Мои инновации в обучении и воспитании
(выступление на мастер-классе: «Инновационные формы обучения»)
Автор
Даниэль Мухабович Капов
педагог-психолог СОМР УВО
ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас.
Эрнест Вилфрид Легуве
Прежде чем касаться темы инновационных технологий, хотелось бы обратиться к этимологии понятия.
Инновация – нововведение, комплексный процесс создания распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей. (Словарь терминов).
Динамично изменяющиеся условия образовательного процесса, обуславливают необходимость изменения профессионального самосознания личности педагога.
В своей работе, я использую различные техники и методики. Их нельзя назвать инновационными с точки зрения их научного формирования, но можно с точки восприятия их обучающимися, т.к, до этого, в своем актуальном и ближайшем развитии, они не встречались с подобными формами получения знаний и использования собственных ресурсов.
Итак, первый метод, о котором пойдет речь, это «Кейс-метод» или «Метод решения проблемных ситуаций».
Кейс-метод - это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.
В России данная технология стала использоваться относительно недавно, а особую популярность получил в период после 2017 года, в рамках образовательных проектов, направленных на развитие гибких компетенций.
Данный метод позволяет донести до понимания обучающихся осознание того, что ни одна ситуация, ни одно событие или обстоятельство, не имеют «верного входа и выхода».
«Кейс-метод» дает возможность научить принимать различные решения с учетом всех возможных вариантов дальнейшего развития событий, их влияния как на личность отдельно, так и на общество в целом. В данном случае можно говорить о ближайшем и авторитетно-значимом окружении.
Как образовательно-воспитательный инструмент, данный метод является одним из действенных способов развития дивергентного мышления, которое, безусловно, является одним из свойств современной, гибкой и легко адаптирующейся личности.
Еще один метод образовательной коммуникации, используемый мной в своей деятельности, это Метод мультикомандного взаимодействия.
Мультикомандное взаимодействие – это активная образовательная коммуникация обучающихся, в условиях постоянно изменяющегося состава рабочей команды (рабочей группы).
Главное отличие мультикомандного взаимодействия от традиционной командной работы заключается в том, что в первом случае, команда не является стабильным элементом решения задачи. В процессе выполнения задания (или задачи), состав команд постоянно меняется, при этом, педагог сам формирует принцип смены составов.
Как образовательный инструмент, данный метод позволяет педагогу: во-первых, оценить уровень и качество адаптивности обучающихся к нестабильным условиям среды.
Во-вторых, отследить и оценить личностные качества обучающихся, их успешность и\или неуспешность в конкретном составе рабочей группы, увидеть факторы эмоционального влияния на физическое состояние обучающихся, проследить качество коммуникации в конкретном коллективе в целом, предугадать факторы отрицательного влияния, способствующие возникновению различных деструктивных ситуаций.
В-третьих, это одна из мощнейших социометрических методик, позволяющая провести полный анализ качества коммуникации и успешности групповой работы.
С воспитательной точки зрения, данная форма образовательной коммуникации направлена на развитие у обучающихся осознания ценности каждого участника.
В процессе смены составов, педагог имеет возможность отследить вовлеченность и вклад каждого ученика в групповой результат, и наоборот, оценить степень заинтересованности группы в каждом участнике.
Ну и последний метод, о котором пойдет речь в данной статье, метод Сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра - это вид активной деятельности, в процессе которой дети воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Ролевая игра – это уникальная форма коммуникации, в процессе которой, обучающиеся имеют возможность применять имеющийся у них опыт и знания с позиции другого, учатся гармонично и осознанно использовать собственные ресурсы, приходят к пониманию того, что каждое их действие оказывает влияние на них же.
С позиции образовательного процесса ролевая игра - это, по сути своей, инструмент формирования личностных, социально-значимых качеств.
О чем хотелось бы сказать в завершении:
Ни один метод обучения и воспитания, будь он традиционным или инновационным, не возымеет должного эффекта, если он не будет инструментом двойного действия, а именно формой обучения, при которой педагог заинтересован не только в продукте деятельности, но и в активной коммуникации, а обучающиеся заинтересованы не только в коммуникации, но и в продукте их совместной деятельности.
Любая традиционная форма обучения, претерпевая изменения, становится инновационной.
Исходя из этого, можно говорить о том, что каждый педагог может создать свою, уникальную, инновационную форму обучения, если добавит в уже существующую личную заинтересованность.
Вспомогательная литература:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Ростов н\Дону.: Феникс, 2003 г.,
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПБ.: «Питер», 2001 г.,
3. Асмолов А. Г. "Психология личности". М.: Смысл, 2001 г.,
4. Ерофеева Н. И. Управление проектами в образовании. – М.: Народное образование, 2002 г.,
5. Майер Л. Арт-терапия в работе с подростками. – Ростов н\Дону.: «Феникс», 2001г.,
6. Микалко М. Взлом креатива. - М.: «МИФ», 2006 г.,
7. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.-“Флинта”, -2001;
8. Ньюкомб Нора. Развитие дивергентного мышления в подростковом возрасте. М.: "Академия", 2000 г.,
9. Петровский В. А., Калиненко В. К., Котова И.П. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов н/Дну.: «Феникс», 2003 г.,
10. Юркевич В. С. "Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность ", Ростов н\Дону,: 2004 г.
Интернет-ресурсы:
Материалы из Википедии- Свободная энциклопедия.
http://www.casemethod.ru
Пролубщикова Наталья Владимировна
Daniel Mukhabovich Kapov
Горбачёва Марина Юрьевна
Daniel Mukhabovich Kapov
Ивлиева Наталия Алексеевна
Daniel Mukhabovich Kapov
Кияйкина Наталья Федоровна
Daniel Mukhabovich Kapov