Мои инновации в обучении и воспитании

12
8
Материал опубликован 20 February 2020 в группе
Статья: «Мои инновации в обучении и воспитании».

(выступление на мастер-классе: «Инновационные формы обучения»)



Автор

Даниэль Мухабович Капов

педагог-психолог СОМР УВО

ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»



Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас.

Эрнест Вилфрид Легуве



Прежде чем касаться темы инновационных технологий, хотелось бы обратиться к этимологии понятия.

Инновация – нововведение, комплексный процесс создания распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей. (Словарь терминов).

Динамично изменяющиеся условия образовательного процесса, обуславливают необходимость изменения профессионального самосознания личности педагога.

В своей работе, я использую различные техники и методики. Их нельзя назвать инновационными с точки зрения их научного формирования, но можно с точки восприятия их обучающимися, т.к, до этого, в своем актуальном и ближайшем развитии, они не встречались с подобными формами получения знаний и использования собственных ресурсов.

Итак, первый метод, о котором пойдет речь, это «Кейс-метод» или «Метод решения проблемных ситуаций».

Кейс-метод - это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В России данная технология стала использоваться относительно недавно, а особую популярность получил в период после 2017 года, в рамках образовательных проектов, направленных на развитие гибких компетенций.

Данный метод позволяет донести до понимания обучающихся осознание того, что ни одна ситуация, ни одно событие или обстоятельство, не имеют «верного входа и выхода».

«Кейс-метод» дает возможность научить принимать различные решения с учетом всех возможных вариантов дальнейшего развития событий, их влияния как на личность отдельно, так и на общество в целом. В данном случае можно говорить о ближайшем и авторитетно-значимом окружении.

Как образовательно-воспитательный инструмент, данный метод является одним из действенных способов развития дивергентного мышления, которое, безусловно, является одним из свойств современной, гибкой и легко адаптирующейся личности.

Еще один метод образовательной коммуникации, используемый мной в своей деятельности, это Метод мультикомандного взаимодействия.

Мультикомандное взаимодействие – это активная образовательная коммуникация обучающихся, в условиях постоянно изменяющегося состава рабочей команды (рабочей группы).

Главное отличие мультикомандного взаимодействия от традиционной командной работы заключается в том, что в первом случае, команда не является стабильным элементом решения задачи. В процессе выполнения задания (или задачи), состав команд постоянно меняется, при этом, педагог сам формирует принцип смены составов.

Как образовательный инструмент, данный метод позволяет педагогу: во-первых, оценить уровень и качество адаптивности обучающихся к нестабильным условиям среды.

Во-вторых, отследить и оценить личностные качества обучающихся, их успешность и\или неуспешность в конкретном составе рабочей группы, увидеть факторы эмоционального влияния на физическое состояние обучающихся, проследить качество коммуникации в конкретном коллективе в целом, предугадать факторы отрицательного влияния, способствующие возникновению различных деструктивных ситуаций.

В-третьих, это одна из мощнейших социометрических методик, позволяющая провести полный анализ качества коммуникации и успешности групповой работы.

С воспитательной точки зрения, данная форма образовательной коммуникации направлена на развитие у обучающихся осознания ценности каждого участника.

В процессе смены составов, педагог имеет возможность отследить вовлеченность и вклад каждого ученика в групповой результат, и наоборот, оценить степень заинтересованности группы в каждом участнике.

Ну и последний метод, о котором пойдет речь в данной статье, метод Сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра - это вид активной деятельности, в процессе которой дети воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Ролевая игра – это уникальная форма коммуникации, в процессе которой, обучающиеся имеют возможность применять имеющийся у них опыт и знания с позиции другого, учатся гармонично и осознанно использовать собственные ресурсы, приходят к пониманию того, что каждое их действие оказывает влияние на них же.

С позиции образовательного процесса ролевая игра - это, по сути своей, инструмент формирования личностных, социально-значимых качеств.

О чем хотелось бы сказать в завершении:

Ни один метод обучения и воспитания, будь он традиционным или инновационным, не возымеет должного эффекта, если он не будет инструментом двойного действия, а именно формой обучения, при которой педагог заинтересован не только в продукте деятельности, но и в активной коммуникации, а обучающиеся заинтересованы не только в коммуникации, но и в продукте их совместной деятельности.

Любая традиционная форма обучения, претерпевая изменения, становится инновационной.

Исходя из этого, можно говорить о том, что каждый педагог может создать свою, уникальную, инновационную форму обучения, если добавит в уже существующую личную заинтересованность.



Вспомогательная литература:

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Ростов н\Дону.: Феникс, 2003 г.,

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПБ.: «Питер», 2001 г.,

3. Асмолов А. Г. "Психология личности". М.: Смысл, 2001 г.,

4. Ерофеева Н. И. Управление проектами в образовании. – М.: Народное образование, 2002 г.,

5. Майер Л. Арт-терапия в работе с подростками. – Ростов н\Дону.: «Феникс», 2001г.,

6. Микалко М. Взлом креатива. - М.: «МИФ», 2006 г.,

7. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.-“Флинта”, -2001;

8. Ньюкомб Нора. Развитие дивергентного мышления в подростковом возрасте. М.: "Академия", 2000 г.,

9. Петровский В. А., Калиненко В. К., Котова И.П. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов н/Дну.: «Феникс», 2003 г.,

10. Юркевич В. С. "Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность ", Ростов н\Дону,: 2004 г.


Интернет-ресурсы:

Материалы из Википедии- Свободная энциклопедия.

http://www.casemethod.ru



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезную информацию!

20 February 2020

Спасибо, Наталья Владимировна! Всегда рад делиться опытом ))

20 February 2020

Спасибо за интересную статью!

20 February 2020

Марина Юрьевна, спасибо!

20 February 2020

Спасибо! Чётко и понятно!

20 February 2020

Наталия Алексеевна, спасибо! Приятно! ))

20 February 2020

Благодарю за интересный материал!!!

22 February 2020

Спасибо, Наталья Фёдоровна! Приятно мнение коллег, да ещё и земляков))

22 February 2020