12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Думченко Оксана Юрьевна20
1

Конспект урока «Управление рисками по депозиту» из элективного курса «Основы финансовой грамотности» (10–11 класс)

 

«Методическая разработка урока

по финансовой грамотности»

 

 

Думченко Оксана Юрьевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №23»

Находкинского городского округа

 

2021 год

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Пояснительная записка……………………………. стр. 3

Технологическая карта урока …………………….. стр. 5

Приложения ……………………………………….. стр. 10

 

Пояснительная записка

На Конкурс представляется методическая разработка урока «Управление рисками по депозиту» из элективного курса «Основы финансовой грамотности», который преподается старшеклассникам социально – экономического профиля обучения.

Преподавание «Основ финансовой грамотности» на профильном уровне имеет свои особенности. Изучая экономику углубленно, учащиеся владеют финансовой терминологией, могут применять экономическую теорию для объяснения различных финансовых явлений. Вместе с тем ученики 10—11 классов уже сталкиваются непосредственно с большим количеством бытовых финансовых задач, приобретая опыт подобного рода деятельности.

Преподавая «Основы финансовой грамотности» учащимся социально-экономического профиля, большую часть времени я считаю нужным отвести на решение практических финансовых задач. Практическую задачу я стараюсь сформулировать максимально конкретно, лучше всего, если она описывает реальную жизненную ситуацию.

Затем я предлагаю ученикам подумать, каким способом можно решить эту задачу, стараясь подвести их к мысли о том, что без обращения к научному знанию в сфере финансов не обойтись. Поэтому следующим шагом является постановка учебной задачи. Учебная задача направлена на решение практической задачи, а также на приобретение тех знаний, которых для этого не хватает. Большую часть работы учащиеся проделывают самостоятельно. Роль учителя сводится к координации их усилий, предоставлению информационного ресурса, разъяснению затруднений.

Во время занятий элективного курса учащиеся сами выбирают формы работы (групповые или индивидуальные). Практически на каждом занятии они ведут самостоятельный поиск информации в Интернете. Результаты работы представляются для обсуждения одноклассникам, дискуссии приветствуются. Таким образом реализуется системно-деятельностный подход к обучению.

Задачу учителя, преподающего курс финансовой грамотности в профильных классах, я вижу в том, чтобы обсуждать финансовые вопросы во взаимосвязи с глобальным общественным развитием, с экономическими процессами, протекающими в российском обществе. В ходе изучения финансовых институтов уделяю большое внимание причинам их появления и развития. Я считаю, что такое обучение создает более целостное понимание учащимися финансовой сферы и её структуры.

Представленный на Конкурс урок полностью соответствует изложенным выше принципам. Я считаю, что он может представлять интерес не только для преподавателей экономики. Внеся небольшие упрощения и дополнения, каждый учитель может использовать эту разработку как основу для внеклассного мероприятия, для уроков обществознания и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Класс

10 класс. Социально-экономический профиль обучения

 

Тема урока

Управление рисками по депозиту

Предметная область, учебный предмет

Обществознание. Экономика.

Элективный курс «Основы финансовой грамотности»

Цель урока

Формирование у учащихся представления о депозитных рисках на примере вклада в Сбербанке

Задачи урока

Закрепить знания об условиях банковских депозитов, дать представление о Системе государственных гарантий по вкладам, помочь учащимся научится самостоятельно оценивать степень банковских рисков и делать выводы о целесообразности размещения своих средств в определенном банке, научить анализировать информацию о состоянии экономики страны для практического применения в конкретных жизненных ситуациях.

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Закрепление ранее изученных основных понятий темы урока (депозит, риски, Система страхования вкладов, реинвестирование, ликвидность)

 

Владение умением решать практические финансовые задачи: анализировать практическую задачу в сфере финансов; находить и оценивать альтернативы решения практической финансовой задачи и делать оптимальный выбор.

Владение коммуникативными компетенциями: вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

Владение умением выступать в различных финансово - экономических ролях (вкладчика, потребителя страховых услуг)

Понимание прав и обязанностей в сфере финансов и возможностей их практического воплощения, а также наличия риска в осуществлении операций с различными финансовыми инструментами.

 

 

Форма урока

 

Коммуникативный семинар

Образовательные технологии

 

Модульная технология обучения.

