Программа факультативного курса «Основы компьютерной графики» (7–8 классы)

2
1
Материал опубликован 5 November 2019

t1572952972aa.gif







Оглавление



Пояснительная записка

Курс «Основы компьютерной графики» - элективный курс для учащихся 8 - 9 классов. Основное требование к предварительному уровню подготовки – освоение базового курса информатики.

Знания, полученные при изучении курса, в дальнейшем могут использоваться учащимися для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний – физике, химии, биологии и др. Созданные изображения могут быть использованы в докладе, реферате, презентации, размещены на web-страницах и т.д. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Основы компьютерной графики», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.

В качестве основной формы организации учебных занятий используется выполнение учащимися практических работ за компьютером (компьютерный практикум). Роль учителя состоит в небольшом по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения ими практической работы.

Кроме разработки проектов под руководством учителя, учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.

Текущий контроль выполняется по результатам выполнения учащимися этих практических заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме защиты итоговых проектов.


Курс рассчитан на 68 часов.

Цели и задачи курса

Дать учащимся понимание принципов построения и хранения изображений.

Изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами.

Рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах.

Научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ.

Научить учащихся выполнять обмен графическими данными между различными программами.

Дать учащимся понимание основных принципов компьютерной анимации.

Рассмотреть различные типы анимации и области их применения.

Научить учащихся использованию элементов языка программирования Action Script при создании анимационных роликов.

Изучить основные приемы работы с видеофрагментами, наложения музыкального сопровождения на видеоряд, применения видеоэффектов при создании видеороликов.

Образовательные результаты



В результате освоения курса учащиеся должны знать:

особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

способы получения цветовых оттенков на экране монитора;

способы хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов;

проблемы преобразования форматов графических файлов;

назначение и функции различных графических программ;

приемы монтажа видеофайлов, использования звуковых фрагментов, видеоэффектов, титров и т.д. ;

различные типы видеофайлов и их отличие;

различные виды компьютерной анимации.

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы CorelDRAW:

создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей);

выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение…);

создавать цветовые заливки из нескольких цветовых переходов;

использовать узорчатые и текстурные заливки;

работать с контурами объектов;

создавать рисунки из кривых;

создавать иллюстрации с использованием методов упорядочивания и объединения объектов, а также операций вычитания и пересечения;

получать объемные изображения;

применять различные графические эффекты;

создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории.

Редактировать изображения в программе Adobe Photoshop:

выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (Область, Лассо, Волшебная палочка …);

перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

сохранять выделенные области для последующего использования;

монтировать фотографии (создавать многослойные документы);

раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;

применять к тексту различные эффекты;

выполнять тоновую коррекцию фотографий;

выполнять цветовую коррекцию фотографий;

ретушировать фотографии;

выполнять обмен файлами между графическими программами.

Создавать анимации в среде Macromedia Flash:

создавать объекты средствами векторного редактора Macromedia Flash;

создавать анимацию формы;

создавать анимацию движения;

создавать движение по заданной траектории;

использовать возможности маскируемого слоя;

создавать в фильме управляющие кнопки и настраивать их действие;

добавлять звук в создаваемый фильм;

импортировать растровые изображения в фильм с последующей векторизацией.

Создавать небольшие видеоролики с помощью программы Windows Movie Maker:

импортировать видеофайлы, звуковые файлы, графические изображения в создаваемый фильм;

производить разделение видеофрагментов;

совмещать видеоряд с фоновой музыкой и закадровым текстом;

вставлять в создаваемый фильм титры, использовать видеопереходы;

сохранять созданный фильм в заданном формате.



Содержание курса



Для создания иллюстраций используется векторная программа CorelDRAW, для редактирования изображений и монтажа фотографий – программа Adobe Photoshop, для создания анимации – векторный редактор Macromedia Flash, для монтирования видеофильмов – программа Windows Movie Maker.

Методы представления графических изображений.

Растровая графика. Достоинства и недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства и недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Форматы графических файлов. Преобразование файлов из одного формата в другой.

Создание иллюстраций.

Введение в программу CorelDRAW. Основы работы с объектами. Закраска рисунков. Вспомогательные режимы работы. Создание рисунков из кривых. Методы упорядочивания и объединения объектов. Эффект объема. Перетекание. Работа с текстом. Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW.

Монтаж и улучшение изображений.

Введение в программу Adobe Photoshop. Выделение областей. Маски и каналы. Основы работы со слоями. Рисование и раскрашивание. Тоновая коррекция. Цветовая коррекция. Ретуширование фотографий. Работа с контурами. Обмен файлами между графическими программами.

