Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 7-9 лет (по изодеятельности ) «Акварелька»

5
1
Материал опубликован 23 February 2016 в группе

МБУ ДО  детский (подростковый) центр «Агнес»

детский клуб «Импульс»

 

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

(по изодеятельности )

«Акварелька»

сроком реализации 3 года

для детей с 7-9 лет

Составила: Соколова Надежда Ивановна

педагог дополнительного образования

детского (подросткового) клуба «Космос»

МБОУ центр «Агнес»

г. Нижний Новгород

2014 г

 

 

Информационная карта программы

Полное название программы

«Волшебные краски»

Автор программы

Соколова Надежда Ивановна

Руководитель программы

Кулакова Галина Михайловна

Территория, представившая программу

Сормовский район города Нижнего Новгорода

Название проводящей организации

Детский (подростковый) центр «Агнес» Клуб «Импульс»

Адрес организации

Т.Н.Новгород, ул. Зайцева, 1

Телефон

229-72-09

Форма проведения

Групповая, подгрупповая

Цель программы

Создание условий для развития творческих способностей и личностных качеств воспитанников изостудии посредством обучения изобразительного искусства.

Специализация программы

Художественная

Сроки проведения

3 года

Место проведения

Детский (подростковый) клуб «Импульс»

Официальный язык программы

русский

Общее количество участников (в том числе детей)

45 человек

География участников

Жители Сормовского района г.Н.Новгород

Условия участия в программе

добровольное

Условия размещения участников

Дети занимаются, сидя за столами по 2 человека, регулируемая мебель 3 группы (6 подгрупп), мольберты.

История осуществления программы

Поступление социального заказа от детей и родителей. Программа является логическим завершением осмысления и систематизации педагогом накопленного опыта работы.

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка..........................................................................4

Формы, методы и режим занятий .............................................................................7

Цели и задачи программы ...................................................................................10

Ожидаемые результаты ........................................................................................11

Методическое обеспечение....................................................................................14

Учебно-тематический план 1 года обучения.................................................... 17

Учебно-тематический план 2 года обучения.................................................... 23

Учебно-тематический план 2 года обучения.................................................... 28

Формы и методы контроля 1 года обучения.................................................... 21

Формы и методы контроля 2 года обучения.................................................... 27

Формы и методы контроля 3 года обучения.................................................... 32

Возрастные особенности........................................................................................33

Концептуальные основы...................................................................................... 34

Методическое описание опыта работы............................................................ 35

Условия реализации............................................................................................. 36

Гигиенические требования при организации занятий...................................36

Работа с родителями..............................................................................................37

Содержание деятельности................................................................................... 37

Литература...........................................................................................................41

Приложение........................................................................................................42

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Волшебные краски» объединения изостудии является программой художественной направленности.

Творца от человека нетворческого отделяет "пропасть". Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Изобразительное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Знакомясь с изобразительным искусством, дети познают прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.

В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии, в деле. Человек, увлеченный творчеством, способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих.

Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных
знаний, практических навыков, умений. Чем раньше мы в своей жизни сталкиваемся с каким-либо занятием, тем более простым и привычным оно кажется потом. Но интересным и необходимым для нас оно становится только тогда, когда в этом занятии есть возможность выразить и проявить себя, когда в нем есть место творчеству.

Актуальность данной программы обусловлена потребностью общества в творческой, активной, интеллектуальной и художественной личности. Она построена так, что бы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров и окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической деятельностью.

При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально - нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Воспитанники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты учащихся с искусством, приобщить их к художественной культуре.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.

 

Новизна программы

Содержание данной программы базируется на представлениях об искусстве, полученных учащимися в школе.

Деятельность во внеурочное время позволяет более подробно и более расширенно познакомить учащихся с различными изобразительными техниками, закладывает основы художественных знаний и умений учащихся в области искусства. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия выдающихся произведений современности.

Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно – образная природа, а также его связь с жизнью общества и человека.

Данная программа позволяет расширить и углубить возможности детского творчества за рамками школьной программы, дает возможность детям получить творческое удовлетворение от созданного ими.

 

Данная программа рассчитана на детей 7-14 лет, сроком реализации 3 года

В группах занимаются мальчики и девочки с разным уровнем способностей. Учитывая разный уровень способностей, развития, подготовки, в групповых занятиях используется индивидуальный подход, реализуемый в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов для детей. Его специфика заключается в специальном подборе заданий по степени сложности, темпу работы, дополнительных заданий, связанных с личностью ребенка его желаниями, интересами, эмоционально-чувственной сферой.

На каждом этапе предполагается широкое использование методов, форм и приемов обучения.

Художественная деятельность учащихся находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ учащихся, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях, изучения художественного наследия, поисковая работа учащихся по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Прием детей в объединения клуба осуществляется на добровольном желании детей, на основании заявлений родителей (формирование основных разновозрастных объединений).

 

Формы, методы и режим занятий

В рамках реализации программы обучение в коллективе проводится в форме подгрупповых занятий.

Программа «Волшебные краски» рассчитана на 3 года для детей от 7-14 лет.

Учащиеся объединения делятся на группы по годам обучения. Каждая группа делится на подгруппы – это даёт возможность педагогу полностью контролировать учебный процесс.

Общий состав учащихся делится на три группы:

- учащиеся 1-го года обучения занимаются два раза в неделю по 1 часу;

- учащиеся 2-го года обучения занимаются три раза в неделю по 1 часу;

- учащиеся 3-го года обучения занимаются три раза в неделю по 1 часу;

В рамках реализации программы «Волшебные краски» обучение в объединении проводится в форме подгрупповых занятий.

Год обучения

подгруппы

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю

Нагрузка в неделю

Нагрузка в год

1-ый

1 подгруппа

2подгруппа

час

1 час

2

2

2 час

2 часа

72 часов

72 часов

2-ой

3 подгруппа

4 подгруппа

1 час

1 час

3

3

3 часа

3 часа

108 часов

108 часов

3-ий

5 подгруппа

6 подгруппа

1час

1 час

3

3

3 часа

3 часа

108 часов

108 часов

Для реализации программы будут использованы следующие методы:

-словесные (рассказ, беседа, работа с книгой)

-наглядные (демонстрация плакатов, моделей, использование технических средств)

-практические (практические задания, деловые игры)

-объяснительные

-иллюстративные

-проблемные

-частичнопоисковые

 

Основные принципы и идеи:

-Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.

-Учет эмоцианально-личностных характеристик

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

- Приоритет практической и игровой деятельности;

. Принцип наглядности;

Принцип мотивированности изучения;

Принцип единства обучения, воспитания и развития;

Принцип успешности каждого ребенка.

 

Календарный учебный график

В процессе реализации данной дополнительной общеразвивающей образовательной программы для учащихся организуются и проводятся досугово - массовые мероприятия: выезд на природу, круглый стол, поездки в театр, кино, музеи, посещение выставок, игровые программы и т.д. Учебный год начинается:

- с 1 сентября для учащихся 2-3 года обучения;

- для учащихся 1 года обучения не позднее 15 сентября (по мере комплектования групп).

Учебный год заканчивается 31 мая.

Проведение занятий:

Занятия проводятся в вечернее время в соответствии с расписанием. Расписание составляется ежегодно, утверждается руководителем структурного подразделения.

Занятия проводятся в кабинете площадью 20 кв.м

В осенние и весенние каникулы занятия проводятся в обычном режиме по расписанию, мероприятия проводятся по плану каникул. В летний период учащимся предоставляется возможность отдохнуть в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей, принять участие в проекте «Дворовая практика», прогулочных группах.

Проведение промежуточной аттестации.

Порядок и формы промежуточной аттестации регламентируется Уставом образовательного учреждения и положением МБОУ центр «Агнес» «О промежуточной аттестации учащихся».

Промежуточная аттестация учащихся проводится 2 раза в год (декабрь, май) в форме тестов, выставок и контрольных заданий.

 

Цель:

Цель: формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, создание условий для развития творческой активности и художественно-творческих способностей детей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

 

Задачи:

- ознакомить детей с различными видами изобразительной техники, экспериментируя с разными видами материала.

- ознакомить детей с произведениями русской и зарубежной живописи.

- развивать изобразительные навыки и умения.

- развивать умение детей рассматривать созданные ими изображения, радоваться достигнутому, положительно оценивать свои произведения.

- развивать эстетическое восприятие, способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в окружающую жизнь, явления и объекты природы, замечать их изменения, побуждать созерцать красоту окружающего мира.

- воспитать эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству.

- воспитать у детей любознательность, активное отношение к окружающему миру.

 

Ожидаемые результаты

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Учащийся должен:

- знать названия основных цветов;

- уметь применять элементарные правила смешения цветов;

- свободно работать карандашом, кистью;

-

Учащийся должен:

-самостоятельно применять полученные умения и навыки в создании композиций;

-правильно использовать живописные и графические материалы для создания выразительности цвета, объема линии;

-знать и различать теплые и холодные цвета;

- выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной

композицией;

Учащийся должен:

-работать с натуры и по представлению в живописи и графике над натюрмортом, пейзажем, портретом;

- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;

- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

- передавать при изображении головы человека пропорции,характер черт, выражение лица;

- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

- пользоваться различными графическими и живописными техниками;

- создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой;

- оформлять выставки собственных работ.

уметь передавать простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

- выполнять простейшие узоры из декоративных форм растительного мира в полосе и круге;

- знать элементарные приемы работы с бумагой;

- уметь выполнять простейшие формы из соленого теста;

- уметь различать виды и жанры изобразительного искусства;

- уметь работать в технике «акварель».

-уметь работать с натуры над натюрмортом пейзажем;

- уметь работать в технике «гуашь»;

- иметь представления о деятельности русских и зарубежных художниках.

 


 


 

Методическое обеспечение

Нзвание

раздела

Форма

занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Техническое оснащение

Дидактический материал

Форма подведения итогов

Живо-

пись

Игра,

дискуссия,практикум

выставка.

Словесные, наглядные, практические,

объяснительные,

иллюстративные,

частичнопоисковые.

Кисти, краски, палитры, бумага, баночка, карандаш, ластик.

Наглядные пособия, репродукции картин, образцы

Анализ 

 детских

 работ, сравнение,выставка,игра.

Рису-

нок

Игра,

дискуссия,практикум,

выставка.

Словесные, наглядные, практические,

объяснительные,

иллюстративные,

частичнопоисковые.

Карандаш, ластик,бумага цветные карандаши, тушь,перо,

пастель,уголь.

Наглядные пособия, репродукции картин, образцы

Анализ 

 детских 

работ, сравнение,выставка,игра

ДПИ

и

компо-

зиция

Игра,

дискуссия,

практикум,

соревнование,

выставка.

Словесные, наглядные, практические,

объяснительные,

иллюстративные,

проблемные,

частичнопоисковые.

Клей, ножницы, цв. и обычная бумага, карандаш, ластик, пластилин, стеки, клеенка, тряпочка, краски.

Наглядные пособия, образцы музыкальный и видео ряд

Анализ 

 детских 

работ, сравнение,выставка,игра

Аппли
кация,
 из
бумаги
Беседа ,  
наглядные,
практические
практикум
 выставка.
Словесные,
 наглядные,
 практические
Клей,
 ножницы,
 цв. и
обычная
бумага,
 карандаш,
 ластик...
Наглядные пособия, образцы Анализ детских работ
Лепка Игра, беседа,

практикум

Словесные,
 наглядные,
 практические
Пластилин,
стеки,
солёное
 тесто,
глина
клеенка,
 тряпочка,
 краски...
Наглядные пособия, образцы Анализ детских работ, выставка работ
Квиллинг Беседа,
практикум,
выставка
Словесные,

наглядные,

практические

Клей,
 ножницы,
 цв.
 и обычная
 бумага,
 карандаш,
 ластик...
Наглядные пособия, образцы музыкальный и видео ряд Анализ детских работ, сравнение,выставка
Дизайн

Дискуссия,

практикум,

коллективная

 работа,

выставка.

Словесные,

наглядные,

 практические,

объяснительные,

иллюстративные,

частичнопоисковые.

Клей,
 ножницы,
 цв. и обычная б
умага, карандаш,
 ластик,
вырезки
 из журналов
Наглядные пособия, образцы, Журнары с интерьерами Анализ детских работ, сравнение,выставка
Флористика

Игра,

дискуссия,
практикум
Словесные, наглядные, практические,
 объяснительные,
частичнопоисковые.
Губка,
 ткань,
ножницы
,живые и
искусственные
 цветы,
ракушки
Наглядные пособия, образцы Анализ детских работ, сравнение,выставка
Декоративная роспись

Дискуссия,

практикум,

коллективная

 работа,

выставка,игра

Словесные,
наглядные,
 практические,
 объяснительные,ч
астичнопоисковые
Кисти,
 краски,
 бумага,
досочки,
 баночка,
 карандаш,
 ластик.
Наглядные пособия, образцы, тетради для упражнений Анализ детских работ, сравнение,выставка
История искусства

Беседа,

дискуссия,

игра,

коллективная работа,

соревнование

Словесные, наглядные, практические,
объяснительные,
частичнопоисковые
Тетрадь,
карандаш,
ластик
,ручка
,репродукции,
кисти,
краски
клей,ножницы
Наглядные
 пособия, образцы,
репродукции картин
Тесты,прповерка ведения тетрадей
Пленер

Беседа,

практикум,

выставка

Словесные, наглядные, практические, объяснительные,
частичнопоисковые
Кисти, краски, палитры, бумага, баночка, карандаш, ластик. Наглядные
 пособия, образцы,
репродукции картин
Анализ детских работ, сравнение,
выставка

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Год обучения, полугодия

1год

2 год

3 год

1

2

1

2

1

2

Теоретические часы

10

13

10

14

12

16

75

Практические часы

22

25

36

46

34

44

207

Вид промежуточной аттестации

1

тест

1

тест

1

тест

1

тест

1

тест

1

тест

6

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

33

39

47

61

47

61

288

 

Учебный план

Раздел, тема 1-ый год обучения 2-ой год обучения 3-ий год обучения итого

Вводное занятие

1 1 1 3

Виды и жанры изобразительного искусства

3 - - 3

Художественно-выразительные средства рисунка

4 - - 4

Живопись – искусство цвета

5 - - 5

Композиция

6 - - 6

Лепим из теста

4 - - 4

Народное и декоративно-прикладное искусство

4 - 11 15

Натюрморт

11 22 18 51

История искусств

- 7 9 16

Квиллинг

6 13 - 18

Пейзаж

4 17 - 21

Книжная графика

6 - - 6

Пленэр

6 - - 6

Лепим из пластилина

6 - - 6

Аппликация

4 - - 4

Декоративная роспись

- 19 9 28

Русская глиняная игрушка

- 7 - 7

Гуашь

- 7 - 7

Рисование углем

- 8 - 8

Граттаж

- 6 - 6

Флористика

- - 14 14

Анималистический жанр

- - 5 5

Пастель

- - 7 7

Рисуем маслом

- - 14 14

Портрет

- - 12 12

Дизайн

- - 6 6

Промежуточная аттестация

2 2 2 6

Итого

72 108 108 288

 

Учебно-календарный план

1-ый год обучения

Раздел, тема 1 полугодие

(16 недель)

Промежуточная аттестация 2 полугодие

(20 недель)

Промежуточная аттестация итого

Вводное занятие

1   -   1

Виды и жанры изобразительного искусства

3   -   3

Художественно-выразительные средства рисунка

4   -   4

Живопись - искусство цвета

5   -   5

Композиция

6   -   6

Лепим из теста

4   -   4

Народное и декоративно-прикладное искусство

4   -   4

Натюрморт с яблоком

4       4

Промежуточная аттестация

  1     1

Натюрморт с яблоком

    1   1

Натюрморт с кувшином

-   6   6

Квиллинг

-   6   6

Весна идет, весне дорогу

-   4   4

Книжная графика

-   6   6

Пленэр

-   6   6

Лепим из пластилина

-   6   6

Аппликация

-   4   4

Промежуточная аттестация

      1 1

итого

31 1 39 1 72

2-ой год обучения

Раздел, тема 1 полугодие

(16 недель)

Промежуточная аттестация 2 полугодие

(20 недель)

Промежуточная аттестация итого

Вводное занятие

1   -   1

Натюрморт с рябиной

6   -   6

Натюрморт «Два кувшина»

6   -   6

Роспись по дереву

9   -   9

Русская глиняная игрушка

7   -   7

История искусства.Средние века

3   -   3

Гуашь

7   -   7

Квилинг.Рождественская сказка

6   -   6

Рисование углем

2   -   2

Промежуточная аттестация

  1      

Рисование углем

-   6   6

Родные просторы (пейзаж)

-   6   6

Возрождение в Италии

-   4   4

Девушка весна (квиллинг)

-   7   7

Акварель.Техника по сырому(пейзаж)

-   5   5

Декоративная роспись

-   10   10

Натюрморт с геометрическими фигурами

-   9   9

Городской пейзаж

-   5   5

Граттаж

-   6   6

Промежуточная аттестация

      1  

Итого

47 1 59 1 108

3-ий год обучения

Раздел, тема 1 полугодие

(16 недель)

Промежуточная аттестация 2 полугодие

(20 недель)

Промежуточная аттестация итого

Вводное занятие

1   - - 1

Натюрморт с фруктами

6   -   6

Натюрморт из предметов сложной формы

6   -   6

Флористика

8   -   8

Анималистический жанр

5   -   5

Культура Древней Руси

5   -   5

Пастель

7   -   7

Рисуем маслом

9   -   9

Промежуточная аттестация

  1     1

Рисуем маслом

-   5   5

Портрет

-   12   12

Городецкая роспись

-   9   9

Стилизация природных форм(ДПИ)

-   8   8

Натюрморт из предметов быта

-   6   6

Искусство 20 века

-   4   4

Дерево счастья(флористика)

-   6   6

Народный костюм(ДПИ)

-   3   3

Дизайн

-   6   6

Промежуточная аттестация

      1 1

Итого

47 1 59 1 108

 

1-ый год обучения

Цель: формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, создание условий для развития творческой активности и художественно-творческих способностей детей

Задачи:

Ознакомить с различными видами и жанрами изобразительного искусства

Дать представление о нетрадиционных техниках изобразительного искусства

Развивать навыки работы кистью и карандашом

Воспитывать аккуратность, умение слушать, культуру восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна

 

Учебно-тематический план

1-ый год обучения

Тема

Количество часов

 
   

Теория

Практика

всего

1

Вводное занятие

1

0

1

2

Виды и жанры изобразительного искусства

2

1

3

2.1

Виды изобразительного искусства

1

0

1

2.2

Жанры изобразительного искусства

1

0

1

2.3

Мир искусства(игра)

0

1

1

3

Художественно-выразительные средства рисунка

2

2

4

3.1

Из истории рисунка

1

0

1

3.2

Волшебная линия

1

2

3

4

Живопись - искусство цвета

2

3

5

4.1

Из истории живописи

1

0

1

4.2

Радуга

0

1

1

4.3

Веселые точки

0

1

1

4.4

Осенний пейзаж

1

1

2

5

Композиция

2

4

6

5.1

Правила, приемы и средства композиции

1

1

2

5.2

Доминанта

1

3

4

6

Лепим из теста

2

2

4

6.1

Техника лепки из теста

1

1

2

6.2

Веселая овечка

1

1

2

7

Народное и декоративно-прикладное искусство

1

3

4

7.1

Немного истории

1

0

1

7.2

Искусство орнамента

0

1

1

7.3

Бабушкин платочек

0

2

2

8

Натюрморт с яблоком

1

4

5

9

Натюрморт с кувшином

1

5

6

10

Квиллинг

2

4

6

10.1

Техника квиллинга

1

1

2

10.2

Оригинальная открытка

1

3

4

11

Весна идет, весне дорогу

1

3

4

12

Книжная графика

2

4

6

12.1

Что такое иллюстрация

1

0

1

12.2

Моя любимая сказка

1

4

5

13

Пленэр

1

5

6

13.1

Рисуем природу

1

2

3

13.2

Красота вокруг нас

0

3

3

14

Лепим из пластилина

2

4

6

14.1

Техника работы

1

1

2

14.2

Подарок маме

1

3

4

15

Аппликация

1

3

4

15.1

Техника работы с бумагой

1

0

2

15.2

Здравствуй лето

0

3

3

16

Промежуточная аттестация

0

2

2

 

Всего

   

72

 

Рабочая программа

1. Вводное занятие

Знакомство с учащимися. Беседа об основных видах и техниках изобразительного искусства. Знакомство с графическими и живописными материалами. Проверка уровня способностей учащихся. Рисунок на тему «Мои впечатления о лете».

2. Тема: виды и жанры изобразительного искусства

Беседа об основных видах и жанрах изобразительного искусства.

Виды искусства: выразительные – музыка, литература, кино, танец;

Изобразительные – дизайн, архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративное искусство.

Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, исторический, бытовой.

Игра: виды и жанры изобразительного искусства.

Дети делятся на две команды, выбирают капитанов.

Задания:

Определить вид и жанр изобразительного искусства.

Путаница

Кроссворд

Задание для капитанов команд

3. Тема: художественно-выразительные средства рисунка

Рассказ об истории рисунка. Знакомство с художественными материалами и техниками рисунка. Выразительные средства рисунка: линия, пятно,точка,штрих.

Упражнение волшебная линия( передать характер с помощью линии6 колкая, мечтательная,веселая,грустная)

Создать рисунок при помощи линий, точек, штрихов,точек.

4. Тема: живопись - искусство цвета

Рассказ об истории живописи. Знакомство с художественными материалами и техниками живописи. Основные характеристики цвета. Основные, составные и дополнительные цвета. Знакомство с техникой работы акварелью.

Упражнения:

Радуга(нарисовать радугу, проследить как смешиваются цвета )

Осенние листья (нарисовать различные листья, раскрасить их смешивая цвета)

Веселые точки (нарисовать картинку при помощи цветных точек)

Осенний пейзаж (используя полученные знания и навыки выполнить осенний пейзаж)

Тема: композиция

Знакомства с основными правилами, приемами и средствами композиции: точка, линия, пятно; композиционный центр , доминанта; симметрия и асимметрия; перспектива; тон, цвет, колорит; контраст, нюанс; движение.

Упражнение: доминанта.

Тема: лепим из теста

Рассказ о технике лепки из соленого теста. Рецептура соленого теста.

Приемы лепки. Способы создания простых деталей. Сборка и склеивание. Методика окрашивания теста.

Практическая работа состоит в лепке овечки. Учащиеся на основе полученных знаний сами придумывают свой образ овечки и лепят ее.

Тема: народное и декоративно-прикладное искусство

Рассказ об истории декоративно-прикладного искусства .Виды и структура орнамента.

Упражнение ( дети выполняют простой орнамент в полосе)

Практическая работа : дети выполняют орнамент платка.

Тема: натюрморт с яблоком

Объяснить основные этапы выполнения натюрморта карандашом.

Упражнения ( разные виды штриха, плотность)

Рисование натюрморта с натуры.

Тема: натюрморт с кувшином

Объяснить основные этапы выполнения натюрморта красками .

Рисование натюрморта с натуры.

Тема: квиллинг

История квиллинга. Оборудование.Основная техника квиллинга.

Упражнение ( выполнение различных цветов)

Практическая работа заключается в самостоятельном выполнение открытки с использование ранее сделанных цветов и доработки деталей.

Тема: весна идет, весне дорогу

Знакомство с линейной, световоздушной и цветовой перспективой. Демонстрация репродукций пейзажей знаменитых художников.

Практическая работа заключается в выполнении пейзажа на тему весны в технике акварель.

12.Тема: книжная графика

Беседа на тему «книжная графика». Виды иллюстраций. Демонстрация книг. Демонстрация репродукций картин Врубеля,Васнецова,Билибина.

Практическая работа заключается в выполнении иллюстрации к любимой сказке.

Тема: пленэр

Знакомство учащихся с понятием пленер ( пер. открытый воздух). Демонстрация репродукций с городским пейзажем.

Практическая часть заключается в зарисовке деревьев, растений. Рисование с натуры и по представлению.

14.Тема: лепим из пластилина

Объяснить технику работы пластилином. Дать понятие, что такое рельеф.

Практическая работа заключается в создании картины из пластилина.

15.Тема: аппликация

Ознакомить с техникой работы цветной бумагой.

Практическая работа заключается в выполнении аппликации на летнюю тему.

16. Промежуточная аттестация

Тесты. Выставка работ учащихся.

 

Формы и методы контроля

1-ый год обучения

Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Сентябрь - октябрь

Первичные навыки и умения, а именно: умение пользоваться художественными принадлежностями, (кисти, краски, карандаши, ластики и т. д.), знание основных цветов

Занятие в форме игры.

Выполнение самостоятельной работы.

Декабрь - январь

Проверка навыков и умений накопленных за полугодие, а именно: Умение передавать простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Умение вылепливать простейшие формы не только из пластилина, но и из солёного теста.

