Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Личный герб»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет ИЗО
Урок № 24
Тема урока: Личный герб
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Цель: Продолжить формирование понятия о символическом характере декоративного искусства на примере герба. Познакомить с символами и гербами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов.
Задачи:
Образовательная:
приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение декоративной символики как обозначение жизненно важных для человека смыслов.
Развивающая:
развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.
Воспитывающая:
воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
УУД:
Личностные:
мотивация к изучению данной темы для понимания орнаментальной символики, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;
осознание практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока;
осознание значимости эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа;
ценностное отношение к процессу создания герба семьи;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества
Регулятивные
умение принимать и сохранять цель урока;
умение находить способы решения поставленной цели по созданию герба семьи;
умение планировать, контролировать, анализировать и оценивать собственную художественную деятельность ;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Познавательные:
осознанное понимание условно-символического характера орнаментальности, изобразительной условности искусства геральдики;
самостоятельное определение характерных качеств знака и символа в геральдике;
осмысление специфики языка символов и получение возможности применения на практике образного языка знаков и символов геральдики;
выделение познавательной цели о характерных особенностях символики гербов;
выбор способов решения: поиски композиции, материалов, знаково-символических изображений.
Коммуникативные:
умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Понятийный аппарат:
герб, геральдика, клейнод, щитодержатели, геральдические фигуры, негеральдические фигуры
Материалы и оборудование:
Раздаточный материал: примеры девизов, форма щитов, деление щита, символическое значение цвета.
Компьютер.
Медиапроектор
Проекционная доска.
Аудиозапись Ai vist lo lop
Презентация «Личный герб»
Зрительный ряд:
Новые слова: феодалы, герб, геральдика, клейнод, щитодержатели, геральдические фигуры, негеральдические фигуры
Плакат с изображение полного герба
Репродукция с изображением средневекового рыцаря
Репродукция с изображение сцены рыцарского турнира.
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1.Организационный момент (1-2 минуты) 2. Актуализация и мотивация (5-6 мин) |
Приветствие учащихся Проверка готовности к уроку, организации рабочего места.
Ребята! А давайте мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Куда? Попробуйте представить сами, прослушав музыкальное произведение. Прослушивание аудиозаписи Ai vist lo lop
Как вы думаете, в какие времена могло звучать это произведение и где? 1. Вводная беседа Мы отправимся в путешествие в далекое прошлое, в эпоху раннего средневековья. Это было мрачное время, полное войн и болезней, кровавое, грубое. Это был период культа силы, власти жестокости, лицемерия. В эту мрачную эпоху в Европе появляется новый герой, родилась одна из самых прекрасных идей человечества. Облик нового героя был необычен, образ противоречив, но заложенная идея столь высока и прекрасна, что сердца людей потянулись к нему в надежде на помощь и защиту. Это был аристократ. Воин. Всадник, всегда готовый к бою, умеющий дать отпор любому нападению. Его так и назвали в Германии – riter – всадник, что потом стало звучать как…? (рыцарь) (показ репродукции «Средневековый рыцарь») Рыцари служили королю или феодалу. Их главным достоинством считались верность, преданность, честь. Отличаться от других, выделяясь своими подвигами и достоинствами – вот что было принципом рыцарей. Но давайте посмотрите, как они выглядели! Во что одеты? Как же можно было отличить в бою врагов от друзей? Посмотрите на репродукцию с изображением рыцарского турнира. Чем отличаются участники турнира? Правильно. Знаками на щитах и шлемах. Значит, как решили проблему опознания, узнавания? Каждое изображение относилось к единственному, конкретному человеку. Новая традиция была заложена. Был изобретен рассказ о человеке в особо знаковом рисунке – в гербе. Что такое герб, как вы думаете? А у кого еще может быть герб? 2. Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока. Сегодня во время нашего путешествия мы создадим свой личный герб, но для этого нам необходимо разобраться, что же такое герб, из чего он состоит и по каким правилам строится. |
Приветствие учителя Проверка организации рабочего места Эмоциональный настрой к познавательной деятельности Диалог Ответы на вопрос Диалог |
Мотивация к изучению нового материала (Л) Развитие фантазии и воображения (Л) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Осознание познавательной задачи; умение слушать (П) Выдвижение гипотез и их обоснование (П); Анализ объектов с целью выделения признаков(П) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Выдвижение гипотез и их обоснование (П); Принятие и сохранение учебной задачу; планирование в сотрудничестве с учителем необходимых действий, операции, действие по плану (Р) |
3. Объяснение нового материала. (8 - 10 мин) |
