрители увидели театрализованное представление, в котором с легкостью узнавали любимых героев, книги и их авторов: проникновенный монолог Гамлета и зажигательный танец Мальвины с Буратиной, веяние романтики от появления Маленького принца и добрые улыбки от пребывания дяди Степы у врачей. А появление самого А.С. Пушкина на сцене вызвало всеобщий восторг и умиление. Герои произведений размещали книги на юбилейной полке, которая была полностью заполнена по окончании мероприятия.
Участники фестиваля
Буктрейлеры, участвовавшие в фестивале, можно посмотреть в блоге педагога-библиотекаря Линьковой И.Г. http://ilinkova.blogspot.ru/
Индивидуальные формы обслуживания читателей необходимы в работе школьной библиотеки, их качество также влияет на формирование вкуса будущего читателя. Практикую работу актива библиотеки(лучших читателей) в качестве «консультантов» по выбору книг для обучающихся начальной и средней школы. Читателям нравится такое общение с ровесниками и очень часто у «консультантов» появляется своя группа читателей. Для заполнения досуга во время перемены обучающимся начальной школы предлагаются методические разработки, выполненные в виде ребусов, раскрасок, загадок и кроссвордов по детским книгам. Такой вид занятий также привлекает детей в библиотеку и стимулирует к чтению.
Чтение обучающихся старших классов более « адресное», они больше интересуются программной литературой. Педагоги теперь чаще стали привлекать обучающихся к работе над научными и творческими проектами, рефератами. Соответственно, возрастает роль педагога - библиотекаря как координатора поиска информации и возрастает количество посещений библиотеки.
Яркие инновационные формы работы по продвижению книги всегда привлекают читателей в библиотеку. Время диктует нам необходимость использования современных методов привлечения к чтению. Виртуальные книжные выставки - это современный метод привлечения к чтению с использованием информационных технологий в школьной библиотеке. Виртуальная выставка не ограничена местом и временем – с любого компьютера, в любом месте и в любое время суток можно получить в полном объеме всю необходимую информацию по данной теме. Выставка рассчитана на разную аудиторию. Познакомиться с ней может каждый желающий. Использование виртуальных выставок дает возможность дистанционного общения библиотекаря с читателями, без привязки к неизбежным формальностям в обслуживании. На виртуальной выставке можно представить большое количество книг, не занимая реального пространства библиотеки; нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами. Можно не беспокоиться за сохранность представленных на выставке изданий. Размещение виртуальной выставки на страничке библиотекаря и в блоге, позволяет увеличить число ее посетителей, а значит, и потенциальных читателей. Работу в данном направлении я начала в прошлом учебном году, привлекая к ней актив школьной библиотеки.
Необходимой составляющей современной просветительской деятельности библиотек сегодня должна стать мотивация детей к чтению через участие в различных литературных конкурсах. Привлекает внимание читателей нашей библиотеки интернет - конкурс «Страна читающая». Он организован издательствами «Вентана-Граф» и «Просвещение» совместно с издательским домом «Первое сентября».
ИКТ стали неотъемлемой частью работы нашей библиотеки, проникнув во все традиционные направления ее работы, подняв ее деятельность на качественно новый уровень.