Дополнительная общеразвивающая программа «Говоруша» для детей 5-7 лет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
«СОЗВЕЗДИЕ»
Рекомендовано: Методический совет от «____»__________20____г Протокол № ______________ | Утверждено: Директор МУ ДО ЦДТ «Созвездие» _________________ /Микитюк Т.В./ «_____» _______________20____г. |
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Говоруша »
Направленность: социально-педагогическая
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Молькова Наталия Владимировна,
педагог дополнительного образования
Некрасовское
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 6
ЗНАЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА 7
Регулятором норм для развивающей работы являются следующие принципы: 9
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: «Говоруша»
Педагог дополнительного образования: Молькова Наталия Владимировна
Тип программы: авторская
Направленность программы: социально-педагогическая
Продолжительность реализации программы:1 год.
Возрастной диапазон освоения программы: 5- 7 лет.
Форма организации образовательного процесса: групповая ,подгрупповая, индивидуальная.
Год написания – 2021
Год последней редакции - 2021
Наша речь — не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.
Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Наиболее сложным видом такой речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание. По сравнению с диалогом, монолог предполагает более полную форму изложения, содержит более сложные лексические и грамматические конструкции, требует заметных волевых и мыслительных усилий. Связная монологическая речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения. В связной речи проявляются и как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремленность и другие качества личности.
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению (недаром самостоятельное составление рассказа является надежным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приему детей в школы и другие образовательные учреждения: лицеи, гимназии, колледжи и пр.). Во-вторых, от качества связной речи впрямую зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр. И, наконец, в-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т. д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: «Говоруша» на основе программы«Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет» Т.А. Ткаченко
предусматривает поэтапное освоение детьми различных форм связной монологической речи - от простых до наиболее сложных (описательная речь, творческое рассказывание). Помимо этого, программа ориентирована на познавательное, творческое и личностное развитие и социальную адаптацию дошкольников.
.
Программа «Говоруша» имеет образовательный развивающий характер и рассчитана на один год обучения. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Говоруша» соответствует ФГОС ДО. При этом не дублирует содержание занятий в детском саду.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 5-7лет. Ориентируясь на возрастные, психологические и физиологические особенности детей данного возраста, занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия: 20-30 минут (1 академический час).
Количество детей в группе: 10
Общее количество часов по программе - 104
Цель программы: развитие связной речи дошкольников.
При формировании и развитии связной речи у дошкольников 5-7 лет программой предусматриваются следующие основные задачи:
Повышение детской инициативности и познавательной активности в ходе анализа и составления связного высказывания (рассказа).
Воспитание интереса к публичному рассказыванию.
Различение на практической основе понятий «предложение», «набор предложений», «рассказ».
Определение темы, основного содержания и логико-смысловой организации прослушанных или составляемых рассказов.
Умение пользоваться зрительным планом, смоделированным взрослым (предметные картинки, опорные сигналы, предметы-заменители, план-схема и пр.).
Предварительный анализ языковой организации рассказа.
Усвоение параметров оценки рассказов товарищей и своих собственных.
Формирование навыка составления репродуктивных (заучивание, пересказ) и самостоятельных рассказов повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера с использованием различной наглядности (игрушки, натуральные объекты, фотографии, репродукции, пиктограммы, иллюстрации, коллажи, сюжетные картины, видеоматериалы, слайды, детские рисунки и т. д.).
Регулятором норм для развивающей работы являются следующие принципы:
Принцип развивающего обучения, определяющий необходимость направленного формирования личности;
Принцип системности, предполагающий определенную последовательность подачи развивающего материала, поэтапное вычленение и интеграцию взаимосвязанных частей;
Принцип активности и самостоятельности, предусматривающий развитие у ребёнка волевого, произвольного познавательного интереса;
Личностно-ориентированная направленность развития, сочетающаяся с коллективным и индивидуальным подходом к детям;
Принцип успешности, подразумевающий доступные по форме и содержанию задания, с которыми дошкольник успешно справляется;
Принцип культуросообразности, требующий умения принимать ребенка таким, какой он есть, доверять ему, укрепляя его внутренние силы;
Принцип коммуникативности, воспитывающий у дошкольников потребность в общении со сверстниками и взрослыми;
Принцип наглядности, включающий в себя различные средства (игрушки, пособия, компьютерные технологии, создающие развивающую картину действий и результата).
Подробнее о данном принципе
Экспериментальным путем для развития связной речи у детей были выделены два вспомогательных фактора:
Наглядность.
Зрительный план высказывания.
Огромную роль наглядности, при которой или по поводу которой происходит речевой акт, пусковую роль ситуативной речи, порождаемой на наглядной основе, подчеркивали известные отечественные, а также зарубежные педагоги и психологи С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Д. Б. Эльконин, Пешон, Борель-Мезони, Роббинс. По их мнению, наглядность заметно облегчает поиск ребенком слова, направляет формулирование его мысли.
Значимость плана высказывания неоднократно отмечали в своих трудах отечественные ученые А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, О. С. Ушакова и др. Известнейший психолог Л. С. Выготский гениально заметил, что для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы дальнейшего высказывания, схемы высказывания, заключающей последовательность развертываемых этапов изложения. Необходимо также, чтобы каждое звено этого высказывания вовремя сменялось последующим.
Среди отечественных ученых-дефектологов проблемой коррекции и развития связной речи у дошкольников занимались Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Л. М. Чудинова, Л. Ф. Спирова, В. К. Воробьева, В. П. Глухов и др.
В отличие от большинства перечисленных авторов, на пусковом периоде развития связной речи автор предлагает использовать для обучения только те виды рассказывания, где максимально наличествуют оба указанных вспомогательных фактора, наглядность и зрительный план высказывания. А затем - упражнения с постепенно возрастающей сложностью за счет убывания наглядности и «свертывания» плана высказывания.
Такой подход позволяет постепенно, без скачков, усложнять характер монолога и обеспечивает плавный, естественный переход речи от ее ситуативной формы к контекстной.
Поясним на примерах первых трех, пусковых видов рассказывания - как в каждом из них представлены вспомогательные факторы и каким образом от вида к виду достигается усложнение связной речи.
Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию
Наглядность представлена максимально - в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых последовательно на глазах зрителей. Необходимые речевые средства дает образец рассказа педагога.
Составление рассказа по следам продемонстрированного действия
Наглядность и план рассказа те же, что на предыдущем этапе. Усложнение достигается за счет отсутствия речевого образца педагога. Рассказ дети составляют по его вопросам.
Пересказ рассказа с использованием магнитной доски
В качестве наглядности детям предлагаются предметные картинки, передвигаемые на магнитной доске в соответствии с происходящими в рассказе действиями (прыгнул, отошел и пр.). Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременно планом высказывания.
Итак, для детей с низким уровнем речевого развития и дошкольников раннего возраста, то есть на начальном, пусковом этапе формирования связной речи, мы предлагаем ограничиться следующими семью видами рассказывания:
Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.
Пересказ рассказа с использованием магнитной доски.
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин.
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картины.
Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Подробно методика и организация занятий на начальном, пусковом этапе обучения отражена в рабочей тетради «Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет» (издательство «Ювента», 2007 г.).
Для детей со средним уровнем речевого развития или дошкольников среднего возраста предлагается расширенная последовательность в видах рассказывания.
Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.
Составление рассказов по прослушанному тексту.
Составление рассказов по одной сюжетной картине.
Составление рассказов по памяти.
Составление рассказов по схеме.
Составление рассказов по символам.
Составление рассказов по предметам и объектам.
Составление рассказов по предметным картинкам.
Составление рассказов по заданным словам.
Подробно методика и организация занятий на втором этапе
обучения отражена в издании «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша» (издательство «Эксмо», 2007 г.).
Для детей с высоким уровнем речевого развития и дошкольников старшего возраста предлагаем наиболее полную разработку видов развития связной речи, данных в порядке возрастания сложности:
1. Повествовательные рассказы репродуктивного характера
(отображение событий в динамике, наличие сюжета с введением, основной частью и заключением; репродуктивность предполагает наличие образца рассказа):
Воспроизведение рассказов, составленных по демонстрируемому действию (дети наблюдают за происходящими на их глазах событиями, а затем дополнительно слушают образец рассказа педагога).
Пересказ рассказов с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
Пересказ рассказов с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.
Пересказ рассказов с наглядной опорой в виде предметов и объектов.
Пересказ рассказов с наглядной опорой в виде предметных картинок.
Пересказ рассказов с наглядной опорой в виде предметов-заменителей.
2. Повествовательные рассказы самостоятельного характера:
Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
Составление рассказов по серии сюжетных картин.
Составление рассказов по одной сюжетной картине.
Составление рассказов по предметам и объектам.
Составление рассказов по предметным картинкам.
Составление рассказов по предметам-заменителям.
Составление рассказов по опорным словам.
Описательные и сравнительные рассказы (характеристика предмета или явления, отображение его основных свойств и качеств в «статическом состоянии»).
Рассказы-рассуждения (состоят из цепочки суждений по поводу исходного тезиса, то есть аргументов в его поддержку или отрицание, а также итогового умозаключения).
Творческие рассказы (основанные на воображении):
Составление рассказа с добавлением последующих событий.
Составление рассказа с заменой объекта.
Составление рассказа с заменой действующего лица.
Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
Составление рассказа с добавлением предмета (объекта).
Составление рассказа с добавлением действующего лица.
Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
Составление рассказа с изменением результата действия.
Составление рассказа со сменой времени действия.
Подробно методика и организация занятий на третьем этапе обучения отражена в изданиях:
«Развитие мышления и речи по картинам с проблемным сюжетом у дошкольника 5-7 лет» (издательство «Ювента»).
«Развитие логики и речи по картинам с проблемным сюжетом у дошкольника 4-7 лет» (издательство «Ювента»).
«Занятия по картинам с проблемным сюжетом для развития связной речи у дошкольника 4-7 лет» (издательство «Ювента»).
«Формирование описательной речи у дошкольника 5-7 лет» (издательство «Ювента»).
«Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша» (издательство «Эксмо»).
«Обучение творческому рассказыванию по картинам» (издательство «Владос»).
Для успешного обучения детей связным монологическим высказываниям необходимо прежде всего определить так называемый стартовый уровень речевого развития ребенка (в условиях семьи) или группы детей (в условиях, детского сада).
Приведенная ниже таблица поможет проанализировать детские рассказы и установить уровень сформированности связной речи (высокий, средний, низкий).
№ | Параметры рассказа ребёнка | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 | Полнота | Содержание передано в полном объёме | Отражена большая часть событий. Отсутствуют отдельные художественные элементы (образные сравнения, эпитеты и пр.) | Рассказ схематичен, примитивен, незавершён |
2 | Самостоятельность | Полное отсутствие помощи взрослого | Эпизодическая помощь взрослого | Необходимость частых наводящих вопросов и подсказок взрослого |
3 | Последовательность | Отсутствуют перестановки событий | Одна перестановка событий | Две и более перестановок событий |
4 | Логичность | Указаны все причинно-следственные цепочки, даны объяснения всех событий | Объяснены не все названные события | Наблюдаются смысловые несоответствия, недостаточная информативность, полное отсутствие объяснения событий |
5 | Связность | Соблюдает связки между предложениями и частями рассказа | Эпизодически отсутствуют связки между предложениями и частями рассказа | Не соблюдаются связки между предложениями и частями рассказа. Имеются повторы в связках (слово «потом») |
6 | Непрерывность | Пауз нет | Одна-две непродолжительные паузы | Частые прдолжительные паузы |
7 | Использование словарного запаса | Разнообразие лексики, употребление синонимов, сравнений, образных выражений, точность (вплоть до оттенков) называния слов-действий и слов-признаков | Отсутствие точности в назывании некоторых действий, эпизодическое использование слов-признаков | Лексика однообразна, примитивна, неточное называние действий, слова-признаки не употребляются |
8 | Грамматическая правильность | Отсутствие грамматических ошибок | Одна-две грамматические ошибки (сложные предлоги, отдельные случаи согласования слов и пр.) | Частые грамматические ошибки (порядок слов, простые предлоги, словоизменение и пр.) |
9 | Произносительная сторона речи | Все звуки произносятся правильно, речь внятная, неторопливая, выразительная, голос громкий | Отдельные недочеты в произношении сложных звуков (Ш,Ж, Р), речь недостаточно громкая и выразительная | Неправильное произношение более 6 звуков (шипящие, сонорные, свистящие), речь тихая, невнятная, интонирование слабое |
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия проводятся с 15сентября по 15 мая;
Занятия проводится от 20 до 30 минут
Группа детей состоит из 10 человек. В зависимости от формы занятия дети могут делятся на подгруппы (5человек);
Образовательная деятельность по речевому развитию с детьми осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием ( 2 занятия ) и во второй половине дня (1 занятие). В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки;
Занятия проводятся в игровой форме;
Занятия проводятся в группе и в экологическом центре на ковре, на стульчиках, за столами.
