Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» (10-11 классы)
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение – Центр образования «Творчество»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Основы финансовой грамотности»
Нормативный срок обучения: 2 года
| |
Классы: 10-11 | |
Екатеринбург
2022
Аннотация к рабочей программе элективного курса
«Основы финансовой грамотности»
Нормативная база | - Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016); -Образовательная программа среднего общего образования ФГОС МБВСОУ ЦО «Творчество»; -Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010 N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение | Литература: 1. Лавренова, Е. Б., Лавренёва О.Н. Финансовая грамотность. Современный мир : учебное пособие. — М.: «Просвещение», 2019. 2. Лавренова Е. Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. — М.: «Просвещение», 2019. Интернет-ресурсы: URL: http://vlfin.ru – сайт «Ваши личные финансы» www.cbr.ru- сайт Банка России www.banki.ru – информационный портал www. sberbank.ru – сайт Сбербанка РФ Технические средства обучения Компьютер, мультимедиапроектор, экран Подключение к сети Интернет |
Цели и задачи учебного предмета | Цели данного курса: - содействие формированию разумного финансового поведения старшеклассников, их ответственного отношения к личным финансам, повышению финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. Задачи: - проинформировать обучающихся об основных финансовых инструментах и услугах, доступных всему населению страны; - показать реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи; - способствовать формированию у обучающихся нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям; - научить обучающихся основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления. |
Количество часов на изучаемый учебный предмет | 70 |
Основные разделы учебного предмета | Тема 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают (10 ч) Тема 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе (12 ч) Тема 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования (4 ч) Тема 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку (8 ч) Тема 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения (5 ч) Тема 6.Современный человек: как инвестировать в себя (3 ч) Тема 7. Итоговые занятия курса «Основы финансовой грамотности» (4ч) Тема 8. Банковские продукты (21ч.) Тема 9. Основы налогообложения. (12ч.) |
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом, элективный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.
В результате изучения курса обучающиеся должны знать:
Что такое современные деньги, их функции и какие риски их сопровождают; наличные и безналичные деньги, электронные деньги, иностранная валюта, квазиденьги, цифровые деньги, комиссии
Что такое семейный бюджет: как управлять им в современном обществе;
Что такое личный доход подростка и источники его формирования;
Что такое финансовые организации и их услуги;
Как грамотно выбрать банковскую карту и безопасно ею пользоваться;
Как наладить взаимовыгодные финансовые отношения с государством.
Уметь:
• использовать начальные навыки адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчет процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
• понимать цели своих действий;
• планировать действия с помощью учителя и самостоятельно;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей;
Изучение курса позволит обучающимся сформировать навыки:
принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;
стремиться строить своё будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие семьи и государства
Содержание программы элективного курса
«Основы финансовой грамотности»
Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, технологии, математики. Программа курса рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год)
Тема 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают (5 ч)
Деньги и их функции. Как работают деньги. Что позволяет деньгам выполнять свои функции, какие деньги можно назвать современными. Риски в мире денег. Свойства денег: ликвидность, долговечность, портативность, делимость.
Тема 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе (6 ч.)
Современная семья и домашнее хозяйство. Особенности семейных финансов. Расходная часть семейного бюджета. Как разумно совершать покупки. Безопасные покупки в интернете. Защита прав потребителей. Доходная часть семейного бюджета. Как грамотно составить семейный бюджет.
Тема З. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования ( 4ч.)
Особенности правового статуса ребёнка. Личные доходы подростка. Как может работать подросток. Виды рабочих отношений. Особенности трудовых прав подростка. Какие налоги необходимо платить, когда работаешь.
Тема 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку (8 ч.)
Финансовые организации и их услуги. Как грамотно выбрать вклад. Как грамотно выбрать банковскую карту и безопасно ею пользоваться. Как накопить на свою мечту. Как грамотно выбрать страховой продукт. Как отправиться в путешествие, минимизируя финансовые затраты. Как защитить свои права потребителя финансовых услуг.
Тема 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения (5 ч.)
Финансы современного государства. Какие налоги платят люди, проживающие в России. Как рассчитать размер налогов, уплачиваемых жителями страны. Как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый вычет.
Тема 6. Современный человек: как инвестировать в себя (3ч.)
Что такое человеческий капитал. Какие факторы влияют на человеческий капитал. Как инвестировать в человеческий капитал. Как накапливать опыт и налаживать деловые связи. Что значит быть современным человеком.
Тема 7. Итоговые занятия курса «Основы финансовой грамотности» 1 год обучения (4 ч.)
Тема 8. Банковские продукты (21ч.)
Банковская система. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов и банка.
Тема 9. Основы налогообложения. (12ч.)
Система налогообложения в РФ. Классификация налогов. Принципы налогообложения. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 10 Итоговые занятия курса «Основы финансовой грамотности»
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
| Тема 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают (5 ч) | |
1 | Деньги и их функции | 1 |
2 | Что делает деньги деньгами | 1 |
3 | Какие они, современные деньги | 1 |
4 | Риски в мире денег | 1 |
5 | Решение задач по теме: «Современные деньги» | 1 |
| Тема 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе ( 6 ч.) | |
6 | Современная семья и её финансы | 1 |
7 | Что входит в расходную часть семейного бюджета | 1 |
8 | Как разумно совершать покупки | 1 |
9 | Откуда берутся доходы в семейном бюджете | 1 |
10 | Как грамотно составлять семейный бюджет | 1 |
11 | Решение задач | 1 |
| Тема 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования ( 4ч.) | |
12 | Источники личного дохода подростка | 1 |
13 | Как может работать подросток | 1 |
14 | Какие налоги необходимо платить | 1 |
15 | Решение задач | 1 |
| Тема 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку (8 ч.) | |
16 | Финансовые организации и их услуги | 1 |
17 | Как грамотно выбрать вклад | 1 |
18 | Как грамотно выбрать банковскую карту и безопасно ею пользоваться | 1 |
19 | Как накопить на свою мечту | 1 |
20 | Как грамотно выбрать страховой продукт | 1 |
21 | Как отправиться в путешествие, минимизируя финансовые затраты | 1 |
22 | Как защитить свои права потребителя финансовых услуг | 1 |
23 | Решение задач | 1 |
| Тема 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения (5 ч.) | |
24 | Финансы современного государства | 1 |
25 | Какие налоги платят люди, проживающие в России | 1 |
26 | Как рассчитать размер налогов, уплачиваемых жителями | 1 |
27 | Как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый вычет | 1 |
28 | Решение задач | 1 |
| Тема 6. Современный человек: как инвестировать в себя ( 3ч.) | |
29 | Что такое человеческий капитал | 1 |
30 | Как инвестировать в человеческий капитал | 1 |
31 | Решение задач | 1 |
| Тема 7. Итоговые занятия курса «Основы финансовой грамотности» (4 ч.) | |
32 | Проверяем свой уровень финансовой грамотности. Решение задач | 1 |
33 | Проверяем свой уровень финансовой грамотности. Решение задач | 1 |
34-35 | Диагностическая работа по финансовой грамотности | 2 |
| Итого | 35 ч |
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
| Тема 8. Банковский продукт 21ч. | |
1 | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | 1 |
2-3 | Ипотечное кредитование. Принципы кредитования. | 2 |
4-5 | Условия кредита. Необходимые условия при оформлении кредита. | 2 |
6 | Что такое кредитная история заёмщика? | 1 |
7-8 | Расчёты размеров выплат по различным видам кредитов. | 2 |
9 | Виды платежей по кредитам | 1 |
10-11 | Виды депозитов, особенности и доходность | 2 |
12-13 | Условия депозитов. Способы начисления процентов по депозитам | 2 |
14-15 | Выбор банка. Открытие депозита. | 2 |
16 | Критерии надёжности банка. Условия открытия вклада | 1 |
17 | Валютный курс. Национальная валюта | 1 |
18-19 | Конвертируемость национальной валюты. н | 2 |
20 | Банковская карта. Дебетовая и кредитная карты | 1 |
21 | Экскурсия в банк | 1 |
| Тема 9. Основы налогообложения в РФ 12 ч. | |
22 | Налоговый кодекс РФ. Структура налоговой системы | 1 |
23 | Налоговое законодательство РФ | 1 |
24 | Виды налогов в РФ. Классификация налогов РФ | 1 |
25 | Принципы налогообложения | 1 |
26 | Налоговые льготы в РФ. Назначение налоговых льгот. | 1 |
27 | Порядок и основания предоставления налоговых льгот | 1 |
28-29 | Обязанность и ответственность налогоплательщиков, налоговых органов | 2 |
30-31 | Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги. | 2 |
32-33 | Экскурсия в налоговую инспекцию. Отдел учёта и работы с налогоплательщиками | 2 |
34 | Итоговое тестирование. | 1 |
35 | Итоговое занятие. Представление личного финансового плана | 1 |
| Итого | 35 ч. |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники
Гражданский Кодекс РФ
Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.
Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9..
Налоговый Кодекс РФ
Прутченков, А. Личная финансовая безопасность. Как ее можно обеспечить: ["шк. финансовая неделя": обучение финансовой грамотности школьников, родителей и педагогов] / А. Прутченков // Народное образование. - 2008. - № 10.
Дополнительная литература
Завьялов, С. С. Повышение финансовой грамотности населения: опыт Главного управления Банка России по Курганской области / С.С. Завьялов // Деньги и кредит. - 2008. - № 9.
Карпунин, М. А. "Свои деньги" - проект по повышению финансовой грамотности населения / М. А. Карпунин // Деньги и кредит. - 2008. - № 2.
А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.
В.С. Антономов «Введение в экономику». Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014
5. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. АлмосовФинансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.
6.Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.
А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.
И.В. Лисиц «Экономика, 1-2 часть. Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014
Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г.
В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.
13. Аннотация сайтов
1.Фин-грамота. ру - www.fin-gramota.ru
Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Удобный интерфейс позволяет пользователю в зависимости от возраста, пола и интересов выбрать тот раздел сайта, где представлена необходимая информация. Информационное наполнение и тематические разделы сайта помогут желающим повысить уровень своей финансовой культуры.
2.Академия личных финансов - www.homecredit.ru
Сайт Банка Хоум Кредит. Интерес представляет раздел «Академия личных финансов», призванный помочь посетителю сайта сориентироваться в мире банковских продуктов и услуг. В этом разделе можно найти информацию, которая пригодится при выборе банковских продуктов.
3.Мои умные деньги- www.visa.com.ru
Сайт корпорации Visa, создавшей крупнейшую в мире сеть розничных электронных платежей. Посетители сайта найдут здесь рекомендации по планированию бюджета и банковским услугам. Но особый акцент сделан на пластиковых картах – их видах, особенностям их использования, правилам безопасного использования карт.
МЦФО - http://mmcfo.ru
Сайт Молодежного Центра изучения финансовых операций - региональной молодежной общественной организации, созданной для получения молодыми людьми практических навыков работы в области экономики и финансов. На сайте представлена разнообразная информация о фондовом рынке и его инструментах, рекомендации начинающему инвестору, торговые платформы для работы на фондовом рынке через Интернет. Но особый интерес представляет раздел о конкурсах, организуемых МЦФО среди молодых инвесторов – школьниках и студентах.
Школа личных финансов- www.familyfinance.ru
Сайт Галины Остриковой из Воронежа – привлекает своей тематической и информационной насыщенностью. Ориентирован прежде всего на родителей, которым предлагается «побывать» на Уроках Здорового Отношения к Деньгам: Бездефицитное мышление и Как контролировать денежные потоки, Как жить по средствам и Как сберегать деньги… А также много другой полезной информации.
Ученики Скруджа- ycheniki-skrudja.com
Сайт посвящен вопросам финансового просвещения. Тематика разнообразна – от личного финансового плана и семейной бухгалтерии до инвестиций на фондовом рынке и рынке недвижимости. Обширная библиотека книг, статей, аудио-книг и видеофильмов по финансовой грамотности.
Доступно о деньгах - www.moneybasics.ru
Сайт создан при поддержке ДжиИ Мани Банка в продолжение программы корпоративной социальной ответственности, основанной на принципах Ответственного кредитования. И посвящен, в первую очередь, банковским кредитам – потребительским, ипотеке, кредитным картам.
Основы финансовой грамотности – www.finbas.ru
Путеводитель по работе частных лиц с финансовыми организациями - банками, брокерами, ПИФами и ОФБУ. Знакомство с финансовыми инструментами – депозиты, ценные бумаги. Инвестиции на фондовом рынке и в альтернативные финансовые инструменты – памятные монеты и драгметаллы.
Первый финансовый портал Краснодарского края - www.finances26.ru Портал ориентирован в первую очередь на жителей Краснодарского края и призван помочь им в выборе той или иной региональной финансовой компании. Значительное место в материалах портала отведено теме повышения финансовой грамотности населения: кредитование и пенсионные накопления, ипотека и операции с недвижимостью.
Азбука финансов - www.azbukafinansov.ru
Создатели сайта стремились помочь людям разного возраста и достатка приобрести знания и умения, которые помогут им осознанно принимать финансовые решения. Сайт тематически делится на несколько разделов, каждый из которых ориентирован на свою аудиторию: «для Школы» - будет полезен преподавателям и учащимся; «для Дома» - взрослому населению; «для Работы» - предпринимателям и работодателям; «для Организации» - партнерам и потенциальным участникам программы повышения финансовой грамотности.
Финансовая грамотность - myfinance.ane.ru
Сайт создан группой разработчиков Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации с целью повышения финансовой грамотности граждан России. Как принимать финансовые решения? Какой кредит выбрать? Куда вложить свободные средства? Какой вариант ипотеки использовать для приобретения жилья? Как застраховать себя, своих близких и своё имущество? Ответы на эти вопросы найдут посетители сайта.
Методические приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Контроль знаний проводится в форме стандартизованных и ограниченных во времени электронных испытаний.
Вид применяемых контрольно-измерительных материалов - традиционный тесты, который содержит список вопросов и различные варианты ответов.
Тест: выполните задания с выбором ответа (с одним или несколькими правильными ответами) |
Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 30 мин. 2. Вы можете воспользоваться информационно-коммуникационными технологиями. Задания с выбором ответа Вопрос №1. Что такое финансовый план? Варианты ответов: 1) исполнение Ваших желаний; 2) это схема, которая отображает Ваше финансовое положение в определенный момент; 3) предположение о том, что может произойти в будущем. Вопрос№2. Что такое бюджет? Варианты ответов: 1) сумма, которую Вам надо накопить для достижения среднесрочной цели; 2) Ваши ежемесячные расходы; 3) план, показывающий, как тратить, копить и вкладывать деньги, которые Вы зарабатываете. Вопрос №3. Среднесрочная цель – это: Варианты ответов: 1) Вы хотите достичь ее в течение следующего года; 2) Вы хотите достичь ее в течение пяти ближайших лет; 3) для ее достижения Вам может потребоваться от пяти лет и больше. Вопрос №4. Активы - это: Варианты ответов: 1) квартплата; 2) банковские депозиты; 3) банковский кредит. Вопрос №5. Налоговая ставка устанавливается в виде: Варианты ответов: 1) налогового периода; 2) процентов; 3) твердых сумм. Вопрос №6. Налоговая декларация предоставляется в налоговую инспекцию: Варианты ответов: 1) не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом; 2) до 1 марта текущего года; 3) до 15 июня. Вопрос №7. Расчет простого процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то к концу первого года вы заработаете: Варианты ответов: 1) 1000 рублей; 2) 2000 рублей; 3) 4000 рублей. Вопрос №8. Расчет простого процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то к концу второго года вы заработаете: Варианты ответов: 1) 1000 рублей; 2) 2000 рублей; 3) 4000 рублей. Вопрос №9. Простой расчет сложного процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то через два года в банке будет: Варианты ответов: 1) 21000 рублей; 2) 22000рублей; 3) 24200 рублей. Вопрос №10. Накопительная часть пенсии формируется у граждан: Варианты ответов: 1) старше 1955 года рождения; 2) с 1967 года рождения и моложе; 3) с 1980 года рождения. Вопрос №11. Финансовая "подушка безопасности" -: Варианты ответов: 1) обязательный резервный фонд наличности на непредвиденный случай; 2) инвестиции в акции; 3) кредитная банковская карта. Вопрос №12. Недвижимость - это: Варианты ответов: 1) высоколиквидный актив; 2) низколиквидный актив; 3) все ответы правильны. Вопрос №13. Имущественные налоговые вычеты предоставляются при продаже имущества и при приобретении или строительстве имущества : Варианты ответов: 1) при продаже имущества; 2) при приобретении имущества; 3) при строительстве имущества; 4) все ответы правильны. Вопрос №14. Профессиональные налоговые вычеты предоставляются: Варианты ответов: 1)индивидуальным предпринимателям; 2)физическим лицам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам; 3)лицам, получающим вознаграждения по авторским договорам или вознаграждение за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства; 4) все ответы правильны. Вопрос №15. Эффективные способы снижения долгового бремени и коэффициента задолженности: Варианты ответов: 1) снизить расходы; 2) зарабатывать больше денег; 3) занять деньги у друзей. Вопрос №16. По ст. 138 Трудового кодекса РФ размер всех удержаний из зарплаты в счет погашения кредита не должен превышать : Варианты ответов: 1) 30% от нее; 2) 50% от нее; 3) 70% от нее. Вопрос №17. Телебанкинг – это: Варианты ответов: 1)управление счетом при помощи телефона; 2) работа со счетом через персональный компьютер; 3)расчетные операции с помощью Интернета; 4) управление счетом при помощи портативных устройств. Вопрос №18. Профицит бюджета - это: Варианты ответов: 1) убытки; 2) прибыль; 3) расходы. Вопрос №19. Инвестиционные активы имеют цель: Варианты ответов: 1) получение текущего дохода и/или дохода за счет роста стоимости при последующей продаже; 2) поддержание уровня жизни; 3) все ответы правильны. Вопрос №20. Потребительские активы имеют цель: Варианты ответов: 1) получение текущего дохода и/или дохода за счет роста стоимости при последующей продаже; 2) поддержание уровня жизни; 3) все ответы правильны. |
Ключи к тесту
№1 - 2 | №11 - 1 |
№2 - 3 | №12 - 2 |
№3 - 2 | №13 - 4 |
№4 - 2 | №14 – 4 |
№5 – 2,3 | №15 – 1,2 |
№6 - 1 | №16 - 2 |
№7 - 2 | № 17 - 1 |
№8 - 3 | №18 -2 |
№9 - 3 | №19 – 1 |
№10 - 2 | №20-2 |
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
| Тема 1 Банковские продукты 21 час | |
1 | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | 1 |
2 | Ипотечное кредитование | 1 |
3 | Принципы кредитования | 1 |
4-5 | Условия кредитов. Необходимые документы при оформлении кредита | 2 |
6 | Что такое кредитная история заёмщика? Федеральный закон «О кредитных историях» | 1 |
7-8 | Расчёты размеров выплат по различным видам кредитов | 2 |
9 | Виды платежей по кредитам | 1 |
10-11 | Виды депозитов. Особенность и доходность. | 2 |
12 | Условия депозитов. Способы начисления процентов. | 1 |
13-14 | Выбор банка. Критерии надёжности банка. | 2 |
15 | Условия открытия вклада | 1 |
16 | Экскурсия в банк | 1 |
18-19 | Конвертируемость национальной валюты. Национальная валюта. Валютные курсы. | 2 |
20-21 | Банковские карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная) | 2 |
| Тема 2 Основы налогообложения 12 ч | |
22-23 | Налоговый кодекс РФ. Структура налоговой системы РФ | 2 |
24-25 | Виды налогов в РФ. Принципы налогообложения. | 2 |
26-27 | Налоговые льготы в РФ. Назначение, порядок и основания предоставления налоговых льгот. | 2 |
28-29 | Обязанность и ответственность налогоплательщиков, налоговых органов | 2 |
30-31 | Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги | 2 |
32 | Расчёт налогового вычета по НДФЛ. Расчёт НДС | 1 |
33 | Экскурсия в налоговую инспекцию. | 1 |
34 | Итоговый тест. | 1 |
35 | Итоговое занятие. Защита исследовательских и творческих работ | 1 |
| Итого | 35 |
| | |
| | |
| | |
| | |
| Итого | 35 ч |
10. Содержание программы элективного курса
«Основы финансовой грамотности»
Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента. Программа курса рассчитана на 1 час в неделю (70 часов в год)
Тема 1. Банковские продукты (10ч.)
Банковская система. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов и банка.
Тема 2. Расчетно-кассовые операции. (2ч.)
Конвертируемость национальной валюты. Валютные курсы. Выбор банковской карты. Виды банковских карт
Тема З. Страхование: что и как надо страховать. (7ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Особенности личного страхования Виды страховых продуктов. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.
Тема 4. Основы налогообложения. (8ч.)
Система налогообложения в РФ. Классификация налогов. Принципы налогообложенияЧто такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 5. Личное финансовое планирование. (8 ч)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег.Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.
Итоговый контроль по курсу.
11. Календарно-тематическое планирование
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники
Гражданский Кодекс РФ
Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.
Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9..
Налоговый Кодекс РФ
Прутченков, А. Личная финансовая безопасность. Как ее можно обеспечить: ["шк. финансовая неделя": обучение финансовой грамотности школьников, родителей и педагогов] / А. Прутченков // Народное образование. - 2008. - № 10.
Дополнительная литература
Завьялов, С. С. Повышение финансовой грамотности населения: опыт Главного управления Банка России по Курганской области / С.С. Завьялов // Деньги и кредит. - 2008. - № 9.
Карпунин, М. А. "Свои деньги" - проект по повышению финансовой грамотности населения / М. А. Карпунин // Деньги и кредит. - 2008. - № 2.
А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.
В.С. Антономов «Введение в экономику». Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014
5. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. АлмосовФинансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.
6.Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.
А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.
И.В. Лисиц «Экономика, 1-2 часть. Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014
Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г.
В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.
13. Аннотация сайтов
1.Фин-грамота. ру - www.fin-gramota.ru
Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Удобный интерфейс позволяет пользователю в зависимости от возраста, пола и интересов выбрать тот раздел сайта, где представлена необходимая информация. Информационное наполнение и тематические разделы сайта помогут желающим повысить уровень своей финансовой культуры.
2.Академия личных финансов - www.homecredit.ru
Сайт Банка Хоум Кредит. Интерес представляет раздел «Академия личных финансов», призванный помочь посетителю сайта сориентироваться в мире банковских продуктов и услуг. В этом разделе можно найти информацию, которая пригодится при выборе банковских продуктов.
3.Мои умные деньги- www.visa.com.ru
Сайт корпорации Visa, создавшей крупнейшую в мире сеть розничных электронных платежей. Посетители сайта найдут здесь рекомендации по планированию бюджета и банковским услугам. Но особый акцент сделан на пластиковых картах – их видах, особенностям их использования, правилам безопасного использования карт.
МЦФО - http://mmcfo.ru
Сайт Молодежного Центра изучения финансовых операций - региональной молодежной общественной организации, созданной для получения молодыми людьми практических навыков работы в области экономики и финансов. На сайте представлена разнообразная информация о фондовом рынке и его инструментах, рекомендации начинающему инвестору, торговые платформы для работы на фондовом рынке через Интернет. Но особый интерес представляет раздел о конкурсах, организуемых МЦФО среди молодых инвесторов – школьниках и студентах.
Школа личных финансов- www.familyfinance.ru
Сайт Галины Остриковой из Воронежа – привлекает своей тематической и информационной насыщенностью. Ориентирован прежде всего на родителей, которым предлагается «побывать» на Уроках Здорового Отношения к Деньгам: Бездефицитное мышление и Как контролировать денежные потоки, Как жить по средствам и Как сберегать деньги… А также много другой полезной информации.
Ученики Скруджа- ycheniki-skrudja.com
Сайт посвящен вопросам финансового просвещения. Тематика разнообразна – от личного финансового плана и семейной бухгалтерии до инвестиций на фондовом рынке и рынке недвижимости. Обширная библиотека книг, статей, аудио-книг и видеофильмов по финансовой грамотности.
Доступно о деньгах - www.moneybasics.ru
Сайт создан при поддержке ДжиИ Мани Банка в продолжение программы корпоративной социальной ответственности, основанной на принципах Ответственного кредитования. И посвящен, в первую очередь, банковским кредитам – потребительским, ипотеке, кредитным картам.
Основы финансовой грамотности – www.finbas.ru
Путеводитель по работе частных лиц с финансовыми организациями - банками, брокерами, ПИФами и ОФБУ. Знакомство с финансовыми инструментами – депозиты, ценные бумаги. Инвестиции на фондовом рынке и в альтернативные финансовые инструменты – памятные монеты и драгметаллы.
Первый финансовый портал Краснодарского края - www.finances26.ru Портал ориентирован в первую очередь на жителей Краснодарского края и призван помочь им в выборе той или иной региональной финансовой компании. Значительное место в материалах портала отведено теме повышения финансовой грамотности населения: кредитование и пенсионные накопления, ипотека и операции с недвижимостью.
Азбука финансов - www.azbukafinansov.ru
Создатели сайта стремились помочь людям разного возраста и достатка приобрести знания и умения, которые помогут им осознанно принимать финансовые решения. Сайт тематически делится на несколько разделов, каждый из которых ориентирован на свою аудиторию: «для Школы» - будет полезен преподавателям и учащимся; «для Дома» - взрослому населению; «для Работы» - предпринимателям и работодателям; «для Организации» - партнерам и потенциальным участникам программы повышения финансовой грамотности.
Финансовая грамотность - myfinance.ane.ru
Сайт создан группой разработчиков Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации с целью повышения финансовой грамотности граждан России. Как принимать финансовые решения? Какой кредит выбрать? Куда вложить свободные средства? Какой вариант ипотеки использовать для приобретения жилья? Как застраховать себя, своих близких и своё имущество? Ответы на эти вопросы найдут посетители сайта.
Методические приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Итоговое тестирование (1 ч.)
Тест для контроля знаний и умений
Контроль знаний проводится в форме стандартизованных и ограниченных во времени электронных испытаний.
Вид применяемых контрольно-измерительных материалов - традиционный тесты, который содержит список вопросов и различные варианты ответов.
