Основы финансовой грамотности
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
Пояснительная записка
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
К сожалению, финансовой грамоте почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Новизна. Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Содержание Программы кружка «Основы финансовой грамотности» разработана для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста (5-7 лет) и направлена на развитие интеллектуальных и социально-коммуникативных способностей, предполагает организацию деятельности детей по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
У детей формируется произвольность поведения, способность к осознанности и волевой регуляции - это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной деятельности, как экономика. Другая предпосылка состоит в активном освоении мира социальных явлений, выработке ребёнком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых. Ребёнок осознает суть понятий «выгодно-невыгодно», «выигрыш-проигрыш», эмоционально воспринимает ситуацию «успеха и неуспеха». Третьей предпосылкой является готовность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Педагогическая целесообразность. Данная программа представляет собой отражение личного опыта педагога, родителей и детей, в области финансовой грамотности. Формирование полезных привычек в сфере финансовой грамотности, начиная с раннего возраста, поможет детям избежать многих ошибок по мере их взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к конкретным жизненным ситуациям, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной действительности; дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Экономическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: социальная действительность требует от нас нового уровня экономических знаний. Ребенок с раннего возраста соприкасается с такими понятиями, как деньги, товар, труд, стоимость, именно поэтому вопросы экономического воспитания стали актуальными уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
Программа кружка разработана «Основы финансовой грамоты» разработана в соответствии:
с Законом Российской Федерации «Об образовании» (В редакции, введённой в действие с 15 января 1996 г. Федеральным законом от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, с изменениями на 22 августа 2004 г.)
Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 07 марта 1995 г. № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 2012, от 08.08.2003 № 470, от 01.02.2005 № 49, от 07.12.2006 № 752)
Методическими рекомендациями по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (Письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 29.09.2006 г. № 06-1479).
На основе Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Банка России и Министерства образования и науки Российской Федерации.
Отличительной особенностью данной программы
Программа кружка «Основы финансовой грамоты» разработана на основе Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Банка России и Министерства образования и науки Российской Федерации.
Тип программы: многоуровневый – стартовый.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Форма обучения: очная.
Адресат общеразвивающей программы участвующих в реализации программы: 5-7 лет.
Сроки реализации – 2 года (октябрь 2022 –апрель 2023; октябрь 2023- апрель 2024), 60 недель.
Формы обучения и виды занятий: Деловые, сюжетно–ролевые игры, тематические занятия, интерактивные занятия; 5-7 лет – 10 чел.; 20 мин. 1 раз в неделю вторая половина дня.
Организация образовательной деятельности и режима занятий.
Организация образовательной деятельности и режима занятий осуществляется в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», локальными нормативными актами учреждения и регламентируется учебным планом, расписанием занятий на учебный год.
Объем программы:
Период | Продолжительность занятия (час) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во часов в год |
1 год | 1 ч. (20 мин) | 1 | 1 | 32 | 32 |
2 год | 1 ч. 20 мин | 1 | 1 | 32 | 32 |
Режим занятий | Занятие – 20 минут | Всего: 64 |
Цель и задачи программы
Цель программы кружка – помочь детям пяти-семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи программы кружка:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудится и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки ит.п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Ожидаемый результат
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина - собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель - воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале октября и в конце апреля. Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников по программе «Дошкольник и экономика» автор А.Д. Шатова, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» автор А.А. Смоленцева.
Уровни усвоения программы (по А. А. Шатовой) Старшая группа
Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.
Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.
Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.
Подготовительная группа
Высокий: Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.
Средний: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.
Низкий: Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого.
Учебно-тематический план
Первый год обучения. Старшая группа.
№ п/п | Тема | Количество занятий | Количество часов |
Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей» | |||
1 | Труд – основа жизни | 1 | 1 |
2 | Домашний труд. | 1 | 1 |
3 | Работать и зарабатывать | 1 | |
4 | Все работы хороши, выбирай на вкус | 2 | 2 |
5 | Трудиться - всегда пригодиться | 1 | 1 |
6 | Мини-спектакль «В волшебном лесу» | 1 | 1 |
7 | Труд во благо | 1 | 1 |
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» | |||
8 | Как придумали деньги | 1 | 1 |
9 | Какие бывают деньги | 1 | 1 |
10 | Как выглядят деньги и откуда берутся | 1 | 1 |
11 | Как деньги попадают к нам в дом. | 1 | 1 |
12 | Трудовая денежка всегда крепка | 1 | 1 |
13 | Образовательный веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом» | 1 | 1 |
14 | Откуда берутся деньги и зачем они нужны? | 1 | |
Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем» | |||
15 | Потребности и желания | 2 | 2 |
16 | Мини-спектакль «История про заек Мазаек» | 1 | 1 |
17 | Где покупают и продают разные товары? | 2 | 2 |
18 | Наша мастерская | 2 | 2 |
19 | Стоимость и цена товара | 1 | 1 |
20 | Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? | 1 | 1 |
21 | Создаем рекламу | 1 | 1 |
22 | Выгодно – невыгодно | 1 | 1 |
23 | Обмен – подарок | 1 | 1 |
24 | Русская ярмарка | 1 | 1 |
25 | Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр» | 1 | 1 |
26 | Сюжетно-ролевая игра «Развлекательный Центр» | 1 | 1 |
Второй год обучения, подготовительная группа
№ п/п | Тема | Количество занятий | Количество часов | |
Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим» | ||||
1 | Тратим разумно, экономим | 1 | 1 | |
2 | Мини-спектакль «Лисенок Рыжик» | 1 | 1 | |
3 | Копим и сберегаем | 1 | 1 | |
4 | Мини-спектакль «Копилка» | 1 | 1 | |
5 | Творческое занятие «Наша мастерская» (1) | 2 | 2 | |
6 | Мини-спектакль «День рождения» | 1 | 1 | |
7 | Экскурсия в магазин «Продукты» | 1 | 1 | |
8 | Экскурсия в магазин «Игрушки» | 1 | 1 | |
9 | Досуг «Сберегаем и экономим» | 1 | 1 | |
Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги» | ||||
10 | Занимаем и одалживаем | 1 | 1 | |
11 | Долги | 1 | 1 | |
12 | Заплатить долг скорее, так будет веселее | 1 | 1 | |
13 | Мини-спектакль «Долг» | 1 | 1 | |
14 | Досуг «Долг и ответственность» | 1 | 1 | |
Тема 6. «Учимся планировать» | ||||
15 | Учимся планировать | 1 | 1 | |
16 | Планируем свои расходы | 1 | 1 | |
17 | Творим добро | 1 | 1 | |
18 | Сделал дело – гуляй смело | 1 | 1 | |
19 | Мини-спектакль «План лисенка Рыжика» | 1 | 1 | |
20 | Ставлю цель и планирую | 1 | 1 | |
21 | Планируем свои дела | 1 | 1 | |
Тема 7. «Что такое богатство?» | ||||
22 | Все работы хороши, выбирай на вкус | 1 | 1 | |
23 | Наше богатство | 2 | 2 | |
24 | Щедрость и жадность | 2 | 2 | |
25 | Бережливость | 1 | 1 | |
26 | Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» | 1 | 1 | |
27 | Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр» | 1 | 1 |
2.1.Условия реализации программы
Форма организации образовательного процесса: группа детей, воспитанники в возрасте 5-7 лет.
Формы организации занятия: используются такие формы обследования, как диагностика, блиц опрос, беседа, дидактические игры.
Структура занятия
Приветствие. Мотивация, ритуал «входа» в занятие. Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Показ способов работы. Освоение различных приемов «Финансовая грамотность»
Физическая минутка. Психогимнастика.
Самостоятельная деятельность детей. Создание собственного замысла. Проявление самостоятельности и инициативы в творческой работе.
Любование. Эстетическое восприятие творческой работы. Анализ творческих работ.
Эмоциональная установка на успешность. Ритуал «выхода» из занятия.
2.2. Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
Атрибуты для сюжетно – ролевой игры; фотоальбомы, карты.
Атрибуты для проведения дидактических игр.
Цветная бумага, ножницы, видеокассеты.