Создание анимации в среде Macromedia Flash.

Введение в программу Macromedia Flash. Структура анимационного фильма. Анимация формы. Анимация движения. Библиотечные образцы и экземпляры. Направляющий слой и слой траекторий. Маскируемый слой и слой-маска. Создание кнопок. Озвучивание фильма. Тестирование фильма. Импортированная графика. Публикация фильма.

Создание видеороликов в программе Windows Movie Maker.

Введение в программу Windows Movie Maker. Структура видеофильма. Понятие видеодорожки, звуковой дорожки. Импорт видео, звука, графики. Раскадровка фильма. Совмещение звука и видео. Запись закадрового текста. Вставка титров, видеопереходов. Тестирование фильма. Сохранение фильма.






Тематическое планирование курса

(2 ч. в неделю, всего 68 часов)


Тема

Количество часов

Методы представления графических изображений

Системы цветов в компьютерной графике

Форматы графических файлов

1

Практические занятия по векторной графике

18 ч.

Рабочий экран CorelDRAW:

Назначение пунктов главного меню окна;

Выбор размера и ориентация печатного листа;

Знакомство с основными возможностями инструментов;

Изменение размера изображения при прорисовке мелких деталей;

Особенности панели свойств;

Информация строки состояния.

1

Основы работы с объектами:

Удаление объектов;

Перемещения объектов;

Вращение и перекос объектов;

Изменение размеров;

Копирование и зеркальное отображение;

Точное выполнение преобразований над объектами;

Создание рисунков из простых графических примитивов.

1

Закраска рисунков:

Формирование собственных цветов в моделях RGB, CMYK, HSB;

Создание заливки, состоящей из нескольких цветовых переходов;

Создание иллюстрации с использованием собственных цветов и цветовых переходов.

2

Закраска рисунков. Вспомогательные режимы работы:

Использование узорчатой заливки;

Особенности текстурных заливок;

Изменение цвета, толщины, стиля контура;

Использование сетки и направляющих;

Создание иллюстрации с применением всех типов заливок и различных контуров.

2

Создание рисунков из кривых:

Элементы кривых – узлы и траектории;

Изменение формы кривой;

Особенности различных типов узлов;

Операции над кривыми;

Рекомендации по созданию рисунков из кривых.

2

Методы упорядочивания и объединения объектов:

Упорядочение объектов;

Взаимное выравнивание;

Особенности группирования, комбинирования и сваривания объектов;

Пересечение объектов;

Исключение одних объектов из других.

2

Эффект объёма:

Метод «выдавливания» для получения объемных изображений;

Закраска боковых поверхностей;

Эффект подсветки;

Вращение объёмных изображений.

2

Эффект перетекания:

Перетекание по кратчайшему пути между опорными объектами;

Перетекание вдоль произвольного контура;

Создание эффекта выпуклости и вогнутости.

2

Работа с текстом:

Особенности фигурного и простого текста;

Полиграфические параметры текста;

Создание текста;

Выделение фрагментов текста;

Специальные эффекты для фигурного текста.

2

Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW:

Сохранение рисунков в формате Corel DRAW;

Добавление рисунка к иллюстрации на экране;

Сохранение изображений в «чужом» формате;

Загрузка файлов разных форматов.

2

Практические занятия по растровой графике

20ч.

Рабочий экран Adobe PhotoShop:

Назначение пунктов меню главного окна;

Краткое знакомство с инструментами;

Работа с панелями;

Увеличение-уменьшение документа;

Перемещение изображения в пределах окна.

1

Работа с выделенными областями:

Выделение фрагментов изображения;

Изменение границ выделенной области;

Кадрирование изображения;

Перемещение, дублирование и поворот выделенной области.

2

Маски и каналы:

Понятие маски;

Корректировка выделения в режиме быстрой маски;

Сохранение выделенной области в качестве маски;

Корректировка выделения в канале маскирования;

Загрузка сохраненного выделения.

2

Основы работы со слоями:

Послойная организация изображения;

Создание нового слоя;

Как показывать и прятать слои;

Выделение слоев;

Изменение порядка расположения слоев;

Преобразование изображения на слое;

Изменение прозрачности слоя;

Связывание слоев;

Удаление слоев;

Редактирование фонового слоя;

Объединение слоев с целью сокращения объема файла.

2

Рисование и раскрашивание:

Выбор основного и фонового цвета;

Размер и параметры инструментов рисования;

Создание изображений инструментами рисования;

Раскрашивание черно-белых изображений;

Обесцвечивание фотографий.

2

Работа со слоями (продолжение):

Работа с текстом;

Специальные эффекты для слоев;

Текстовые эффекты;

Монтаж фотографий.