Формы реализации:
НОД (занятия) ( основа занятия: составление рассказов)
игровые занятия,(основа занятия: составление рассказов)
беседы,
наблюдения,
экскурсии,
проблемно – игровые ситуации,
викторины, сочинение загадок и сказок,
рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.).
Предполагаемый результат по освоению программы:
К концу года дети:
участвуют в коллективном разговоре: задают вопросы, отвечают на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
Участвуют в спектаклях, играх - драматизациях, концертах.
Различают на практической основе понятий «предложение», «набор предложений», «рассказ».
Определяют темы, основного содержания и логико-смысловой организации прослушанных или составляемых рассказов.
Умеют пользоваться зрительным планом, смоделированным взрослым (предметные картинки, опорные сигналы, предметы-заменители, план-схема и пр.).
Усваивают параметры оценки рассказов товарищей и своих собственных, пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия т.д.
У детей:
формируется навык составления репродуктивных (заучивание, пересказ) и самостоятельных рассказов повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера с использованием различной наглядности (игрушки, натуральные объекты, фотографии, репродукции, пиктограммы, иллюстрации, коллажи, сюжетные картины, видеоматериалы, слайды, детские рисунки и т. д.).
Повышается инициативность и познавательная активность в ходе анализа и составления связного высказывания (рассказа).
Повышается интерес к публичному рассказыванию.
Оценивание уровня достигнутого ребенком образовательного результата может проводиться через:
организацию педагогического наблюдения;
открытые мероприятия (развлечения, концерты., занятия, спектакли, драматизации) для детей, родителей и педагогов;
творческие задания по составлению совместных альбомов, книг с собственными произведениями детей (сказки, рассказы, стихи).
участие детей в конкурсах
Взаимодействие с семьями воспитанников
Организация выставок работ детей;
Наглядно-информационные материалы для родителей;
Презентации деятельности для родителей;
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Содержательные линии | Кол-во часов | Форма аттестации | |||
Всего часов | Теория | Практика | ||||
| Введение. Инструктаж по ТБ. Вводная диагностика | 6 | 6 | - | Наблюдение и анализ детских рассказов в условиях детского сада и семьи (беседы с родителями, воспитателями) | |
| | | ||||
| Лексические темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Квартира», «Зима», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Дикие животные», «Инструменты», «Армия» , «23 февраля, «Весна», « 8 марта», «Профессии», « Транспорт», «Одежа». «Обувь» | 96 | 43 | 53 | Организация педагогического наблюдения. Открытые мероприятия (развлечения, концерты., занятия, спектакли, драматизации) для детей, родителей и педагогов. Творческие задания по составлению совместных альбомов, книг с собственными произведениями детей (сказки, рассказы, стихи).Участие детей в конкурсах | |
| Итого: | 102 | 46 | 53 | |
Тематическое планирование на 2021-2022учебный год
для детей 5-7 лет
Планирование было составлено на основе тематического планирования Т.А.Ткаченко.
Примечание: количество часов, которое отводится на изучение той или иной темы может меняться
Примерные планы занятий кружковой деятельности
Лексическая тема: Овощи
Цели: продолжать учить детей пересказывать текст, развивать связную речь детей, активизировать словарь
по теме «Овощи».
Оборудование: натуральные овощи или муляжи овощей, текст рассказа, фишки для учета количества слов,
подобранных каждым ребенком.
План
Пересказ рассказа В.Осеевой «Плохо».
Подбор существительных к прилагательным (что из овощей большое, пресное, красное, твердое, мягкое,
сочное, желтое и т. п.).
Подбор существительных к глаголам (что из овощей выдергивают, выкапывают, тушат, маринуют,
консервируют).
Примечание. При подборе слов количество их фиксируется фишками, выдаваемыми каждому ребенку за
названное слово. Воспитатель помогает активизации словаря жестами, опорными словами, мимикой,
наглядным материалом.
Лексическая тема: Транспорт
Цели: учить детей составлять сравнительные рассказы о предметах, активизировать словарь по теме
«Транспорт».
Оборудование: игрушечные автобус и корабль, картинки с изображениями неба, рельсов, водной
поверхности, города.
План
Дидактическая игра «Отгадай, от чего часть?» (палуба, фары., мачты, бампер, штурвал, руль, вагон,
кабина, кузов и т. п.).
Сравнительный рассказ об автобусе и корабле.
Игра с фишками «Кто назовет больше видов транспорта?» (водный, воздушный, городской и т. п. по
картинкам-символам).
Лексическая тема: Дикие животные
Цели: учить детей составлению описательных рассказов по схеме, активизировать словарь по теме «Дикие
животные».
Оборудование: картинки с изображениями диких животных, фишки для подсчета количества слов, схема
для составления описательного рассказа.
План
Составление рассказов — описаний диких животных с использованием схемы .
Игра с мячом «Кто где живет?» (в берлоге, в норе, в логове и т. п.).
Игра с фишками «Кто назовет больше зверей?» (по частям тела: у кого пасть? клыки? шерсть? рога?
короткий хвост? копыта? и пр.).
Лексическая тема: Дикие животные
Цели: продолжать учить детей пересказывать тексты, передавая основной смысл услышанного,
активизировать словарь по теме.
Оборудование: текст сказки «Как собака друга искала», картинки с изображениями диких животных наших
лесов и южных стран.
План
Пересказ сказки «Как собака друга искала» по цепочке.
Инсценировка фрагмента сказки (по выбору воспитателя) с использованием масок героев.
Дидактическая игра «Раздели, не ошибись» (деление картинок с изображениями животных на две группы по
особенностям зверей: хищники и травоядные, жители, наших лесов и жарких стран) с объяснением
действий.
Лексическая тема: Профессии людей
Цели: учить детей составлять короткие описательные рассказы о людях разных профессий по картинкам и
вопросному плану, активизировать словарь по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображениями людей разных профессий на работе, предметные
картинки (из лото «Что кому нужно для работы»).
План
Дидактическая игра «Кому это нужно для работы?» (с картинками, изображающими атрибуты деятельности
людей разных профессий).
Игра с мячом «Кто где работает?» (библиотекарь, врач, учитель, логопед, повар, официант, продавец,
медсестра, слесарь, дирижер и т. п.).
Составление коротких описательных рассказов по индивидуальным картинкам с вопросным планом а)
название профессии, б) место работы, в) что человек делает на работе, г) что ему нужно для работы.
Примечание. Схема составления описательного рассказа дана в приложении № 7
Конспект занятия воспитателя по развитию речи
Лексическая тема: Времена года
Цели: продолжать учить детей составлению описательных рассказов с опорой на схему, развивать связную
речь детей, совершенствовать внимание и словесно-логическое мышление.
Оборудование: картины с изображением пейзажей в разное время года, картинки-шутки с изображением
нелепых ситуаций (Незнайка летом едет на лыжах и т.п.), схема для составления описательных рассказов о
временах года (см. приложение № 7), фотография негритянской девочки, конверт с письмом.
Ход занятия
Организационный момент. Педагог предлагает детям отгадать загадки о временах года.
Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет — когда это бывает? Тает снежок, ожил лужок, день прибывает
— когда это бывает?
Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает — когда это бывает? Пусты поля, мокнет земля, дождь
поливает — когда это бывает?
Педагог достает из сумки конверт, раскрывает его и читает письмо: Здравствуйте, ребята! Меня
зовут Мари. Я живу в Африке, где целый год лето. Я узнала, что в вашей стране 4 времени soda и все они
разные. Расскажите мне о них. Это так интересно!
Педагог достает из конверта фотографию негритянской девочки и показывает детям «портрет Мэри».
Затем предлагает ребятам рассказать о разных временах года по плану-схеме и обещает записать рассказы
на магнитофон.
Педагог выставляет на доску картины с изображением пейзажей в разное время года и схему
составления рассказов. После того как уточнены все пункты схемы и дети подготовились к рассказу,
воспитатель вызывает одного ребенка и напоминает, что говорить надо четко, громко, выразительно, без
остановок; затем включает магнитофон. Таким образом опрашиваются 4—5 детей. Слушая каждого
отвечающего, остальные ребята контролируют правильность описания и, при необходимости, добавляют или
исправляют рассказ. Когда все рассказы детей записаны на магнитофон, воспитатель объясняет, что
отправит пленку девочке Мэри в Африку.
Примечание. Такая игра не только дает дополнительную мотивацию к составлению рассказов, но и
усиливает самоконтроль детей за речью, что очень важно в логопедической группе.
2 Игра «Что неверно нарисовал художник?».
Педагог выставляет на доску картинки с изображением нелепых ситуаций, например: Незнайка зимой
лежит на снегу в плавках и загорает, рядом дети лепят снежную бабу и цветут ромашки, над землей летают
ласточки и т. п. Задание воспитателя: объяснить, что неверно нарисовал художник и почему так не бывает в
жизни. Дети подробно рассказывают о замеченных неточностях, а воспитатель следит за правильностью
аргументации и составления предложений.
3 Игра «Встаньте по порядку».
Педагог выставляет на доску 4 картины с изображением природы в разное время года. Затем
вызывает четверых детей, предлагает им взять по одной картинке и объясняет, что вызванные дети должны
будут встать так, как следуют друг за другом времена года, изображенные на картинках. Игра повторяется
несколько раз со сменой первого времени года в цепочке картин, и каждый раз детям предлагается
объяснить, почему они встали именно так.
4 Игра «Что хорошего, что плохого?».
Педагог предлагает детям вспомнить погоду в разные времена года и объяснить, что хорошего, а
затем что плохого в таких явлениях, как снег, дождь, ветер, солнце. Например: дождь дает влагу
растениям, моет улицы, дома — это хорошо; но под дождем можно промокнуть и простудиться — это
плохо, и пр.
5 Динамическая пауза.
Педагог предлагает детям представить то время года, о котором он будет рассказывать, и выполнить
вслед за ним движения: Вот и наступило лето (Руки вперед, в стороны). Солнцем вся земля согрета
(Поворот вокруг своей оси).
Мы на солнце загораем (Руки на затылок), Землянику собираем (Присесть), Ловко плаваем в реке
(Движения пловца руками), Спим, свернувшись, в гамаке (Руки под щеку).
Педагог предлагает детям прослушать музыку, представить себе природу в любое время года, а потом
рассказать, кто что представил. Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года». После
прослушивания музыки те дети, которые хотят рассказать о своих переживаниях, фантазиях, мыслях,
делятся ими с товарищами и воспитателем.
Итог занятия
оценка деятельности детей.
Учебно-наглядное обеспечение:
Т.А. Ткаченко Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет».
Н.Е Арбекова «Развиваем связную речь у детей 6-7лет» (1.2.3 альбомы.)
Н.Е Арбекова «Развиваем связную речь у детей с ОНР 5-6 лет» конспекты подгрупповых занятий.
Н.Е Арбекова «Развиваем связную речь у детей с ОНР 6-7лет» конспекты подгрупповых занятий.
Е.М.Косинова, грамматическая тетрадь №3, «Сложные предлоги. Приставочные предлоги. Числительные».
Т.А. Ткаченко. Программа. Развитие связной речи у ребёнка 4-6 лет«Развитие мышления и речи по картинам с проблемным сюжетом у дошкольника 5-7 лет» (издательство «Ювента»)
Т.А. Ткаченко. «Развитие логики и речи по картинам с проблемным сюжетом у дошкольника 4-7 лет» (издательство «Ювента»).