Так что же такое герб? Давайте посмотрим, как это понятие определяет Словарь иностранных языков. Найдите и зачитайте. Герб был с рыцарем повсюду, становясь частью его одежды, жилища, предметов быта. Красивая идея продолжала развиваться. Родилась новая наука – геральдика (слово вынесено на доску) Как вы думаете, что это за наука? Что она изучает? Появились герольды (слово вынесено на доску) – выученные специально люди, которые хорошо знали правила гербов, их формы, смысл каждой фигуры, законы создания гербов. Со второй половины XIII века герб стал неизменным атрибутом не только рыцаря, но и любого знатного, именитого человека. Герб состоит из множества деталей. (Работа по плакату с частями герба – приложение 1 и презентацией) Если владелец – член рыцарского ордена, появлялся клейнод. Он служит украшением верхней части шлема (слайд 2) Если владелец имел титул графа или герцога, в гербе появлялась корона (слайд 3) Щит на гербе обычно держат щитодержатели. Это могут быть человеческие фигуры, животные, птицы, мифологические существа (слайды 3 – 8) Герб украшает лента с девизом. Девиз включает в себя слово или краткое предложение, которое отражает жизненные принципы владельца. «Иди осторожно!», «Слава – награда за смелость», «С нами Бог!», «Твори добро!» У вас на столе есть примеры девизов (Приложение 2). Прочитайте их и выберете тот, который вам подходит. А, может, вы придумаете свой? Давайте озвучим и поясним ваш выбор. Основным элементом герба является щит. Именно на нем помещались геральдические фигуры. Щит нес самую важную информацию о владельце. Перед вами яркие примеры того, как изменялась, развивалась форма щита (Приложение 3). Поверхность щита была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти поля называются геральдическими фигурами. Посмотрите на иллюстрации способы деления гербов (Приложение 4). Выбранный цвет имел символическое значение. Посмотрите на рисунки у вас на столах (Приложение 5) Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур – изображений животных, растений, кораблей, предметов быта, оружия, а так же фантастических животных, даже частей тела человека (слайды 9 – 11) Фигуры попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое символическое значение: - дракон – могущество; - крылатый змей -? (зло, смута); - рука в перчатке - ? (храбрость); Дуб, медведь - ? (сила, мощь); - факел, раскрытая книга - ? (знания); - пчела-? (трудолюбие). А каких вы знаете символических животных? Индивидуальные знаки отличия передавались из поколения к поколению. Они становились признаками родовитости происхождения. Гербы имели только знатные аристократические семьи. |
Работа со словарем Ответы на вопросы Работа с карточками Диалог Работа с иллюстративным материалом. Диалог |
Умение работать со словарем, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её, понимать информацию (П) Выдвижение гипотез и их обоснование (П); Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Умение понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме (П) Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (Л) анализ, сравнение, классификация, умозаключения (П) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К); Умение понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме (П) Осознанное понимание условно-символического характера орнаментальности, изобразительной условности искусства геральдики (П) Выдвижение гипотез и их обоснование (П); Анализ, сравнение, классификация; умозаключения, выводы, обобщения (П) осознанное понимание условно-символического характера орнаментальности, изобразительной условности искусства геральдики (П) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
4. Реализация индивидуального задания. (2 – 3 мин) |
По-разному появлялись гербы у русских людей. Что ни герб, то своя история. Некоторые истории нам подготовили ребята (Приложение 6) (слайды 12 – 13) |
Рассказы об истории герба Саши Румянцева. История о возведении во дворянство солдат гренадерской роты. |
Участие в творческом, процессе; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа (Л) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (П); умение слушать (П) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой (К) |
5.Постановка художественной задачи. Первичное закрепление (2 - 3 мин.) |
Каждый из представленных сегодня гербов неповторим, индивидуален, отражает основные занятия или заслуги их обладателей. Сегодня вы тоже составите свой собственный, индивидуальный герб. На прошлом уроке я просила вас узнать подробнее о ваших семьях, найти что-то общее, что объединяет несколько поколений. Может это черты характера, какое-то увлечение. Может быть, это профессия или общее желание, стремление. Кто хочет поделиться с нами своими открытиями? Какие геральдические фигуры будешь использовать? А какой цвет ты выберешь для своего герба? Какие негеральдические фигуры? Какие символы изобразите? Вы не обязаны слепо подражать готовым образцам и повторять чужие находки. В создании герба уместна ваша фантазия, остроумие, свобода ассоциаций. Герб – дело личностное. Пусть все в нем будет неповторимым, только вашим, пусть он содержит в себе подлинный рассказ о вас, ваших предках, желаниях и надеждах. |
Диалог |
Выражение своих мыслей, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, (К); поиск и выделение необходимой информации (П); анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей (П); осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена семьи, общества (Л) |
6. Практическая работа (15 – 20 мин.) |
Индивидуальная консультационная работа с учащимися. Помощь при планировании, коррекции (оптимальный выбор композиции учащимся). Стимуляция саморегуляции, внушаю уверенность в собственные творческие способности отдельных учащихся, планирование процесса творчества |
Самостоятельная практическая работа |
Выбор способов решения: поиски композиции, материалов, знаково-символических изображений (П). развитие фантазии и воображения, способность к созданию художественного образа (Л) осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена семьи, общества (Л) умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать, анализировать и оценивать собственную художественную деятельность (Р) |
7. Рефлексия деятельности. (3 – 4 мин.) |
Вот и подошло к концу наше путешествии. Осталось подвести итоги. - Над какой темой мы работали сегодня на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу и создать свой личный герб? - Давайте посмотрим результаты
- Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса. А к следующему уроку я попрошу вас узнать побольше о родном городе. Вспомните его истории, обратите внимание на современную жизнь и постарайтесь найти что-то особенное, исключительное, чем бы наш город отличался от других городов. Спасибо за урок! |
Диалог Выставляют свои работы. Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности(П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (Р) |
.
Презентация "Личный герб"
PPT / 7.74 Мб
Приложение 2
DOCX / 11.33 Кб
Приложение 3
JPG / 58.11 Кб
Приложение 4
JPG / 69.22 Кб
Приложение 5
JPG / 40.72 Кб
Приложение 6
DOCX / 13.72 Кб
Музыкальное сопровождение
MP3 / 974.95 Кб