метод введения учащихся в ситуацию учебных задач;

 

Условия реализации урока

Информационные ресурсы:

сайт Агентства по страхованию вкладов РФ

https://www.asv.org.ru

сайт Центрального банка РФ https://cbr.ru сайт Сбербанка https://www.sberbank.ru/ru/person

Банковская система РФ в цифрах и графиках №2 (12). II квартал 2021 года https://asros.ru/upload/iblock/391/sa2gxp7q8f144errowwoqz2b7vrm5acy/Sbornik-2-kv.2021.pdf

Инфляция в РФ https://уровень-инфляции.рф

 

Методические ресурсы

Методическая литература:

Лавренева Е. Б. «Методика преподавания финансовой грамотности в классах социально - экономического профиля». – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2014.

Учебная литература

Чумаченко В. В., Горяев А. П. Основы финансовой грамотности: учебное пособие – М.: Просвещение, 2018.

Оборудование

в кабинете – компьютер и мультимедиа-проектор

у учащихся – планшеты с выходом в интернет.

Урок может быть проведен в кабинете информатики или с применением оборудования «Мобильный класс», если есть такая возможность

 

 

 

Продолжительность урока

45 минут

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Краткое содержание этапа урока, деятельность учителя и учащихся.

Ссылки на приложения

 

Постановка практической задачи

Учитель начинает урок с демонстрации картины В. Маковского «Крах банка 12 октября 1875 года» и задает вопрос: «Могут ли современные люди оказаться в такой ситуации?»

Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает сверить их с рисками, перечисленными в учебнике «Основы финансовой грамотности» на стр. 70.

Учитель ставит перед учащимися практическую задачу:

«У вас накопилась определенная сумма денег – 100 тысяч рублей, которую вы не хотели бы тратить, а собираетесь разместить в Сбербанке под проценты на 1 год для будущих покупок. Как свести к минимуму риск по данному депозиту? Сумеем ли мы сохранить эти деньги в банке без потерь?»

Ученики начинают предлагать корректные и некорректные варианты ответов, вступают в дискуссию друг с другом. Задача учителя – направить ход обсуждения так, чтобы ученики сами сделали вывод о необходимости постановки учебной задачи.

Приложение №1: репродукция картины В. Маковского

Постановка учебной задачи

В результате обсуждения у учеников складывается следующее понимание: «Мы не можем решить практическую задачу сразу, так как не владеем необходимой информацией. Нам нужно узнать, как государство защищает вкладчиков. А также выяснить ситуацию в экономике нашей страны, особенно в банковском секторе»

 

Планирование решения учебной задачи

Учащиеся сами предлагают алгоритм решения учебной задачи, который после коррекции учителем должен включать в себя следующие шаги:

Проанализировать макроэкономические показатели РФ на данный момент и их влияние на работу Сбербанка

Оценить ликвидность депозитов Сбербанка

Познакомится с функциями Системы страхования вкладов

Сопоставить уровень инфляции в РФ с процентом по депозиту, предлагаемому Сбербанком

Оценить риск недополученной выгоды и реинвестирования в Сбербанке

 

Решение учебной задачи

Класс разделяется на группы. Каждая группа получает лист с заданиями и ссылку на информационный ресурс. Учащиеся также могут организовать дополнительный поиск необходимой им информации в интернете. Если они испытывают затруднения, учитель активно помогает.

Приложение №2: рабочие листы с заданиями для групп

 

Приложение №3:список сайтов, необходимых для работы по теме урока.

 

Решение практической задачи

Учащиеся представляют результаты своей работы. Выступление они заканчивают ответом на вопрос: «Как рассмотренный вами вид риска повлияет на наш конкретный вклад?»

По итогу выступлений учащиеся получают возможность ответить на вопрос: «Удается ли в данных экономических условиях минимизировать риск для депозита? Стоит ли рисковать, размещая деньги в Сбербанке?»

Так как это дискуссионный вопрос, то возможны самые неожиданные и противоречивые выводы. Учащиеся должны осознать, что ответственность за риск полностью лежит на них

 

Творческое закрепление полученных знаний

По итогам работы дома учащимся предлагается выполнить инфографику «Чем мы рискуем, используя банковские вклады?»