2

Основы коррекции тона:

Распределение яркостей пикселей в виде гистограммы;

Анализ яркости изображения;

Усиление яркости темного изображения;

Улучшение яркости светлого изображения;

Увеличение контраста тусклого изображения.

2

Основы коррекции цвета:

Взаимосвязь базовых цветов моделей RGB и CMY;

Особенности различных команд коррекции цвета.

2

Ретуширование фотографий:

Повышение резкости изображений:

Удаление мелких дефектов;

Осветление, затемнение и изменение насыщенности изображений «вручную».

2

Работа с контурами:

Создание прямолинейных контуров;

Сохранение, обводка, заливка контуров;

Создание криволинейных контуров;

Редактирование контуров;

Преобразование границы выделения в контур и обратно;

Дополнительные возможности раскраски черно-белых рисунков.

2

Обмен файлами между графическими программами.

1

Создание анимации в среде Macromedia Flash MX

23 ч.

Панель Timeline. Ключевой и дублирующий кадры:

Роль ключевых кадров при создании анимации;

Понятие дублирующих кадров;

Пошаговая анимация.

1

Структура анимационного фильма:

Роль слоев в организации фильма;

Пример многослойного фильма с пошаговой анимацией;

Создание анимации «движущийся автомобиль»;

Понятие «Сцена» в структуре фильма.

1

Анимация движения:

Создание начальной и конечной фаз анимации движения;

Настройка анимации на панели Properties;

Пример создания анимации движения;

Создание анимации букв текста.

2

Анимация формы:

Создание анимации формы;

Настройка анимации на панели Properties;

Создание и удаление меток формы;

Пример использования меток формы.

2

Библиотечные образцы и экземпляры:

Создание статических библиотечных образцов;

Библиотечные образы Movie Clip, Graphic, Button.

Пополнение библиотеки;

Редактирование экземпляров.

2

Создание и редактирование библиотечных образцов, содержащих вложенную анимацию:

Окно создания и редактирования библиотечных образцов;

Создание клипа с анимацией внутри;

Преобразование части фильма в библиотечный образец;

Архитектура образцов типа Button;

Создание кнопки.

2

Управление анимацией вложенного экземпляра:

Вложенная анимация;

Синхронизация анимации вложенной графики с внешней анимацией;

Особенности анимации вложенного экземпляра клипа;

Панель Properties как средство синхронизации экземпляра вложенной графики.

2

Направляющий слой и слой траекторий:

Слой траекторий;

Создание траектории движения;

Обеспечение правильной ориентации объекта относительно траектории;

Создание фильма «Полет бабочки над цветком».

2

Маскируемый слой и слой-маска:

Специальный слой-маска;

Создание эффекта постепенного появления текста;

Создание анимации «отверстия в виде текста» в непрозрачном экране;

Создание анимированного образца клипа, в котором имеет место эффект маскирования.

2

Создание настраиваемых кнопок:

Создание фильма с использованием кнопок;

Создание альтернативных действий;

Создание кнопок;

Создание теста;

Объединение в один фильм анимаций из разных фалов.

2

Озвучивание фильма:

Библиотечный образец – звуковой файл;

Вид панели Properties при работе со звуками;

Синхронизация анимации и звука;

Редактор звука.

2

Тестирование фильма.

1

Векторизация импортированной растровой графики.

1

Публикация фильма и его экспорт в графические форматы.

1

Создание видеофильма в программе Windows Movie Maker

6 ч.

Окно программы, его основные области.

1

Импорт исходного видео, звукового материала, графических файлов.

1

Монтаж видеоматериала.

1

Работа со звуком. Совмещение звука и видеоряда. Создание закадрового текста и вставка его в фильм.

1

Создание титров, видеопереходов.

1

Окончательный монтаж, тестирование и запись фильма.

1



Приложение 1
Урок 2. Основные инструменты программы CorelDraw.


Цель урока:

Назначение пунктов меню;

Выбор размера и ориентации печатного листа;

Основные возможности инструментов;

Изменение размера изображения;

Особенности панели свойств.

Задание 1. Установить размер рабочего листа А6.

Выполнить команду Макет – Параметры страницы. Откроется диалоговое окно Параметры.

Из списка Бумага выбрать размер А6.

Щелкнуть на кнопке ОК.

Задание 2. Установить размер рабочего листа по формату визитной карточки.

Выполнить команду Макет – Параметры страницы. Откроется диалоговое окно Параметры.

Из списка Бумага выбрать формат Custom.

Ввести значения 50 мм и 100 мм в поля Width и Height соответственно.

Щелкнуть на кнопке ОК.

