Орнаментальное творчество коренных народов Севера. Круговые бисерные розетки-обереги.

0
0
Материал опубликован 1 May в группе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр творческого развития и гуманитарного образования»





Практическая работа с использованием регионального компонента


«Орнаментальное творчество коренных народов Севера. Круговые бисерные розетки - обереги»






Автор-составитель:

Педагог дополнительного образования

Савчук А.Н.










г. Петропавловск-Камчатский

2025 г.



Тема: «Орнаментальное творчество коренных народов Севера. Круговые бисерные розетки - обереги»

Цель: формирование этнической идентичности детей младшего школьного возраста в образовательной деятельности посредством изготовления эскиза традиционного кружкового орнамента – бисерной розетки-оберега.

Задачи: познакомить учащихся с историей, традициями и орнаментальным творчеством коренных народов Севера; познакомить с основными приемами композиционного построения узоров; изготовить эскиз традиционного кружкового орнамента – бисерной розетки-оберега.


Зрительный ряд: бисер, бисерная розетка-оберег, схема бисерной розетки.

Материалы и инструменты: цветные карандаши, стаканчики для воды (при использовании акварельных цветных карандашей), листы с распечатанными на них схемами бисерных розеток.
















                       Ход урока


1. Организационный момент


2. Теоретическая часть урока

2.1. Введение в тему

Учитель делает вид, что роняет что-то очень маленькое, водит глазами по полу.

Дети: «Что Вы ищете?»

Учитель: «Часть культуры»

Дети удивленно: «Культуры?! Какой культуры?»

Учитель отвечает: «Нашей. Северной». Затем поднимает с пола бусинку, которую «искал» (все это время бусинка была спрятана за ножкой стола).

Дети: «Это же бусинка!»

Учитель: «Верно. Это бусинка. А еще это часть культуры коренных народов Севера»


2.2. Знакомство с орнаментальным творчеством коренных народов Севера

Учитель достает из коробочки розетку-оберег, выполненную из меха и бисера, и показывает ребятам.

Учитель: «Я уверена, что такие изделия видел каждый из вас, кто хоть раз бывал в этнической деревне, в магазине сувениров, на больших городских праздниках и национальных праздниках коренных народов Севера Нургенек, Алхалалалай, Хололо, гонке на собачьих упряжках «Дюлин», «Берингия», видел выступления национальных ансамблей Мэнго, Нулгур, Коритев…»

Дети вспоминают, где видели такие, перечисляют.

Учитель: «А знаете ли вы для чего они?»

Дети гадают. Возможно, среди ответов будут и верные, которые подкрепятся рассказом учителя.

Учитель продолжает: «Северные народы украшали и украшают свою верхнюю меховую и кожаную одежду-кухлянки кружковым орнаментом - розетками. Круговые розетки традиционно выполняются из меха и кожи и играют роль оберега. Ранее кожаные кружки были с кисточками в центре. Их пришивали к кухлянкам на плечи, грудь или против той части тела, в которой чувствовалась боль. В центре кожаного кружка располагалось грубое изображение защитника. Считалось, что чем больше украшений на одежде, тем больше шансов уберечься от злых духов.

С появлением бисера и его широким распространением круги-обереги изменились; исчезло изображение защитников в центре, внутреннее пространство заполнилось бисером, а меховая кисточка переместилась к краю кружка.

Размеры бисерных розеток варьируются от 1 до 6 см (иногда и более). Орнамент бисерной розетки, отороченной мехом, может быть составлен из секторов разной величины и цвета, сложных сочетаний геометрических фигур. Центральное место на груди кухлянки занимает самая крупная розетка, мелкие розетки располагаются справа и слева от центральной. Более всего украшается спина изделия, там бисер более крупный, чем спереди.

Для корякских кухлянок характерно большое количество подвесок из бисера и бус. Часто традиционное украшение кухлянки, свободно свисающие подвески из бисера и стеклянных бус, пришиваются к розетке, как ее продолжение»


3. Практическая часть урока

3.1. Создание эскиза бисерной круговой розетки

Учитель: «Сегодня на уроке вы будете в роли мастеров, и каждый создаст эскиз своего оберега»

Учитель раздает детям листы с распечатанными на них схемами бисерных розеток (рис.1) и предлагает раскрасить бисеринки на свой вкус так, чтобы получился узор. При этом основное внимание сосредоточивается на том, чтобы учащиеся смогли продумать последовательность выполнения рисунка, что и как рисовать, представить конечный результат своей работы. Обращается внимание детей на ритмичном чередовании деталей рисунка, которые расходясь от центральной точки по лучам, заполняют всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении полностью совмещаются, образуя центрический орнамент – розетку.



t1746096652aa.jpg

Рис. 1


3.2. Организация выставки детских работ

Учитель: «Молодцы ребята. Какие красивые розетки у вас получились! Ребята, давайте поставим работы на подставку.

Организация выставки детских работ.


4. Рефлексия

Учитель: «Вам понравилось? Кто запомнил, какое значение имеют эти розетки?»

Дети отвечают.


5.Организационное завершение урока

Уборка рабочего места.





Приложение

Зрительный ряд


t1746096652ab.jpg


Бисерная розетка-оберег



Схема бисерной розеткиt1746096652aa.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации