12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Самофалова Оксана Алексеевна975
Образование: КГПУ, дефектологический факультет, 2001 г. Работаю в ОКОУ "Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья" 18лет, имею первую квалификационную категорию.
Россия, Курская обл., Курск
7

Роль профессионально-трудового обучения в адекватной интеграции воспитанников в систему современных социальных отношений

Самофалова О. А.,

учитель трудового обучения,

ОКОУ «Курская школа»

Включение воспитанников с особыми потребностями в трудовую деятельность с самого начала развития олигофренопедагогики признавалось одним из главных условий их подготовки к самостоятельной жизни. Профессионально-трудовое обучение коррекционной школы ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно выполнять несложные виды работ на массовых предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.

Многие воспитанники коррекционной школы, имеющие выраженные нарушения интеллекта, сложный дефект, испытывают значительные трудности в овладении навыками по предметам «Швейное дело», «Слесарное дело», «Столярное дело». Поэтому наиболее сложные, а соответственно не доступные большинству детей, виды трудовой подготовки (столярное и слесарное дело) были заменены в нашей школе на более упрощенные профили трудового обучения (ранее - подготовка младшего обслуживающего персонала, в данное время - цветоводство и декоративное садоводство). Шестой класс, в котором я веду занятия, занимается по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство». Данный вид деятельности все более распространяется в коррекционных учреждениях образования как особое направление, способствующее не только развитию потенциальных способностей ребенка с нарушениями в развитии, но и формированию у него новой системы нравственных принципов и овладению стратегий гармоничных взаимоотношений с окружающей средой. Этот вид деятельности способствует формированию у учащихся системы научных и практических знаний и умений о мире природы, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Его можно отнести и к эколого-биологическому направлению в системе образования, поскольку формирует навыки экологического грамотного взаимодействия с живой природой. Преимущество его в том, что оно находится рядом, сосуществует с учащимися в рамках интерьера школьного здания, школьной территории.

На занятиях по цветоводству ребенок испытывает чувство удовлетворенности и радости, когда видит итог своего труда. Этому способствует доступный вид предлагаемой деятельности, вполне конкретный осязаемый, социально одобряемый результат, который видят люди и восхищаются им. Все это легко организовать в процессе занятий цветоводством, так как они органично вплетены в жизнь. Поэтому сам по себе этот вид деятельности уже мотивирован.

Ухаживая за цветами, дети убеждаются в необходимости ухода , и с каждым занятием они не только овладевают новыми навыками и знаниями, но и все больше понимают значение своего труда, труд становится более целенаправленным. Все виды деятельности на занятиях распределены таким образом, чтобы они не отрывались от практических нужд, связанных, во-первых, с объектами, их ассортиментом (комнатные растения в помещениях школы и насаждения в открытом грунте), во-вторых, с сезонностью, в-третьих, необходимостью обеспечить жизнь и процветание этим объектам. И все это становится дополнительным мотивом к освоению данного ремесла.

Вся осень до заморозков посвящена сбору семян и природного материала, делению и пересадке многолетников, посадке луковиц, прополке цветников.

Зимой больший акцент делается на комнатное цветоводство и декоративно-прикладное творчество: изготовление поделок из природного материала, аппликаций, работа с тканью и бумагой.

Из года в год повторяется одно и то же, только на более высоком операционном уровне. И дети прочно осваивают навыки по уходу за растениями, у них намного легче формируются представления о закономерностях развития растений, о производственной классификации (растения открытого грунта и комнатные, однолетние и многолетние), о морфологии (корень, стебель, лист).

Используются разные методы и приемы, показываются плакаты, видеофильмы, презентации. Но наибольшую результативность в освоении материала дает все-таки практическая деятельность. И никакая наглядность не заменит естественные объекты, и не работает так эффективно, как живой организм.

Опыт показывает, что большая часть детей осваивает программу хорошо и приобретает необходимые навыки и умения по уходу за растениями. Полученные знания и навыки позволяют выпускникам рассчитывать на трудоустройство в местном озеленительном хозяйстве рабочими-озеленителями.

Таким образом, трудовая реабилитация – основа интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современное общество. Она обеспечивает развитие общетрудовых навыков, начальную профессиональную подготовку детей и подростков с особыми потребностями.

Опубликовано в группе «Особенности детей с ОВЗ и методы работы с ними»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.