Контрольное занятие,

выставка

работ учащихся.

Выполнение работы на заданную тему.

Март - май

Проверка знаний полученных за год: основные виды и жанры изобразительного искусства.Навыки работы с бумагой.

 

Занятие в виде игры,контрольное занятие,выставка.

Выполнение групповой работы

2-ой год обучения

Цель: формирование художественно - творческой активности учащихся, овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Задачи:

  • Дать представления о деятельности русских и зарубежных художниках.

Ознакомить с народным творчеством

Развивать навыки самостоятельной работы при выборе графических и живописных материалов для создания композиции

Развивать навыки работы в технике «гуашь»

Развивать у детей восприятие формы и цвета предметов, умение видеть основную форму и ее особенности и характерные детали.

Воспитывать любознательность и активное отношение к окружающему миру.

 

Учебно-тематический план

2-го года обучения

Тема

Количество часов

 
   

Теория

Практика

всего

1

Вводное занятие

1

0

1

2

Натюрморт с рябиной

1

5

6

3

Натюрморт «Два кувшина»

1

5

6

4

Роспись по дереву

2

7

9

4.1

Многообразие народного творчества

1

2

3

4.2

Золотая хохлома

1

5

6

5

Русская глиняная игрушка

2

5

7

5.1

Из истории игрушки

1

1

2

5.2

Дымковская игрушка.

1

4

5

6

История искусства.Средние века

2

1

3

6.1

Культура античности

1

0

1

6.2

Культура Византии. Готика

1

1

3

7

Гуашь

1

6

7

7.1

Техника работы гуашью

1

1

2

7.2

Натюрморт в холодных тонах

0

5

5

8

Квилинг.Рождественская сказка

1

5

6

9

Рисование углем

2

6

8

9.1

Техника работы углем

1

1

2

9.2

Волшебный уголек

1

5

6

10

Родные просторы (пейзаж)

1

5

6

11

Возрождение в Италии

3

1

4

11.1

Да Винчи, Рафаэль,Микеланджело

2

0

2

11.2

Венеция и новая страница в истории

1

1

2

12

Девушка весна (квиллинг)

1

6

7

13

Акварель.Техника по сырому(пейзаж)

1

4

5

13.1

Основы техники

1

1

2

13.2

Весенний день

1

3

4

14

Декоративная роспись

2

8

10

14.1

Гжельская роспись

1

2

3

14.2

Застывшая сказка

1

6

7

15

Натюрморт с геометрическими фигурами

1

9

10

16

Городской пейзаж

1

4

5

17

Граттаж

1

5

6

18

Промежуточная аттестация

0

2

2

 

Всего

24

84

108

 

Рабочая программа

Вводное занятие.

Проверка остаточных знаний и навыков. Викторина.

Тема:натюрморт с рябиной

Повторить технику работы акварелью, основные этапы работы над натюрмортом. Рисование с натуры.

Тема: натюрморт «Два кувшина»

Повторить технику работы карандашом, основные этапы работы над натюрмортом. Беседа о нюансах света и тени. Рисование с натуры.

Тема: роспись по дереву

Беседа об искусстве росписи по дереву. Основные этапы росписи.

Знакомство с хохломской росписью. Основные элементы росписи. Прорисовать все элементы вместе с учащимися.

Упражнение ( выполнить орнамент в полосе)

Практическая работа заключается в выполнение росписи предмета на выбор. Учащимся предлагается заготовка из картона (блюдо, туесок ,шкатулка),которую они обводят на листе бумаги, а затем расписывают используя полученные навыки и знания.

5. Тема: русская глиняная игрушка

Рассказ об истории русской глиняной игрушки. Дымковская игрушка, каргопольская, филимоновская игрушка.

Объяснить технику работы с глиной. Этапы выполнения дымковской игрушки.

Учащиеся лепят дымковскую игрушку под руководством учителя, самостоятельно выбирают кого они будут лепить, затем раскрашивают ее.

6. Тема: история искусства. Средние века

Теоретическое занятие: культура античности, греческая мифология, вазопись, культура Византии, готика.

Практическая работа заключается выполнение греческой вазы в технике граттаж.

7. Тема: гуашь

Рассказать о технике работы гуашью. Основные этапы работы над натюрмортом в технике «гуашь». Рисование с натуры.

8. Тема: квилинг.Рождественская сказка

Повторение основных этапов работы в технике квиллинг. Беседа на тему рождества и нового года. Скульптурки ангелов. Символы нового года и рождества. Разработка детьми эскиза новогоднего украшения.

Работа над украшением в технике квиллинг.

9. Тема: рисование углем

Способы и приемы работы с углем: штриховка и растушевка.

Рисование по памяти и представлению зимний пейзаж.

10. Тема: родные просторы

Этапы работы над пейзажем в техники «гуашь». Смешивание красок,использование белил. Разработка эскиза детьми. Выполнение в красках. Работа по представлению.

11. Тема: возрождение в Италии

Знакомство с творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана.

12. Тема: девушка весна

Беседа на тему «образ весны в творчестве художников».

Разработка учащимися эскиза образа весны . Выполнение в технике квиллинг.

13. Тема: акварель. Техника « по сырому »

Рассказать об основных этапах работы акварелью в технике «по сырому».

Учащиеся делают оттиски, придумывают названия.

Практическая работа заключается в выполнение учащимися пейзажа в данной технике.

14 . Тема: декоративная роспись

Рассказ о Гжельской росписи. Этапы работы над Гжельской росписью. Знакомство с основными элементами росписи.

Учащиеся тренируются выполнять различные элементы росписи на бумаге.

Практическая работа заключается в выполнении учащимися росписи чайника.

15. Тема: натюрморт с геометрическими фигурами

Беседа на тему «передача формы предмета в пространстве». Перспектива куба. Градации света и тени.

Практическая работа заключается в выполнении учащимися натюрморта из геометрических тел с использованием полученных знаний о рисунке. Выбор формата, компоновка на листе бумаге, владение графическими приемами.

16. Тема: городской пейзаж

Демонстрация репродукций картин. Особенности городского пейзажа.

Дома в перспективе. Выполнение учащимися набросков.

Практическая работа заключается в выполнении пейзажа на тему « мой город». Работа по памяти по представлению.

17. Тема: граттаж.

Особенности работы в данной технике. Основные этапы выполнения работы.

Практическая работа заключается в выполнении учащимися рисунка в данной технике. Тему учащиеся выбирают сами: цветы в вазе, осенний пейзаж ,аквариумные рыбки.

18. Промежуточная аттестация

Тесты. Выставка работ учащихся.

 

Формы и методы контроля

2-ой год обучения

Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Сентябрь - октябрь

Остаточные навыки и умения, а именно: применение разнообразных мазков, применение элементарных правил смешения цветов.

Тестирование.

Выполнение самостоятельной работы на заданную тему.

Январь - февраль

Проверка новых навыков и умений, накопленных за полугодие, а именно: навыки создания композиции, правильно использовать живописные и графические материалы для создания выразительности цветом, объёма линией.

Контрольное занятие,

выставка

работ учащихся.

Выполнение работы на заданную тему.

Март - май

Проверка знаний полученных за год: история искусства., народное творчество. Навыки работы гуашью, углем.

 

Занятие в виде игры, контрольное занятие, выставка .

Выполнение групповой работы

 

3-ий год обучения

Цель: формирование у учащихся эстетического отношения к ценностям художественной культуры России (прикладному, изобразительному искусству, фольклору), продолжать создавать условия для развития творческой активности и художественно-творческих способностей детей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти.

Задачи:

Учить создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой

  • Дать представление о пространственной и световоздушной перспективе.
  • Дать знания о развитии художественной культуры России
  • Учить детей компоновать на листе изображение и соблюдать последовательность выполнения работы
  • Развивать умения работать с натуры и по представлению
  • Развивать умения передавать пропорции и особенности изображаемого персонажа, сравнивать свой рисунок с моделью в процессе его выполнения
  • Воспитывать умения работать в коллективе, эмоционально-ценностного отношения к искусству России, приобщать учащихся к богатому наследию традиционного декоративно-прикладного искусства родного края

 

Учебно-тематический план

3-го года обучения

Тема

Количество часов

 
   

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

1

0

1

2

Натюрморт с фруктами

0

6

6

3

Натюрморт из предметов сложной формы

0

6

6

4

Флористика

3

5

8

4.1

Основы флористики

2

2

4

4.2

Рамка для фото

1

3

4

5

Анималистический жанр

1

4

5

6

Культура Древней Руси

2

3

5

6.1

Культура Киевской Руси

1

0

1

6.2

Русское деревянное зодчество

1

3

4

7

Пастель

2

5

7

7.1

Техника работы

1

1

2

7.2

Рисуем животных

1

4

5

8

Рисуем маслом

2

12

14

8 1.

