Технологическая карта урока технологии «Основы радиоэлектроники» (8–9 классы)

5
0
Материал опубликован 27 January 2016

Технологическая карта

к поурочному плану по образовательной области

по предмету «Технология» для 8 класса (мальчики)

Данные об учителе: Крайнова Татьяна Александровна, учитель высшей

категории г. Казани Республики Татарстан РФ

Тема программы: «Основы радиоэлектроники».

Соответствует стандарту образования: используемый

у материал конкретизирует содержание учебных

тем программы согласно действующим образовательным

стандартам основного общего образования.

Тема урока: « Элементная база радиоэлектроники» (резисторы).

Цели деятельности педагога: Ознакомить с назначением и устройством

различных радиоэлементов, схемы включения

резисторов, а также умение работать с ними.

Планируемые результаты

Предметные: - познакомить учащегося с радиоэлементами и приемами

монтажа, правила установки радиоэлементов (резисторов) на

печатную плату:

- сформировать соответствующие профессионально

значимые умения и знания о сопротивлениях-резисторах;

- знать виды и типы резисторов;

- знать основные характеристики резисторов;

- знать основные приемы установки резисторов.

Метапредметные:

Познавательные - воспитание технической грамотности;

- научиться осуществлять практическую деятельность,

- устанавливать радиодетали в соответствии с

технологической документацией.

Коммуникативные - умение вести учебное сотрудничества на уроке с

учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Регулятивные – научиться принимать и сохранять учебную задачу,

работать с технологическими картами, знать назначение и

устройство электротехнических схем.

Личностные – будут сформированы интерес к радиоэлектронике, знать

правила безопасной работы с паяльником.

Умение провести самоанализ и взаимопомощь в группе.

Оборудование - компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор

- стенд с различными типами резисторов,

- стенд с основными характеристиками резисторов,

- стенд с основными электрическими величинами,

- технологическая карта,

- монтажная схема, печатная плата,

- комплектующие (резисторы),

- образец работы, инструменты (паяльник).

Организационная структура урока

Этапы урока, время этапа

 

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия на уроке

I.Организационный момент(1-2мин)

Организация самоопределения учащихся к деятельности на уроке

Приветствует учеников, Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Фронтальная.

II. Актуализация знаний(5-7мин)

Вопросы:

1.Правила техники безопасности при работе с паяльником

2.Для чего в производстве р/аппаратуры применяются монтажные провода?

3.Графическое изображение резисторов на электрической схеме

4.Припои и марки припоя (определение)

5.Что такое производственный процесс?

6. Перечислить основные технологические процессы.

Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющихся у учащихся по теме: «Основы радиоэлектроники».

Вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения:

1.Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с паяльником?

2.Основные технологические процессы производства радиоаппаратуры?

Фронтальная.

III.Изучение новой темы

(20мин + 5 мин)

Организуют работу учащихся по поиску и обработке информации.

Словесноиллюстративный рассказ и постановка задач:

1.Какую функцию выполняет резистор в схеме?

2.На какие группы делятся резисторы по конструкции?

3.Какие резисторы бывают по проводящему элементу?

4.Какие резисторы относятся к общему назначению и какие к специальному?

5.Основные характеристики резисторов.

Формирует обобщающие вопросы.

1.На какие группы делят резисторы?

2.Для чего и какую функцию выполняют резисторы в схеме?

3.Номинальная мощность рассеяния резистора.

(См. приложение).

4.Основные электрические величины:

Е- Омы, К- килоомы, М – мегаомы

Е 68-0,68 Ом

68Е – 68 Ом

6Е8 – 6,8 Ом

К68- 680 Ом-0,68кОм

68К-68кОм

6К8-6,8 кОм

М68-0,68 мОм-680кОм

68М-68мОм

6М8-6,8мОм

5.Маркировка резистора

ВС - 2- 360К+10% А.

ВС – тип сопротивления

2 – номинальная мощность

360К – номинальная величина

10% - допускаемое отклонение

А – группа Э.Д.С. шумов.