Купюры монеты разного достоинства; пластилин, карандаши, фломастеры, листы бумага.
Кабинет, столы для занятия с группой.
Демонстрационный материал:
-Образцы готовых подделок на ярмарку;
-Схемы последовательного выполнения работы;
-Шаблоны: (эмблемы, ребусы)
-Альбомы иллюстраций работ по разным видам;
Раздаточный материал:
- листы для выполнения работ,
- альбомный лист,
- карандаши,
- ножницы,
Информационно - интерактивное обеспечение: планы - конспекты занятий, диагностические материалы, индивидуальные образовательные маршруты, методические видеоматериалы по различным направлениям программы, мультимедийные презентации по темам, литература по программе, словари, энциклопедии, иллюстративный, наглядный материал, фотографии, возможность выхода в Интернет, интернет - источники.
Кадровое обеспечение: Педагог, имеющий высшее педагогическое образование, пройден курс повышения квалификации, соответствующей профилю программы.
2.3. Формы аттестации (контроля)
Время проведения | Виды контроля | Форма контроля |
В начале учебного года, при поступлении | Вводный контроль | Занятия и упражнения на проверку знаний. |
В течение всего учебного года | Текущий контроль | Выставка готовых подделок, эмблем, игра соревнование, «Экономическая рыбалка» (1 раз в году). |
В конце года | Итоговый контроль | Занятия и упражнения на проверку знаний. |
Оценочные материалы
Диагностическое задание «Потребности человека»
№ | направления | Нач. года | Конец года |
1 | умеет правильно использовать финансово – экономические знания в игровой и трудовой деятельности | ||
2 | Умеет используют экономические представления рекламы | ||
3 | Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности | ||
4 | Умеет обобщить представления, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни | ||
5 | Имеют полные и правильные образы , легко устанавливают причинно – следственные связи о потребностях | ||
6 | Делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий | ||
7 | Умеет правильно ответить на поставленный вопрос в области товарно -денежных отношений |
Состояние форсированности экономических знаний у дней определяется следующим обозом - каждому признаку приводится критерии баллы:
1балл –в случае слабого проявления признака;
2балл–при его устойчивом поведении;
3 балл–при ярко выраженном признаке;
0балл – при его отсутствии;
Подведение итога:
Низкий уровень – от 3 до 8 баллов
Средний уровень – от 9 до 13 баллов
Высокий уровень – от 14 до 18 баллов
Низкий уровень: ребенок имеет неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняется в характеристике понятия, явления, в распознании его по содержанию, не может установить причинно – следственные связи, после обозначения понятия, явлении или объекта, частично выделяет его признаки, не обобщает отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняется в классификации по признаку. Не использует финансово – экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Средний уровень: ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи, с помощью педагога разбирается в экономических понятиях
Высокий уровень: ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях , их связях и отношениях , четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал.
Уровень освоения материала фиксируется в диагностических картах.
Диагностические карты практической подготовки воспитанников
ФИ ребенка | |||||
Уровень | Деньги | Сбережения | Денежная прибыль | Валюта | Бартер |
Тема | |||||
Высокий | |||||
Средний | |||||
Низкий |
Диагностические карты освоения обще учебных умений и навыков
№ | ФИ ребенка | Умеет работать в группе | Умеет работать самостоятельно | Умеет слушать собеседника и вести диалог |
Диагностические карты определения воспитанности обучающихся
№ | ФИ ребенка | Бережно относится к результатам своего труда и труда других детей | Понимание и сопереживание чувствам других людей |
2.5. Методическое обеспечение программы
Важным условием правильной организации воспитательно-образовательного процесса является выбор рациональной системы, методов и приемов обучения, ее оптимизации с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их интеллектуальных данных. Главный критерий отбора методов обучения - это соответствие принципам образовательного процесса, в том числе: эффективности и продуктивности, сообразности намеченным целям и задачам обучения, доступности для детей, развития их заинтересованности в финансово – экономической сфере.
При реализации программы используются: Предметно пространственная экономическая среда:
Экономическая среда возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание, формы и методы работы подбираются с учетом возраста и особенностей детей.
