Программа факультативного курса «Компьютерная азбука»
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ
«КОМПЬЮТЕРНАЯ АЗБУКА»
Составитель программы:
учитель информатики
МБОУ СОШ №2
Анисимова Н.А.
Класс: 5 класс
Количество часов в неделю – 1 час.
Образовательная область: «Информатика».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Компьютер – неотъемлемая часть современной жизни. Каждый ребенок знает, что с помощью компьютера можно решить некоторые учебные задачи: написать реферат, подготовить иллюстративный материал, найти информацию в Интернете, подготовить компьютерную презентацию. Но, даже имея дома компьютер, учащиеся не могут грамотно оформить работу. Ведь использование компьютера в учебных целях связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Очень велика роль использования компьютера для развития практических навыков работы с компьютером, которые в дальнейшем будут использованы учеником в профессиональной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли воспитания в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности компьютера, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая основы практической работы на компьютере, учащиеся прочнее усваивают навыки работы, приобщаются к систематической и целенаправленной работе в сфере информационных технологий.
В возрасте 11-12 лет ребенок, как правило, увлекается рисованием и поэтому освоение приемов работы с графическим редактором Paint дается ему легко и просто.
Факультативный курс «Компьютерная азбука» рассчитан на учеников 5 классов, проводится 1 час в неделю.
На каждом занятии ученики выполняют практическую работу. Курс выполняет очень важную задачу – вовлечение учащихся в учебную деятельность с помощью использования информационных технологий. Не секрет, что многие ученики пассивно относятся к обучению в школе, но активно работают на компьютере. Этот курс – совмещает приятное с полезным, решает практические задачи по основным школьным предметам с помощью информатики.
При построении факультативного курса поставлены следующие задачи:
· знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;
· умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
· формирование операционного стиля мышления;
· умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
· формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.
В результате прохождения данного курса учащиеся будут знать:
· назначение основных компонентов компьютера;
· правила техники безопасности при работе за компьютером;
· применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека;
· назначение и основные возможности графического редактора;
· назначение и возможности текстового редактора.
В результате прохождения данного курса учащиеся будут уметь:
· пользоваться клавиатурой и мышью компьютера (вводить с клавиатуры русские, латинские, строчные, заглавные буквы, цифры, специальные символы, удалять ошибочно набранные символы; исправлять ошибки ввода, делать одинарный и двойной щелчок мышкой, уверенно управлять);
· пользоваться простейшими прикладными программами (компьютерная раскраска, клавиатурный тренажер);
· применять для рисования произвольные «краски» и «кисти»;
· редактировать рисунок, вырезать части рисунка, склеивать, сохранять на диск и открывать сохраненный рисунок;
· запускать текстовый редактор, вводить текст, выполнять простейшие операции редактирования текста, сохранять и загружать текст.
Формы работы учащихся на занятиях:
1. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
2. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
Программное обеспечение:
- Операционная система MS Windows ХР
- Графический редактор MS Paint
- Текстовый редактор MS Word
- Клавиатурный тренажер
- Компьютерная раскраска
В программе факультативного курса "Компьютерная азбука" можно выделить следующие основные разделы:
1. НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера, их функции. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Начальные навыки работы с клавиатурой и мышью.
2. КОМПЬЮТЕР - УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Обработка графической информации на компьютере. Графический редактор. Система графических меню. Основные возможности по созданию и редактированию изображений. Обработка текстовой информации. Текстовый редактор. Основные возможности по созданию простейших текстовых документов.
Личностно-ориентированная направленность курса.
Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно - создать на уроке ситуацию успеха.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
теория |
практика |
виды деятельности |
Раздел 1 |
НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ. |
4 |
|||
1.1 |
Техника безопасности в кабинете информатики. Основные устройства компьютера, их функции. |
1 |
Презентация |
||
1.2 |
Рабочий стол. Управление мышью. |
1 |
Обучающая игра «Мышь» |
||
1.3 |
Работа с клавиатурой. |
1 |
Карточки - задания |
||
1.4 |
Изучение клавиатуры с использованием клавиатурного тренажера. |
1 |
Клавиатурный тренажер |
||
Раздел 2 |
КОМПЬЮТЕР - УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ |
14 |
|||
2.1 |
Характеристики текстовых редакторов. |
1 |
Презентация |
||
2.2 |
Ввод текста в редакторе Блокнот |
1 |
Карточки – задания. |
||
2.3 |
Редактирование текста. |
1 |
Карточки – задания. |
||
2.4 |
Что скрывается в строке меню. |
1 |
Карточки – задания. |
||
2.5 |
Действия с фрагментами текста. |
1 |
Карточки – задания. |
||
2.6 |
Форматирование текста. |
1 |
Карточки – задания. |
||
2.7 |
Сохранение текстового документа. |
1 |
|||
2.8 |
Назначение графического редактора Paint. Компьютерная графика |
1 |
Презентация |
||
2.9 |
Инструменты рисования. Палитра. |
1 |
Видеоролик |
||
2.10 2.11 |
Операция копирование. |
1 |
Презентация. |
||
2.12 |
Рисование рисунка по образцу. |
1 |
Карточки – задания. |
||
2.13 |
Свободное рисование |
1 |
|||
2.14 |
Урок - выставка работ. |
1 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА:
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр.
Формы обучения
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения курса «Компьютерная азбука» выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся данного возраста.
РАЗДЕЛ 1. НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера, их функции. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Начальные навыки работы с клавиатурой и мышкой.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
· назначение основных компонентов компьютера;
· правила техники безопасности при работе на компьютере;
· применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
· пользоваться клавиатурой и мышкой компьютера (вводить с клавиатуры русские, латинские, строчные, заглавные буквы, цифры, специальные символы, удалять ошибочно набранные символы; исправлять ошибки ввода, делать одинарный и двойной щелчок мышкой, уверенно управлять);
· пользоваться простейшими прикладными программами (компьютерная раскраска, клавиатурный тренажер).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ:
Найди в двух списках строчки, соответствующие друг другу. Проведи стрелочку от правого столбца к левому.
Название клавиши |
Назначение клавиши |
Enter |
Ввод знаков верхнего регистра. |
Shift |
Стирание символа, стоящего слева от курсора. |
BackSpace |
Завершение ввода набранной строки |
Delete |
Перемещение курсора |
|
Отмена режима работы программы |
Esc |
Удаление символа, под которым стоит курсор |
2)
3) Ниже написаны слова. В них допущены ошибки. Найди их. С помощью соответствующих клавиш исправь ошибки. |
Слова с ошибками |
Клавиши |
Слова без ошибок |
ЦИПЛЁНОК |
ЦЫПЛЁНОК |
|
КРЫЩА |
|
|
ПАМЫДОР |
|
|
КРАКАДИЛ |
|
|
ПОРСЁНОК |
|
|
САММОЛЁД |
|
|
ЛОЩШАДЪ |
|
|
4) С клавиатуры можно набрать вот такие специальные символы и знаки препинания: < > * ° ^ ; - : + ! = ? , # “ $ _ @ ( ) { } . / [ ] \ %
Попробуй с их помощью создать следующее изображение:
5) Подпиши устройства компьютера.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЬЮТЕР - УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Обработка графической информации на компьютере. Графический редактор. Система графических меню. Основные возможности по созданию и редактированию изображений. Запись и считывание изображений с диска.
Обработка текстовой информации. Текстовый редактор. Основные возможности по созданию простейших текстовых документов. Запись и считывание с диска.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
· назначение и основные возможности графического редактора.
· назначение и возможности текстового редактора.
Учащиеся должны уметь:
· применять для рисования произвольные «краски» и «кисти»;
· редактировать рисунок, вырезать части рисунка, склеивать, сохранять на диск и открывать сохраненный рисунок;
· запускать текстовый редактор, вводить текст, выполнять простейшие операции редактирования текста, сохранять и загружать текст.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ:
1) Удалите одну букву, чтобы получилось новое слово.
Шутка – утка.
Шлак —
Вдруг –
Кочки –
Рыбак –
Кобра –
Каприз –
Воля –
Волк –
Яблоко –
2) Вставьте в каждое слово одну букву так, чтобы получилось новое слово.
Шар,
дар,
стол,
клад,
оса,
арка,
тело.
3) Замените в каждом из приведенных слов одну букву так, чтобы получились названия городов, рек и новые слова.
Название города: СОКИ, УХА, ТУЧА, БАКИ.
Название реки: УПАЛ, ОСА, КАША, ВОЛНА.
Новое слово: МАРКА, КОРЖ, БУЛКА, ЛАПКА, ЗУБЫ, ПЕСОК, ГАЛКА, КЛИН, ТОСКА, СВЕТ, ПОЛЕНО.