6.Основные типы резисторов, применяемые в радиоаппаратуре?

ВС, МЛТ,УЛИ,КЛМ,СП,

СПО, ПЭ, ПП, ПТ.

Конспектируют объяснения учителя. Работают с различными источниками информации (учебник, рабочая тетрадь, иллюстративные и дидактические материалы).

Работа с компьютером.

Задают вопросы по новой теме.

Фронтальная и групповая.

IV.Самостоятельная работа с проверкой (15 мин)

Практическая работа.

Проводит инструктаж по технике безопасности.

Контролирует правильность приемов работы и качества, выше изложенного задания, соблюдение норм безопасности работы.

Учитель на каждый рабочий стол подготовил все необходимые материалы для выполнения этого задания: наглядные стенды, технологическая карта, монтажная схема, образец работы, выполненный учителем.

Помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе практической работы.

Выполняют задания, расшифровывают маркировку резисторов, знакомятся с типами резисторов, используя карточки – задания.

Ученикам предложена по монтажной схеме и спецификации, данной на интерактивной доске, провести монтаж печатной платы.

Задача состоит в том, чтобы правильно смонтировать на плату 10 резисторов по монтажной схеме, правильно определить номинал резистора и мощность рассеяния.

Соблюдать требования, предъявляемые к установке резисторов (формовку и вариант установки).

Учащиеся соблюдают правила техники безопасности при работе с паяльником.

На столе учащихся разложены все инструменты для выполнения задания:

Инструменты (пинцет, бокорезы, круглогубцы, припой, канифоль, печатная плата, набор резисторов разного типа и номинала).

Индивидуальная.

V.Практическая работа с проверкой(30 мин)

Практическая работа.

Проводит текущий инструктаж:

1.Проверяет организацию рабочих мест учащихся.

2.Проверяет правильность выполнения приемов работы.

3.При первом же нарушении останавливает работу всего класса и делает замечания.

4.Производит разбор ошибок каждого учащегося, показывает образцы хорошей работы.

Выполняют практическую работу, при затруднении задают вопросы.

Индивидуальная.

VI.Подведение итога урока (10 мин).

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.

В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам:

1.Назовите основные характеристики резисторов.

2.Назовите основные параметры резисторов.

3.Как расшифровать маркировку резисторов?

4.Что нового вы узнали на уроке?

5.Чему научились на уроке?

6.Какую работу вы выполнили?

7.Где можно использовать приобретенные знания и умения?

Рассматривают итоги практической работы, оценивают качество и соблюдение технологического процесса.

Отвечают на вопросы.

Оценивание обучающихся практической работы на уроке.

Устные ответы.

VII.

Домашнее задание(5мин).

Уборка рабочих мест.

Объясняет задание.

Слушают учителя.

Индивидуальное.

Учебники и пособия, используемые в образовательном процессе по технологии

(рекомендованные МО и Н РФ на 2015-2016 уч.год)

Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Электов А.А. и др.

Технология/под ред.Симоненко В.Д. 8 класс, изд.Вентана-Граф,2011.

Леонтьев А.В., Капустин В.С.

Технология/под ред. Сасовой И.А. 8 класс, изд.Дрофа.

Казакевич В.М., Молева Г.А.

Технология. Технический труд. 8 класс, изд.Дрофа.

Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.

Технология/ под ред. Чистяковой С.Н. 8-9 класс, изд.Просвещение.

Сасова И.А., Леонтьев А.В., Капустин В.С.

Технология/под ред. Сасовой И.А. 8 класс, изд. Вентана-Граф,2015.

Симоненко В.Д., Электов А.А., Гончаров Б.А., Очинин О.П., Елисеева Е.В., Богатырев А.Н.

Технология. 8класс, изд.Вентана-Граф,2015.

Богатырев А.Н.

Радиоэлектроника, автоматика и элементы ЭВМ. 8-9 класс, изд. Просвещение, 1990.