Тест: выполните задания с выбором ответа (с одним или несколькими правильными ответами) |
Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 30 мин. 2. Вы можете воспользоваться информационно-коммуникационными технологиями. Задания с выбором ответа Вопрос №1. Что такое финансовый план? Варианты ответов: 1) исполнение Ваших желаний; 2) это схема, которая отображает Ваше финансовое положение в определенный момент; 3) предположение о том, что может произойти в будущем. Вопрос№2. Что такое бюджет? Варианты ответов: 1) сумма, которую Вам надо накопить для достижения среднесрочной цели; 2) Ваши ежемесячные расходы; 3) план, показывающий, как тратить, копить и вкладывать деньги, которые Вы зарабатываете. Вопрос №3. Среднесрочная цель – это: Варианты ответов: 1) Вы хотите достичь ее в течение следующего года; 2) Вы хотите достичь ее в течение пяти ближайших лет; 3) для ее достижения Вам может потребоваться от пяти лет и больше. Вопрос №4. Активы - это: Варианты ответов: 1) квартплата; 2) банковские депозиты; 3) банковский кредит. Вопрос №5. Налоговая ставка устанавливается в виде: Варианты ответов: 1) налогового периода; 2) процентов; 3) твердых сумм. Вопрос №6. Налоговая декларация предоставляется в налоговую инспекцию: Варианты ответов: 1) не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом; 2) до 1 марта текущего года; 3) до 15 июня. Вопрос №7. Расчет простого процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то к концу первого года вы заработаете: Варианты ответов: 1) 1000 рублей; 2) 2000 рублей; 3) 4000 рублей. Вопрос №8. Расчет простого процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то к концу второго года вы заработаете: Варианты ответов: 1) 1000 рублей; 2) 2000 рублей; 3) 4000 рублей. Вопрос №9. Простой расчет сложного процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то через два года в банке будет: Варианты ответов: 1) 21000 рублей; 2) 22000рублей; 3) 24200 рублей. Вопрос №10. Накопительная часть пенсии формируется у граждан: Варианты ответов: 1) старше 1955 года рождения; 2) с 1967 года рождения и моложе; 3) с 1980 года рождения. Вопрос №11. Финансовая "подушка безопасности" -: Варианты ответов: 1) обязательный резервный фонд наличности на непредвиденный случай; 2) инвестиции в акции; 3) кредитная банковская карта. Вопрос №12. Недвижимость - это: Варианты ответов: 1) высоколиквидный актив; 2) низколиквидный актив; 3) все ответы правильны. Вопрос №13. Имущественные налоговые вычеты предоставляются при продаже имущества и при приобретении или строительстве имущества : Варианты ответов: 1) при продаже имущества; 2) при приобретении имущества; 3) при строительстве имущества; 4) все ответы правильны. Вопрос №14. Профессиональные налоговые вычеты предоставляются: Варианты ответов: 1)индивидуальным предпринимателям; 2)физическим лицам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам; 3)лицам, получающим вознаграждения по авторским договорам или вознаграждение за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства; 4) все ответы правильны. Вопрос №15. Эффективные способы снижения долгового бремени и коэффициента задолженности: Варианты ответов: 1) снизить расходы; 2) зарабатывать больше денег; 3) занять деньги у друзей. Вопрос №16. По ст. 138 Трудового кодекса РФ размер всех удержаний из зарплаты в счет погашения кредита не должен превышать : Варианты ответов: 1) 30% от нее; 2) 50% от нее; 3) 70% от нее. Вопрос №17. Телебанкинг – это: Варианты ответов: 1)управление счетом при помощи телефона; 2) работа со счетом через персональный компьютер; 3)расчетные операции с помощью Интернета; 4) управление счетом при помощи портативных устройств. Вопрос №18. Профицит бюджета - это: Варианты ответов: 1) убытки; 2) прибыль; 3) расходы. Вопрос №19. Инвестиционные активы имеют цель: Варианты ответов: 1) получение текущего дохода и/или дохода за счет роста стоимости при последующей продаже; 2) поддержание уровня жизни; 3) все ответы правильны. Вопрос №20. Потребительские активы имеют цель: Варианты ответов: 1) получение текущего дохода и/или дохода за счет роста стоимости при последующей продаже; 2) поддержание уровня жизни; 3) все ответы правильны. |
Ключи к тесту
№1 - 2 | №11 - 1 |
№2 - 3 | №12 - 2 |
№3 - 2 | №13 - 4 |
№4 - 2 | №14 – 4 |
№5 – 2,3 | №15 – 1,2 |
№6 - 1 | №16 - 2 |
№7 - 2 | № 17 - 1 |
№8 - 3 | №18 -2 |
№9 - 3 | №19 – 1 |
№10 - 2 | №20-2 |