Урок экологии в 5–6 классах «Изучение и охрана растительного мира. Что мы узнали из введения»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
2.Формирование ответственного отношения к учению;
3.Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
1.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2.Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: работа с текстом учебника, анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение и охрана растительного мира
Почему растения надо охранять.
Представляя себе роль растений, мы должны очень бережно относиться к ним и делать все для того, чтобы сохранить на Земле ее растительный покров. Но чтобы сохранить растительный мир, надо знать, что ему угрожает. Диким и культурным растениям одинаково опасны стихийные бедствия: засухи, наводнения, преждевременные или слишком сильные морозы, нападения вредителей. Кроме того, человек с давних пор вырубает леса, чтобы освободить площади под пашни и чтобы получить строительный материал, топливо, разные продукты переработки древесины (например, бумагу).
В последние десятилетия на растительный покров оказывают пагубное влияние отходы промышленности, особенно химической, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей, а также теплоэнергетика. Для посева хлебов распахивают степи и луга. В европейской части страны почти не осталось уже настоящих нетронутых участков степей. В степях и на лугах, в том числе горных, пасут скот, и иногда его так много, что животные не только съедают зеленые части растений, но и вытаптывают их почти полностью. Для получения новых площадей под пашню осушают болота, при этом гибнет болотная растительность, мельчают реки, меняется климат, исчезают животные — обитатели болот и глубоководных водоемов.
Есть и другие опасности. В последнее время очень многие люди увлеклись туризмом, ходят в походы, отдыхают в лесах. При этом отдельные участки сильно вытаптывают, ломают и рубят деревья и кустарники. Нередко от неосторожного обращения с огнем возникают лесные пожары, уничтожающие растительность.
Многие растения очень чувствительны к дыму и ядовитым газам и страдают от их действия.
Лекарственные и красиво цветущие растения постепенно исчезают из растительного покрова той или иной местности из-за массового их сбора. Они не успевают восстанавливаться после усиленного выкапывания, обрывания цветков, вытаптывания.
Изучение растений — основа их правильного использования и охраны. Теперь вам стало ясно, что угрожает растениям. Но как же быть? Ведь нельзя полностью отказаться от использования лесных, луговых и прочих угодий, нельзя не рубить лес и не пасти скот, не развивать отрасли промышленности. Значит, необходим строго научный подход к использованию растительных богатств, рассчитанный на долговременное сохранение растительного покрова. Нельзя распахивать все степи, иначе будет разрушаться и развеиваться черноземная почва, исчезнут степные растения, не следует осушать все болота
Но для того чтобы правильно использовать растительные богатства, необходимо знать строение и жизнь растений, их потребности и возможности. Без этих знаний нельзя обойтись и *при выращивании культурных растений. Поэтому вы и изучаете основы ботаники еще в школе.
При этом вы должны уметь вести себя в природе: не рвать дикорастущих цветов, а лекарственные растения собирать только под руководством взрослых, заботясь о сохранении запасов этих целебных трав. По мере сил нужно помогать лесничествам в деле возобновления и охраны леса. Обязательно нужно принять участие в озеленении
своего города, поселка, пришкольного участка. Нужно научиться смотреть на растения как на живые существа, без которых невозможна жизнь человека, но которые уже теперь просят у человека защиты.
Заповедники и ботанические сады. Для того чтобы сохранить образцы растительного и животного мира в их естественном состоянии, создают заповедники. Это такие территории, которые полностью или частично исключены из хозяйственного использования. Они служат базой для работы ученых-биологов: ботаников и зоологов.
Ученые создают Красные книги, где указаны редкие исчезающие растения, которые нуждаются в охране.
Показать людям разнообразие растений, сохранить редкие виды, вывести новые сорта, переселить растения в новые для них условия помогают ботанические сады. В них ученые создают коллекции растений всего земного шара. Растения из жарких стран выращивают в оранжереях, где круглый год поддерживают достаточно высокую температуру и влажность.
Поясни понятия
ЗАПОВЕДНИКИ. БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ. КРАСНЫЕ КНИГИ.
Вопросы и задания
Л 1. Что угрожает растениям и растительному покрову?
2. Почему мы изучаем ботанику?
3. Что могут сделать школьники в деле охраны растительного мира?
4. Что такое заповедники и для чего их создают?
5.Что такое ботанические сады и зачем они нужны?
Биология — это наука о живой природе, а ботаника — часть биологии, изучающая растения и растительный покров.
Живая природа состоит из четырех царств: животные, растения, грибы, бактерии.
Зеленые растения выделяют кислород, необходимый для дыхания всех живых существ.
Зеленые растения создают органические вещества, необходимые для питания человека, животных, грибов, бактерий.
Дикорастущие растения являются резервом для выведения новых сортов культурных растений.
Использование растительных богатств человеком должно быть спланировано так, чтобы не был нанесен ущерб растительному покрову Земли.
Заповедники — это такие территории, которые исключены из хозяйственного использования с целью сохранения растений и животных в их естественном состоянии.
Ботанические сады позволяют показать людям разнообразие растении, сохранять редкие, выводить новые сорта, переселять растения в новые для них условия.
Влияние человека на растительный мир, охрана растений
Растения зеленая одежда Земли
Значение растений и их охрана
Разнообразие, распространение и значение растений.AVI
Ресурсы:
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Викторов В.П., Никишов А.И. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. Учебник 6класс
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс