Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экскурсия-пленэр в питомник «Снежные псы» Общины Коренных Малочисленных Народов Камчатского Края «Дети Севера»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Экскурсия-пленэр в питомник «Снежные псы» Территориально-Соседской Общины Коренных Малочисленных Народов Камчатского Края
«Дети Севера»
Автор: Сушко Анастасия Владимировна,
преподаватель
г. Петропавловск-Камчатский
2017 год
Содержание
Пояснительная записка 3
План мероприятия 5
Содержание внеклассного мероприятия 6
Заключени 9
Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов 10
Приложение 1. Фотоотчет о проведенном мероприятии 11
Приложение 2. Пленэрные работы и композиции 14
Пояснительная записка
Изучение этнокультурного и регионального компонентов располагает большими возможностями для сохранения культурного наследия и традиций нашей страны и Камчатского края.
Знакомство с культурным наследием региона, укладом жизни народов, проживающих в нем, историей, традициями, природой помогает решать задачи нравственно-эстетического, патриотического воспитания, способствует развитию творческих способностей учащихся.
Одной из форм реализации этнокультурного и регионального компонента в системе дополнительного образования в детской художественной школе является пленэр.
Пленэр (от франц. en plein air — «на открытом воздухе») — правдивое отображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося под открытым небом, при активном влиянии воздушного пространства и солнечного света. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе, на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью наиболее полного воспроизведения ее реального облика.
В данной методической разработке представлено внеклассное мероприятие на основе экскурсионной и пленэрной работы с детьми 11-14 лет, обучающимися в 2-3 классах детской художественной школы.
Экскурсия-пленэр – это внеклассное мероприятие для учащихся детской художественной школы, направленное на непосредственное восприятие и изображение изучаемых объектов, которое способствует приобщению детей к истории, обычаям, традициям коренных народов Камчатки, воспитанию устойчивого интереса к культуре и природе своего края. Во время учебного пленэра закрепляются и углубляются знания и навыки по живописи, рисунку и композиции, развивается творческая активность и инициатива учеников, их художественные потребности и эстетический вкус. Пленэрные работы, выполненные во время мероприятия, подкрепляются знаниями, личными впечатлениями, полученными в ходе экскурсии, и составляют хорошую базу для работы над творческими композициями, помогают полнее раскрывать образы, характеры, состояния столь самобытного Камчатского края. Прикасаясь с детьми к истории и культуре региона, отражая ее в живописных и графических работах, мы обеспечиваем важную связь поколений, сохраняя ее для наших потомков.
Это занятие под открытым небом носит как познавательный, так и оздоровительный характер. В условиях современного мира дети, как правило, имеют большие нагрузки в школе и на дополнительных занятиях, проводя большую часть времени в помещениях. Мероприятие на открытом воздухе в условиях экологически-чистой среды в красивом уголке камчатской природы оказывает благоприятное воздействие на физическое и эмоциональное здоровье ребят.
Мероприятие рекомендуется проводить в дни школьных каникул или в выходные дни. Разработка может быть использовано в работе педагогов дополнительного образования, преподавателей ДХШ, ДШИ, изостудий и адаптирована для детей разного школьного возраста.
Данное внеклассное мероприятие соответствует требованиям ФГТ, так как:
в основу положен системно-деятельностный подход обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий;
при планировании проекта внеклассного мероприятия учтены возрастные и психологические особенности учащихся;
на основе предметного содержания созданы условия для формирования универсальных учебных действий;
на всех этапах мероприятия учащиеся вовлечены в активную познавательную и практическую деятельность;
этапы мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и включают различные виды деятельности;
каждый ученик получает положительные эмоции, что способствует повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к обучению в ДХШ, стимулирует детей и повышает их активность.
Цель мероприятия: создание условий для духовно-нравственного воспитания, расширение знаний и представлений о своем крае средствами экскурсионно-образовательной деятельности, повышение творческой активности через работу на пленэре.
Задачи мероприятия:
1. Создать условия для получения дополнительных знаний по истории своего края, познакомить обучающихся с традиционным укладом жизни и бытом коренных народов Камчатки.
2.Продолжать формирование умений и навыков работы с натуры на пленэре.
3. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.