Задание 3. Выбрать ориентацию листа.

Выполнить команду Макет – Параметры страницы. Откроется диалоговое окно Параметры.

В открывшемся окне щелкнуть на кнопке Альбомная или Книжная. Рабочий лист будет расположен горизонтально или вертикально.

Использование инструмента Freehand.

Задание 4. Нарисовать произвольную линию.

Установить курсор в начальной точке.

Нажать кнопку мыши и, не отпуская её, перемещать курсор по рабочему полю.

Отпустить кнопку мыши.

На уровень гладкости кривой влияет значение параметра Гладкость в окне диалога Параметры. Значение этого параметра может изменяться от 0 до 100. Чем больше значение параметра, тем более плавной получатся кривая.

Задание 5. Нарисовать прямую линию.

Установить курсор в начальной точке и щелкнуть левой кнопкой мыши.

Установить курсор в конечной точке и щелкнуть левой кнопкой мыши.

Задание 6. Нарисовать ломаную линию.

Выбрать дополнительный инструмент Кривая Безье, который «спрятан» за инструментом Кривая.

Щелкнуть мышью в нескольких местах страницы.

Для завершения построения нажать пробел.

Использование инструмента Прямоугольник.

Задание 7. Нарисовать прямоугольник.

Установить курсор в любую вершину запланированного прямоугольника.

Нажать кнопку мыши.

Растянуть при нажатой кнопке прямоугольник до нужных размеров.

Задание 8. Нарисовать квадрат.

Выполнить все действия предыдущего задания при нажатой кнопке Ctrl.

Использование инструмента Эллипс.

Задание 9. Нарисовать эллипс.

Установить курсор мыши в любую вершину прямоугольника, описанного вокруг изображаемого эллипса.

Нажать кнопку мыши.

Растянуть прямоугольник до нужных размеров. Внутри прямоугольника появится эллипс.

Отпустить кнопку мыши.

Задание 10. Нарисовать окружность.

Выполнить все действия предыдущего задания при нажатой кнопке Ctrl.

Использование инструмента Многоугольник.

Задание 11. Нарисовать многоугольник.

На панели свойств ввести количество вершин в поле Число вершин многоугольника.

Установить курсор в любую вершину запланированного многоугольника.

Нажать кнопку мыши.

Растянуть при нажатой кнопке мыши многоугольник до нужных размеров.

Отпустить кнопку мыши.

Использование инструмента Pick (Указатель).

Задание 12. Выделить объект.

Щелкнуть мышью на контуре объекта. Теперь выделенный объект окружен маркировочной рамкой.

Замечание. Последний нарисованный объект всегда становится выделенным автоматически.

Задание 13. Отменить выделение объекта.

Щелкнуть мышью в любой области вне объекта.

Задание 14. Выделить несколько объектов.

Способ 1.

Выделить первый объект.

Щелкнуть мышью при одновременно нажатой клавише Shift на втором, третьем и т.д. объектах. Маркировочная рамка будет охватывать все выделенные объекты.

Способ 2.

Установить курсор в том месте, где должен располагаться один из углов маркировочной рамки.

Растянуть штриховую рамку.

Отпустить кнопку мыши, когда все объекты попадут внутрь этой рамки.

Задание 15. Отменить выделение объекта из группы выделенных объектов.

Выделить объект еще раз при нажатой клавише Shift.

Инструмент Shape (Фигура) используется для изменения формы объекта.

Задание 16. Скруглить углы прямоугольника.

Выделить прямоугольник инструментом Shape (Фигура). В каждом углу прямоугольника возникнет узел.

Установить курсор мыши на узел одного из углов и перемещать его при нажатой кнопке внутрь. Чем дальше перемещается узел, тем более круглыми становятся все 4 угла.

Задание 17. Нарисовать сектор.

Выделить круг инструментом Shape (Фигура).

Перемещать узел на контуре круга при нажатой клавише мыши, при этом символ указателя должен находиться внутри круга; если указатель будет располагаться вне круга, то получится разомкнутая дуга.

Инструмент Fill (Заливка) предоставляет разнообразные способы закрашивания объектов.

Палитра цветов, расположенная в правой части экрана, позволяет легко менять цвет объекта и его контура.

Задание 18. Закрасить объект.

Выделить объект.

Щелкнуть левой кнопкой мыши на выбранном цвете палитры.

Задание 19. Закрасить контур объекта.

Выделить объект.

Щелкнуть правой кнопкой мыши на выбранном цвете палитры.

Использование панели инструментов Zoom (Масштаб).

Задание 20. Открыть панель инструментов Zoom.

Выполнить команду Window Toolbars (Окно Панель инструментов). Откроется окно Options (Параметры).