Т.А. Ткаченко. «Занятия по картинам с проблемным сюжетом для развития связной речи у дошкольника 4-7 лет» (издательство «Ювента»).
Т.А. Ткаченко «Формирование описательной речи у дошкольника 5-7 лет» (издательство «Ювента»).
Т.А. Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша» (издательство «Эксмо»).
Т.А. Ткаченко «Обучение творческому рассказыванию по картинам» (издательство «Владос»).
Н.В. Рыжова «Развитие речи в детском саду»
Филичева Т.Б., Каше Г.А. «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста».
Техническое и материальное оснащение:
Картотека пальчиковых упражнений и физкультминуток ( динамических пауз).
Аудиосборники и записи фонограмм
Магнитофон с флэш-картой c записью музыкального сопровождения к
занятиям.
Ноутбук и компьютерные игры.
Принтер, сканер.
Картотека логоритмических упражнений.
Картотека дидактических, речевых игр.
Вспомогательный материал: игрушки – персонажи, мячи, костюмы и маски-шапочки и др.
Нормативно-правовая база:
Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 10.07.1992 года №3266-1 (редакция от 29.12.2012)
Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства Российской федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», М.: ГАОУ ВО «МГПУ», ФГАО «ФИРО», АНО ДПО «ОО», 2015
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Список использованных источников:
Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей 6-7лет» (1.2.3 альбомы).
Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей с ОНР 5-6 лет» конспекты подгрупповых занятий/ Н.Е Арбекова.- М.: Издательство ГНОМ,2014-240с.
Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей с ОНР 6-7 лет» конспекты фронтальных занятий/ Н.Е Арбекова.- М.: Издательство ГНОМ,2014-240с
Горькова Л.Г., Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
Молькова Н.В. Весенние путешествие : занятие / Н. В. HYPERLINK "https://catalog.msu.by/opac/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/123315/source:default"Молькова // журнал Ребенок в детском саду . – 2017 . – № 3 . – С. 12
Молькова Н.В. Проект "Нет листвы осенней краше" / Н.В. Молькова, Н.Н. Бутылина // Ребенок в детском саду. – 2020. – № 9. – С. 56-61.
Молькова Н.В."Деревце дыхания" : пособие для развития речевого дыхания / Н. HYPERLINK "http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/95565/source:default"Молькова // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал / Ред. Т.И. HYPERLINK "http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/18270/source:default"Гризик. – 2016. – №2 2016. – С. 98-99
Новоторцева Н.В. Домашние уроки логопеда Текст/ Н.В. Новоторцева.- Москва АСТ- 2014. – 192с.
Рыжова Н.В., Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах. – Ярославль: Академия развития, 2010.- 416 с
Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет».- М. издательство «Ювента», 2008- 24с.
Ткаченко Т.А. «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша»- издательство «Эксмо», 2007 г.- 167с..
Ткаченко Т.А. рабочие тетради
Фалькович Т.А., Л.П. Барылкина. Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М ВАКО,2007.- 288 с.
Интернет- источники: https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/04/08/planirovanie_po_tkachenko_onr_5-7_let_s_vidami_deyatelnosti.docx
(Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н.Э. Теремкова. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007)
Примерные конспекты занятий по кружковой деятельности Приложение1
Подгрупповое занятие по развитию речи
с использованием квест – технологии для детей 5-7 лет
Тема: «Путешествие в осень»
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- формировать связную речь;
- закрепить ранее приобретенные знания детей об осени и изменениях в природе;
- учить рассматривать сюжетные картины, и описывать их с опорой на наводящие вопросы;
-совершенствовать умение правильно выражать свои мысли и грамотно формулировать ответы;
- формировать грамматический строй речи;
- закрепить умение выделять первый звук в словах, объединять их в слова, делать звуковой анализ слова;
- активизировать и обогатить словарь детей по лексической теме: «Осень».
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать мышление и память;
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать носовой вдох и ротовой выдох во время дыхательной гимнастики;
- развивать общую моторику и координацию.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- прививать интерес к сказкам;
-воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе совместной деятельности.
Материал и оборудование: сюжетная картина с изображением осени в лесу; ковер (покрывало); корзины разного цвета (3 шт.); листья осенние (гербарий); костюм осени для девочки; конверты с картинками; конверты с письмами; стрелки с наклеенными листьями.
Подготовительная работа: беседы и чтения произведений об осени; наблюдения в природе; разучивание физкультминутки; индивидуальные разучивание стихотворений; речевые игры и упражнения.
Занятие проходит в зале или в экологическом центре, место должно быть большим, так как дети постоянно перемещаются. Зал украшается листьями, осенними деревьями.
Ход занятия:
Педагог
«Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!
Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!»
Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (ответы детей) Что происходит в природе с приходом осени? (ответы детей)
Вы хотите встретиться с осенью? (ответы детей) Тогда нас ждет веселая квест – игра. А что такое «Квест»? Это путешествие, это увлекательные задания и игры, а также интересные встречи. И так – вперед, нас ждет увлекательное путешествие в осень. Ребята, какой транспорт мы выберем? (дети предлагают транспорт). Ребята, страна эта волшебная, поэтому давайте вспомним сказки, и воспользуемся сказочным транспортом (дети предлагают различный транспорт из сказок: сапоги-скороходы, чудесные лапоточки, ковер-самолет. Ребята решают, что подойдет ковер - самолет, на котором все поместятся).
Давайте дружно и четко скажем волшебные слова:
«Раз, два, три – ковер-самолет к нам прилети,
Нас в волшебную страну отнеси»
Ребята, посмотрите, а ковер самолет уже тут, давайте его развернем, сядем на него и все вместе полетим (дети садятся на ковер, звучит музыка).
Итак, в добрый путь!
Педагог
И так игра началась, посмотрите ребята тут стрелки из осенних листьев, это начинается осенняя страна и возможно тут, мы встретим саму красавицу Осень (дети шагают по стрелкам) и первая наша остановка, лес, сюда осень заглянула в первую очередь.
«Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый»
(З.Федоровская)
Остановка «Лес»
( на мольберте появляется сюжетная картина «Осенний лес»)
Посмотрите, ребята это лес. (дети присаживаются и рассматривают иллюстрацию)
Вопросы детям:
- Ребята, что вы видите на картине (идет дождь; деревья желтеют и опадают листья; птицы улетают на юг; солнышко спряталось за тучи; насекомые прячутся в траву от холода; трава и цветы увядают);
- ребята, а что делают птицы и насекомые? (птицы улетают на юг; червяки, жуки прячутся глубоко в землю);
- ребята, а как светит солнышко и какое оно? (солнышко грустное и светит меньше, потому что наступила осень и день становиться короче );
- ребята, а деревья и трава, какие они? (деревья почти все пожелтели, некоторые деревья стали красными, только ели и сосны стоят зелеными. Трава, цветы желтеют, и увядают);
- ребята, а посмотрите какая земля? (она покрылась красивыми разноцветными листьями)
Ребята посмотрите, тут лежит конверт, этот конверт очень красивый он весь в ярких листьях и это письмо от самой красавицы Осени (педагог открывает конверт и читает письмо)
«Дорогие ребята я рада, что вы пришли в гости, но прежде чем мы с вами встретимся, вы должны отгадать слова. Задания вы найдете в конверте. Осень»
Игровое задание «Отгадай слова по первым звукам и расскажи».
( дети подходят к столу)
Посмотрите, здесь карточки с картинками, они разложены по маленьким конвертикам их три, нужно отгадать слово по первым звукам.
1.Слово: дом, енот, рак, ель, вода, оса (дерево).
Вот и готово первое слово и это «ДЕРЕВО», что же происходит с деревьями, когда наступает осень? (дети рассказывают о деревьях. Какие деревья в какой цвет окрашиваются, а какие не меняют своего цвета)
2.Слово: зебра, велосипед, ель, робот, иголка ( звери).Вот готово второе слово и это «ЗВЕРИ» , что же происходит с дикими животными осенью. (дети рассказывают о том, как звери ведут себя осенью)
3.Слово: лось, ирис, стол, топор, окно, парус, ананас, дом (листопад). Вот готово третье слово и это «ЛИСТОПАД» , что же это такое листопад? ( дети рассказывают о листопаде , когда он происходит)
Интересное слово «ЛИСТОПАД», от каких двух слов образовывается это слово (дети рассказывают)
Педагог
Миша знает стихотворение о листопаде.
Ребенок
Листопад
Листопад?
Листопад!
Лес осенний - конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
-Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
Автор: Н. Егоров
Педагог
Смотрите, ребята, какое здесь интересное дерево (сухой борщевик, украшен осенними листьями)
Дыхательная гимнастика
Педагог
Давайте мы с вами поиграем, представьте, что подул сильный ветер и листочки на деревце начали летать, быстро-быстро, а сейчас ветер утихает, и наши листочки медленно качаются:
«Ветер-ветер-ветерок, (дети дуют на листья то сильно, то слабо.
Ты подуй на мой листок! Воздух набирают через нос, выдыхают через рот)
Чтоб летел как мотылек…»
«Ветер северный подул – «С - с- с»,
Все листья с липы сдул.
Полетели, закружились
И на землю опустились…»
Автор: Е. Карельская
Педагог
Ребята посмотрите, здесь нарисованы стрелки, которые наконец нас приведут к красавице Осени, посмотрите я нашла еще один конверт. И здесь опять интересные задания
(дети подходят к столам, достают из конверта листы с заданиями)
Игровое задание № 1 «С какого дерева плод?»
«Расскажи, какой плод нашел каждый из лесных обитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором он вырос, и расскажи, что где растет.» (Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе и т. д. Составь предложения по образцу: «Ежик бежал, бежал и до дуба добежал»)
Игровое задание №2 «Скажи наоборот»
( дети отвечают)
«Отвечайте наоборот:
Сосна высокая, а рябина низкая.
У сосны иглы длинные, а у ели ....
У дуба ствол толстый, а у березы ....
У клена листья большие, а у березы ....
У березы ствол светлый, а у клена....»
Игровое задание №3 «Закончи предложения нужными словами»
« Посмотрите на картину и составьте предложения» (В поле росли березы и березки и т.д.)
Игровое задание №4 «Считай и называй»
«Расскажи, каких деревьев много (много дубов, елей...). Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их.» (Одна береза, две березы, ..., пять берез).
Игровое упражнение №5 «Лабиринт»
«Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзинку листья. Сначала проведем по очереди по каждой дорожке пальчиком, потом обведем дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашел?» (Белочка нашла зеленый дубовый лист и т. д.)
Педагог
Молодцы ребята справились с заданиями.
А теперь продолжаем наше путешествие. (дети идут, туда где разложены листья) Посмотрите, сколько, много красивых осенних листьев, давайте их соберем и разложим по корзинкам. А вот и корзиночки, это красавица Осень нам их приготовила. В красной корзинке, будут лежать кленовые листья. В синей корзине березовые листья и в желтой корзине липовые листья. Будьте внимательны.
Игра «Разложи листья»
( звучит спокойная музыка, дети собирают и раскладывают листья по корзинам)
Игра «С какого дерева лист?»
Дети называют, с какого дерева листья:
«Мой лист с березы. Это березовый лист»
«Мой лист с липы. Это липовый лист»
«Мой лист с клена. Это кленовый лист»
Выходит девочка в костюме осени
Девочка
Хожу я в нашем парке
Дарю я всем подарки:
Бусы красные -
Рябине,
Фартук розовый -
Осине.
Зонтик желтый -
Тополям.
Красоту дарю всем нам!
Здравствуйте ребята, я Осень, я рада вас видеть!
Вы молодцы, вы выполнили все мои задания, и мне хотелось бы с вами поиграть.
Физкультминутка «Ветер по лесу летал»
Ветер по лесу летал, (дети бегают, руки в разные стороны, машут руками)
Ветер листики считал: (дети остановились, загибают пальчики)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой, ( трясут кистями рук)
Вот последний лист с осинки ( дети бегают, машут руками)
Ветер бросил на тропинку. ( дети поднимают листья и бросают вверх)
Автор: Н. Нищева
Педагог
Ребята, сегодня мы с вами интересно провели время, но наше путешествие закончено, и нам пора возвращаться домой
Осень
Я хочу вам подарить красивые осенние листья, они вам пригодятся, вы сможете сделать из них красивые картины.
Дети и педагог
Спасибо.
До свидания.
(дети садятся на ковер)
Педагог
Давайте дружно и четко скажем волшебные слова:
«Раз, два, три – ковер-самолет лети»
Вот мы с вами и в детском саду.
Рефлексия
Ребята, вам понравилось путешествовать?
А где мы с вами были?
Что нового узнали?
Что было интересно?
Что вас удивило?
Что было трудно?
Все ли у вас получилось так, как хотелось?
А что вам понравилось и запомнилось в нашем путешествии?
А куда мы с вами отправимся в следующий раз?
А что вам нравиться в осени?
Почему осень называют золотой?
( ответы детей)
Список используемой литературы при составления занятия:
Горькова Л.Г., Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
Молькова Н.В. Весенние путешествие : занятие / Н. В. HYPERLINK "https://catalog.msu.by/opac/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/123315/source:default"Молькова // журнал Ребенок в детском саду . – 2017 . – № 3 . – С. 12-14.
Молькова Н.В. Проект "Нет листвы осенней краше" / Н.В. Молькова, Н.Н. Бутылина // Ребенок в детском саду. – 2020. – № 9. – С. 56-61.
Молькова Н.В."Деревце дыхания" : пособие для развития речевого дыхания / Н. HYPERLINK "http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/95565/source:default"Молькова // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал / Ред. Т.И. HYPERLINK "http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/18270/source:default"Гризик. – 2016. – №2 2016. – С. 98-99.
Рыжова Н.В., Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах. – Ярославль: Академия развития, 2010.- 416 с
Фалькович Т.А., Л.П. Барылкина. Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М ВАКО,2007.- 288 с.
(Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н.Э. Теремкова. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007)
Приложение 2
Занятие по развитию речи экологической направленности для детей старшей группы.
«Путешествие в весну»
Цель: обобщать и расширять представления детей о признаках весны.
Образовательные задачи:
-закреплять ранее приобретенные знания детей о весне и изменениях в природе;
-учить внимательно рассматривать сюжетные картины и описывать их с опорой на наводящие вопросы;
- совершенствовать диалогическую речь и умения отвечать на вопросы и строить предложения из 2, 3-х и более слов ;
- продолжать учить детей умению описывать предметы и знать их предназначение (игра «Собери рюкзак») ;
Развивающие задачи:
Развивать мышление, речь, память, воображение детей, мелкую моторику рук, а также носовой вдох и ротовой выдох во время дыхательной гимнастики.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
-воспитывать уважительное отношение к друг другу в процессе совместной деятельности.
Материал и оборудование: сюжетные картины с изображением весны в лесу, на лугу, на водоеме; сюжетная картина с изображением подводного мира зимой ( река, озеро); 2 детских рюкзака ; компас, телефон, резиновые сапоги, спички, аптечка, муляжи (овощи ,фрукты, бутерброды); игрушки (кубики, куклы, машинки); 2 таза с водой ; заготовки для продуктивной деятельности (скорлупа грецкого ореха, спички, пластилин, флаги, карандаши)
Подготовительная работа: беседы и чтения произведений о весне; наблюдения в природе; разучивание физкультминутки ;беседы о путешествиях и о том, что необходимо в походе; индивидуальное разучивание стихотворения «Весна».
Ход занятия:
Воспитатель
Ребята, какое время года наступило? Правильно, весна. А что происходит у нас в природе с приходом весны? ( ответы детей ) послушайте пожалуйста стихотворение, которое нам расскажет Миша.
Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны. ( И. Токмакова)
Ребята, а вы хотите отправиться в путь и совершить путешествие в весну , посмотреть, что происходит в природе с ее приходом? Если хотите ,давайте выберем транспорт на котором мы с вами будем путешествовать. Дети беседуют между собой и решают , что лучше всего отправиться пешком, как туристы.
Воспитатель
Если мы с вами отправимся в путь пешком, давайте же решим, что мы возьмем с собой в путешествие
Игра « Собери рюкзак»
Цель: развитие внимательности, активизация словаря, умение описывать предметы.
Ход игры:
На столе стоят рюкзаки и предметы( компас, спички, аптечка, игрушки, кубики, телефон, продукты( муляжи) и др.) детям нужно собрать вещи , предметы необходимые для путешествия. Ребята должны подумать, что нам нужно для похода, а что нет, рюкзак должен быть удобен и заполнен только нужными в походе предметами и вещами. Выходят первые 2 ребенка и выбирают 3предмета, объясняя для чего они нам нужны ,например:
Это- компас, он нам нужен для того чтобы не потеряться в пути.
Это – телефон, он нам нужен для того чтобы сообщить близким, что с нами все в порядке .
Это –спички , они нам необходимы, для того чтобы рассвести костер при помощи взрослого и приготовить еду , согреться т.д.
Дети выходят по два человека 3-4 раза и собирают вещи в рюкзаки. Остаются предметы, которые, ребята не берут с собой. Дети с воспитателем , решают почему эти предметы нам не понадобятся в путешествии, а будут даже мешать.
Воспитатель
Ну , ребята в путь , отправляемся в путешествие ( звучит бодрая музыка, дети маршируют )и первая наша остановка, это
Остановка «ЛУГ»
( на мольберте появляется сюжетная картина « Весна на лугу»)
Посмотрите, ребята это луг ( дети присаживаются и рассматривают иллюстрацию)
Вопросы детям:
- Ребята, что вы видите на картине ( текут ручьи; распускаются цветы, деревья; летают птицы; светит солнышко; летают и ползают насекомые; появляется трава);
- ребята, а почему на картине, ручьи ( наступила весна и снег растаял );
- ребята, а что делают птицы и насекомые? ( птицы летают и вьют гнезда; бабочка летает и садится на цветы; червяк ползет в норку в земле);
- ребята, а как светит солнышко и какое оно? ( солнышко лучистое, красное, красивое. Оно светит ярко и от него всем становится тепло и весело);
- ребята, а деревья и трава, какие они? ( деревья почти все распустились и покрылись молодыми свежими листочками и трава только появилась, свежая и ярко зеленая);
- ребята, а весенние цветы как они называются? ( подснежники, первоцветы);
-а почему они так называются ? Кто знает? ( потому что из под снега и первые)
Воспитатель
Молодцы ребята, побывали мы с вами на лугу, отправляемся дальше ( звучит музыка, дети маршируют)
Остановка « ЛЕС»
( на мольберте появляется сюжетная картина «Лес весной»)
Посмотрите, ребята где это мы находимся ? ( ответы детей)
Давайте с вами поиграем, а потом посмотрим что тут интересного
Физкультминутка «Грачи прилетели!»