Борисов В.Г.

Юный радиолюбитель. Радио и связь., изд. Радио и связь. Энергия, 1985.

Приложение

Резисторы, являются наиболее распространенными элементами р/электронных устройств.

По конструкции и по назначению все резисторы делят на три группы: постоянные, переменные, подстрочные (полупеременные).

В зависимости от материала проводящего элемента резисторы делят на следующие группы: углеродистые, металлопленочные, металлоокисные, композиционные, проволочные и нелинейные.

По способу защиты проводящего элемента резисторы подразделяют на незащищенные, лакированные, компаундированные, опресованные в пластмассу, герметизированные и нелинейные.

Резисторы используют для ограничения тока в цепях, для создания на отдельных участках цепей падений напряжений, для разделения пульсирующего тока, на его составляющие, для регулирования громкости, тембра звука.

Резисторы выпускают общего и специального назначения. Резисторы общего назначения используют в качестве анодных нагрузок радиоламп и делителей в цепях питания, элементов фильтров, регуляторов громкости и тембра. В эту группу входят постоянные резисторы, сопротивление которых фиксируется при изготовлении, и переменные, сопротивление которых можно плавно менять в определенных пределах.

К резисторам специального назначения, обладающим рядом свойств и параметров относят высокоомные, высоковольтные, высокочастотные, прецизионные, полупрецизионные, миниатюрные.

Полупроводниковые резисторы, в зависимости от назначения, называют терморезисторами, варисторами и фоторезисторами.

Основные характеристики резисторов

Допустимое отклонение величины сопротивления от номинального значения определяются классом точности, и выражается в процентах. Постоянные непроволочные резисторы разделяются на три класса точности:

1% - Р

2% - Л

5% - И- I класс точности

10% - С – II класс точности

20% - В – III класс точности

Это значит, что у резистора класса III, например, с номинальной величиной сопротивления 10 кОм действительная величина может быть 8-12 кОм.

Номинальной мощностью рассеяния резистора, называется наибольшая мощность постоянного и переменного тока, которую резистор может длительное время рассеивать, не изменяя существенно величины своего сопротивления. Наибольшее распространение получили сопротивления на номинальные мощности:

0,125 Вт, 0,25 Вт, 0,5 Вт, 1Вт, 2 Вт, 5 Вт, 10 Вт

Постоянные непроволочные резисторы

К ним относятся:

ВС – высокостабильные;

МЛТ – металлизированные лакированные теплостойкие;

УЛИ – углеродистые, лакированные, измерительные;

КЛМ – композиционные лакированные мегомные.

Непроволочные переменные резисторы

СП – сопротивления переменные

СПО – сопротивления переменные объемные.

Проволочные постоянные сопротивления

ПЭ – проволочные эмалированные;

ПЭВ – проволочные эмалированные влагостойкие;

ПЭВР – проволочные эмалированные влагостойкие регулируемые;

ПТ – проволочные точные

Проволочные переменные сопротивления

ПП – проволочные потенциометры

Задание

Расшифровать маркировку резисторов (см. рис.1,2,3,4):

 

МЛТ – 0,125 – 1 К 5 – И

ВС – I – М 22 – И

МЛТ – 0,5 – Е 68 – В

ПЭ – I 5 – 5 I К – С

МТ – 0,125 – 6 И 8 – И

МТ – 0,125 – I00Е – И

МЛТ – I – 4 К 7 – С

ВС – 2 – М 20 – СА

МТ – 0,25 – I00Е – И

МТ – 0,25 – 4 К 7 – С

МТ – 0,5 – 22 К+ С

МЛТ – 0,5 – Е 68 – В

ПТ – I – 430 К +I%

МТ – 0,5 – 22 К +С

МЛТ – 0,125 – I К – С

ВС -2 – 41 М – И

МТ – 0,25 – 4 К 7 – С

МТ - 2 – К 10 - С

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Устройство пленочного резистора

Рис.4

9

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации