Урок «Вода-основа жизни» (география, 7 класс)
Конспект игры- виктрины по географии
"Вода – основа жизни"
7-е классы
Цели:
активизация знаний учащихся 7-х классов по теме "Гидросфера",
развитие познавательного интереса к предмету, развить представление учащихся о значении воды и необходимости ее сбережения через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в природе, жизни и деятельности человека.
Задачи:
расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном веществе, без которого невозможна жизнь;
способствовать формированию представления о чистой воде, как о величайшей универсальной ценности;
содействовать закреплению у обучающихся желания беречь воду.
Участники: команды 7а и 7б классов, жюри.
Оформление: карта полушарий, физическая карта, глобус, иллюстрации с изображением рек, озёр, водопадов и т.д.
Ход мероприятия
Эпиграф к уроку (слайд 1).
Учитель:
Проходят эры – миллионолетья,
Земля живет, и будет жить всегда,
Пока в артериях ее не иссякает
Источник Жизни – Чистая вода...
Сегодня разговор поведем о воде. Девиз нашего урока: Вода – основа жизни! Наша страна обладает пятой частью мирового запаса воды. И это делает Россию одной из самых богатых в этом отношении государств мира. На земле есть такие регионы, где люди десятками тысяч умирают от голода и болезней, связанных с острейшим дефицитом воды. Казалось бы, при огромном водном запасе России не угрожает проблема дефицита воды. Но чтобы сохранить этот важнейший ресурс, мы должны бережно к нему относиться, так как любые запасы можно исчерпать.
слайд 4
Показ фильма на тему "Вода-основа жизни" (3,5 минут). слайд 3
Сегодняшний урок у нас будет проходить в форме игры-викторины, где у вас будет возможность показать свои знания о воде, о гидросфере в целом.
Индивидуальное задание Королеву Д. (приложение 1.)
Учитель: А теперь начинаем нашу игру. Участвуют команды 7-х классов.
Представление жюри.
слайд 4
Первый конкурс –“Приветствие”.
слайд 5 (Капельки)
слайд 6 (родничок)
Команды должны были придумать название, девиз и эмблему.
Всё оценивается по 1 баллу, кроме того, жюри может добавить 1 балл за оригинальность или слаженность ответа команды.
слайд 7
Второй конкурс "Разминка".
Команды по очереди отгадывают загадки, получая за каждый правильный ответ по 1 баллу. Если команда не отгадала, то отвечают (помогают) болельщики (жюри).
Вопросы командам
1.Я и туча и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
2.Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь!
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)
3. Что значит “снег тает”? (Обращается в жидкое состояние)
4. Где вода стоит столбом? (В стакане)
5. Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, так как ночь разделяет день)
6. Если ласточки летают низко, то это... (К дождю)
7. Что такое исток? (Место, где начинается река)
8. Каких камней нет в море? (Сухих)
9. Где на земном шаре не шел, не идет и вряд ли будет идти дождь? (Южный и Северный полюс)
10. При какой температуре дождь превращается в снег? (0 градусов)
11. По чему утка плавает? (по воде)
12. Сколько дней шел дождь, приведший к всемирному потопу? (40 дней)
13.Много лет в горах подряд снег идёт и сыплет град.
Слой осадков тех велик, а зовут его? (Ледник)
14.В сто морей тот великан,
Он зовётся... (Океан).
15.Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги. (Болото)
16.Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)
17. Кругом вода, а с питьем беда.(Море)
18.С высоты большой срываясь, громко он ревёт.
И, о камни разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад)
19.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море. (Река)
20.На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)
слайд 8
Третий конкурс "Внимание! Вопрос."
Каждая команда получает по вопросу, на который должна дать ответ- объяснение.
слайд 9
1. вопрос
Почему характер разных рек и даже одной и той же реки на всём её
протяжении меняется. Чем это можно объяснить?
слайд 10
ответ: Характер реки бъясняется рельефом той местности, по которой она протекает (по характеру река горная или равнинная).
слайд 11
2 вопрос:
Как климат влияет на питание рек?
слайд 12
ответ:Питание: дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовое.
слайд 13
Четвертый конкурс “Пословица- недаром молвится”. Все мы с вами знаем, что пословицы и поговорки- это мудрость народа, народная правда, мудрые суждения, которые передаются из поколения в поколение.
слайд 14
А теперь предлагаю немного подвигаться и поиграть
Физминутка- игра "Вверх-вниз"
Условие. Все становятся в одну линию и внимательно слушают вопрос. Ведущим буду я. Я буду называть географические объекты разной величины, а вы- показывать величину объекта. Если объект маленький вы должны присесть, большой встать, оч.большой- поднять руки, а если огромный- подняться на носочки, большой и широкий- руки в стороны.
слайд15-28
Пятый конкурс " мини-кроссворд".
1. Какие пресноводные водоёмы созданы человеком:
п |
|
|
д |
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
к |
|
|
|
л |
Ответы: Пруд, водохранилище, канал.
2. Какие пресноводные водоёмы встречаются в природе:
р |
|
|
а |
|
р |
|
|
|
й |
|
б |
|
|
|
|
о |
|
о |
|
|
|
о |
Ответы: Река, ручей, болото, озеро.