4) Внимательно прочитайте текст и по смыслу разделите его на предложения, поставив в нужных местах точки. Там, где это нужно, замените строчные буквы на прописные.
скоро у нас каникулы я поеду вместе с папой в сочи митя с братом поедут в город иркутск, на озеро байкал а таня будет отдыхать в деревне у тети зои эта деревня стоит на берегу оки у тети в доме живет кот мурзик
5) Удалите лишнее слово в цепочке слов.
Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
Дождь, снег, осадки, иней, град.
Запятая, точка, двоеточие, тире, союз.
Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.
Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.
Секунда, час, год, вечер, неделя.
Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.
Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол
6) Замените «100» на «сто».
У про100го 100рожа
Непро100рный дом:
Часто в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Замените «3» на «три». |
|
Есть у нас 3 сес3цы, |
7) Расставьте соответствующие знаки препинания.
Жили себе дед да баба[запятая] и была у них курочка ряба[точка]
Снесла курочка яичко[двоеточие] яичко не простое золотое[многоточие] дед бил[запятая] бил [тире] не разбил[точка с запятой] баба била[запятая] била [тире] не разбила[точка] Мышка бежала[запятая] хвостиком махнула [тире] яичко упало и разбилось[точка] Дед и баба плачут[точка с запятой] курочка кудахчет[двоеточие]
[тире]Не плачь[запятая] дед[запятая] не плачь[запятая] баба[точка] Я снесу вам яичко другое[запятая] не золотое [тире] простое[точка]
Стоит в поле теремок[точка] Бежит мимо мышка[тире] нарушка[точка] Увидела теремок[запятая] остановилась и спрашивает[двоеточие]
[тире] Теремок [тире] теремок[восклицательный знак] Кто в тереме живет[вопросительный знак]
Никто не откликается[точка] Вошла мышка в теремок и стала в нем жить[точка] Прискакала к терему лягушка [тире] квакушка и спрашивает[точка с запятой]
[тире] Теремок [тире] теремок[восклицательный знак] Кто в тереме живет[вопросительный знак]
[тире] Я мышка [тире] норушка[восклицательный знак] А ты кто[вопросительный знак]
[тире] А я лягушка [тире] квакушка[точка]
[тире] Иди ко мне жить[восклицательный знак]
Лягушка прыгнула в теремок[точка] Стали они вдвоем жить[точка]
8) С помощью графического редактора Paint нарисовать одно из следующих изображений:
9) Используя возможности графического редактора Paint раскрась изображение.
10)Изобразите с помощью графического редактора фигуру странного существа, которую увидел случайный путник. Какой вид информационной модели вы создаете по словесному описанию?
«Странное существо светло-фиолетового цвета медленно двигалось по горной дороге. Оно было высотой около метра и представляло собой конус. К самой вершине конуса был прикреплен сверкающий шар, который быстро вращался. Шар был небольшого размера меньше обычной головы человека в три раза. Двигалось существо с помощью трех ног. Две выполняли примерно такую же функцию, как у обычного человека. Третья нога, то поднималась вверх и не мешала двум другим, то позволяла иногда вступать в дело, и тогда оттолкнувшись от нее, существо прыгало сразу на 3 - 4 метра. Рук было шесть с каждой стороны по три руки. Количество пальцев подсчитать путник не мог, но их было видимо больше, чем у обычного человека и это выглядело как-то неестественно. Глаза невидны, однако по середине конуса торчало что-то подобное на два уха. Они, имея большие размеры, шевелились, как это делают иногда уши слонов».
Список литературы для учителя
1) Информатика. Задачник-практикум в 2т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера.-М.: Бином. Лаборатория Знаний,2002.
2) Информатика. 2 – 11 классы: внеклассные мероприятия, Неделя информатики/ авт. – сост. А.Г.Куличкова. – Волгоград: Учитель.
3)Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л.Босова.-3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-191 с.: ил.
4) Сидорова С.В., Информатика. 5-7 классы: материалы к урокам/авт.-сост. С.В. Сидорова.- Волгоград: Учитель, 2008.-128 с.
5) Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Общая информатика: Учебное пособие для средней школы.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,2002
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ
«КОМПЬЮТЕРНАЯ АЗБУКА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-ГО КЛАССА
Автор: учитель информатики
МОУ СОШ № 2 г. Калача-на-Дону,
Волгоградской области
Анисимова Надежда Алексеевна
г. Калач – на – Дону
2009 г.