12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
мария горинова43
Россия, Волгоград

МОУ Детский сад № 2

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 Красноармейского района Волгограда»

Адрес: 400082, г. Волгоград, ул. 50 лет Октября, 21 ИНН 3448017235

КПП 344801001 БИК 041806001 тел/факс: (8442) 62-38-77, 62-38-98

 

 

 


 

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

«Букварик»

 

Обучающиеся: дети 6-7 лет

 

Продолжительность учебного курса 9 месяцев.


 

Разработала:   Мохова М. Н.

 

 

 

Волгоград 2019

 

 

 

 

Содержание


 

I. Целевой раздел ............................................................................................. 3

1.1 Пояснительная записка…………………………………………........................................……… 3

1.2 Цели и задачи реализации Программы…………………………...................................……5

1.3 Принципы и подходы к формированию программы……………….... ........................…5

1.4 Целевые ориентиры освоения программы ……………………....….............................… 5

1.5 Характеристика возрастных особенностей развития детей среднего и старшего дошкольного возраста………………………..………..................................................……………6

1.6 Условия реализации программы…………………………....….…….................................….7

1.7 Планируемые результаты освоения программы……………….....…........................……7

II. Содержательный раздел ............................................................................. 8

2.1 Календарно – тематическое планирование…………………………...............................…8

2.2. Формы, методы и средства реализации программы………………........................……19

2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников…………………….........................…….....….19

2.4 Система оценки результатов освоения программы. Формы подведения итогов реализации программы……………………………………………....................................................................…20

III. Организационный раздел .......................................................................... 21

3.1 Особенности организации предметно – пространственной среды…....................…21

3.2 Материально – техническое обеспечение……………………………................................…21

3.3 Программно – методическое обеспечение…………….........................……………........…21

3.4 Список литературы………………………………………………....................................….........…22

 

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1 Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Конституция РФ, ст. 43, 72. 2

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

Закон РФ «Об образовании».

Типовое положение о ДОУ.

СанПиН 2.4.1.3049-13

Устав ДОУ.

ФГОС ДО.

За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.

Актуальность программы

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Часто родители дошкольников считают, что самый важный показатель готовности к школе – это умение читать, поэтому обучение ребенка чтению начинается с раннего возраста. Однако результаты раннего и неправильного обучения бывают плачевными: дети не проявляют интереса к чтению, с большим трудом овладевают техникой чтения; кроме того, педагоги в школе отмечают, что количество детей, страдающих дисграфии и дисперсией, постоянно растет. Чтобы избежать этих проблем, родителям необходимо помнить, что чтение - это сложный навык, которым ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга. Так как чтение – это один из видов речевых умений человека, начинать обучать ему нужно после того, как ребенок овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил, строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы меняют подходы к проблеме обучения родному языку в дошкольный период.

Задача, стоящая перед педагогом: сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности.

С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. На занятиях педагог использует пальчиковые игры, элементы лепки, рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений. Программа курса основана на принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении.

Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.

В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к чтению являются игровые технологии.

Игровые технологии позволяют:

поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;

создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;

вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;

позволяют лучше усваивать и запоминать материал НОД;

доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,

повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Таким образом, исходя из актуальности использования игровых технологий во время НОД разработана рабочая программа кружка «Букварик».

 

1.2 Цели и задачи реализации Программы

Цель программы:

Привитие любви к русскому языку, овладение навыками связной речи и осознанного чтения, написания букв.

Задачи программы:

Развитие сенсорики, крупной и мелкой моторики, фонематического слуха.

Пополнение активного и пассивного словарного запаса и умение использовать его в речи, развитие грамматического строя речи, получение навыков словообразования и словоизменения; постановка правильного звукопроизношения.

Обучение чтению: запоминание графического облика букв, соотнесение звуков с буквами, чтение слогов, чтение односложных и двусложных слов. Развитие навыка осознанного правильного чтения.

Пробуждение интереса к книге, самостоятельному чтению.

Развитие культуры речи. Воспитание любви и уважения к русскому языку.

 

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Программа разработана с учетом основных принципов:

Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

 

1.4. Целевые ориентиры освоения Программы

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, пении;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

Обладает развитым воображением, творчеством, которое реализуется в игре;

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими;

Речь ребенка становится более выразительной, четкой, громкой;

Развиваются творческие способности, ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

 

1.5. Характеристика возрастных особенностей развития детей 6-7 лет

На седьмом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений. На седьмом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи антонимы – противоположные по смыслу слова (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать) и синонимы – слова, близкие по смыслу (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении.  В возрасте 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.

 

1.6 Условия реализации программы

Программа охватывает возраст детей с 6 до 7 лет. Игровой курс «Букварик» представляет собой программу развития речи и обучения детей чтению.

Программа включает в себя 72 занятий в год. Занятия проводятся по расписанию, два раза в неделю продолжительностью 30 минут, с группой детей.

 

1.7 Планируемые результаты освоения программы

Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.

Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяется диагностическая методика.

Предполагаемые результаты обучения:

По окончании обучения ребенок

различает слова близкие и противоположные по значению;

умеет распространять предложения;

умеет владеть тембром и темпом речи;

владеет произвольной интонационной выразительностью речи (выражает чувства нежности, тревоги, печали, гордости);

умеет отличать слово от предложения;

умеет составлять предложения из заданных слов;

умеет делить слова на слоги;

умеет составлять слова из букв разрезной азбуки;

различает понятия «буква - звук»;

определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец);

владеет понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий» - «твёрдый», «глухой» - «звонкий»;

читает прямые и обратные слоги, односложные, двусложные и трехсложные слова;

читает предложения, короткие тексты;

умеет составлять пересказ (общий, выборочный);

владеет правильным орфоэпическим ударением, тоном речи;

владеет навыком выразительного чтения по ролям;

умеет определять ударение в слове, выделять ударный слог в схеме слова;

знает способы обозначения мягкости согласных звуков (Ь знаком и последующим гласным);

знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости – мягкости;

знает значение Ъ и Ь знаков в словах;

знает алфавит (полное название букв);

различает на слух предложения по цели высказывания, знает знаки препинания в конце предложения;

владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв).

 

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1 Календарно – тематическое планирование

План работы второго этапа осуществляется в следующих направлениях:

Закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой.

Формирование навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.

Работа над грамматической структурой речи и развитие связной речи.

Знакомство с начальными грамматическими категориями.

Работа над техникой чтения. Чтение предложений и легких для понимания текстов.

Сказки русского языка. Знакомство с первыми орфограммами русского языка. «Почему Ж не дружит с Ы», «Как мягкий знак в гости ходил», «Заколдованное ударение» и многие другие.

Развитие культуры речи. Постановка ударения и выразительности речи. Словоизменение и словообразование.

Развитие связной речи: монолог, диалог, описание по картине, пересказ текста и т д.

Подготовка руки к письму.

 

Месяц

недели

занятия

Тема, содержание занятия

1-я неделя сентября

 

1

 

 

2

1. Инструкция 2 – 01«Правила безопасного поведения в помещении детского сада № 2»

"Мир звуков"

- познакомить детей с понятием "Звук"

- формировать умение дифференцировать неречевые звуки, издаваемые предметами (бумага, вода и т.д.)

 

1. Инструкция 2 – 03 « Инструкция по охране труда»

"Мир звуков"

- продолжать знакомить с понятием "Звук"

- формировать умение дифференцировать неречевые звуки, издаваемые музыкальными инструментами (бубен, барабан, бубенцы)

- дать представление о характере звука (тихий, громкий, короткий, длительный)

2-я неделя сентября

 

1

 

 

 

 

 

 

2

"Мир звуков"

- познакомить детей с понятием "Звук"

- формировать умение дифференцировать неречевые звуки, издаваемые предметами (бумага, вода и т.д.)

2. Мониторинг речевого развития (уровень развития фонематического восприятия, сформированность звукового анализа )

"Мир звуков"

- продолжать знакомить с понятием "Звук"

- формировать умение дифференцировать неречевые звуки, издаваемые музыкальными инструментами (бубен, барабан, бубенцы)

- дать представление о характере звука (тихий, громкий, короткий, длительный)

2. Мониторинг речевого развития (уровень развития артикуляционной моторики, сформированность слоговой структуры слова, состояние звукопроизносительной стороны)

4-я неделя сентября

 

1

 

 

 

 

 

 

2

«Звуки и буквы»

-развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

- закрепить знания детей об артикуляционном аппарате.

- развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Диагностика (мониторинг)

«Слова. Звуки»

- закрепить знания детей о понятии «звук», «буква».

- закрепить представление детей о слове.

- закрепить знания детей о протяженности слов.

- развивать представления детей о многообразии слов.

1-я неделя октября

 

1

 

 

 

 

2

 

 

«Звуки и буквы»

-развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

- закрепить знания детей об артикуляционном аппарате.

- развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Слова. Звуки»

- закрепить знания детей о понятии «звук», «буква».

- закрепить представление детей о слове.

- закрепить знания детей о протяженности слов.

- развивать представления детей о многообразии слов.

2-я неделя октября

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

Звук и буква «А»

- уточнить знания детей о звуке «А» (артикуляция звука).

- формировать навык находить этот звук в словах.

- закрепить умения придумывать слова на звук «А».

- закрепить умение определять 1-й звук в слове.

- развивать способность называть слова с заданным звуком.

Звук и буква «У»

- закрепить знания детей о звуке «У».

- познакомить детей с буквой «У».

- закрепить умение детей делить слова на слоги.

- продолжать формировать навык определять кол-во повторяющихся звуков в слове.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

3-я неделя октября

1, 2

Звук и буква «О»

- закрепить умения детей называть слова со звуком «А».

- закрепить знания детей о звуке «О».

- формировать навык устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах.

- продолжать развивать умение определять 1-й и последний звуки в словах.

- развивать умения анализировать, делать выводы

- воспитывать доброжелательные отношения.

4-я неделя октября

1, 2

Звуки «М», «М’», Буква М

- закрепить знания детей о звуках «М», «М’».

развивать умение отличать гласные звуки от согласных.

- развивать умение составлять прямые и обратные слоги.

- формировать умение определять позицию звука в слове.

- воспитание у детей положительных эмоций от выполнения задания.

1-я неделя ноября

1, 2

Звуки «С», «С’», Буква С

- закрепить знание детей о звуках «С» и «С» ’.

- закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки.

- продолжать совершенствовать навык определять 1-й звук в слове.

- развивать фонематический слух.

- воспитывать стремление участвовать в работе на занятии.

2-я неделя ноября

1, 2

Звуки «Х», «Х’», Буква Х

- закрепить умение детей дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.

- уточнить знания детей о звуке «Х», «Х’».

- продолжать формировать навык определять позиция звука в слове.

- закрепить умение делить слова на слоги.

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

- воспитывать положительную самооценку.

3-я неделя ноября

1, 2

Звуки «Р», «Р’», Буква Р

- уточнить знания детей о звуках «Р» и «Р’».

- продолжать закреплять умение определять 1-й звук в слове.

- закрепить умение интонационно выделять звук в словах.

-дифференцировать звуки по твердости и мягкости.

- развивать интерес и внимание к слову.

4-я неделя ноября

1

 

 

 

 

 

 

2

Звук и буква «Ш»

- закрепить знания детей о звуке «Ш».

- совершенствовать навык интонационно выделять звук в словах.

- дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие).

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

Дифференциация звуков «С-Ш»

- продолжать развивать умение интонационно выделять звук в словах.

- дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие).

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

1-я неделя декабря

1

 

 

 

 

 

2

Звук и буква «Ы»

- закрепить знания детей о звуке «Ы».

- закрепить умение определять позицию звука в слове.

формировать навык изменять слова при помощи добавления звуков в слово.

- развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

Звуки «И-Ы»

- уточнить знания детей о звуках «И» и «Ы».

- закрепить умение определять позицию звука в слове.

- продолжать формировать навык изменять слова путем замены звуков в словах.

- развивать понимание смыслоразличительной функции звука.

- воспитывать умение слушать внимательно взрослого и товарищей.

2-я неделя декабря

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Звуки «Л», «Л’», Буква Л

- закрепить знания детей о звуках «Л» и «Л’».

- продолжать совершенствовать навык дифференцировать звуки по твердости и мягкости.

- закрепить умение отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове.

познакомить детей с многозначностью слов.

- воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии.

Звуки «Л-Р»

- закрепить умение интонационно выделять звук в словах.

- продолжать закреплять умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости.

- отличать согласные звуки от гласных.

- закрепить умение определять 1-й звук в слове.

3-я неделя декабря

1

 

 

 

 

 

 

2

Звуки «Н», «Н’», Буква Н

- закрепить знания детей о звуках «Н», «Н’».

- продолжать закреплять умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.

- закрепить знания детей о гласных звуках, мягких и твердых согласных звуках.

воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Звуки «К», «К’», Буква К

- закрепить знания детей о звуке «К», «К’».

- формировать умение определять позицию звука в слове.

- продолжать закреплять умение выкладывать слова с помощью звуковых обозначений.

- развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии.

- познакомить детей с буквой К.

- продолжать формировать навык определять позицию звука в слове.

- продолжать развивать умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.

формировать умение разгадывать ребусы.

- воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу.

4-я неделя декабря

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Звуки «Т», «Т’», Буква Т

закрепить знания детей о звуке «Т», «Т’».

- формировать умение называть слова с этими звуками.

- развивать звуковую культуру речи.

- воспитывать умение внимательно слушать.

- закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.

- продолжать формировать навык дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.

- развивать интерес и внимание к слову.

Звук и буква «И»

- закрепить знания детей о звуке «И».

познакомить детей с буквой И.

- продолжать развивать умение определять позицию звука в слове.

- развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

- воспитывать положительные эмоции от выполнения заданий.

2-я неделя января

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Звуки «П», «П’», Буква П

- закрепить умение отличать звуки от букв.

- закрепить знания детей о звуке «П», «П’».

- формировать умение определять 1-й звук в слове.

-формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

- закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

- воспитывать положительную самооценку детей.

Звуки «З», «З’», Буква З

- закрепить знания детей о звуке «З» и «З’».

- учить интонационному выделению звука в слове.

- продолжать формировать умение делить слова на слоги.

- развивать умение определять 1-й звук в слове.

- развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать положительную самооценку у детей.

3-я неделя января

1

 

 

 

2

Дифференциация звуков «С-З»

- учить интонационному выделению звука в слове.

- продолжать формировать навык делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове.

Звук и буква «Й»

- закрепить умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.

- познакомить детей со звуком «Й».

- продолжать развивать умение выкладывать и читать слоги с помощью звуковых обозначений.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

4-я неделя января

1

 

 

 

 

2

Звуки «Й-И»

- закрепить умение определять наличие звука в словах.

- формировать навык называть слова с этим звуком. –

совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу.

Звуки «Г», «Г’», Буква Г

- закрепить знания детей о звуках «Г» и «Г’».

- продолжать определять 1-й звук в слове.

- совершенствовать навык дифференцировать твердые и мягкие согласные.

- развивать фонематический слух.

- воспитывать умение выслушивать ответы друг друга.

5-я неделя января

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

«Г» - «К»

- уточнить знания детей о звуках «К», «К’» и «Г», «Г’».

-формировать умение называть слова с этими звуками.

-продолжать у детей формировать навык давать качественную характеристику звукам.

- закрепить умение детей изменять слова путем перестановки звуков или слогов в слове.

- закрепить умение выкладывать слова с помощью звуковых обозначений.

- развивать звуковую культуру речи.

Звуки «В», «В’», Буква В

- познакомить с буквой В.

- продолжать развивать умение соотносить буквы и звуки.

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

- воспитывать сдержанность и внимание.

1-я неделя февраля

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Звуки «Д», «Д’», Буква Д

- закрепить знания детей о звуках.

- познакомить детей с буквой Д.

- закрепить умение детей выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.

- формировать умения образовывать новые слова с помощью перестановки звуков и слогов.

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Дифференциация звуков «Д-Т»

- закрепить умение детей определять мягкость и твердость звуков, глухость и звонкость.

- закреплять знания детей о звуках «Д», «Д’», «Т», «Т’».

- закреплять умение определять количество повторяющихся звуков в словах.

- закрепить умение изменять слова путем замены звуков в словах.

-формировать умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.