Техника работы маслом

1

4

6

8.2

Пейзаж «Русские морозы».

1

8

10

9

Портрет

3

9

12

9.1

Пропорции лица

1

1

2

9.2

Человек в движении

1

2

3

9.3

Портрет друга

1

6

7

10

Городецкая роспись

3

6

9

10.1

Техника городецкой росписи

1

2

3

10.2

Подарок для мамы

2

4

6

11

Стилизация природных форм(ДПИ)

2

6

8

11.1

Приемы стилизации

1

1

2

11.2

Необычное в обычном

1

5

6

12

Натюрморт из предметов быта

1

5

6

13

Искусство 20 века

3

1

4

13.1

Беспредметное искусство

1

0

1

13.2

Сюрреализм

1

0

1

13.3

Кубизм Неоконкретизм

1

1

2

14

Дерево счастья(флористика)

1

5

6

15

Народный костюм(ДПИ)

2

1

3

15.1

История костюма

1

0

1

15.2

Русская красавица

1

1

2

16

Дизайн

2

4

6

16.1

Основы дизайна

1

1

2

16.2

Дизайн интерьера

1

3

4

17

Промежуточная аттестация

0

2

2

 

Всего.

28

80

108

 

Рабочая программа

Вводное занятие.

Проверка остаточных знаний и навыков. Викторина.

2. Тема: натюрморт с фруктами

Повторить этапы выполнения натюрморта гуашью.

Рисование с натуры.

3. Тема: натюрморт из предметов сложной формы

Рисование с натуры. Учащиеся самостоятельно выполняют рисунок карандашом, используя полученные знания: компоновка, светотень, перспектива, объем, форма предмета.

4.Тема: флористика

Основы флористики. Принципы работы с флористическими материалами.

Основные техники работы.

Практическая работа заключается в выполнении композиции из живых цветов, выполнении фоторамки из искусственных цветов и фитоматериалов.

5. Тема: анималистический жанр

Рассказ о художниках анималистах. Показ репродукций: Митурича, Чарушина, Ватагина.

Провести игру по данной теме.

1 задание: нарисовать животное в технике одного из художников.

2 задание: нарисовать животное передав его характер.

3 задание: мозаика-собрать животное из частей.

Ознакомить детей с анатомическими особенностями строения животных. Этапы рисования животных.

Практическая работа заключается в выполнении учащимися набросков животных.

6. Тема: культура Древней Руси

Беседа об истории Древней Руси. Золотое кольцо России. Московский кремль. Русское деревянное зодчество. Фольклор.

Практическая работа заключается в выполнении учащимися иллюстрации к былине.

7. Тема: пастель.

Рассказ об истории пастели. Демонстрация репродукций. Техника работы пастелью.

Упражнение: учащиеся рисуют натюрморт из природных материалов.

Практическая работа заключается в рисовании учащимися своего любимого животного пастелью.

8. Тема: рисуем маслом

Техника рабаты маслом. Этапы написания картины маслом.

Практическая работа заключается в написании зимнего пейзажа маслом.

9. Тема: портрет

Пропорции человека, подробнее пропорции лица. Схемы рисования человека в движении. Передача характера человека в портрете.

Упражнение: наброски человека в движении, рисование с натуры.

Практическая работа заключается в рисовании учащимися портрета друга.

10. Тема: городецкая роспись

Рассказ о городецкой росписи. Техника росписи. Основные элементы росписи.

Упражнение: учащиеся на листе бумаги выполняют основные элементы росписи.

Практическая работа заключается в росписи учащимися разделочной доски.

11. Тема: стилизация природных форм

Объяснить, что такое стилизация. Приемы стилизации. Техника работы тушью.

Практическая работа заключается в выполнении учащимися композиции из стилизованных предметов используя тушь.

Тема: натюрморт из предметов быта

Этапы выполнения натюрморта маслом.

Практическая работа заключается в написании учащимися натюрморта маслом.

Тема: искусство 20 века

Характерные черты эпохи. Архитектура 20 века. Рассказ о творчестве Кандинского, Малевича. Сюрреализм: Дали. Кубизм: Пикассо. Неоконкретизм.

Игра: кроссворд, выполнить рисунок в технике одного из художников.

15. Тема: народный костюм

Беседа об истории русского костюма.

Практическая работа заключается в выполнении учащимися коллективной работы по данной теме.

Тема: дизайн

Беседа о дизайне в современном мире. Разновидности дизайна.

Дизайн интерьера и его особенности. Особенности работы в технике коллаж.

Практическая работа заключается в выполнении учащимися коллективной работы по данной теме в технике коллаж.

16. Промежуточная аттестация

Тесты. Выставка работ учащихся.

 

Формы и методы контроля

3-ий год обучения

Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Сентябрь - октябрь

Остаточные навыки и умения, а именно: использование разнообразных техник и материалов в создании образа.

Занятие в виде игры.

Выполнение групповой работы.

Январь - февраль

Проверка новых навыков и умений, накопленных за полугодие, а именно: навыки создания композиции, правильно использовать живописные и графические материалы для создания выразительности цветом, объёма линией.

Контрольное занятие,

выставка

работ учащихся.

Выполнение работы на заданную тему.

Март - май

Проверка знаний полученных за год: культура Древней Руси, искусство 20 века. . Навыки работы навыки работы пастелью,маслом,тушью , фларистическими материалами..

 

Занятие в виде игры,контрольное занятие,выставка.

Выполнение групповой работы.

 

Возрастные особенности

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Период младшего школьного возраста имеет непреходящее значение развития для ребенка, именно в этот период в детях активизируется творческий потенциал. И первые шаги в мире искусства могут стать и первыми шагами на пути к себе, к своим творческим возможностям, первым опытом в овладении духовным наследием человечества.

Именно в этот период закладывается фундамент для дальнейшего интеллектуального и эмоционального роста ребенка:

формируются основы личности ребенка, он начинает в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь ребенка;

расширяется сфера деятельности ребенка, у него формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества;

В этот период детства интенсивно идет познавательное развитие, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;

Развиваются виды и свойства внимания, памяти, и воображения. Речь превращается в оружие и средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов, умение управлять ими, ставить цели и контролировать их достижение.

Таким образом, изобразительная деятельность, как один из видов продуктивной деятельности, имеет первостепенное значение для развития детей младшего школьного возраста, активизируя их творческий потенциал.

Одной из главных задач педагога, является создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятия интереса к работе. Не стоит начинать занятие с дисциплинарных замечаний, добиваясь полной тишины. Первые слова педагога должны заинтересовать ребят привлечь их внимание к заданию.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы их деятельности. Возрастает сила и подвижность нервных процессов. Развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры головного мозга повышается. Формируется произвольность физических процессов, т.е. Умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.

В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Это период для развития творческого мышления, становления нового уровня самосознания. «Я» – концентрации, которая выражается в стремлении понять себя, свое отличие и неповторимость.

Подростки имеют больше навыков в работе с различными материалами в Изодеятельности. Накопленный опыт дает больше возможностей в выборе цветовой гамы, формы и толщины кисти, использовании различных технических приемов и вспомогательных материалов.

Возрастает значимость мнения сверстников. Педагогу нельзя выносить на обсуждение, какой – либо поступок учащегося или неправильное выполнение задания. Иногда могут возникнуть сложности в общении детей друг с другом. Педагог обязан заметить это и помочь разобраться в сложившейся ситуации. Нужно помочь адаптироваться в коллективе каждому новичку, помочь подружиться – ведь это главное условие для успешной работы кружка.

Педагогу необходимо стать старшим другом, наставником при общении с подростками. Уметь спокойно и доступно анализировать возникающие проблемы, не навязывать своего мнения, дать возможность для проявления самостоятельности подростков в работе.

Концептуальные основы

Основополагающими принципами данной программы являются:

Принцип гармонизации личности и среды – ориентация воспитания на максимальную самореализацию личности.

Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально – культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.

Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.

Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей, в создании адекватной педагогической среды.

Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.

Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.

Принцип взаимодействия на нескольких уровнях: на уровне взаимоотношения между взрослыми и ребенком в процессе занятий;

взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности;

на уровне сенсорного взаимодействия ребенка с материалом;

на уровне содержания занятия: любая тема раскрывается через взаимодействие персонажа, в котором он существует, а значит действует.

Методическое описание опыта работы

Для достижения хороших результатов в обучении изодеятельностью нужно развить у детей творческую активность, начиная занятие необходимо пробудить у ребенка положительное эмоциональное отношение к теме. Этого можно добиться с помощью иллюстраций картин, прослушивания музыки, чтения стихов. Очень важно проводить экскурсии в музеи, на выставки, посещать театры, это обогатит зрительные представления детей.

После беседы следует уточнить тему занятия, поставить задачи, показать приемы, образцы. Выбрав средства изображения ознакомить либо повторить технические приемы.

Недостаточно объяснить новый материал. Детям будет полезно и интереснее, если они увидят, как на их глазах получается рисунок или поделка.

Большую роль в выработке умений и навыков играет повторность упражнений.

Когда дети приступают к работе, педагог должен проводить индивидуальную работу по возможности с каждым учеником. В конце занятия работы необходимо вывесить на стенд и проанализировать учащимися и педагогом. В каждой работе в первую очередь отметить положительные моменты только после этого приступать к недостаткам и ошибкам.

Большое значение имеет создание натюрмортного фонда лучших работ и постоянное их накопление. По возможности нужно создавать выставки рисунков и поделок ребят. Они могут быть самыми разнообразными.

Для поощрения творчества следует проводить конкурсы на лучший рисунок, отчетные выставки, а также выставки репродукций рисунков художников. Красочное объявление, призы за лучший рисунок, торжественное открытие и закрытие выставки- все это незабываемо действует на ребят, вызывает у них неподдельный интерес.

Большой учебно-воспитательный эффект дают и вечера, лекции, посвященные творчеству художников, встречи с художниками, посещение их мастерских, экскурсии в художественные и краеведческие музеи, на выставки. Главное - разнообразить деятельность ребят, постоянно будить их мысль, чувства, воображение, вызывать постигать азы искусства рисования.

Условия реализации

Регулярное посещение детьми занятий

Светлое просторное помещение

Наличие необходимого оборудования

Дружный коллектив учащихся

Наличие необходимых материалов

Крепкая материальная база.

Гигиенические требования при организации занятий

Процесс работы на занятиях связан с длительным пребыванием ребенка за столом, где его движения ограничены. Поэтому важно соблюдать правильную осанку за столом. Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь грудью о стол. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом.

Мебель в комнате подбирается в соответствии с ростом детей, столы стулья и мольберты должны быть правильно расставлены по отношению к источнику света. Лучшим освещением считается солнечный дневной свет, падающий с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу. Особое внимание надо обратить на детей, которые рисуют левой рукой, для таких детей свет должен падать с правой стороны. Стулья расставляются, так чтобы дети могли хорошо видеть педагога.

Педагогу не стоит вставать на фоне окна или лампы, падающий в глаза детям свет будет мешать им, ясно видеть. Комната перед занятием должна быть хорошо проветрена.

Работа с родителями

Родительское собрание: Формирование опыта деятельности у ребенка. Совместная деятельность ребенок + взрослый. Развитие творческого потенциала через доступные виды деятельности. (Сентябрь, Март).

Индивидуальные консультации: Как хвалить ребенка. Формирование культуры взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Рабочий уголок для творчества. (Сентябрь – Декабрь)

Совместные культурно – массовые мероприятия детей и родителей: Организация праздников. Посещение выставок, художественного музея, празднование дней рождений (в течение года).

Содержание деятельности

На занятиях изодеятельности дети учатся рисованию с натуры, по представлению, по памяти. Дети узнают о том, что цвет оказывает психологическое воздействие на ощущения и чувства человека. Например, блеклые цвета создают мрачное настроение.

Перед практической работой детям демонстрируются методические пособия, которые содержат неконкретные варианты выполнения заданий, а лишь некоторые художественные приемы, например таблицы по графике, цветоведению.

Определенный интерес представляет решение детьми одного задания в разной технике исполнения. Например, дети сами могут разделиться на группы, одна группа рисует натюрморт в теплых тонах, а другая в холодных (рисунок, живопись). Таким образом, реализуется принцип свободы (разнообразие материалов, заданий).

Предлагаемые детям художественные произведения для демонстрации вводятся не столько с целью запоминания их, сколько для расширения зрительных образов.

Рисование с натуры и по памяти

Первое ознакомление детей с изобразительными материалами и их особенностями – карандашом, цветными мелками, фломастером, пастелью, акварелью, тушью, пером.

Первое знакомство с практическим пониманием композиции рисунка – горизонтальное или вертикальное расположение, листа умение правильно компоновать изображения на плоскости листа бумаги.

Простейшие правила организации процесса рисования, как правильно расположить на столе художественные материалы и инструменты, как правильно держать карандаш и т. д.

Начальное овладение умением анализировать и передавать основные отношения пропорций (высота, ширина, длина), величины изображаемых предметов. Рисование с натуры и по памяти (включая наброски и зарисовки) отдельных объектов - детских игрушек, флажков мячей, простых по форме листьев деревьев, овощей, фруктов, животных.

На втором году обучения происходит дальнейшее овладение художественными материалами. Ознакомление с конструктивно-геометрическим строением предметов, с простейшими основами линейной и воздушной перспективы, светотени (с последующей передачей их в рисунках).

Продолжение формирования умения самостоятельно анализировать и передавать в рисунках конструктивное строение предметов, их форму, объем, перспективные сокращения, распределение светотени на их поверхности, световоздушную среду.

Начало обучения объемной штриховке (штриховка формы). Дальнейшее развитие умения анализировать и передавать в рисунках конструктивно-геометрическое строение предметов, их объемную форму, перспективное сокращение и т. д.

Дальнейшее формирование умения изображать предметы в группе (натюрморт), пользоваться различными материалами. Рисование по памяти и с натуры отдельных объектов - гипсовых геометрических тел, ваз, чайников и т. д. Рисунки, наброски, зарисовки с натуры и по памяти осенней, весенней природы (листьев и веток, деревьев, кустарников, цветов), архитектурных сооружений, транспорта, животных, человека (пленэр).

Живопись с натуры по представлению и по памяти Первое ознакомление детей с художественными материалами их возможностями и правилами их использования. Учащиеся знакомятся с основами цветоведения. Живописное изображение с натуры, по памяти и по представлению простых по форме и очертанию и цветовой окраске предметов, расположенных фронтально. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать своё отношение к изображаемым объектам средства цвета.

Рисование цветом с натуры, как отдельных предметов, так и группы из двух-трех предметов (простейший натюрморт) простой формы и цвета (фрукты, овощи). Выполнение в цвете набросков с натуры. Передача в рисунке пространственного изменения видимого цвета, ослабление цвета предметов на дальнем плане, использования приемов перехода цвета в цвет.

Беседы об изобразительном искусстве

Беседы о рисунке как основе любого произведения изобразительного искусства, о различных сюжетах в рисунках. Беседы об особенностях изображения пейзажа и животных графическими средствами на основе анализа рисунков пейзажей А. Саврасова, И. Шишкина, Ф. Васильева, К. Юона, рисунков животных, В. Серова, В. И. Сурикова, В. А. Ватагина.

Беседы об особенностях изображения предметов быта на основе анализа рисунков И. Репина, В. Сурикова, И. Крамского, В. Серова, Ф. Васильева, М. Врубеля, В. Поленова, А. Пластова. Беседы о разнообразии творческих манер художников. Беседы о приемах и материалах живописи в творчестве выдающихся русских и зарубежных художников. Беседы о жанрах живописи. Беседы о творчестве выдающихся пейзажистов. Беседы о натюрморте как о жанре живописи. Натюрморт в творчестве русских и зарубежных художников. Нидерландская, фламандская, голландская, французская, русская школы натюрморта.

Беседы об особенностях изображения архитектуры на основе анализа рисунков, набросков, зарисовок и законченных произведений Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта, Рубенса, Делакруа и др.

Беседы об особенностях изображения фигуры человека на основе анализа рисунков известных художников. Роль рисунка в графике и живописи. Беседа о методах работы над рисунком на пленере.

Декоративное рисование Знакомство с народными промыслами родного края (хохломская, Городецкая, дымковская роспись и т. д.). Освоение элементарных приемов декоративного изображения. Воспроизведение несложных орнаментов.