Щелкнуть на кнопке Zoom (Масштаб).

Щелкнуть на кнопке ОК.

Задание 21. С помощью панели инструментов Zoom увеличить изображение, уменьшить изображение, представить изображение рабочего поля во весь экран, разместить весь рабочий лист на экране…

Использование Панели свойств. Панель свойств обычно находится под стандартной панелью инструментов.

Задание 22. Отобразить панель свойств на экране.

Выполнить команду Window Toolbars (Окно Панель инструментов). Откроется окно Options (Параметры).

Щелкнуть на кнопке Property Bar (панель свойств).

Щелкнуть на кнопке ОК.

Состав панели свойств является контекстно-зависимым. Элементы этой панели определяются используемым инструментом, а также объектом, над которым производятся действия.

Задание 23. Рассмотреть элементы панели свойств после выбора различных объектов.

Приложение 2.
Урок 13. Работа с выделенными областями
в среде Adobe Photoshop.


Цель урока:

Выделение фрагментов изображения;

Изменение границ выделенной области;

Кадрирование изображения;

Перемещение, дублирование и поворот выделенной области;

Файлы, необходимые для работы: Fruit.jpg, flower.jpg, portrait.jpg, window.jpg, viola.jpg.

Задание 1. Выделить прямоугольную область.

Выбрать инструмент Marquee (Область).

Установить курсор в любую вершину запланированного прямоугольника.

Нажать кнопку мыши.

Растянуть при нажатой кнопке мыши прямоугольник до нужных размеров.

Отпустить кнопку мыши.

Вокруг выделенной области появится мерцающая пунктирная рамка.



Задание 2. Переместить выделенный фрагмент изображения.

Выбрать инструмент «Перемещение».

Установить курсор внутрь выделения.

Нажать кнопку мыши.

Перемещать мышь при нажатой кнопке.

Отпустить кнопку мыши, когда выделение достигнет желаемого положения.

В отличие от векторной графики перемещение выделенного фрагмента в растровой программе «снимает краску с холста».

Задание 3. Отменить существующее выделение.

Выполнить команду SelectDeselect (ВыделениеСнять выделение).


Задание 4. Выделить овальную область.

Поместить курсор мыши на пиктограмму Marquee (Область).

Нажать кнопку мыши и дождаться появления дополнительных инструментов.

Не отпуская клавишу мыши, выбрать пиктограмму с изображением штрихового овала.

Установить курсор мыши в любую вершину прямоугольника, описанного вокруг эллипса.

Нажать кнопку мыши.

Растянуть прямоугольник при нажатой кнопке мыши. Внутри воображаемого прямоугольника появится эллипс.

Отпустить кнопку мыши.

Задание 5. Выполнить вращение границы выделенной области.

Выполнить команду SelectTransform Selection (Выделение – Трансформировать выделение). Вокруг выделенной области появится рамка с ограничителями.

Установить курсор мыши рядом с ограничителем с внешней стороны выделения. Курсор примет вид изогнутой двунаправленной стрелки.

Перемещать мышь при нажатой кнопке.

Отпустить мышь, когда граница достигнет желаемого положения.

Дважды щелкнуть мышью внутри выделения для завершения операции.

Задание 6. Выполнить кадрирование изображения.

Выбрать инструмент Crop (Обрезка).

Нажать кнопку мыши.

Обвести штриховой рамкой изображение, которое необходимо оставить.

Отпустить кнопку мыши.

Поместить курсор в пределы выделенной области.

Дважды щелкнуть кнопкой мыши.

Задание 7. Создать виньетку для оформления фотографии.

Открыть фотографию – портрет.

Выделить эллиптическую область фотографии.

Выполнить команду SelectFeather (Выделение – растушевка).

Ввести в поле Радиус растушевки значение 10.

Выполнить команду SelectInverse (Выделение – Инверсия).

Удалить выделенную область.

Снять выделение.

Обрезать лишнюю часть фотографии с помощью кадрирования.


Приложение 3.
Примеры работ учащихся в среде Adobe Photoshop: создание виньетки, коррекция изображения, фотомонтаж.


t1572952972ab.gift1572952972ac.gif





t1572952972ad.gift1572952972ae.gif



t1572952972af.gif





Пt1572952972ag.gift1572952972ah.gif риложение 4.
Примеры работ учащихся в среде Corel DRAW



t1572952972ai.gif













t1572952972aj.gif



















t1572952972ak.gif











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Людмила Сергеевна, примите отдельную благодарность за предоставленные приложения к программе. Уверена, они помогут тем, кто захочет познать основы компьютерной графики.

7 November 2019