 

Справочная информация по технологии изготовления инфографики https://skillbox.ru/media/design/chto_takoe_infografika_5_besplatnykh_servisov_dlya_eye_sozdaniya/

Оценивание работы на уроке

Элективный курс «Основы финансовой грамотности» не предусматривает балльную систему оценивания. Поэтому важное значение имеет организация условий для самооценки учащегося. Сопоставив уровень своих знаний до урока и после, ученик сам для себя решает, смог ли он справиться с поставленными задачами, узнал ли новую информацию.

Приложение №4: Лист самооценки и взаимооценки работы в группе


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

В. Маковский. «Крах банка».

Картина «Крах банка» Владимира Маковского написана автором на основе реальных событий, которые произошли в Москве в ночь на 12 октября 1875 года. Толпа отчаявшихся вкладчиков буквально ворвалась в Московский коммерческий ссудный банк, чтобы попытаться спасти свои сбережения. Однако было уже поздно — банк разорился, вкладчики потеряли свои деньги.


 

t1637491040aa.jpg


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Рабочие листы с заданиями для групп.

Группа №1.

Цель работы: Проанализировать макроэкономические показатели РФ на данный момент и их влияние на работу Сбербанка

Задания:

Из предложенного списка сайтов, выберите те, которые могут содержать нужную вам информацию.

Сделайте вывод о состоянии российской экономики на момент оформления вашего депозита.

Как вы думаете, при таком состоянии экономики целесообразно ли хранить деньги на депозите?

Являются ли более выгодными альтернативные банковские продукты – банковская ячейка, валютный вклад, обезличенный металлический счет, накопительные счета?

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Группа №2.

Цель работы: Оценить ликвидность депозитов Сбербанка

Задания:

На сайте Сбербанка проанализируйте предложенные условия депозитов и выберите наиболее привлекательный для вас.

Изучите условия депозитного договора на возможность досрочного частичного снятия средств.

Сделайте вывод о том, сможем ли мы управлять риском ликвидности в Сбербанке.

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Группа №3.

Цель работы: Познакомится с действием Системы страхования вкладов

Задания:

Из предложенного списка сайтов, выберите те, которые могут содержать нужную вам информацию

Какие функции выполняет Агентство по страхованию вкладов?

Как Система страхования вкладов защищает права вкладчиков?

Является ли Сбербанк участником Системы страхования вкладов?

Какую компенсацию получим мы по своему депозиту в 100 тысяч рублей, если Сбербанк вдруг потерпит крах?

----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Группа №4.

Цель работы: Сопоставить уровень инфляции в РФ с процентом по депозиту, предлагаемому Сбербанком

Задания:

Из предложенного списка сайтов, выберите те, которые могут содержать нужную вам информацию

Каким был уровень инфляции в РФ на момент открытия нашего депозита?

Какие продукты Сбербанка предлагают процент выше показателей инфляции?

Найдите наилучшие условия депозита Сбербанка и сопоставьте их с уровнем инфляции. Сделайте вывод

Защитим ли мы наши 100 тысяч от инфляции, положив их на депозит в Сбербанк? Сколько конкретно потеряем?

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Группа №5.

Цель работы: Оценить риск недополученной выгоды и реинвестирования в Сбербанке

Задания:

Используя информацию на сайте Сбербанка, проанализируйте депозитные предложения? Как процентная ставка зависит от срока договора?

Какие депозиты – «короткие» или «длинные» являются наиболее привлекательными для размещения 100 тысяч рублей?

Оцените условия капитализации вкладов, предлагаемые Сбербанком

Просчитайте на онлайн – калькуляторе сайта Сбербанка как увеличится наш вклад размером 100 тысяч рублей на разных депозитах при разных сроках размещения. Сделайте вывод.


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Список сайтов, необходимых для работы по теме урока.

сайт Агентства по страхованию вкладов РФ

https://www.asv.org.ru

сайт Центрального банка РФ https://cbr.ru

сайт Сбербанка https://www.sberbank.ru/ru/person

Банковская система РФ в цифрах и графиках №2 (12). II квартал 2021 года https://asros.ru/upload/iblock/391/sa2gxp7q8f144errowwoqz2b7vrm5acy/Sbornik-2-kv.2021.pdf

Инфляция в РФ https://уровень-инфляции.рф


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4.

 

Лист самооценки и взаимооценки работы в группе.

 

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

 

 

 

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

 

 

 

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

 

 

 

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

 

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.