Подробное знакомство с росписями родного края и другими орнаментами. Воспроизведение более сложных композиций, орнаментов на бумаге, готовых изделиях (глиняные игрушки, бумажные тарелочки, стаканчики, кухонные разделочные доски).

Лепка из соленого теста и пластилина. Все дети любят лепить. Им интересен сам процесс и результат. С помощью пластилина и соленого теста можно сделать много интересного. Лепка из соленого теста, так же как и из пластилина является прекрасной возможностью для разрабатывания мелкой моторики рук, которая играет большую роль в развитии речи и логического мышления. Занимаясь лепкой, ребенок успокаивается, становиться более уравновешенным и внимательным, плюс ко всему это необычный вид деятельности, ведь тесто теплый уютный материал, благодаря его специфике изделия получаются оригинальными, несут в себе неповторимый стиль: и современный, и традиционный.

Своими корнями лепка из теста уходит в далекое прошлое и тесно связана с народными обычаями, праздниками, домашним укладом. Встречая весну, обычно выпекали вылепленных из теста птичек. С помощью таких жаворонков, тетерок, канареечек дети призывали весну, дарили их друг другу, вкладывая в подарок символический смысл.

Большое значение имеет индивидуальное руководство. Ребенок затрудняется, ошибается, педагог советует, подсказывает верный ход, иногда показывает на другом куске теста или пластилина.

На втором году обучения учащиеся могут лепить скульптурные группы из двух-трех фигур, укрепляют их на общем основании, передают пропорциональные соотношения. Большой цикл тематики в лепке связан с декоративно-прикладным искусством. Основываясь на знании объемных форм (шара, цилиндра, конуса), дети могут по типу народных глиняных игрушек лепить кукол, птиц, коней и т.д.

 

Литература

  1. Алехин А.Д. « Когда начинается художник».М.; «Просвещение», « Владос» 19 94
  2. Рожкова Е. «Изобразительное искусство в начальной школе». М.; «Просвещение» 1980.
  3. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». М.; « Академия» 1999.
  4. Любимов Л. « Искусство Западной Европы». М.; «Просвещение» 1976.
  5. Журналы «Искусство в школе», «Юный художник»
  6. Мухина В.С. « Возрастная психология». М.; « Академия» 2000.
  7. Зимняя И.А. « Педагогическая психология». М.; « Логос» 1999.
  8. Суовник Р. « Рисуем ландшафт». М.; « Кристина-новый век» 2005.
  9. Зимина Н.В. « Шедевры из соленого теста». М .; « Мир книги» 2009.
  10. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги». М.; « Мир книги» 2009.
  11. Комарова Т.С., Размыслова А.В. «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников », М..; « Просвещение» 2005
  12. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке», Методическое пособие, М.; « Просвещение» 1985.

Литература для детей

Ветрова Г. «Сказка о лесном художнике» М; «Белый город» 2001

Паустовский К. «О Художниках» М; «Изобразительное искусство» 1993

Дорожин Ю.Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства»

М; «Мозаика-синтез» 2010

Журналы «Юный художник».

Тютк Х. Праделла Р. «Веселая школа рисования» М; «Ниола-Пресс» 2008

Вартанова О. «Основы живописи» С-П; «Весант» 1994

Вартанова О. «Основы рисунка» С-П; «Весант» 1994

Приложение №1

Оценочный материал для обучающихся

по программе «Волшебные краски»

Цель определить уровень освоения программы « Волшебные краски», а также иметь представление о разнообразии видов и жанров искусства, определить уровень усвоения работы с художественными инструментами и материалами, иметь представление о законах перспективы, о композиции, колорите ,уметь применять элементарные правила смешения цветов;

Задания делятся на теоретические и практические по темам с последовательным возрастанием сложности. При составлении тестов учитывались знания и умения обучающихся согласно возрастным особенностям, и их практические навыки.

Формы проведения диагностики

Тестирование.

Практическое задания

Направления диагностики:

- теоретическая подготовка,

- практическая подготовка.

Тест состоит из заданий двух блоков теоретических заданий и практических заданий. Задания могут быть разными, в данном случае представлены только несколько вариантов, могут быть и другие на усмотрение педагога.

Условия проведения: время (45 минут)

Для реализации методики необходимы (для каждого участника):

бланк (форма А4) с теоретическими заданиями

- альбом для рисования, ручка, краски, баночка для воды, ластик, салфетка для выполнения практического задания.

Порядок проведения:

Участники располагаются за партами отдельно (в шахматном порядке). Методика проводится с каждой группой отдельно, при этом педагог (или ребенок) вслух вместе со всеми детьми читает поочередно каждое задание, уточняет, понятна ли им его суть и дает время для его самостоятельного выполнения. 45 минут отводится для выполнения заданий, – рисунок на заданную тему. В течение работы педагог мотивирует к самостоятельному выполнению заданий без подсказок и списывания. В конце занятия просит детей сдать бланки и альбомы с рисунком, благодарит за работу.

Обработка данных

Ответы детей оцениваются по 1 – балльной системе. Количество набранных баллов интерпретируется по уровням (высокий, средний, низкий).

Характеристика уровней:

Высокий уровень: от 8 до 10 баллов – обучающиеся правильно отмечают виды ИЗО, жанры ИЗО и выразительные средства изображения, грамотно указывают основы цветоведения.

Средний уровень: от 4 до 7 баллов – обучающиеся правильно отмечают виды ИЗО. Иногда путают жанры ИЗО с выразительными средствами изображения, грамотно указывают основы цветоведения.

Низкий уровень: от 0 до 3 балла – обучающиеся неправильно определяют виды ИЗО. Часто путают жанры ИЗО с выразительными средствами изображения и с видами ИЗО. Не в полном объёме усвоили основы цветоведения.

 

Бланк с заданиями для первого года обучения№1

Чем и как работает художник.

Тест состоит из 10 вопросов. Каждый вопрос включает три варианта. Из предложенных трех вариантов ответа выбери один правильный и подчеркни.

1.Какими художественными материалами рисует художник?

А. Молотком

Б. Красками

В. Лопатой

2. Что такое цветовой круг?

А. Расположение цветов по порядку.

Б. Размещение кисточек.

В. Смешение красок.

3. Какая группа цветов основная?

А.

 

Синий, оранжевый, бежевый.

Б.

Красный, синий, желтый.

В.

 

Оранжевый, фиолетовый, голубой.

4. Какая группа цветов называется дополнительными цветами?

А.

Желтый, синий, зеленый.

Б.

Красный, фиолетовый, малиновый.

В.

Фиолетовый, оранжевый, зеленый.

5. Какие цвета звонкие?

А.

Голубой, розовый, нежно – желтый.

Б.

Фиолетовый, красный, голубой.

В.

Розовый, синий, зеленый.

6. Какие цвета глухие?

А

Черный, коричневый, серый.

Б.

Коричневый, темно – синий, темно – зеленый.

В.

Темно – красный, оранжевый, серый.

7. Что придает серая краска цвету?

А. Тяжесть.

Б. Легкость,

В. Глубину чувств.

8. Рисунки созданные карандашом, тушью или углем называются …

А. Живопись.

Б. Графика.

В. Рисунок.

9. Назвать ахроматические цвета?

А.

Белый, серый, красный.

Б.

Серый белый, черный.

В.

Черный, серый, желтый.

10. Жанр, в котором главный герой природа.

А. Натюрморт

Б. Пейзаж

В. Анимализм

Ф.И. обучающегося ___________________________________

Дата проведения _____________________________________

Ответы на вопросы к тестам первого года обучения

Чем и как работает художник.

1.Какими художественными материалами рисует художник?

А. Молотком

Б. Красками

В. Лопатой

2. Что такое цветовой круг?

А. Расположение цветов по порядку.

Б. Размещение кисточек.

В. Смешение красок.

3. Какая группа цветов основная?

А. Синий, оранжевый, бежевый.

Б. Красный, синий, желтый.

В. Оранжевый, фиолетовый, голубой.

4. Какая группа цветов называется дополнительными цветами?

А. Желтый, синий, зеленый.

Б. Красный, фиолетовый, малиновый.

В. Фиолетовый, оранжевый, зеленый.

5. Какие цвета звонкие?

А. Голубой, розовый, нежно – желтый.

Б. Фиолетовый, красный, голубой.

В. Розовый, синий, зеленый.

6. Какие цвета глухие?

А. Черный, коричневый, серый.

Б. Коричневый, темно – синий, темно – зеленый.

В. Темно – красный, оранжевый, серый.

7. Что придает серая краска цвету?

А. Тяжесть.

Б. Легкость,

В. Глубину чувств.

8. Рисунки созданные карандашом, тушью или углем называются …

А. Живопись.

Б. Графика.

В. Рисунок.

9. Назвать ахроматические цвета?

А. Белый, серый, красный.

Б.. Серый белый, черный.

В. Черный, серый, желтый.

10. Жанр, в котором главный герой - природа.

А. Натюрморт

Б. Пейзаж

В. Анимализм

Задание 2.

Практическое задание: проиллюстрировать стихотворение, используя живописную технику.(стихотворение выбирается педагогом на усмотрение)

 

Бланк с заданиями для первого года обучения№2

Тест

Выберите жанры изобразительного искусства.

А) Живопись. Б) Портрет. В) Пейзаж. Г) Дизайн. Д) Натюрморт. Е) Графика.

Ж) Анималистический.

Выберите выразительные средства графики.

А) Точка. Б) Цвет. В) Линия. Г) Пятно. Д) Карандаш.

Какие материалы используют в живописи.

А) Краски. Б) Карандаши. В) Тушь.

 

Строительство зданий – это …

А) Скульптура. Б) Декоративное искусство. В) Архитектура.

 

Выберите ахроматические цвета.

А) Черный, красный, серый.

Б) Черный, коричневый, белый.

В) Черный, белый, серый.

Выберите основные цвета.

А) Красный. Б) Желтый. В) Зеленый. Г) Синий. Д) Белый.

Какие цвета усиливают яркость друг друга.

А) Основные. Б) Хроматические. В) Дополнительные.

Составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей – это …

А) Асимметрия. Б) Доминанта. В) Композиция.

Принцип доминанты помогает …

А) Выделить центр композиции. Б) Передать движение. В) Передать пространство.

10. Наука, изучающая законы изображения предметов в пространстве - это …

А) Симметрия. Б) Композиция. В) Перспектива.

11. Выберите правильно составленную композицию.

 

Бланк с заданиями для второго года обучения

.

Внимательно прочти вопросы и ответь на них.

 

1. Жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных.

_____________________________________________________________________________

2. Вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен.

_____________________________________________________________________________

3. Произведение живописи, имеющее самостоятельное значение

_____________________________________________________________________________

4. Изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом

_____________________________________________________________________________

5. Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов

_____________________________________________________________________________

6. Жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей

_____________________________________________________________________________

7. Жанр изобразительного искусства с изображением красиво расположенных продуктов и посуды на столе. Неживая натура.

_____________________________________________________________________________

8. Изображение природы

_____________________________________________________________________________

9.Красный, синий, желтый – это …

_____________________________________________________________________________

10. Смешное изображение человека

____________________________________________________________________________________

Ответы на вопросы второго года обучения

1. Жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных.

(Анималистический жанр)

2.Вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен.

(Живопись)

3.Произведение живописи, имеющее самостоятельное значение

(Картина)

4.Изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом

(Набросок)

5.Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов

(Орнамент)

6.Жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей

(Портрет)

7.Жанр изобразительного искусства с изображением красиво расположенных продуктов и посуды на столе. Неживая натура.

(Натюрморт)

8.Изображение природы

(Пейзаж)

9.Красный, синий, желтый – это …

(Основные цвета)

10. Смешное изображение человека

(Карикатура)

Задание 2.

Практическое задание: Изобрази лебедя на фоне пейзажа.(тема может меняться на усмотрение педагога)

 

Бланк с заданиями для второго года обучения второй вариант

Отгадай загадки:

Разноцветные сестрицы, заскучали без водицы
Дядя, длинный и худой, носит воду бородой
И сестрицы вместе с ним, нарисуют дом и дым. __________________________________

В руках держу огромный дом,
Где живут рисунки
И каждый знает этот дом
Он называется ______________________________________________________

Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает. _______________________________________________________

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. _______________________________________________________
 

Назовите три основных цвета. _______________________________________________________

Какой из перечисленных цветов не относится к теплым цветам –

красный, синий, желтый, коричневый

Назовите фамилию великого русского художника, который писал картины на сказочные темы. Среди них знаменитая картина "Богатыри". ____________________________________________

Из какого материала изготавливают дымковскую игрушку? ______________________________

Какие цвета нужно смешать между собой, чтобы получить зеленый цвет? _________________________________________________________________________________

Какого цвета мульти герой Шрек?

Красный Синий Желтый Зеленый

Что у белого медведя черное?

А. Хвост В. Уши

Б. Загривок Г. Нос

9. Как называют первую строку абзаца?

 

 

Белая Красная Синяя Черная

10.Угадай, как называются картины в стихотворении.

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется _____________________________________________________________

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это ____________________________________________________________

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина

Называется _____________________________

Ф.И. обучающегося ___________________________________

Дата проведения _____________________________________

 

Ответы для второго года обучения второй вариант

Разноцветные сестрицы, заскучали без водицы
Дядя, длинный и худой, носит воду бородой
И сестрицы вместе с ним, нарисуют дом и дым. (Кисть и краски)

 

В руках держу огромный дом,
Где живут рисунки
И каждый знает этот дом
Он называется (Альбом)

Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает. (Карандаш)

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Ластик)
 

 

2.Назовите три основных цвета. (Красный, синий, желтый)

3.Какой из перечисленных цветов не относится к теплым цветам –

красный, синий, желтый, коричневый (Синий)

4.Назовите фамилию великого русского художника, который писал картины на сказочные темы. Среди них знаменитая картина "Богатыри". (Васнецов)

5.Из какого материала изготавливают дымковскую игрушку? (Глина)

6.Какие цвета нужно смешать между собой, чтобы получить зеленый цвет? (Желтый и синий)

7. Какого цвета мульти герой Шрек?

Красный Синий Желтый Зеленый (Зеленый)

8.Что у белого медведя черное?

А. Хвост В. Уши

Б. Загривок Г. Нос (нос)

9. Как называют первую строку абзаца?

 

Белая Красная Синяя Черная (Красная)


 


 

10.Угадай, как называются картины в стихотворении.

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется (Пейзаж)


 

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это (Натюрморт)

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется (Портрет)

 

Бланк с заданиями для третьего года обучения .

Тест.

1. Выберите виды искусства

А) архитектура Б) портрет В) дизайн Г) графика Д) пейзаж

2. Любое проектирование, то есть процесс создания новых предметов, оборудования, формирование предметной среды – это …

А) графика Б) дизайн В) архитектура

3. Флористика – это…

А) озеленение, благоустройство среды Б) создание цветочных композиций

4. Выберите нужное. Графический дизайн…

А) плакаты Б) упаковки В) гравюры Г) открытки Д) этикетки

5. Строительство зданий – это…

А) скульптура Б) архитектура

6. Выберите нужное. Индустриальная архитектура – это…

А) фабрики, заводы Б) храмы В) музеи, вокзалы, школы

7. К какому виду искусства относится « Хохломская роспись»

А) живопись Б) декоративное искусство В) графический дизайн

8. Выберите графические материалы

А) карандаш Б) тушь В) пастель Г) акварельные краски

9. Изображение человека либо группы людей – это…

А) портрет Б) пейзаж

10. Выберите виды пейзажа

А) стаффаж Б) ведута В) марина

11. Изображение морской стихии – это…

А) баталия Б) ведута В) марина

12. Определите вид искусства и жанр, в котором написана картина « Грачи прилетели»

13. Определите вид искусства и жанр, в котором написана картина « Девочка с персиками»

14. Определите жанр искусства, в котором написана картина « Тигренок играющий, со своей матерью».

15. Картина относится к виду искусства «графика», написана в бытовом жанре – каким материалом можно написать картину, что можно на ней изобразить?

16. Картина относится к виду искусства «живопись», написана в историческом жанре – каким материалом можно написать картину, что можно на ней изобразить?

17. Художник взял глину и стал лепить бюст друга, – каким видом искусства он занимается?

18. Художник работает над проектом дома для своею любимой бабушки, - каким видом искусства он занимается?

 

Характеристика уровней (третий год обучения)

Высокий уровень: от 15 - 18 баллов

Средний уровень: от 10 до 15 баллов

Низкий уровень: от 0 до 10 баллов

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательная программа!

19 July 2023

Похожие публикации