2-я неделя февраля

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Звуки «Б», «Б’», Буква Б

- закрепить умения детей отвечать на вопросы распространенными предложениями.

- уточнить знания детей о звуках «Б» и «Б’». - познакомить с буквой Б.

- продолжать формировать навык дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости.

- формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими.

- развивать умение оперировать понятиями: звук, слог, слово, предложение.

- воспитывать умения положительно оценивать ответы товарищей.

Звуки и буквы «Б-П»

- закрепить знания детей о звуках «Б» и «Б’», букве Б.

- закрепить знания детей о звуках «П» и «П’», букве П.

-развивать фонематический слух.

-учить определять нужный звук в начале, в середине, в конце.

- развивать интерес и внимание к слову.

3-я неделя февраля

1, 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуки «Ж», Буква Ж

- уточнить знания детей о звуке «Ж» и букве Ж.

- познакомить детей с термином «шипящие звуки».

- закрепить умение отличать шипящие звуки.

- продолжать совершенствовать навык изменять слоги и получать новые слова.

- продолжать формировать умение выкладывать слова при помощи звуковых обозначений.

- продолжать закреплять умение давать качественную характеристику звукам.

- воспитывать умение контролировать свои действия.

4-я неделя февраля

1

 

 

 

 

2

Звуки и буквы «Ж-Ш»

- закрепить знания детей о звуке «Ж».

- закрепить знания детей о звуках «Ш». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Дифференциация звуков «Ж-З»

- закрепить знания детей о звуке «Ж».

- закрепить знания детей о звуках «З», «З’».

- развивать умение называть слова на заданный звук.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

1-я неделя марта

1

 

 

2

 

 

 

Звук и буква «Е»

- закрепить знания детей о звуке «Е» и букве Е.

- развивать внимание, культуру речи.

Звук и буква «Ю»

- познакомить детей со звуком и буквой «Ю».

- формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими.

- познакомить детей с термином «предложение»

- развивать фонематический слух.

- совершенствовать навык доброжелательного отношения

2-я неделя марта

1

 

 

 

 

 

2

Звук и буква «Я»

- закрепить знания детей о звуке «Я» и букве «Я».

- продолжать формировать умение определять позицию звука в слове.

- продолжать совершенствовать навык выделять в словах первый и последний слоги.

Звуки и буквы «А-Я»

- продолжать развивать умение определять позицию звука в слове.

- продолжать совершенствовать навык выделять в словах первый и последний слоги.

3-я неделя марта

1

 

 

 

 

 

 

 

2

Звук и буква «Ё»

- познакомить детей со звуком «Ё» и буквой Ё.

- продолжать совершенствовать навык определять позицию звука в слове.

- формировать умение изменять слова путем дополнения или исключения отдельных звуков.

- развивать интерес и внимание к слову.

- вырабатывать умение внимательно слушать взрослого.

«Дружные звуки»

(звуки «Я», «Ё», «Ю», «Е»)

- уточнить знания детей о двойных звуках

- закрепить знания детей в определении позиции звука в слове.

- дифференцировать понятия звук и буква.

- развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу.

4-я неделя марта

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Звук и буква «Ч»

-уточнить знания детей о звуке «Ч».

- продолжать формировать навык выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.

- закрепить умение делить слова на слоги.

- развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова.

- продолжать совершенствовать умение соотносить понятия звук и буква.

- воспитывать умение спокойного общения на занятии.

Звуки и буквы «Ч»-«С»-«Ш»

- закрепить знания детей о звуках «Ч», «Ш», «С».

- формировать навык давать качественную характеристику звукам.

- продолжать закреплять умение определять позицию звука в слове.

- формировать умение соотносить понятия звук и буква.

продолжать совершенствовать умение выкладывать слова с помощью звуковых обозначений.

1-я неделя апреля

1

 

 

 

 

 

2

Дифференциация звуков «Ч-Т’»

- продолжать закреплять умение давать качественную характеристику звукам.

- продолжать формировать навык соотносить понятия звук и буква.

- учить давать положительную оценку ответам товарищей.

Звук и буква «Э»

- закрепить знания детей о звуке и букве «Э» (артикуляция звука).

- продолжать формировать навык устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах.

расширять представления детей об окружающем мире.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

2-я неделя апреля

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Звук и буква «Ц»

- уточнить знания детей о звуке «Ц».

- закрепить умение дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С».

- закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- развивать звуковую культуру речи.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Дифференциация звуков «Ц-Ч»

- дифференцировать звуки «Ц», «Ч».

- закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- развивать звуковую культуру речи.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

3-я неделя апреля

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Дифференциация звуков «Ц-С»

- дифференцировать звуки «Ц», «С».

- закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- развивать звуковую культуру речи.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Дифференциация звуков «Ц-Ч-С»

- дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С».

- закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

4-я неделя апреля

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Звуки «Ф», «Ф’» буква Ф

- закрепить знания детей о звуке «Ф», «Ф’».

- закреплять умение определять позицию звука в слове

- продолжать формировать навык читать слоги с опорой на звуковые обозначения.

- закрепить умение выкладывать слоги при помощи звуковых обозначений.

продолжать развивать умение определять позицию звука в слове.

- формировать умение изменять слова путем перестановки слогов в слове.

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

Звук и буква «Щ»

- уточнить знания детей о звуке «Щ».

- формировать навык давать качественную характеристику звуку.

- продолжать развивать умение определять позицию звука в слове.

- формировать умение соотносить понятия звук и буква.

- продолжать совершенствовать навык выкладывать слова с помощью звуковых обозначений.

- развивать интерес и внимание к слову.

1-я неделя мая

1

 

 

 

 

2

Дифференциация звуков «Щ-С»

- формировать навык давать качественную характеристику звуку.

- продолжать развивать умение определять позицию звука в слове.

Дифференциация звуков «Щ-Ч»

- закрепить знания детей о звуках «Щ» и «Ч».

- продолжать формировать навык давать качественную характеристику этим звукам.

- продолжать развивать умение изменять слова путем замены одних звуков другими.

- продолжать совершенствовать навык соотносить понятия звук и буква.

- закрепить умение давать положительную оценку ответам товарищей.

2-я неделя мая

1, 2

Звук и буква «Ь», «Ъ»

- познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак.

- объяснить значение букв в словах.

- упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.

- упражнять в звуковом анализе слов.

3-я неделя мая

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

«Страна Азбука»

- обобщить знания детей о гласных и согласных буквах.

- уметь отличать гласные буквы от согласных.

- уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков и слогов в структуре слова.

- уметь делать звуковой анализ слогов и слов.

- развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать умение давать положительную оценку ответам товарищей.

Диагностика (мониторинг)

«Страна Азбука»

- обобщить знания детей о гласных и согласных буквах.

- уметь отличать гласные буквы от согласных.

- уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков и слогов в структуре слова.

- уметь делать звуковой анализ слогов и слов.

- развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать умение давать положительную оценку ответам товарищей.

4-я неделя мая

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Повторение

- обобщить знания детей о гласных и согласных буквах.

- уметь отличать гласные буквы от согласных.

- уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков и слогов в структуре слова.

- уметь делать звуковой анализ слогов и слов.

- развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать умение давать положительную оценку ответам товарищей.

Открытая НОД для родителей.

 

 

 

2.2. Формы, методы и средства реализации программы

Форма проведения занятий: групповая

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и включает в себя 72 занятий в год. Занятия проводятся по расписанию, два раза в неделю продолжительностью 30 минут, с группой детей.

Средства:

1. Совместная деятельность педагога с ребенком.

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. ООД.

К используемым методам относятся:

- информационные (устные словесные и демонстрационные);

- практические (репродуктивные и проектные);

Устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж. Необходимо учитывать, что беседа может иметь место не на каждом занятии.

Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть четким и лаконичным, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием.

Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на демонстрацию коллекций и наборов образцов материалов;

Практические методы направлены на овладение общетрудовыми знаниями и умениями. Умение — знание, примененное на практике.

Среди практических методов обучения можно выделить репродуктивные методы и методы проектного обучения. 

Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать и воспроизводить информацию. Фактически это сочетание словесных методов с демонстрационными, то есть объяснительно-иллюстративные методы.

 

2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников.

Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.

Формы работы с родителями

Ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью

Проведение родительских собраний «Как приучить детей читать», «Волшебные звуки», «Будем грамотны», «В мир сказок»

Проведение практикумов «Как научиться правильно писать», «Ручка и карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук»

Консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей

Проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей

Разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Звукобуквенный анализ слова», «Как составить рассказ по картинке» и т.п.

Анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его особенностей

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Форма работы

 

октябрь

Консультация «Подготовка детей к обучению грамоте»

Консультация «Обучение детей грамоте и подготовка к чтению. С чего начать?»

ноябрь

Консультация «Сформированность фонематического слуха – важное условие успешного обучения грамоте»

декабрь

Мастер-класс «Звуковой анализ слова. Что это?»

январь

Консультация «Когда и как начинать учить буквы?»

февраль

Консультация «Как родителям избежать ошибок при обучении ребёнка чтению?»

март

Консультация «Звуки-буквы различаем»

апрель

Консультация «Некоторые приёмы формирования моторной готовности детей к печатанию букв»

май

Индивидуальные беседы по итогам экспресс-диагностики

Открытая НОД для родителей


2.4 Педагогическая диагностика по обучению грамоте детей

Параметр

Задание

НАЧАЛО ГОДА

ФОНЕТИКА. Критерии оценки: 3 балла - полный ответ

2 балла - анализ с ошибками 1 балл - ответ с помощью педагога 0 баллов - отсутствие ответа

1.Дифференцирование гласных и согласных звуков.

«Поймай гласный звук».

Педагог произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.

2. Выделение гласного звука в начале слов.

«Выбери картинку».

Педагог предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у ].

3.Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.

Педагог произносит слово (мак, кит) и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.

4.Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.

«Твёрдый – мягкий». Педагог произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук  синяя фишка, мягкий звук – зелёная.

(нос – нёс; мал – мял; вол – вёл;  белка – балка)

5.Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.

Анализ проводится аналогично предыдущей методике:  если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.

(балка – палка;  быль – пыль;  вата – фата;  дом – том)

6. Звуковой анализ слов.

 

«Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.

(кот, дом, волк, тень, лиса

КОНЕЦ ГОДА

ФОНЕТИКА. Критерии оценки: 3 балла - все звуки дифференцированы правильно

2 балла - один или несколько звуков в группе дифференцированы 1 балл - неправильно дифференцированы звуки 2 групп 0 баллов - ошибочно названы звуки во всех группах

Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.

 

Педагог просит назвать:

- гласные звуки в словах  сон, мышка, лужа;

- согласные твёрдые в словах мяч, лук, рыба;

- согласные мягкие в словах луч, репа, конь, гусь;

- согласные звонкие в словах зуб, рак, коза;

- согласные глухие в словах фара, стул, мак.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

Критерии оценки: 3 балла - полная правильная схема

1 балл - схема с пропуском одного звука или другими ошибками

0 баллов - отсутствие преобразования

Звуковой анализ слов.

Дети определяют последовательность звуков в словах шар, хвост, мишка. Педагог предлагает преобразовать звуковую схему слова мишка в звуковую схему слова мышка.

 

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1. Особенности организации предметно – пространственной среды

Важнейшим условием реализации основной общеобразовательной программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. При работе с детьми используются: доска магнитная, азбука магнитная, рабочие тетради, картины предметные и сюжетные для работы, карандаши простые и цветные, ручки.

 

3.2. Материально – техническое обеспечение

учебные пособия и другие тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.);

методические разработки (рекомендации).

 

3.3. Программное – методическое обеспечение

буквари Н.С. Жуковой для индивидуальной работы детей;

авторские пособия Наталья Чистоклетова «Алфавитная рисовалка»; «Учим буквы», «Азбучные раскраски».

 

3.4. Список литературы

 

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия, М., 2003.

Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С. Жукова. – М .: Эксмо, 2007.

Каше Г.А, Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978

Крупенчук О.И.. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.

Пожиленко Е.А.. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002

Руденко В.И. .Домашний логопед.-Ростов на Дону:феникс,2002

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993.

Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009

Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988.

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 11.05.20 в 04:40 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за насыщенный и полезный материал!
Волкова Светлана Ивановна, 12.05.20 в 06:46 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.