Воспитатель вместе с детьми выполняет движения под текст стихотворения
Как-то раннею весной Стоят по кругу.
На опушке на лесной
Появилась стая птиц: Бегут на носочках, подняв руки
Не скворцы и не синицы,
А большущие грачи
Цвета черного как ночь. Приседают.
Разбежались по опушке, Бегут в разные стороны,
Прыгают ,наклоняются вперед, вниз.
Прыг-ског, крак-крак!
Тут жучок, там червячок.
Крак-кра-крак! [2,с.360-361]
Вопросы детям
- Ребята, а какая самая первая птица прилетает к нам весной? ( грач)
Правильно грачи, не зря мы с вами в эту игру поиграли;
- а какие еще птицы прилетают к нам весной? ( ласточки, скворцы, жаворонки и др.);
- ребята, что вы видите на картине? Чем занимаются дикие животные ?
(медведи просыпаются и выходят из берлоги; белка прибирает свое жилище; заяц меняет свою белую зимнюю шкуру на летнюю серую; ежи просыпаются и выходят из своей норы);
- а насекомые, что делают весной? ( насекомые летают ,ищут себе еду).
Воспитатель
Да, ребята насекомые тоже радуются весеннему солнышку летают, порхают, а как вы думаете почему они не замерзают зимой ? ( ответы, предположения детей)
Некоторые насекомые поздней осенью погибают, а многие насекомые зарываются глубоко в землю, листву, перегной и пережидают морозы, комары прячутся глубоко в пруды.
- Ребята ,а деревья, что происходит с деревьями, травой?( деревья: ели , сосны остаются зелеными, другие деревья распускают листья, трава растет -новая молодая ,ярко зеленая)
Воспитатель
Да, ребята правильно вы заметили про хвойные деревья ,они как говорится в загадке зимой и летом одним цветом, но весной хвойные деревья тоже обновляются ,как и вся природа, на них появляются почки , они растут и превращаются в молодые побеги . Ребята, а нам пора дальше отправляться в путь и мы с вами отправимся к ближайшему водоему ( звучит музыка, дети маршируют)
Остановка «РЕКА»
( на мольберте появляется сюжетная картина «Водоем весной»)
Посмотрите, дети, где мы с вами очутились, что это?
Да, это речка
Вопросы детям
-ребята, а что вы видите на картине? ( речка почти без льда, но кое где есть лед. Рыбаки сидят на берегу с удочками , дети пускают кораблики.);
- ребята, а что было с рекой зимой? ( река была вся во льду);
- а почему? ( зимой все замерзает, потому что сильный мороз);
-А что происходит с рыбой зимой, как вы думаете? ;
Разгорается дискуссия. Педагог дает детям возможность самостоятельно прийти к решению проблемы.
( предположения детей: кто –то говорит, что рыба тоже спит глубоко на дне ;кто- то ,что рыба гибнет, кто-то предполагает, что рыба продолжает плавать подо льдом, дети спорят между собой) Показать детям изображение подводного мира зимой и предложить детям рассмотреть иллюстрацию и решить, что- же все таки происходит зимой с рыбой
Воспитатель
посмотрите ребята я вам покажу вот такую картину. ( дети рассматривают картину и высказывают свои предположения)
Да, Ребята, рыбы продолжают жить своей жизнью подо льдом : питаться илом, водорослям, мелкой рыбешкой и др. кормом . Лед, сковывая зимой водоемы, сохраняет там жизнь, подо льдом тепло и рыба спокойно плавает и живет своей жизнью, а рыбаки зимой ловят рыбу прямо со льда, пробуривая лунки.
Но сейчас у нас весна в реках много воды, и рыба радуется приходу весны как и все живое, они начинают нереститься , то есть выводить потомство. Весной в определенное время, которое устанавливается специальными охранными службами, рыбу ловить запрещено.
Ребята, а вы хотите запустить кораблики? Ведь на дворе весна и все дети любят пускать корабли, особенно если они сделаны своими руками. Предлагаю, вам сделать кораблики из скорлупы грецких орехов.
Продуктивная деятельность
Дети подходят к столам и изготавливают кораблики из грецких скорлупок. Внутри кораблика при помощи пластилина, закрепляется флаг, на котором дети по желанию пишут печатными буквами свое имя и раскрашивают его .
Воспитатель
И так корабли готовы к плаванию!
Дети
Готовы!
Воспитатель
Запустить корабли ( дети подходят к столам , где стоят два таза с водой и запускают кораблики)
Дыхательная гимнастика
Для того чтобы кораблики приплыли к противоположной стороне таза, надо сделать короткий вдох носом и плавно длительно выдохнуть через рот, направляя воздушную струю на кораблик. В результате корабль быстро приплывет к назначенному месту. Можно устроить соревнование «Чей корабль приплывет быстрее?» . Необходимо следить за тем чтобы дети делали вдох через нос, а выдох – через рот.[2,с. 360]
Молодцы, ребята. Путешествие наше подошло к концу и нам с вами пора возвращаться в детский сад.
Рефлексия
Ребята, вам понравилось путешествовать?
А где мы с вами были?
А что вам понравилось и запомнилось в нашем путешествии?
А куда мы с вами отправимся в следующий раз? И как будем путешествовать, пойдем пешком или выберем транспорт?( ответы детей)
Список используемой литературы при составлении занятия:
Горькова Л.Г., Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
Рыжова Н.В., Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах. – Ярославль: Академия развития, 2010.- 416 с.
Фалькович Т.А., Л.П. Барылкина. Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М ВАКО,2007.- 288с.
79