Экономическая среда доступности и посильности - реализуется в делении учебного материала на этапы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям, уровню подготовленности детей.
Экономическая среда необходимое соблюдение следующих положений. Статичность и подвижность предметного окружения
Экономическая среда развивающего обучения. Гибкость изолирования предметно пространственного окружения.
Экономическая среда воспитывающего обучения. В ходе освоения детьми программы происходит осуществление воспитания через содержание, методы и организацию обучения. Комфортность предметно пространственной среды.
Экономическая среда сознательности и активности. Изучение учащимися любой программной темы предполагает проявление на занятиях мыслительной активности, что выражается в сознательном освоении учебного материала, осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений, терминов, понятий. Самым важным является то, что все приобретенные знания, умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность.
Экономическая среда психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание на занятии такой атмосферы, в которой они чувствуют себя "как дома".
Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня готовности обучающихся, степени сложности материала, типа занятия. На выбор методов обучения значительно влияет персональный состав группы, индивидуальные особенности, возможности и запросы детей.
Используются следующие педагогические технологии:
−личностно-ориентированная технология:
Направлена на гуманное отношение к детям и включает в себя: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения; отсутствие прямого принуждения; терпимость к детским недостаткам. И идет от ребенка к развитию его способностей. Поэтому педагоги должны создавать каждому ребенку ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы каждый день, проведенный ребенком в детском саду, приносил ему радость; предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в специфических для дошкольников видах деятельности
- игровые педагогические технологии;
Создание творческой атмосферы обучения творчеству Целью игровых технологий является решение ряда задач:
-дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков необходимых в практической деятельности
-развивающих (развитие внимание, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения).
-воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности)
-социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды).
Литература
1) Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019
2) Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019
3) Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
4) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
5) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
6) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.
7) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.
8) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
9) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Обучающий видеоконтент
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0
Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE
Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc
Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4
Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs
Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)
Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»
Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»
Календарный учебный график
Первый год обучения. Старшая группа.
№ п/п | Тема | Содержание образовательного мероприятия | Педагогические технологии | |
Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей» | ||||
Октябрь | 1 | Труд – основа жизни | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. | Беседа, игра-соревнование папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде |
2 | Домашний труд. | Виды домашнего труда. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. | Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности | |
3 | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). | Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно» | |
4 | Все работы хороши, выбирай на вкус (1) | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» | |
Ноябрь | 1 | Все работы хороши, выбирай на вкус (2) | Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар). | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» |
2 | Трудиться - всегда пригодиться | Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться | Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем | |
3 | Мини-спектакль «В волшебном лесу» | Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать. | Интерактивный мини-спектакль | |
4 | Труд во благо | Закрепление материала. | Итоговое мероприятие по теме | |
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» | ||||
5 | Как придумали деньги | Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). | Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ | |
Декабрь | 1 | Какие бывают деньги | Виды денег (монеты, банкноты). | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы» |
2 | Как выглядят деньги и откуда берутся | Изготовление денег: печать, чеканка. | Беседа, исследование, чтение,– придумываем деньги для группы. Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали» | |
3 | Как деньги попадают к нам в дом. | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд. | Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь» | |
4 | Трудовая денежка всегда крепка | Заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом. | Сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын» | |
Январь | 1 | Образовательный веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом» | Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы». | Веб-квест «Путешествие с Гномом по Денежному городу» |
2 | Откуда берутся деньги и зачем они нужны? | Закрепление материала. | Итоговое мероприятие по теме | |
Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем» | ||||
3 | Потребности и желания (1) | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. | Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное» | |
Февраль | 1 | Потребности и желания (2) | Соотносим потребности, желания и возможности. | Ситуационные задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение |
2 | Мини-спектакль «История про заек Мазаек» | Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | Интерактивный мини-спектакль | |