3. Какие водоёмы с соленой водой встречаются в природе:
м |
|
|
е |
|
о |
|
|
|
н |
|
п |
|
|
|
|
в |
|
з |
|
|
|
в |
Ответы: море, океан, пролив, залив.
Учитель: Для человека очень важно знать все эти свойства воды, так в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.
слайд 29
Шестой конкурс "Белая ворона" или "Четвертый лишний".
слайд30
1.Река, море, водохранилище, пруд.(море- соленое, остальные- пресное)
слайд 31
2. Канал, водохранилище, пруд, река. (все искусственные, река- естественный)
слайд 32
3. Компот, сахар, сок, вода. (сахар- сыпучее, остальное-жидкость)
слайд 33
4. Устье, приток, исток, порог, залив. (остальное- части реки)
слайд 34
5. Таньганьика, Эльбрус, Байкал, Титикака (Эльбрус-гора, остальное- озера)
слайд35
6. Прозрачная, ароматная, бесцветная, безвкусная (ароматная, остальное- качества воды)
Седьмой конкурс "Шагословы".
Помогите НЕВЕ стать МОРЕМ, ответив на вопросы и заполнив все строчки. За каждый правильный ответ ставится по 1 баллу.
|
Н |
Е |
В |
А |
1. Засеянное поле |
|
|
|
|
2. Углубление в горе |
|
|
|
|
3. Груз, перевозимый на себе |
|
|
|
|
4. Жилище зверей |
|
|
|
|
5. Природная возвышенность |
|
|
|
|
6. Оно было у Федоры |
|
|
|
|
|
М |
О |
Р |
Е |
Ответ: Нива, ниша, ноша, нора, гора, горе.
Восьмой конкурс - конкурс капитанов "Гонка за лидером"
За 1 минуту капитан команды должен дать как можно больше правильных ответов. Объяснять свой ответ не нужно.
Вопросы
1 Вода в твердом состоянии- это ...
2 Сколько океанов на Земле
3 Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый
4 Есть ли вода на луне? (Нет)
5 На каком материке нет рек? (В Антарктиде)
6 Может ли вода течь вверх ? (Да, вода сама поднимается по капиллярам сосудов дерева и доставляет растворенные питательные вещества на большую высоту)
7 Можно ли высушить белье на морозе? (Да, так как лед испаряется)
8 Что изучает наука гидрология? (Гидрология; от греческого «хидор» - вода и «логос»- учение)
9 Каким цветов на физической карте обозначается вода
10. Если посмотреть на глобус, какого цвета на нём больше всего?
Ответ: сине-голубого
11 Можно ли пить воду океанов, морей?
Ответ: нет, потому что она соленая
12 Какая вода пригодна для питья?
Ответ: пресная
13 Как вы считаете, запасы пресной воды ограничены или безграничны?
Ответ: ограничены
14 Может ли человек прожить без воды?
Ответ: нет, не может
15 где зародилась жизнь? Где обитали первые живые существа?
Ответ: в воде
16 Могут ли растения и животные прожить без воды?
Ответ: нет, не могут
Для справки: животные и растения в значительной мере состоят из воды. Процентное содержание воды в растениях и животных варьируется от 50 до 99%.
17 . Что появилось на Земле раньше: вода или жизнь?
Ответ: вода появилась значительно раньше жизни
18. Газообразное состояяние воды-
Ответ: пар
19.Почему лёд плавает в воде?
Ответ: лёд легче воды
20 Как называется совокупность всех водных объектов земного шара? (Гидросфера)
21 Какая вода полезнее для организма – сырая, кипяченная или талая? (Талая)
22 Черное, Азовское, Белое, Средиземное- все это ...
Десятый конкурс называется "Что это?".
Суть его заключается в том, что по названным определениям вы должны отгадать географический термин или понятие. 1 балл присуждается той команде, которая первой даст правильный ответ:
Затяжной, проливной, слепой, грибной, тёплый, холодный, кислотный ... (дождь).
Жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, пресная, солёная, проточная, стоячая, минеральная, газированная, дождевая, талая, морская, родниковая, речная ... (вода).
Подземная, бурная, широкая, спокойная, узкая, извилистая, горная, судоходная, молочная, людская.. (река).
Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, электрическая, магнитная, длинная, короткая, сейсмическая, ветровая, морская... (волна).
Подведение итогов. Награждение команд.Оценивание.
Учитель: Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Сегодняшние дети завтра станут руководителями промышленных предприятий, автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории. А без воды не будет жизни на Земле! Как говорил русский ученый-гидролог Н.Н. Горский: “Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее – недостаток чистой воды”. Из 6 млрд. жителей планеты почти 2 млрд. человек не имеют возможности пить чистую питьевую воду. Мировые запасы питьевой воды могут истощиться из-за нерационального водопользования или загрязнения. К 2050 году 30% населения Земли могут столкнуться с нехваткой питьевой воды.
А закончить наш урок хочется словами того же писателя, со слов которого мы и начинали наше занятие- Антуана де Сент Экзюпери : “Вода! Ты сама жизнь! Ты самое большое богатство на свете! Давайте беречь ее. Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее”.
Приложение 1. "Индивидуальная работа"
Герасименко Светлана Леонидовна