4.Создать условия для формирования коммуникативных навыков.
5.Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе.
4. Воспитывать положительную мотивацию к экскурсионным занятиям и работе на пленэре.
5. Раскрыть творческий потенциал учащихся при работе на пленэре через реализацию полученных ими знаний и личных впечатлений во время проведения экскурсии.
6.Содействовать формированию толерантного отношения к культуре и народам своего региона.
Виды деятельности учащихся:
-познавательная
-ценностно-ориентированная
-эстетическая
-досуговая
-коллективная творческая деятельность
-проблемно-поисковая
-оздоровительная
Методы:
-метод пректов
-обучение в сотрудничестве
-технология личностно-ориентированного обучения
-технология проблемного обучения (развитие познавательной активности)
-нформационно-коммуникативные
-технология исследовательских методов в обучении
-здоровьесберегающие технологии (работа на открытом воздухе)
-метод рефлексии
Вид мероприятия:
По содержанию: учебно-тематичесое.
По способу передвижения: автобусное.
По месту проведения: загородное.
По составу и количеству участников: групповое
Продолжительность экскурсии: 4 часа.
Категория участников: обучающиеся 2-3 классов ДХШ, сопровождающие родители.
Маршрут экскурсии:
-Детская художественная школа (проспект Карла Маркса 27) – Питомник «Снежные псы» - Детская художественная школа (проспект Карла Маркса 27)
План мероприятия
1.Сбор учащихся и сопровождающих родителей в фойе ДХШ в 10:15, инструктаж «Правила поведения во время экскурсии-пленэра»;
2.Переезд на автобусе к питомнику «Снежные псы» 10:30 – 11:00;
3.Экскурсия по этнокомплексу 11:00 – 12:00 :
-встреча, беседа о культуре и быте народов Камчатки, об их традициях и обычаях;
- кинологическая экскурсия по питомнику, знакомство с его обитателями, рассказ о породах ездовых собак, о видах ездового спорта, о соревнованиях, которые проводятся на базе питомника «Снежные псы»;
- посещение оленьей фермы;
- посещение этнографического музея, посещение стенда берингийской славы;
- чаевка в национальном жилище;
4.Пленэр на территории этнокомплекса 12:00-14:00;
5.Отъезд, возвращение в ДХШ (ориентировочно 14:30).
Содержание внеклассного мероприятия
Сбор учащихся и сопровождающих родителей в фойе ДХШ.
Приветствие. Проверяем наличие теплой одежды и готовность к пленеру. Проведение инструктажа «Правила поведения во время экскурсии-пленэра».
Правила поведения во время экскурсии:
Участник мероприятия обязан соблюдать дисциплину, выполнять правила безопасного поведения в автобусе во время движения.
В ходе экскурсии учащиеся должны поддерживать чистоту и порядок в автобусе и на территории этнокомплекса, мусорные отходы должны быть собраны в специально отведённом для этого месте.
На территории этнокомплекса «Снежные псы» ходить только по дорожкам, не кормить и не приближаться к животным без разрешения и сопровождения взрослых.
Участник экскурсии должен своевременно информировать преподавателя или сопровождающих родителей об ухудшении состояния здоровья, различных видах недомогания, если такие случились.
Переезд на автобусе к питомнику «Снежные псы»
Учащиеся и родители садятся в автобус и отправляются в красивый полудикий уголок природы в получасе езды от городского шума и повседневной суеты.
Экскурсия по этнокомплексу.
Преподаватель: «Тема нашей экскурсии: «Знакомство с культурой и бытом народов Камчатки». Сегодня у Вас есть прекрасная возможность побывать вдали от ежедневной суеты и хлопот цивилизации. Вас ждет волнующий мир почти нетронутой природы, дарующий чувство внутренней гармонии.
«Снежные псы» - это живописное место с ландшафтом лесотундры, изобилующей редкими растениями, многие из которых занесены в «Красную книгу Камчатки». Коллектив этнокомплекса дорожит этим и старается сохранить этот уникальный растительный мир в первозданном виде.
Попробуйте представить, как жили люди на Камчатке задолго до прихода современной цивилизации, как они выглядели, как одевались, что ели и чем занимались? Как они приспособились к жизни в суровых условиях нашего края? Вы уже слышите лай собак и видите немного необычные постройки, и ваше воображение предлагает какие-то ответы на мои вопросы? Так давайте отправимся на территорию этнокомплекса «Снежные псы» получим ответы на многие вопросы и увидим это все своими глазами, тем более, что там нас уже ждут.»
Знакомство ребят с экскурсоводом и одним из организаторов этнокомплекса – Семашкиной Анастасией, которая рассказывает ребятам об общине «ДЕТИ СЕВЕРА», питомнике «Снежные псы», направлениями их деятельности, проводит беседу о культуре и быте народов Камчатки, их традициях и обычаях.
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Камчатки «ДЕТИ СЕВЕРА» - небольшое сообщество коренного населения Камчатского края. Община была создана в 2007 году для возрождения и развития традиционного ездового собаководства.
Председателем общины является Семашкин Андрей, алеут по происхождению, он вырос в национальном селе Эссо, перенял все традиции и особенности быта народов Камчатки. Такой опыт, несомненно, помог ему организовывать и участвовать в длительных зимних экспедициях по дальним северным поселкам Камчатского края. Путешествуя по северным деревням Камчатки, Андрей принимает участие в развитии местных общин.
Приход цивилизации имел негативное влияние на регион: многое было разрушено, а местное население потеряло надежду на здоровое будущее. Местные жители (особенно молодежь) стали забывать собственные традиции и культуру.
Цель общины состоит в том, чтобы вдохновить местное население и Вас, ребята, на бережное отношение к наследию своего региона, к традиционному жизненному укладу и поддержке традиций ездового собаководства.
Далее экскурсовод проводит беседу о культуре и быте народов Камчатки, их традициях и обычаях.
Коренными народами Камчатки являются коряки.
Тундровые коряки ведут преимущественно кочевой образ жизни на просторах тундры, занимаясь разведением оленей. Береговые ведут оседлый образ жизни. Их основное занятие – рыболовство.
Ещё одним коренным народом Камчатки являются ительмены. Основным традиционным занятием ительменов являлось рыболовство.
Коренным народом являются камчадалы - ответвлением русской нации. Камчадалы – это потомки самых первых русских поселенцев на Камчатке, ассимилировавшихся с ительменами.
А еще на Камчатке проживают чукчи, алеуты, айны, эвены, и у всех есть своя история, культура, традиции.
Ребята осматривают жилые и хозяйственные постройки народов Камчатки. Узнают их названия, назначение, особенности, отличия.
Осмотр национальных жилищ «Яранга»- представляет собой особый вид переносного чума у кочевых коряков, чукчей, эвенков, ительменов. Яранга имеет деревянный каркас из веток, снаружи покрывалась оленьими или моржовыми шкурами.
Осмотр «Юрты» и «Балагана» - востроверховой шатер на девяти столбах, изначально служил летним жилищем, позже использовался как хозяйственная постройка для хранения продуктов, нижние жерди использовались для вяления рыбы.
После кинолог знакомит ребят с добродушными неутомимыми обитателями питомника «Снежные псы». Слушают рассказ о породах ездовых собак, о видах ездового спорта, а также о соревнованиях, которые проводятся на базе питомника «Снежные псы» и о знаменитой гонке на собачьих упряжках «Берингия», неоднократными победителями которой являются радушные хозяева питомника Андрей и Анастасия Семашкины.
А дальше ребят ждет знакомство с оленями – отправляемся на оленью ферму. В загоне находятся около десяти оленей, можно наблюдать этих красивых животных в разных ракурсах и ситуациях: около кормушек, лежащих, бодающихся. Экскурсовод рассказывает ребятам о роли этих животных в жизни народов севера. Преподаватель акцентирует внимание на характерные анатомические особенности, пропорции, цвет оленей, характер поз и движения.
Посещение этнографического музея и знакомство со стендом берингийской славы завершает наше знакомство с этнокомплексом.
Ребята с сопровождающими отправляются на чаевку в теплую уютную юрту, где можно познакомиться еще и с традиционной одеждой аборигенов. Чаёвкой коренные жители Камчатки называют небольшую остановку на отдых с обязательным перекусом и чаем.
Пленэр на территории этнокомплекса.
После чаевки преподаватель обсуждает с ребятами работу на пленэре. Выбираются наиболее интересные места, объекты и сюжеты для набросков, зарисовок или этюдов, которые в дальнейшем будут использоваться в композициях «Мой край», «Первопроходцы Камчатки».
Задание:
- выполнить 4-5 набросков с натуры собак, оленей в разных позах, в движении, соблюдая основные пропорции и характерные особенности животных, формате А5-А4, свободные материалы;
- зарисовки или этюд жилых или хозяйственных построек народов Камчатки, формат А5- А4, свободные материалы.
Часть ребята располагаются напротив ездовых собак, начинают делать наброски и зарисовки животных, пытаясь передать движение, характер, пропорции. Преподаватель поочередно обходит учащихся, контролирует выполнение работы, помогает советом. Желающие под контролем экскурсовода отправляются делать наброски и зарисовки оленей. По мере выполнения набросков и зарисовок животных, учащиеся выбирают наиболее интересные ракурсы для зарисовок яранги, юрты, балагана и других построек на территории, помня о бережном отношении к окружающей природе и просьбе организаторов ходить по тропинкам. Выполнив наброски, ребята переходят к зарисовкам и этюдам.
Преподаватель помогает учащимся в выборе ракурсов, композиционных и цветовых решений, сюжетов для будущих творческих композиций. Перед каждым учащимся ставится индивидуальная задача с учетом его возможностей и интересов.
После выполнения работ отправляемся в юрту, где ребята изучают элементы национальных костюмов, их особенности и выполняют зарисовки. По окончании работы проводится просмотр с участием ребят, родителей, преподавателя и принимающей стороны.
Рефлексия. Ребята рассматривают и оценивают выполненные работы, которые помогут им при создании композиции. Обсуждают прошедшее мероприятие – наиболее полезные, интересные и запомнившиеся моменты.
Отъезд, возвращение в ДХШ.
Прощаемся с гостеприимным питомником «Снежные псы», садимся в автобус, возвращаемся в детскую художественную школу.
Заключение
В питомнике «Снежные псы» учащиеся ДХШ, родители и преподаватель Сушко Анастасия Владимировна провели незабываемый день.
В программу были включены интересная экскурсия, чаепитие и небольшая пленэрная практика: этюды, наброски и зарисовки домашних животных и жилищ коренных малочисленных народов Камчатки. Ребята получили новые знания о культуре края, его особенностях, собрали полезный материал для будущих композиций. Море положительных эмоций от общения с природой, сменой привычной формы классных уроков на занятие под открытым небом дало высокие результаты в дальнейшей работе с учащимися. Выполненные на пленэре наброски, зарисовки и этюды были оформлены на выставку в классе. А на их основе ребята успешно выполнили живописные и декоративные композиции «Мой край», «Первопроходцы Камчатки», приняли участие в краевых, всероссийских выставках и конкурсах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Некоторые из ребят увлеченно рассказывают о Камчатском крае в своих работах, и по итогам успешной учебы в ДХШ награждены поездкой во всероссийский ДОЛ «Океан» на смену «Рукотворный этнокруг».
Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов
Базанова М.Д. «Пленэр».-М., 1994г.
Тютюнова Ю.М.«Пленэр: наброски, зарисовки, этюды».-М.: Академический проспект , 2012 г.
Стеллер Г.-В. Описание земли Камчатки / Г. В. Стеллер - Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания "Новая книга", 2011 г. (Б-ка "Новой книги". Серия "Камчатка в описаниях путешественников")
Праздники и обряды коренных народов Камчатки : [сб.] / Мин. культуры Камч. края, краев. гос. учрежд. "Камч. центр нар. творчества" ; (сост. Зинаида Басунова ; под общ. ред. Галины Рассохиной) - Петропавловск-Камчатский : 2009г.
Приложение 1
Фотоотчет о проведенном мероприятии.
Приложение 2
Пленэрные работы и композиции
Наброски, зарисовки, этюды, выполненные на пленэре.
Композиции, выполненные ребятами с использованием пленэрных работ.
Трегуб Жанна
Понакшина Валентина Ивановна
Сушко Анастасия Владимировна
Цехановская Ольга Борисовна
Ястребова Элла Ревнеровна