3 | Где покупают и продают разные товары? (1) | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, папка-передвижка «Мы идем за покупками» | |
4 | Где покупают и продают разные товары? (2) | Торговые предприятия: базары, рынки, ярмарки, торговые центры. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд. | |
Март | 1 | Наша мастерская (1) | Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Технология моделирования. Творческо-трудовая деятельность |
2 | Наша мастер - класс (2) | Изготавливаются товары для города мастеров: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Технология моделирования. Творческо-трудовая деятельность | |
3 | Стоимость и цена товара | Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. | Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение | |
4 | Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Рекламируем собственные поделки. | |
5 | Создаем рекламу | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей | |
Апрель | 1 | Выгодно – невыгодно | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. | Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно». |
2 | Обмен – подарок | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. | Сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение | |
3 | Русская ярмарка | Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. | Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. | |
4 | Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр» | Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама. | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). | |
5 | Сюжетно-ролевая игра «Развлекательный Центр» | Закрепление материала. Праздник в рамках «Финансовой недели». | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). |
Второй год обучения, подготовительная группа
Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим» | ||||
№ п/п | Тема | Содержание образовательного мероприятия | Педагогические технологии | |
Октябрь | 1 | Тратим разумно, экономим | Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. | Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев», игра «Открываем бутербродную» |
2 | Мини-спектакль «Лисенок Рыжик» | В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно. Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства. | Интерактивный мини-спектакль | |
3 | Копим и сберегаем | Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем» | |
4 | Мини-спектакль «Копилка» | Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами | Интерактивный мини-спектакль | |
Ноябрь | 1 | Творческое занятие «Наша мастерская» (1) | Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома. |
2 | Творческое занятие «Наша мастерская» (2) | Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. | Дети делают поделки и экономят материал: бумагу, краски и пр. | |
3 | Мини-спектакль «День рождения» | Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить. | Интерактивный мини-спектакль | |
4 | Экскурсия в магазин «Продукты» | Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах. | Игра «Покупаем продукты к празднику» | |
5 | Экскурсия в магазин «Игрушки» | Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах. | Игра «Покупаем подарки на день рождения» | |
Декабрь | 1 | Досуг «Сберегаем и экономим» | Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно). | Итоговое мероприятие по теме |
Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги» | ||||
2 | Занимаем и одалживаем | Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время. | Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем». | |
3 | Долги | Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг. | Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку | |
4 | Заплатить долг скорее, так будет веселее | Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). | Обсуждаем русские пословицы: - Умей взять, умей и отдать! - В долг брать легко, а отдавать тяжело. | |
Январь | 1 | Мини-спектакль «Долг» | Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник». | Интерактивный мини-спектакль |
2 | Досуг «Долг и ответственность» | Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. | Итоговое мероприятие по теме | |
Тема 6. «Учимся планировать» | ||||
3 | Учимся планировать | Знакомим с понятием «план». Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать свое время. | Технология «Клубный час». Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа. | |
Февраль | 1 | Планируем свои расходы | Учимся решать несложные экономические задачи. | Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) Игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки. |
2 | Творим добро | Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь. | Сюжетно-ролевая игра (работа в подгруппах) | |
3 | Сделал дело – гуляй смело | Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща. | Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки | |
4 | Мини-спектакль «План лисенка Рыжика» | Закрепляем понятия: цель, план, планировать. | Интерактивный мини-спектакль | |
Март | 1 | Ставлю цель и планирую | Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. | Технология «Ситуация месяца». |
2 | Планируем свои дела | Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. | Итоговое мероприятие | |
Тема 7. «Что такое богатство?» | ||||
3 | Все работы хороши, выбирай на вкус | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» | |
4 | Наше богатство (1) | Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. | Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала». | |
5 | Наше богатство (2) | Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека. | Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство». Конкурс проектов «Наше богатство» | |
Апрель | 1 | Щедрость и жадность (1) | Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. | Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы |
2 | Щедрость и жадность (2) | Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов. | Читаем и обсуждаем сказку «Два жадных медвежонка», обсуждаем поговорки, пословицы | |
3 | Бережливость | Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам. | Интерактивный мини-спектакль «Секрет белочки» | |
4 | Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» | Закрепление материала по теме | Сюжетно – ролевая игра | |
5 | Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр» | Праздник в рамках «Финансовой недели». | Сюжетно – ролевая игра |